Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 23:45, лекция
1. Понятие диалектики, ее исторические формы.
2. Диалектика как система философского знания.
3. Диалектическая и метафизическая концепции развития.
Основным в диалектической философии является понятие развития. Можно сказать, что развитие —это одно из проявлений движения (изменения) в мире. Будучи порождением связей и взаимодействия, оно представляет собой поступательное восхождение от низшего к высшему, от простого к более сложному. Ему присуща и такая черта (признак), как необратимость (в отличие, например, от монотонного, по сути своей колебательно-возвратного движения маятника часов). В ходе развития происходит переделка структуры и смена свойств предмета. Развитие всегда характеризуется комплексностью изменений, их системным характером, направленностью процесса (наличие тенденции, вектора). Типичными примерами развития являются жизнь индивида (детство, отрочество, юность и т.д.), движение всемирной истории (отдельные эпохи и периоды в ней), рост растения (семя, цветок, стебель) и т.д.* (Развитию предшествует становление, — тот период, когда происходит возникновение объекта, его движение к самостоятельному существованию.) О развитии можно говорить и применительно к человеческому мышлению, ко всей его познавательной деятельности. Следует иметь в виду, что развитие не есть некая плоская эволюция, какая-то прямая линия. В нем всегда присутствуют скачки и зигзаги, неравномерность, обратные движения и т.п. Развитие - это единство эволюции и революции, прогресса и регресса, прерывного и непрерывного. Особенно ярко это проявляется в общественной жизни, где отнюдь не любой шаг человечества является прогрессивным, т.е. укрепляющим жизнеспособность общества, его социальные и культурные основы.
Диалектика оперирует и многими другими понятиями, часть которых будет названа и раскрыта нами несколько ниже.
Кроме понятий диалектика как система включает в себя и принципы. Под ними принято понимать исходные положения философской теории развития, которые выполняют роль ориентиров в познании. Принципы, или "элементы" диалектики, выведены из внешнего мира и являют собой обобщенный результат познания этого мира человеком. Важнейшими среди них принято считать принцип связи всего со всем, противоречивости всего сущего и развития (изменчивости) всего в мире. В.И.Ленин в своей работе "Философские тетради" выделил и охарактеризовал 16 "элементов" диалектики, показал их роль в познании. Будучи усвоенными, эти принципы составляют ткань диалектического мышления человека.
В систему диалектики входят и ее основные законы. (Понятие закона употребляется в философии, как правило, в двух смысловых значениях. Во-первых, под законом понимаются общие, устойчивые и необходимые связи (отношения) между предметами и явлениями окружающего мира. Это, например, закон всемирного тяготения, закон естественного отбора, закон спроса и предложения в экономике и т.д. Все это — законы объективного материального мира, которые исследуются теми или иными науками. Во-вторых, под законом понимают систему теоретических знаний, в которых отразились познанные связи и отношения внешнего мира. Это уже есть законы науки, к которым она пришла в своих исследованиях. В научном познании применяется также понятие закономерности, под которой принято подразумевать совокупное действие целого ряда законов в ходе развития какого-либо процесса. Для диалектики, как теории единства и развития, важнейшими являются такие вопросы, как "Что является источником развития?", "Как происходит развитие?", "Куда направлено развитие?". Соответственно, в ней сформировались три основных закона, которые в свое время были разработаны Г.Гегелем средствами философского идеализма. Все они имеют большую познавательную ценность, раскрывая те или иные отношения и зависимости в окружающем мире.
Закон единства и взаимодействия (борьбы) противоположностей называют иногда "ядром" диалектики. Дело в том, что в его рамках раскрываются и исследуются внутренние и внешние источники развития материального мира ("Что является источником развития?"). Сам же процесс развития предстает как взаимодействие и переплетение противоположных начал мира, их взаимовлияние. Подчеркивается особая роль противоречия как "двигательной силы" развития. (Под противоречием философия понимает взаимодействие противоположных сторон целого — начал, сил и тенденций, которые находятся в единстве и одновременно отрицают друг друга*). (* Для "ходячего" рассудка противоречие есть, по словам Г.Гегеля, "изъян, недостаток или погрешность этой вещи". Для диалектического же мышления противоречие — это естественный способ существования вещи.)
Этот закон диалектики гласит, что развитие объективной реальности (и процесс ее познания) осуществляется путем "раздвоения" единого на противоположности и их взаимодействия. Закон носит всеобщий характер, так как проявляется в развитии природы и общества, в жизни индивида, в ходе самого человеческого мышления и познания.
Диалектика подчеркивает, что в ходе взаимодействия противоположностей изменяются не только стороны предмета, но и весь предмет в целом. (Подчфкнем, что это возможно лишь тогда, когда противоположности находятся в состоянии взаимодействия, проникновения и отрицания друг друга, а не в изолированной неподвижности). В итоге и происходит развитие, т.е. обретение предметом качественно новых признаков, свойств и структуры. Верх берет та сторона, которая является более жизнеспособной и прогрессивной, и тем самым происходит разрешение противоречия. Теория Ч.Дарвина убедительно показала, например, что в рамках противоречия между живыми организмами и средой их обитания выживали лишь те особи, которые несли в себе наибольший жизненный потенциал. Разумеется, в общественной жизни противоречия имеют несравненно более сложный и запутанный характер. Но и в обществе очевидно действие противоположных сил, сторон и тенденций (знание и незнание, богатство и бедность, добро и зло), которые придают общественной жизни неуспокоенность и динамику, порождают изменения в ней.
Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений раскрывает механизм развития ("Как оно происходит?"). Диалектика характеризует всякий предмет с точки зрения его свойств, и в этих целях она применяет понятия качества и количества. Само по себе свойство — это характеристика предмета, проявляющаяся в его отношениях с другими предметами. Качество представляет собой единство важнейших и необходимых свойств предмета, которые раскрывают его природу и определенность в мире. Всякая вещь имеет лишь одно основное качество. Так, стакан — это "инструмент" прежде всего для питья, а автомобиль является средством для передвижения. Понятие же количества указывает на степень развития свойств (качества) предмета, что проявляется в его весе, размерах, длине и т.д. Каждый предмет является противоречивым единством качественного (устойчивого) и количественного (неустойчивого) начал. Это единство сохраняется, но лишь в рамках определенного интервала, называемого в философии мерой. (Ведь если к названным нами предметам (стакан, автомобиль) прибавлять все новые и новые характеристики, то в итоге эти предметы утратят свое качество и перестанут быть самими собой).
Диалектика утверждает, что на определенной ступени существования предмета под воздействием количественных накоплений (вещества, энергии, информации) наступает скачок как процесс перехода предмета в принципиально иное состояние (качество). Скачок — это решающий поворот в развитии, в истории предмета. Он играет особую роль, поскольку в ходе его предмет перестает быть самим собой и переходит в свою противоположность (молодое — старое, жизнь — смерть и т.д.). Удачно иллюстрирует действие этого закона в природе такая наука, как химия. Она показывает, например, что при прибавлении к молекуле кислорода всего лишь одного атома образуется озон как совершенно иное вещество с другими свойствами, вплоть до запаха. В связи с этим Ф.Энгельс называл химию наукой о качественных изменениях вещей, происходящих в ходе изменения их количества.
Закон отрицания отрицания раскрывает формы и тенденции процесса развития ("Куда оно направлено?"). Особую познавательную роль в данном случае играет понятие отрицания, под которым в диалектике понимается преодоление (вытеснение) старого новым, более совершенным и жизнеспособным. Разумеется, отрицание всегда включает в себя ломку старого, но основное в нем все же — утверждение новизны. Без отрицания нет никакого развития, вот почему оно является движущим началом изменений. Отрицание носит всеобщий характер, проявляясь не только в природе (например, развитие стебля растения из зерна), в обществе (смена способа производства, исторических эпох), но и в жизни каждого человека (смена возраста, процесс познания и деятельности). Само развитие предстает как единство повторяющегося и поступательного. и поэтому оно часто изображается в форме спирали, которая символизирует собой единство восхождения и повтора.
Следует заметить, что развитие, как восходящий процесс, возможно лишь при так называемом конструктивном отрицании, т.е. при сохранении и синтезе всего того позитивного и жизнеспособного, что имело место в прошлом и что удерживается ("снимается") для будущего. В противном случае будет происходить "зряшное" отрицание, т.е. простое отбрасывание, игнорирование прошлого. В общественной жизни формой проявления такого отрицания является нигилизм как установка на выражение разрушительного, а не конструктивного начала в человеке, отрицание всего и вся. Нередко он проявляется в среде молодежи, которая находится в стадии социокультурного становления и поэтому отличается излишним максимализмом, радикальностью суждений и оценок.
Названные нами законы диалектики "схватывают" реальные связи и процессы материального мира и поэтому имеют большое познавательное значение. Выделение и познание этих законов является, без сомнений, одним из достижений философской мысли. Однако в окружающем мире кроме линейного (спрямленного, однонаправленного) развития существуют и другие типы изменений (хаотическое, колебательное, турбулентное и др.), которые требуют иных теоретических средств познания. Поэтому законы диалектики, конечно же, не могут восприниматься как некое абсолютное и завершенное философское знание о связях и процессах развития в мире.
Изложенные нами выше понятия, принципы и законы дают возможность сформулировать основные идеи диалектики как ее своеобразный вывод, итог. Таковыми являются, во-первых, идея связи всего со всем, что подтверждается историей развития мира и данными естественных и общественных наук. Во-вторых, это идея противоречивости мира как фундаментальный принцип и условие его существования. И в-третьих — идея изменчивости всего существующего в этом мире. Суммируя, можно сказать, что материальный мир не есть некая сумма независимых друг от друга вещей, а представляет собой систему различных взаимодействий и процессов. Мир — это огненный поток, говоря словами Гераклита. Диалектика, как метод философского мышления, запрещает изолированное. одностороннее и искаженное рассмотрение предметов. Все они вовлечены во всемирный процесс взаимодействия друг с другом и не могут быть по-настоящему познаны, если рассматриваются каждый в отдельности.
Будучи системой философского знания о связях и развитии материального мира, диалектика выполняет ряд функций, в которых и проявляется ее значение. Назовем и охарактеризуем наиболее важные из них.
Мировоззренческая функция означает, что диалектика, как теория, есть картина того, как мир взаимосвязан и как он движется, меняет свои состояния. Однако в мире существуют разные типы движения, о чем мы заметили выше. Именно поэтому не следует воспринимать развитие лишь в виде какой-то прямой линии, лишенной противоречий, скачков и зигзагов. На самом-то деле жизнь всегда богаче любых представлений и теорий о ней.
Методологическая ("поисковая") функция выражается в том, что диалектика является философским методом, инструментом познания мира человеком. В ней воплощен (в виде идей и принципов) опыт такого познания. Освоение этого опыта мыслящим индивидом и есть путь формирования культуры диалектического мышления (например, умение выделять в обществе его связи, динамику, противоречия и т.д.).
Диалектика выполняет также прикладную ("жизненно-практическую", или "технологическую") функцию. Будучи системой теоретических знаний о связях и развитии, диалектика дает человеку исходные ориентиры в его практической деятельности (например, правильное определение своего отношения к прошлому страны, выявление противоречий и проблем и т.д.). Такие знания помогают предвосхищать развитие событий, анализировать противоречия и тенденции (например, в политической жизни общества), выдвигать проекты, направлять ход социального развития.
Все сказанное выше о диалектике можно облечь в ее краткую формулу: Диалектика = теория связей и развития + метод философского мышления. Этим самым подчеркивается ее познавательное и практическое значение.
ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ И МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ
В истории философской мысли существовала не только диалектика, но и ее противоположности. К ним относилась, прежде всего, метафизика, или "антидиалектика", по определению Г.Гегеля.
Как способ философского мышления, метафизика появилась в Древней Греции в школе элеатов. Так, Парменид полагал, что бытие есть неподвижный шар, состоящий из двух частей — светлой и темной. В твор-^естве Аристотеля под метафизикой понималось учение о первых нача-1ах и причинах всего существующего. Преимущественно в таком значе-ши — как наука о бытии — данный термин употреблялся до XVIII в.
В средние века элементы метафизического мышления нашли свое выражение в основном догмате христианства и религиозной философии "Все, что есть — все от Бога". Ведь в то время мир рассматривался : позиций принципа неизменности, как нечто раз и навсегда данное, завершенное и незыблемое. Этот мир якобы жестко упорядочен, в нем существует иерархия. В средние века метафизика служила целям теологического обоснования бытия Бога.
Расцвет метафизики пришелся на XVII — XVIII вв. В это время и термин "метафизика" уже обрел иное звучание — как недиалектический способ мышления, отрицающий всеобщие связи бытия и развитие в нем (Х.Вольф и др.). Доминирование метафизики в философии было связано с преобладанием математики и механики в научном познании. Естествознание того времени рассматривало вещи и процессы природы в их обособленности друг от друга, вне их всеобщей взаимосвязи. Предметы воспринимались как неизменные, раз и навсегда данные. Материальный мир трактовался как огромный механизм, а человек — как машина, хотя и мыслящая. Все богатство и разнообразие форм движения материи сводилось, в основном, к механическим процессам. Мир рассматривался по частям, а не как единое целое. Метафизика того времени не только "царствовала" в естествознании, но проникла также в философию и пронизала ее своим духом. В исторических науках идея общественного прогресса и единства мировой истории еще не утвердилась, за исключением отдельных догадок об этом.
В XIX веке на почве крупных достижений в естествознании {Т.Шванн, Ч.Дарвин и др.), исторических (И.Гердер и др.) и философских науках {Г.Гегель и др.) метафизике был нанесен очень сильный удар. Стало уже бессмысленным отрицать наличие органической связи в мире и его развитие во времени. Выявилась великая взаимосвязь природы и общества, человека и окружающего мира. Материи и Духа. Метафизика в науке была практически вытеснена, хотя она и сохранилась как недиалектический способ мышления человека.
Характерные признаки метафизики как концепции развития и метода мышления состоят, в основном, в следующем.
Информация о работе Философия о единстве и развитии всего сущего