Философия общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 10:39, лекция

Краткое описание

Сложность и неоднозначность современных социальных процессов ставит вопрос о новом уровне обществознания. В связи с этим в данном сборнике авторы, сохраняя всё рациональное, присущее формационному подходу к социально-философскому анализу общества, одновременно применяют и цивилизационный подход, что позволяет нетрадиционно осветить многие проблемы развития социума (место и роль техники в обществе, предназначение и функции государства, специфика различных форм общественного сознания и т.д.).

Содержание

Предисловие……………………………………………………....…4

Природа социальной реальности и основные
стратегии её исследования в философии………………………………5

Социальная структура общества……………………………………7

Основные проблемы политической философии………………….10

Общество как развивающаяся система……………………………13

Предмет и структура философии истории………………………..16

Техника и её роль в истории цивилизации………………………..19

Философия культуры……………………………………………….22

Вложенные файлы: 1 файл

phil.doc

— 192.50 Кб (Скачать файл)

 

Темы рефератов

 

  1. Теория социальной стратификации и социальной мобильности П. Сорокина.
  2. Основные типы социальных структур.
  3. Микросоциальная структура общества.
  4. Демографическая структура общества.
  5. Поселенческая структура общества.
  6. Профессионально-образовательная структура общества.
  7. Классы и классовые отношения в XX веке.
  8. «Восстание масс» как феномен XX века.
  9. Человек в мире социальных общностей.
  10. Народ как социальная общность.
  11. Учение К. Маркса о классах и классовой борьбе.
  12. Проблема «массового индивида» в философии XX века.
  13. Становление и основные типы семьи.
  14. Понятие массы и толпы в современной социальной философии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

 

Основные понятия

 

Политика, политическая система, право, власть, государство, правовое государство, суверенитет, гражданское общество, республика, монархия, демократия, федерация, конфедерация, унитарное государство, политический режим, авторитаризм, тоталитаризм, партии, общественные организации, профсоюзы, политическая элита, политическая культура, идеология, политическое насилие, война, мир, избирательная система, легитимность

 

Содержание  темы

 

– политическое бытие общества, понятие политики;

– политика и право;

– государство - основной элемент политической системы общества;

– концепция правового государства;

– признаки и функции государства;

– типы и формы государства;

– государство и гражданское общество;

–политика, право и нравственность в современном обществе;

– политические партии и общественные организации

 

Вопросы для  самоконтроля

 

  1. Что представляет собой политическая система общества и каковы её основные элементы?
  2. Чем отличается политическая наука от политической философии?
  3. В чём заключается сущность политической власти?
  4. Что лежит в основе властных отношений?
  5. Какова структура политической власти?
  6. Каким является соотношение политики и власти?
  7. Каковы причины возникновения и признаки государства?
  8. Какие существуют типы и формы государства?
  9. Какие функции осуществляет государство в обществе?
  10. Что представляет собой гражданское общество и какова его связь с государством?
  11. Что представляют собой политические партии?
  12. Каковы типы политических партий?
  13. Каковы функции политических партий в политической системе общества?
  14. В чём состоит политическая роль общественных организаций и движений?
  15. Раскройте сущность политического насилия?
  16. В чём заключается сходство и различие правового государства и тоталитаризма?

 

Практические  задания

 

  1. Покажите на примерах, почему политические партии как организации связаны с более широкими социальными общностями, чем профессиональные союзы. Что является социальной основой политических партий и профессиональных союзов?
  2. Согласны ли Вы с утверждением, что появление государства как такового можно считать определённым завоеванием человеческой цивилизации? В какую историческую эпоху появились первые государства?
  3. Выделите отличительные черты тоталитарных политических режимов. Является ли возникновение таких режимов чем-то случайным или на это существуют объективные причины?
  4. Определите специфический признак власти. Что представляет собой политическая власть? Приведите примеры её проявления в обществе.
  5. Известно, что отношения власти предполагают наличие субъекта и объекта (или другого субъекта). В отношениях между какими субъектами возникает власть?
  6. Английский мыслитель XVII века Т. Гоббс в своей работе «Левиафан» развивал тезис о том, что государство является «искусственным человеком, хотя и более крупным по размерам и более сильным, чем естественный человек». Правомерна ли, на Ваш взгляд, такая аналогия государства и человека? Обоснуйте свой ответ.
  7. Объясните соотношение понятий политики и идеологии. Приведите примеры взаимосвязи политики и идеологии из истории и современности.
  8. Какой философ ввёл впервые в научный оборот термин «гражданское общество»? Что представляет собой гражданское общество? Приведите примеры наиболее важных структурных единиц гражданского общества в экономической, социальной, политической и духовной сферах.
  9. Согласны ли Вы с утверждением о том, что государство по своей природе является формой организованного насилия? Каковы, по Вашему мнению, негативные и положительные черты политического насилия?
  10. Как считал известный социолог XX века Макс Вебер, «государство есть то человеческое сообщество, которое внутри определённой области … претендует (с успехом) на монополию легитимного физического насилия». Согласны ли Вы с мнением М. Вебера, что ярко выраженным признаком государства является насилие?
  11. Древняя Греция, как известно, имела богатый опыт демократии. В период расцвета древнегреческой демократии, при Перикле, граждане собирались 40 раз в год, в собрании мог участвовать всякий свободный афинянин и мог предложить к обсуждению любой вопрос. Но почему Платон и Аристотель негативно относились к демократии? В чём, по Вашему мнению, заключается существенное отличие современной демократии от античной?
  12. Как Вы думаете, почему даже в современном демократическом обществе степень свободы человека определить очень сложно? Что, по Вашему мнению, ограничивает свободу человека? Почему нельзя противопоставлять друг другу свободу и власть?
  13. Раскройте смысл важнейшего постулата макиавеллизма «Цель оправдывает средства». Используется ли этот принцип в политике глав современных государств? А как, по Вашему мнению, должны соотноситься политика и мораль? Что собой представляют принципы нравственной ответственности политического деятеля?
  14. Как известно, история человечества – это прежде всего история войн. Означает ли это, что война вытекает из самой природы человека и общества? Или же войну следует рассматривать как продолжение политики иными средствами? Действительно ли информационные и телекоммуникационные революции в современном обществе превратили войну из соревнования в грубой силе в соревнование умов?

 

Темы рефератов

 

  1. Политика и власть.
  2. Политика и мораль
  3. Тоталитаризм и демократия.
  4. Государство как политический институт общества.
  5. Концепции происхождения и сущности государства.
  6. Человек и государство.
  7. Типы и формы государства.
  8. Основные концепции власти.
  9. Власть как философский, психологический и социологический феномен.
  10. Свобода и рабство как проблема политической философии.
  11. Реализм и идеализм в политике.
  12. Оценка феномена войны в мировых религиях.

 

Тема 4. ОБЩЕСТВО КАК РАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА

 

Основные понятия

 

Система, социальная система, социосинергетика, порядок, хаос, закон, необходимость, случайность, самоорганизация, движущие силы истории, источник развития, противоречие, интерес, социальный конфликт, межличностный конфликт, социальная группа, класс, нация, личность, элита, народ, масса, толпа, революция, эволюция, насилие, ненасилие, общественный прогресс

 

Содержание  темы

 

– специфические черты общества как саморазвивающейся системы;

– закономерности общественного развития;

– историческая необходимость и свобода личности;

– источники и движущие силы социальной динамики;

– природа социальных противоречий;

– революция и эволюция в общественной динамике;

– понятие субъекта исторического процесса;

– концепция элит в современной социальной философии;

– феномен массового общества

 

Вопросы для  самоконтроля

 

1. Каковы специфические  черты общества как саморазвивающейся  системы?

2. Назовите мыслителей, предметом исследования которых  была проблема системности общества.

3. В чём отличие  общественных законов от законов  природы?

4. Что выступает в  качестве источников социального  развития?

5. Каков смысл понятия  «движущая сила истории»?

6. Раскройте смысл  понятий «волюнтаризм» и «фатализм».

7. В чём сущность социального конфликта?

8. Назовите пути и способы разрешения социальных конфликтов.

9. Дайте определения понятий «революция» и «эволюция».

10. Назовите объективные и субъективные факторы исторического процесса.

11. Назовите представителей теории ненасилия.

12. Сформулируйте основную идею теории ненасилия.

13. Какие законы общественного развития были сформулированы Марксом?

14. Назовите субъектов исторического процесса.

15. Какова основная идея концепции элит в современной социальной философии?

16. В чём сущность феномена массового общества?

17. Назовите критерии  общественного прогресса.

 

Практические  задания

 

1. Почему важнейшей чертой общества является его самодостаточность? Обоснуйте свой ответ с помощью конкретных примеров.

2. Как известно, источниками социального развития являются внутренние противоречия. Что такое противоречие? Какова природа социальных противоречий? Приведите примеры разнообразных социальных противоречий.

3. Почему в историческом  развитии общества конфликты  часто являются средством проявления социального насилия? Приведите примеры, подтверждающие тот факт, что социальное насилие олицетворяет агрессивность и деструктивность в обществе, а также господство одной воли над другой, иногда угрожающее человеческой жизни.

4. Проанализируйте различные подходы, сложившиеся в социально-философской мысли к проблеме соотношения исторической необходимости и свободы. Какой из этих подходов соответствует Вашей собственной точке зрения? Обоснуйте свой ответ.

5. Важнейшей особенностью человеческого общества является непредсказуемость и нелинейность развития. Означает ли это, что учёные вообще не могут строить модели социального прогнозирования и социальный мир является абсолютно произвольным и неуправляемым?

6. В социальной философии  сформировались различные подходы относительно вопроса об источниках социальной динамики. Определите эти подходы. В чём сущность марксистского понимания источника социальных трансформаций, а также альтернативных точек зрения М. Вебера и П. Сорокина?

7. К. Маркс полагал, что развитие общества представляет собой естественноисторический процесс. Объясните, почему этот процесс, с одной стороны, является естественным, а с другой – историческим.

8. Специфика социологических законов предполагает необходимость различения объективных и субъективных факторов истории. Что следует понимать под этими факторами? Определите основные философские подходы к решению проблемы соотношения объективных и субъективных факторов общественного развития.

9. Исторический опыт  свидетельствует о том, что  для общественной жизни, как  и всего окружающего мира, характерно  диалектическое взаимопроникновение необходимого и случайного. Как Вы думаете, каким образом возникают случайности в общественной жизни? Какова их роль в обществе? В каком смысле можно говорить о фундаментальной роли случайности в общественном процессе?

10. Выделите различные  подходы к проблеме соотношения  революции и эволюции в общественном развитии. Согласны ли Вы с утверждением, что революционное и эволюционное оказывается неразрывно связанными, переплетёнными не только в историческом процессе, но и в конкретных локальных явлениях? Приведите конкретные примеры.

11. По мнению многих  мыслителей, социальные революции  носят закономерный характер. Какую роль, по Вашему мнению, выполняют социальные революции в обществе: прогрессивную или регрессивную? Обоснуйте свой ответ.

12. Как известно, в социологической  литературе длительное время  господствовала идея беспредельных  возможностей общественного прогресса. Однако произошедшие в современном обществе изменения поставили под сомнение традиционную прогрессистскую концепцию, предупреждая человечество о пределах роста. Назовите современные концепции, раскрывающие проблему пределов общественного развития.

13. Проблема превращения  толпы в народ как совокупность  личностей, поставленная марксизмом, до конца не решена и сегодня. Почему именно в современный период эта проблема является чрезвычайно актуальной? Как Вы думаете, способны ли современные люди оказать определяющее воздействие на выбор пути дальнейшего исторического развития, или они представляют собой толпу, ведомую демагогами?

14. В современном мире особенно активным субъектом общественного развития является нация. Можно ли утверждать, что обязательным результатом  национальных движений является прогрессивное изменение общества? Или же в истории могут иметь место иные ситуации? Подтвердите свой ответ примерами.

15. Решающая роль народных  масс, классов, этносов в истории  не означает отрицания или принижения роли отдельных людей, как выдающихся личностей, так и каждого индивида. Какова, по Вашему мнению, роль любой личности в историческом процессе? При каких условиях выдающаяся личность оказывает заметное воздействие на ход общественного развития?

 

Темы рефератов

 

  1. Историческая необходимость и случайность: их соотношение.
  2. Революционное и эволюционное в историческом процессе.
  3. Проблема субъекта и движущих сил общественного развития: народ, масса, толпа, элита.

5. Общественный прогресс и его критерии.

7. Концепция элит в  современной социальной философии.

8. Роль интеллигенции  в современном обществе.

9. Национальные движения  и общественный прогресс.

Информация о работе Философия общества