Философия общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 20:12, реферат

Краткое описание

Проблема общения, ставшая одной из центральных проблем в европейской философии ХХ века, в Испании развивалась в особенно драматическом культурно-историческом контексте, сложившемся из результатов ее прошлого развития, отбросившего страну к началу века на периферию европейской жизни, и тех процессов, которые вслед за тем приведут испанское общество к гражданской войне и диктатуре. Драматизм этой ситуации отразился на понимании проблемы общения одним из интереснейших представителей европейской культуры начала века, философом, писателем и поэтом, Мигелем де Унамуно Хуго (1864–1936).

Вложенные файлы: 1 файл

философия общения.doc

— 97.50 Кб (Скачать файл)

 

Но сострадание может  возникнуть лишь в том случае, если человек, осознавая и одновременно ощущая «субстанциальное существование» самого себя, признает и принимает «субстанциальное существование» другого человека, то есть оказывается способным понять его истинную реальность. Обнаружив субстанциальность другого человека, мы понимаем, что ему, как и нам, должно быть присуще стремление распространить существование своей субстанции в пространстве и бесконечно продлить ее во времени. Понять, почувствовать настоящую, не внешнюю, а глубинную – субстанциональную и персональную – реальность другого человека значит для Унамуно ощутить любовь и сострадание к нему, разделяя с ним общую, скрытую, тайную потребность в бессмертии. Унамуно считает, что человек начинает свое общение с «другим», а тем более с «ближним», с того, что открывает в своей собственной реальности бесконечное томление по бытию перед лицом смерти и, движимый пробудившимся в нем состраданием к самому себе, он в другом человеке предполагает существование такого же томления и преисполняется сочувствием и состраданием к нему. «Мы сочувствуем себе подобным и сочувствуем тем больше, чем больше и лучше чувствуем их подобие нам... За действиями самых близких, мне подобных, других людей я чувствую, или, скорее, со-чувствую такое состояние сознания, какое скрывается за моими собственными действиями. Когда я слышу крик моего брата, в глубине моего собственного сознания просыпается и кричит моя собственная боль». Люди, милосердные к своим ближним, являются такими потому, что они осознали глубину собственной ничтожности, собственной уязвимости и, взглянув после этого уже открытыми глазами на своих ближних и видя их такими же уязвимыми, «понимают, что эти ближние могут быть уничтоженными и сострадают им и их любят».

 

Унамуно, наблюдавший  много зла в социальных процессах, происходивших в испанском обществе, считал, что драматизм жизни современного человека вытекает как раз из того, что он потерял ощущение «субстанциального существования» как самого себя, так и ближнего, а в итоге потерял также способность ощущать любовь и к себе самому, и к ближнему. Он многократно в разных формулировках повторяет это: «Мы больше не любим наших ближних, поскольку больше не верим в их субстанциальное существование. Если бы мы могли погрузиться в наши собственные духовные глубины, мы смогли бы понять, что едва верим в истинное существование наших ближних, в то, что они обладают внутренним духовным миром». Или: «Мы не верим в существование наших ближних потому, что не верим в наше собственное существование, я хочу сказать, в субстанциальное существование». В итоге Унамуно отмечает почти полное отсутствие в окружающей его жизни сострадания, без которого невозможно настоящее общение с другим человеком.

 

Для Унамуно такая  ситуация свидетельствует среди  прочего также и о том, что  современный человек очевидно страдает недостатком воображения. Понятие «воображение» займет большое место в трактовке испанским философом проблемы общения людей, поскольку именно оно позволяет вообразить, представить себе духовную драму «другого». «И это отсутствие воображения, – пишет он, – являющегося наиболее существенной способностью человека, той, которая вводит субстанцию нашего духа в субстанцию вещей и наших ближних, это отсутствие воображения и есть источник отсутствия милосердия и любви». Воображение становится, таким образом, одним из средств духовного общения с другими людьми.

 

Деятельность воображения  получает в системе идей Унамуно  особое значение также в связи  с тем, что он принимает получившую распространение в испанской, в  том числе художественной, культуре формулу католического христианского мировоззрения «жизнь есть сон», от которого человеку предстоит проснуться. Пока же этот «сон» длится, человек, опираясь на воображение, пытается наполнить его, оттягивая таким образом возможность «пробуждения». Унамуно принимает тем самым идею экзистенциальной философии о потребности и необходимости для человека непрерывно творить, создавать себя, но придает ей религиозное содержание, утверждая, что человек при этом постоянно решает проблему собственной смертности и бессмертия, в чем и состоит драма человека-христианина.

 

Роль творческого воображения  в самосоздании человека особенно велика в мировоззрении Унамуно, несомненно, еще и в силу олицетворения  в нем единства философа и писателя. Он настойчиво отстаивает идею о том, что «человек должен сочинять свою жизнь, которая есть сон». И с этой точки зрения самым интимным и истинным в реальности каждого человека он считает не то, каков он есть, а то, каким он себя воображает, «каким он хочет быть». И это также должно учитываться при общении.

 

Эти идеи Унамуно, естественно, определяют и восприятие им другого  человека. Встретившись с этим «другим», движимое «любовным сочувствием» воображение  человека творит, создает то, что  определяет другого человека как  личность, но в процессе этого творчества оно невольно открывает в нем его свойство быть другим «я», то есть мучиться теми же проблемами, которые мучают меня. В то время, как я открываю в «другом» его реальное свойство быть личностью, мое творческое воображение изобретает, сочиняет то, что является определяющим для него как личности, превращает его в «кого-то», то есть в конкретного, единственного и незаменимого, делает из другого человека такое конкретное «я», такую конкретную личность, которая для меня и для всех остальных становится тем действительным человеком, которого мы видим и слышим; то есть речь идет о том, что мы воспринимаем человека сначала внешне и, исходя из этого внешнего восприятия, пытаемся вообразить себе его внутренний облик, и человек, таким образом, становится для нас «братом, настоящим братом». Опираясь на внешние проявления «другого», на его поведение, каждый человек превращает другого человека в «своего другого», воображая себе его внутреннюю жизнь. Так унамуновская идея о необходимости «воображать жизнь, которая есть сон», непосредственно реализуется в понимании проблемы общения с другим, «ближним».

 

Все эти рассуждения  определили понимание Унамуно характера  и содержания человеческого общения. Его первое правило требует «разбудить спящего», то есть способствовать тому, чтобы другой человек, «ближний», живущий внешней жизнью, пробудился и «почувствовал, что душа его находится в клетке и сам открыл бы для себя собственную субстанциальность, а вместе с этим и желание сделать нас незаменимыми и не заслуживающими смерти». Все это дало впоследствии основание испанскому философу П.Лаину Энтральго считать, что основным требованием унамуновской «этики сосуществования» является «агрессивное милосердие», то есть настойчивое стремление пробудить в человеке потребность обратиться к размышлениям о глубинных проблемах человеческой жизни и, естественно, в первую очередь, о проблеме смерти и бессмертия. Идея «пробуждения» человека, отдельной человеческой личности, вовлечение его, прежде всего, в осмысление драматизма его существования в мире станет одной из ведущих идей в философии XX века. Вся творческая деятельность самого Унамуно – философа, писателя, общественного деятеля, ректора Университета Саламанки – была направлена на такое «пробуждение» своих соотечественников.

 

Как уже было отмечено, из всей совокупности человеческого общения – социального, политического, духовного и других его форм – особое внимание Унамуно привлекает общение людей, происходящее в области духа. Одной из форм такого общения для него является общение через литературное творчество, полем которого являются литературные произведения писателя, высказанные им идеи, выраженные им чувства, в том случае, когда они находят сочувствие современников и потомков и служат их «пробуждению». Он приводит в пример Шекспира, одного из любимых своих писателей. Когда-то существовал «экзистенциальный Шекспир», то есть человек, в свое время реально живший и творивший. И каждый, кто во все последующие века на всем пространстве земли читает его произведения, принимает в себя часть его души, ее боли, ее страданий, в результате чего в «душе человечества» возникает новый Шекспир, преобразованный и дополненный. «И этот новый Шекспир, этот

Шекспир, живший благодаря  своим произведениям в умах и  сердцах многих поколений людей  в самых разных странах», как бы привносит новую жизнь в «субстанцию Шекспира». Ведь каждый человек, живя прежде всего в своих потомках по плоти, живет также и в тех, кто воспринимает токи его духа, и, следовательно, даже не будучи их современником, общается с ними через свои произведения. Унамуно неоднократно подчеркивает, что к нашим «ближним», к тем, с кем мы общаемся, он причисляет не только людей живых, но и уже умерших, в тех случаях, когда часть их душевных исканий остается с нами в нашей жизни. Идея о том, что жизнь человека продолжается благодаря его творениям в душах других людей, также связана с центральной интенцией философских размышлений Унамуно: ведь это один из возможных путей к бессмертию.

 

Общение, основанное на творчестве, Унамуно находит не только в литературе, но и в философии. Он обращает особое внимание на то, что философское общение несет в себе не только смысловое, интеллектуальное содержание, но и целую гамму эмоциональных смыслов. Он, как уже было отмечено, видит в философе не только мыслителя, но и человека, с его страстями, тревогами и надеждами. И этот присутствующий в философе человек для него не менее важен, чем мыслитель. Унамуно вообще считает, что великие философские идеи идут из сердца, даже те, которые нам кажутся весьма далекими от сердечных волнений. В этой связи он упоминает о существовании «сердечных корней», которые в благородной и великой душе Исаака Ньютона послужили основой открытия носящего его имя бинома. А также о токах страсти, циркулирующих в глубинах «Этики» Спинозы и «Критики практического разума» Канта, этих двух «вечных творений» человеческой жизни, ставших таковыми благодаря тому, что «имели начало не в голове, а в сердце их авторов». «Тот, кто способен читать и чувствовать прочитанное, за сухими формулами еврея из Амстердама, в глубинах его строго алгебраически выраженных суждений ощутит гораздо больше страсти, гораздо больше душевного тепла и внутреннего огня, чем в большинстве сверкающих вспышек тех, кто слывут за людей, живущих чувствами». Такой далеко не традиционный подход к философскому произведению открывает новый аспект в многосложной проблеме философского общения.

 

Вполне естественно, что, придавая такое большое значение духовному общению, Унамуно уделяет  внимание анализу языка как средству общения. В начале ХХ века интенсивно развивалась лингвистика, в большой степени под воздействием общелингвистической теории Ф. де Соссюра. В исследовании языка возникли два направления: рассмотрение языка как элемента речевой деятельности, элемента, внешнего по отношению к индивиду и его индивидуальной языковой деятельности, и анализ языка как живой реальности, существующей в процессе постоянного становления и изменения. Унамуно не участвовал в обсуждении строго лингвистических проблем. Но его рассуждения о языке дополняют попытки, представленные прежде всего в экзистенциально ориентированных философских учениях, рассмотреть язык как способ выражения конкретным человеком его внутренней самости.

 

В ранних работах Унамуно, когда он связывает подлинную  субстанцию человека с «тайной» последнего, с глубинной, невидимой жизнью души, его в общении в первую очередь интересует молчание. В диалоге же, в разговоре его привлекает не столько его смысловое содержание, сколько происходящее в нем экзистенциальное общение людей. Он обращает внимание на то, что часто приходится наблюдать обсуждающих что-то и даже спорящих людей, каждый из которых, излагая свое мнение по тому или иному вопросу, на самом деле пытается не столько доказать свой тезис, сколько пробиться к душе другого. «Для каждого из них важно не то, что другой думает, а то, что он собой представляет; не каковы его суждения, а каков он сам». И часто, когда двое разговаривают на вид задушевно и доверчиво, они говорят обо всем, кроме того, что беспокоит и занимает обоих. Ими руководит и придает им духовную общность какая-то идея или какое-то чувство, но о них-то они говорят меньше всего. Их объединяет тайна, но оба молчат о ней. Часто, присутствуя при разговоре двух близких друзей, связанных крепкими и неразрывными узами, мы удивляемся тому, что не все понимаем в их речи и тому, что тон их разговора часто не совпадает с его содержанием. Унамуно объясняет это тем, что говоря об одном, оба они думают и умалчивают о другом, и рассуждая на очевидную и поверхностную тему, на самом деле приобщаются к глубокой тайне. Эта тайна, которую каждый из нас, осознавая или нет, носит в себе, образует потаенный, скрытый мир, из которого к нам приходят «голоса молчания». Итак, общая тайна людей -стремление к бессмертию, но, хотя ничто не объединяет их больше, чем эта тайна, они никогда не открывают ее друг другу, даже не упоминают о ней. О ней они умалчивают.

 

Отсюда то большое  внимание, которое Унамуно придает  в диалоге молчанию. По мнению Унамуно, оно может оказаться большим  «разоблачителем», чем произносимые слова. Подлинная тайна невыразима, поскольку в словах утопает искренность говорения; поэтому когда мы облекаем тайну в слова, она не только не перестает быть тайной, но зачастую становится ею в еще большей мере. Именно поэтому существуют люди, которые, как кажется на первый взгляд, говорят все и рассказывают обо всем, однако оказывается, что именно они-то умалчивают о глубинной, экзистенциальной жизни человека больше, чем другие.

 

И тем не менее, особенно в более поздних работах, Унамуно  придает огромное значение в общении слову. Ведь недаром он говорит, что кастильское Слово под пером Сервантеса в «Дон Кихоте» принесло Испании больше пользы, чем шпага Хуана Австрийского в битве при Лепанто. Он вспоминает о том, какое значение придается слову в Библии; начавший свою университетскую карьеру как преподаватель греческого языка и греческой литературы, он большое внимание уделял анализу слова Сократа; считая, что подлинным народным испанским университетом являются кафе и городская площадь, тертулии и неожиданные встречи друзей, то есть неформализованное, свободное общение, Унамуно провозглашает испанцев наследниками сократовских традиций; наконец, всегда тяготея к «живой филологии», которую он понимает не как «эрудированные исследования», а как любовь к речи, к слову, он пишет, что «каждый язык скрыто несет, лучше сказать, воплощает в себе определенную концепцию универсальной жизни, а вместе с ней чувство (ведь мы чувствуем с помощью слов), согласие, философию и религию... Так называемая философия, что это, как не история универсальной человеческой мысли, воплощенная в слове?» А раз так, то «думать по-испански значит думать то, что думал этот язык, желать того, что он желал».

 

Так в размышлениях Унамуно  наряду с проблемой индивидуального  общения появляется проблема общения  общенационального, а вместе с ней возникает новый аспект осмысления языка. Если «подлинное общение рождается из духовной, словесной общности», пишет он, а последняя, в свою очередь, возникает из общего понимания национального смысла, «общего и собственного одновременно», то живой, действительно живой язык также должен быть одновременно индивидуальным, национальным и универсальным. Унамуно считает, что он должен быть также «диалектным», причем происхождение этого последнего слова он ведет от слов «диалог», то есть разговор и взаимопонимание. И даже от слова полемика, которую он определяет как «согласие в разногласиях». Он настаивает на том, что каждый человек должен формировать, реформировать и трансформировать свой собственный язык-диалект, индивидуальный и региональный, внутри общего языка и, обогащаясь от него, обогащать его, в свою очередь. Ведь «вся испанская цивилизация, вся экономика, все право, все искусство, вся мудрость, вся испанская религия коренятся в тайнах испанского языка». Таким образом соотношение индивидуального и национального оказывается вполне гармоничным, и общение индивидов внутри национального и через национальное (например, язык) не встречает препятствий.

Информация о работе Философия общения