Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2013 в 18:56, реферат
Новое время – это время веры в целесообразность, смысл общественного развития, исторического процесса, в объективный закономерный характер общественного развития, подчиненного логической схеме. Основа целесообразности и целенаправленности – это разум.
Основные проблемы философии Нового времени:
1. связь человеческого сознания с социокультурной средой
2. соучастие человеческого сознания в изменениях исторического процесса
3. автономизация философии истории как особой области знания
Философы этого периода отождествляли себя с просвещенными классами просвещенной Европы. Социальные низы являлись пассивным объектом воздействия философов.
В тоже время в психологии и гносеологии Декарт выступает как идеалист. В теории познания стоит на позиции рационализма. Иллюзии чувств делают ненадежными показания ощущений. Ошибки рассуждения делают сомнительными выводы рассудка. Поэтому начинать необходимо со всеобщего радикального сомнения. Достоверным является то, что сомнение существует. Но сомнение - акт мышления. Может быть, мое тело не существует в действительности. Но я непосредственно знаю, что в качестве сомневающегося, мыслящего я существую. Я мыслю, следовательно, я существую. Все достоверные знания находятся в сознании человека и являются врожденными.
В основе познания лежит интеллектуальная интуиция, которая рождает в уме такое простое отчетливое представление, что оно не вызывает сомнения. Разум на основе этих интуитивных воззрений на основе дедукции должен вывести все необходимые следствия.
Томас Гоббс (1588-1679). Субстанцией мира является материя. Движение тел происходит по механическим законам: все движения от тела к телу передается только посредством толчка. Люди и животные есть сложные механические машины, действия которых всецело определяются воздействиями извне. Одушевленные автоматы могут сохранять полученные впечатления и сравнивать их с прежними.
Источником познания могут быть только ощущения - идеи. В дальнейшем первоначальные идеи перерабатываются умом.
Выделяет два состояния человеческого общества: естественное и гражданское. Естественное состояние основывается на инстинкте самосохранения и характеризуется «войной всех против всех». Поэтому необходимо искать мира, для чего каждый должен отказаться от права на все и тем самым часть своего права перенести на других. Это перенесение совершается посредством естественного договора, заключение которого приводит к возникновению гражданского общества, то есть государство. Наиболее совершенной формой государства Гоббс признавал абсолютную монархию.
Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716). Так как каждая вещь активна, а не пассивна, то есть каждая вещь обладает действием, то каждая из них является субстанцией. Каждая субстанция есть «единица» бытия, или монада. Монада не материальная, а духовная единица бытия, своего рода духовный атом. Благодаря монадам материя обладает способностью вечного самодвижения.
Каждая монада одновременно форма и материя, ибо любое материальное тело обладает определенной формой. Форма не материальна и представляет собой целесообразно действующую силу, а тело есть механическое сила. Каждая монада одновременно есть и основание своих действий, и их цель.
Как субстанции, монады независимы друг от друга. Между ними нет физического взаимодействия. Однако монады не изолированы безусловно: в каждой монаде отражается весь мировой строй, вся совокупность монад.
Развитие есть лишь изменение первоначальных форм через бесконечно малые изменения. В природе везде происходит непрерывный процесс изменения вещей. В монаде происходит непрерывное изменение, вытекающее из ее внутреннего принципа. Бесконечное разнообразие моментов, раскрывающихся в развитии монады, таится в ней. Оно идеально и есть представление.
Свойственную монадам силу представления Лейбниц называет перцепцией. Это есть бессознательное состояние монад. Апперцепция - это сознание собственного внутреннего состояния. Эта способность свойственна только высшим монадам - душам.
В гносеологии опирается на идею о врожденных идеях. Врожденные идеи - это не готовые понятия, а только возможности ума, которые еще должны быть реализованы. Поэтому ум человека похож на глыбу мрамора с прожилками, намечающими очертания будущей фигуры, которую может изваять из нее скульптор.
Выделяет два вида истин: истины факта и истины метафизические (вечные). Вечные истины отыскиваются с помощью разума. Они не нуждаются в оправдании опытом. Истины факта открываются только посредством опыта.
Барух (Бенедикт) Спиноза (1632-1677) учил, что сущность лишь одна субстанция - природа, которая является причиной самой себя. Природа является с одной стороны природой творящей, а с другой - природой сотворенной. Как природа творящая она есть субстанция, или, что тоже самое - бог. Отождествляя природу и бога, Спиноза отрицает существование сверхприродного существа, растворяет бога в природе и тем самым обосновывает материалистическое понимание природы. Обосновывает важное различие между сущностью и существованием. Бытие субстанции одновременно и необходимо и свободно т.к. не существует никакой причины, которая побуждала бы субстанцию к действию, кроме ее собственной сущности. Единичная вещь не следует из субстанции, как из своей ближайшей причины. Она может следовать только из другой конечной вещи. Поэтому всякая единственная вещь не обладает свободой. От субстанции следует отличать мир конкретных вещей. Природа существует сама по себе, независимо от ума и вне ума. Бесконечный ум мог бы постигать бесконечность субстанций во всех ее видах и аспектах. Но наш ум не бесконечен. Поэтому он постигает существование субстанции как бесконечную лишь в двух аспектах: как протяжение и как мышление (атрибуты субстанции). Человек как предмет познания, не составил никакого исключения. Человек - есть природа.
Джон Локк (1632-1704). Человеческое сознание не обладает врожденными идеями. Оно подобно чистому листу, на который записываются знания. Единственный источник идей - опыт. Опыт делит на внутренний и внешний. Первому соответствует ощущение, второму - рефлексия. Идеи ощущения возникают от воздействия на органы чувств вещей. Идеи рефлексии возникают при рассмотрении внутренней деятельности души. Посредством ощущений человек воспринимает качества вещей. Качества бывают первичными (копии самих этих качеств - плотность, протяженность, фигура, движение и т.д.) и вторичными (цвет, вкус, запах и т.д.)
Идеи, приобретенные из ощущений и рефлексии, составляют лишь материал для знания. Для получения знания необходимо обработать этот материал. Посредством сравнения, сочетания и отвлечения (абстракции) душа преобразует простые идеи ощущения и рефлексии в сложные.
Локк различает два вида достоверных знаний: знание бесспорное, точное и знание вероятное, или мнение.
Французское просвещение 18 века.
В историю XVIII в. вошел как эпоха Просвещения. Его родиной стала Англия, затем Франция, Германия и Россия. Для этой эпохи характерен девиз: все должно предстать перед судом разума! Обретающее широкий размах развитие науки, становящейся достоянием широких кругов мыслящих людей, -- вот духовная атмосфера этого времени. Исходные идеи эпохи Просвещения -- культ науки (а, следовательно, Разума) и прогресс человечества. Имей мужество мыслить самостоятельно! -- таков призыв Просвещения. Францию XVIII в. характеризуют огромное количество идейных исканий, научных творческих подвигов и сотрясающих общество политических событий. Страна начала выходить из трясины феодального строя, экономической и политической раздробленности и отсталости, она вступила в период первоначального капиталистического накопления. Просветители, как следует из самого слова, заботились о распространении просвещения среди народных масс. Они боролись за то, чтобы в обществе не было пропасти между бедными и людьми, утопающими в роскоши. В качестве идеала они выдвигали принцип равенства как требование здравого смысла. Выдающимися философами эпохи Просвещения во Франции являются Вольтер, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, К.А. Гельвеции, П. Гольбах, Ж. Д. Аламбер.
Франсуа Мари Аруэ Вольтер (1694-1778). Наиболее важным в философской деятельности Вольтера была его борьба против церкви, религиозной нетерпимости и фанатизма. Вере, основанной на откровении, противопоставил деистическую религию разума. Деизм - это учение, которое признает существование бога в качестве безличной первопричины мира, развивающегося затем по своим собственным законам. Он отверг так называемое онтологическое доказательство бытия бога, но признал значение аргумента, заключающего от целесообразного устройства мира и разумности человека к существованию разумного творца или причины этой целесообразности. Бытие бога также вытекает из необходимости существования высшего начала для человеческой воли и деятельности. Однако Вольтер отвергает все учения так называемых положительных религий о свойствах бога и признает эти учения бездоказательными и ненужными. С другой стороны, Вольтер отверг и атеизм - как учение, опасное для общественного порядка, основанного на институте частной собственности.
Души у человека нет. Все знания произошли из ощущений. Существует и абсолютное знание - логико-математическое и относящееся к морали. Оно для бога так же значимо, как и для человека: существует только одна истина.
Человек свободен, так как имеет сознание своей собственной свободы. Но ни о какой свободе воли речи быть не может, ибо воля подобно мысли есть лишь абстракция, а не реальная сущность. Реален лишь мыслящий и волящий человек, и его свобода лишь там, где он способен делать то, что он хочет.
Жульен Офре Ламетри (1709-1751). За основу всех явлений природы, в том числе и сознания, принимал материальную субстанцию, обладающую протяжением и движением. Все три состояния природы: неорганическое, растительное и животное - он считал различными формами единой материальной субстанции. При этом, органическую природу выводил из неорганической, животную - из растительной, человека - из животной. Материя также обладает способностью чувствовать. Признавал наличие способности чувствовать как у людей, так и у животных.
В теории познания стоял на позиции
материалистического
Ламетри механически истолковывал причины изменения характеров людей и побудительные причины их поведения, сводя эти причины к чисто биологическим факторам.
Дени Дидро (1713-17840). Под субстанцией понимал природу. В соответствии с механистическим естествознанием понимал материю как совокупность тел, обладающих протяженностью, формой, непроницаемостью и движением. Элементами материи считал молекулы, обладающие внутренней деятельной силой и чувственностью. Время и пространство рассматривал как объективные формы существования материи. Время - это последовательность действий, а пространство - сосуществование действий. Движение неотделимо от материи.
Следует различать два вида движения: перемещение и внутренняя активность. Каждая молекула заключает в себе внутреннюю неистощимую силу - источник самодвижения материи. Абсолютного покоя в природе не существует.
Сознание есть свойство материи - основанная на чувственности материи.
В теории познания придерживается материалистического сенсуализма. Познание начинается с ощущений, на основе которых возникает мышление. Всеобщей причиной человеческих ощущений является материальная природа. Теоретические положения постоянно необходимо проверять посредством опыта и наблюдения.
В социальной теории Дидро исходит из идеалистического понимания общественной жизни. Общественные нравы зависят от законодательства и формы правления. Государство, законы которого совпадут с требованиями разума, может создавать условия для нравственной жизни, сделать человека просвещенным, свободным и добродетельным.
Законной властью признавал власть, основанную на соглашении между народом и государем. Народ имеет право свергнуть государя, если тот злоупотребляет своей властью, попирает естественные права граждан.
Клод Адриан Гельвеций (1715-1771). Основной вопрос философии решал в пользу материализма. Гельвеций защищал материалистическое положение, что способность мыслить зависит от физической чувственности и памяти. Физическая чувственность - это способность получать различные впечатления, производимые на нас внешними предметами. Память - способность сохранять впечатления. Подчеркивая достоверный характер чувственных восприятий, Гельвеций настаивал на том, что заблуждения не могут происходить из чувственного познания. Они объясняются различными аффектами, невежеством, злоупотреблением словами и т.д. Деятельность мышления понимал метафизически как комбинацию ощущений. Ум есть результат сравнения между собой ощущений.
Реакционной морали теологов противопоставлял «земную» нравственность. «Общее благо» есть источник добродетели. Это «общее благо» полностью совпадает у него с интересами буржуазии.
Поскольку нравственность зависит от государственного устройства, постольку путь к истинной добродетели состоит в замене законов, вредных для народа, законами полезными (для буржуазии).
Теория воспитания Гельвеция также направлена на идеологическую подготовку буржуазной революции. Ум человека - не дар природы, а результат воспитания. При это под воспитанием он понимает всю совокупность воздействий социальной среды на личность. Однако под социальной средой понимается определенный политический режим.
Причиной развития общества является интерес и себялюбие. Правильно понятое себялюбие обеспечивает соблюдение интересов «разумно» организованного общества. Личное счастье должно быть согласовано с общественным.
Поль Гольдбах (1723-1789). Исходит из признания материального мира. Природа есть не что иное, как совокупность различных движущих сил материи. Общими и первичными свойствами материи являются протяженность, подвижность, твердость, тяжесть, сила инерции. Движение - это способ существования, вытекающий из сущности материи. Материя и движение вечны. Однако Гольбах механически сводил движение к простому перемещению.
Защищал позиции детерминизма. Все наблюдаемые нами явления вытекают необходимым образом из своих причин, независимо от того, знаем мы их или нет. Но так как Гольдбах рассматривал природу как механизм, детерминизм его был метафизическим и механистическим.
Познать истину - значить изучить природу. Мышление вытекает из ощущений. Истина - это соответствие между идеями и вещами. Однако и в гносеологии не смог преодолеть метафизику. Процесс познания рассматривал как сочетание ощущений и понятий.