Философия позитивизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 20:24, статья

Краткое описание

В классической философии возник и утвердился культ разума. Мыслители этой эпохи пришли к широкому толкованию разума, предполагая, что природа, история, человеческая деятельность движимы внутренне присущей ей “разумностью”. Разум рассматривался как синоним закономерности, целесообразности природы и восходящего движения истории к некоей “разумной цели”, как высший судья над существующим, как носитель “подлинной” истины и гарант “высшей” нравственности. Концентрированным и логически завершенным вариантом философского рационализма классического типа является гегелевский панлогизм: согласно Гегелю, бытие определяется развитием Абсолютной идеи (“божественного разума”). “Хитрость разума”, по мнению Гегеля, в конечном счете, должна победить “косность” природы и случайности истории.

Вложенные файлы: 1 файл

философия позитивизма работа.docx

— 27.58 Кб (Скачать файл)

Панорама философской  мысли

Философия позитивизма

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В классической философии  возник и утвердился культ разума. Мыслители этой эпохи пришли к  широкому толкованию разума, предполагая, что природа, история, человеческая деятельность движимы внутренне  присущей ей “разумностью”. Разум  рассматривался как синоним закономерности, целесообразности природы и восходящего  движения истории к некоей “разумной  цели”, как высший судья над существующим, как носитель “подлинной” истины и гарант “высшей” нравственности. Концентрированным и логически  завершенным вариантом философского рационализма классического типа является гегелевский панлогизм: согласно Гегелю, бытие определяется развитием Абсолютной идеи (“божественного разума”). “Хитрость  разума”, по мнению Гегеля, в конечном счете, должна победить “косность” природы  и случайности истории.

Философы и ученые Нового времени верили в совершенствование  разума через прогресс науки. Знание и рациональное познание провозглашалось  решающей силой, способной разрешить  все проблемы, возникающие перед  человеком и человечеством. Чтобы  выполнить возлагаемые на него грандиозные  задачи, знание, по их мнению, должно быть ясным, отчетливым, доказательным, преодолевающим сомнения. Социальные идеалы просвещения, требующие разумного, основанного на науке преобразования общественных отношений по нормам истины и справедливости, укрепляли такое отношение к науке.

Но к середине XIX века начала развеиваться пелена иллюзий: наука, превратившись в специализированную высокопрофессиональную деятельность, породив мощную технику, не оправдала возложенных на нее наивных ожиданий. Стать универсальным средством общественного прогресса ей не удалось. Разочарованные этим интеллектуалы объясняли это наличием в науке метафизической компоненты, роднящей ее с религией. Им казалось, что научные абстракции также оторваны от реальности, как и религиозные догмы, что научные споры также непонятны и схоластичны, как теологические диспуты, что претензии науки на объективность оправданны лишь с точки зрения не замечающих в собственной предвзятости ученых.

Классическая философия, философские системы, основаны на спекулятивном  типе построения знаний, т. е. на выведении  его без обращения к практике, при помощи рефлексии оказалась  неспособной решить философские  проблемы, выдвигавшиеся развитием  науки XIX века.

Происходит осознание  недостаточности и ограниченности умозрительных, спекулятивных рассуждений (исходящих из чистой силы ума) классической натурфилософии и метафизики, которая  на место реальных связей часто ставила  вымышленные. Это дало основание  определенной группе мыслителей высказать  идею, что эра метафизики окончилась, и началась эра положительного знания, эра позитивной философии. Наука  стремилась отказаться от навязывания  ей априорных, оторванных от реальности схем и гипотез, поскольку они  уже оказывали тормозящее влияние  на развитие естествознания. Натурфилософии как “науке наук” приходит конец.

В результате распада натурфилософии формируется особое направление  в развитии философской мысли  XIX века — позитивизм (от латинского positivus — положительный). Позитивизм — направление философии, сутью которого является стремление поставить философию на твердую научную основу. Позитивизм как течение философской мысли зародился в 30-е — 40-е гг. XIX столетия, прошел большую эволюцию (махизм, неопозитивизм, постпозитивизм и др.). Широко распространен и популярен в современную эпоху.

Понятие "позитивизм" обозначает призыв философам отказаться от метафизических абстракций, т.к. метафизические объяснения, считают позитивисты, теоретически неосуществимыми и практически  бесполезными, и обратиться к исследованию позитивного знания. Отчасти позитивизм заключается в антифилософской  реакции против рационализма, идеализма, спиритуализма и обращается в  тоже время к материализму. Позитивизму  противостоит интуиционизм (учение об интуиции как самом главном и самом надежном источнике познания).

 В центре внимания  позитивистов неизменно находился  вопрос о взаимоотношении философии  и науки. Главный тезис позитивизма  состоит в том, что все подлинное,  положительное ("позитивное") знание  о действительности может быть  получено лишь в виде результатов  отдельных специальных наук или  их "синтетического" объединения  и что философия как особая  наука, претендующая на содержательное  исследование особой сферы реальности, не имеет права на существование.  Вся история позитивизма представляет  собой в этом смысле интереснейший  парадокс: на каждом новом историческом  этапе позитивисты ратовали за  все более последовательную и  строгую "ориентацию на науку"  и вместе с тем на каждом  новом этапе они все в большей  мере утрачивали контакты с  действительным содержанием развивающейся  научной теории.

 Для понимания сущности  позитивистской философии недостаточно  просто выделить те черты, которые  общи различным ее формам, необходимо  вскрыть внутренние тенденции  развития позитивизма, выяснить  причины его возникновения и  движущие пружины его эволюции. А это, в свою очередь, требует  учета тех изменений во взаимоотношениях  науки и философии, которые  характерны для нового времени.

Основателем позитивизма  считается О. Конт (1798-1857), изложивший в «Курсе позитивной философии» (1830-1842) основные положения нового подхода. Центральная идея философии Конта  – «закон трех стадий». Как отдельный  индивид, так и человечество в  целом в своем развитии проходят три стадии:

  • теологическую, или фиктивную;
  • метафизическую, или абстрактную;
  • научную, или позитивную.

Объяснение явлений сверхъестественными  и абстрактными сущностями на первых двух стадиях сменяется на позитивной стадии (начавшейся с 1800 года) отказом от теологии и метафизики, господством позитивных наук, научным объяснением всех явлений. Главное средство познания – наука. Конт уделяет большое внимание  классификации наук. В свою классификацию он включает и созданную им новую науку – социологию, выявляющую законы функционирования общества. Философии отводится роль методологии наук. Конт создает проект общества, в котором значительную роль играет религия любви к Человечеству.

Дж.Ст. Милль разрабатывает  проблему опытного познания: подвергает критике теорию силлогизма и разрабатывает  намеченную еще Ф. Бэконом теорию индукции. Он дал окончательную формулировку методов научной индукции: сходства, различия, сопутствующих изменений  и остатков, основанных на причинном  единообразии природы. Г. Спенсер рассматривал философию как конечный продукт  обобщения данных наук. Основываясь  на теории Дарвина, Спенсер разработал теорию эволюции, понимаемую упрощенно, как единство дифференциации и интеграции. У Спенсера прослеживается стремление биологизировать понимание мира и процесса познания.

По мнению Конта, философский  спор между материализмом и идеализмом не имеет серьезных оснований  и бессмыслен. Философия должна отказаться как от материализма, так и от идеализма и основываться на позитивном (научном) знании. Это значит, что:

  • философское знание должно быть абсолютно точным и достоверным;
  • для его достижения философия должна использовать научный метод при познании и опираться на достижения других наук;
  • основной путь для получения научного знания в философии — эмпирическое наблюдение;
  • философия должна исследовать лишь факты, а не их причины, "внутреннюю сущность" окружающего мира и другие далекие от науки проблемы;
  • философия должна освободиться от ценностного подхода и от оценочного характера при исследовании;
  • философия не должна стремиться стать "царицей наук", сверхнаукой, особым общетеоретическим мировоззрением — она должна стать конкретной наукой, опирающейся на арсенал именно научных (а не каких-либо иных) средств, и занять свое место среди других наук.

Позитивное мышление, которому свойственны отмеченные выше признаки, далеко и от эмпиризма, и от мистицизма. Согласно закону трех стадий, все науки  и все общества неизбежно завершают  свою эволюцию на позитивной стадии. Именно на третьей стадии формируется истинная, т. е. позитивная наука, цель которой - познание не фактов (они составляют для нее  лишь необходимый сырой материал), а законов. Существование неизменных естественных законов - условие существования  науки; их познание с целью рационального  предвидения - ее предназначение.

Таким образом, мировоззрение  позитивистов базируется на неоспоримом  авторитете науки. Во главу угла они  ставят обоснованный, «научно» доказанный факт. Нет ничего относительного, что  нельзя было бы увидеть или потрогать. Точность и логичность мысли лежит  в основе позитивистского мышления. Из общего представления о сути позитивизма  мы можем выделить некоторые его  черты:

  • отрицание взаимосвязи физики и философии, и, как следствие, отрицание мировоззренческого характера науки;
  • поскольку раскрытие причин и сущностей не является задачей науки, позитивизм отрицает существование объективной истины и объективный характер науки. В конечном счете, позитивизм ведет к субъективизму и прагматизму. В этом смысле даже объективно-идеалистическое мировоззрение оказывается на голову выше позитивизма, поскольку оно признает существование объективной истины и во многом опирается на здравый смысл;

 

  • отказ от объяснительной функции научных теорий приводит позитивизм к отрицанию преемственности научного знания. В этом смысле было бы уместно вспомнить утверждение О.Конта о том, что «Наука – сама себе философия!». Те «руины принципов», которые остались от механики Ньютона после экспериментальных открытий конца XIX – начала XX века и теорией Эйнштейна, представляют собой еще здание, если сравнить их с тем, что осталось от оснований классической физики с созданием квантовых теорий. Эти философы ведут речь не об отсутствии математического соответствия, а об отсутствии концептуального соответствия между классическими, релятивистскими и квантовыми теориями. Философы объективно регистрируют этот факт, но делают из него свои субъективистские выводы. Для материалистов подобное несоответствие есть тревожный симптом, свидетельствующий, что физика больна субъективизмом в интерпретации физических законов и явлений;
  • объяснительные функции физических теорий позитивизм стремится заменить математическим формализмом теории;
  • упор на математическое описание явлений и отказ от объяснительных функций теории ставит позитивистов в неприятное и трудное положение. Именно по этой причине они стараются не касаться того, что ученые именуют физическим смыслом, сущностью и т.д. Позитивизм стремится обойти, спрятать, завуалировать противоречия науки. Перефразируя известное выражение, можно так охарактеризовать их тактику: «нет обсуждения проблем – нет и самих проблем!». Тактика замалчивания проблем, тактика создания препятствий для их обсуждения, тактика обструкции – характерный прием позитивистов.

Позитивное мышление, которому свойственны все эти признаки, далеко и от эмпиризма, и от мистицизма. Повторим, что согласно закону трех стадий, все науки и все общества неизбежно завершают свою эволюцию на позитивной стадии.

Рассматривая позитивизм, ставящий науку выше философии, всё  же как философское направление, вполне логично было бы разграничить два базовых понятия «наука»  и «философия», лежащих в основе этого учения и, на первый взгляд может  показаться, являющихся спорными по отношению  друг к другу.

В эволюции позитивизма можно  выделить следующие этапы:

Первая историческая форма  позитивизма возникла в 30-40 г. XIX века как антитеза традиционной метафизике в смысле философского учения о началах  всего сущего, о всеобщих принципах  бытия, знание о которых не может  быть дано в непосредственном чувственном  опыте. Основателем позитивистской философии является Огюст Конт (1798-1857), французский философ и социолог, который продолжил некоторые  традиции Просвещения, высказывал убеждение  в способности науки к бесконечному развитию, придерживался классификации  наук, разработанной энциклопедистами.

Конт утверждал, что всякие попытки приспособить «метафизическую» проблематику к науке обречены на провал, ибо наука не нуждается  в какой-либо философии, а должна опираться на себя. «Новая философия», которая должна решительно порвать  со старой, метафизической («революция в философии») своей главной задачей  должна считать обобщение научных  данных, полученных в частных, специальных  науках.

Вторая историческая форма  позитивизма (рубеж XIX-XX вв.) связана  с именами немецкого философа Рихарда Авенариуса (1843-1896) и австрийского физика и философа Эрнста Маха (1838-1916). Основные течения — махизм и эмпириокритицизм. Махисты отказывались от изучения внешнего источника знания в противовес кантовс-кой  идеи «вещи в себе» и тем  самым возрождали традиции Беркли и  Юма. Главную задачу философии видели не в обобщении данных частных  наук (Конт), а в создании теории научного познания. Рассматривали научные понятия в качестве знака (теория иероглифов) для экономного описания элементов опыта — ощущений.

В 10-20 гг. XX века появляется третья форма позитивизма — неопозитивизм  или аналитическая философия, имеющая  несколько направлений.

Логический позитивизм или  логический эмпиризм представлен именами  Мори-ца Шлика (1882-1936), Рудольфа Карнапа (1891-1970) и других. В центре внимания проблема эмпирической осмысленности  научных утверждений. Философия, утверждают логические позитивисты, не является ни теорией познания, ни содержательной наукой о какой-либо реальности. Философия  — это род деятельности по анализу  естественных и искусственных языков. Логический позитивизм основывается на принципе верификации (лат. verus — истинный; facere — делать), который означает эмпирическое подтверждение теоретических  положений науки путем сопоставления  их с наблюдаемыми объектами, чувственными данными, экспериментом. Научные утверждения, не подтвержденные опытом, не имеют  познавательного значения, являются некорректными. Суждение о факте  называется протоколом или протокольным предложением. Ограниченность верификации  впоследствии выявилась в том, что  универсальные законы науки не сводимы  к совокупности протокольных предложений. Сам принцип проверяемости также  не мог быть исчерпаем простой  суммой Какого-либо опыта. Поэтому сторонники лингвистического анализа—другого  влиятельного направления неопозитивизма Джордж Эдуард Мур (1873-1958) и Людвиг Витгенштейн (1889-1951), принципиально отказались от верификационной теории значения и  некоторых других тезисов.

Информация о работе Философия позитивизма