Философия познания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 10:46, реферат

Краткое описание

Познание имеет две стороны: чувственную и рациональную, между которыми существует сложное взаимодействие1. Чувственное познание – это отражение действительности в чувственных образах, рациональное – в понятиях, суждениях, умозаключениях.

Вложенные файлы: 1 файл

философия.docx

— 32.58 Кб (Скачать файл)

По генезису и способу организации знания оно подразделяется на такие типы как обыденное (повседневное, житейское, донаучное), научное и вненаучное.

Обыденное (житейское) складывается на основе повседневной деятельности человека и отражает многообразие жизненных  ситуаций, в которых он находится. Оно сводится в основном к констатации  фактов, их описанию. Обыденное знание важно для предметно-ориентировочной  деятельности и является базисным для выработки организованных и систематизированных видов знания.

Научное знание поднимается до уровня объяснения фактов, их осмысления в  системе понятий данной науки, включается в состав теории. Научное знание – это понимание действительности в ее прошлом, настоящем и будущем. Наука за случайным находит необходимое, закономерное, за единичным – общее и на этой основе осуществляет предвидение. «Научное знание представляет собой совокупность точно сформулированных, выраженных на специализированном (искусственном) научном языке и обоснованных утверждений. Оно является обобщающим знанием, удовлетворяющим требованием новизны, истинности, эмпирической и логической обоснованности, допускающим возможность проверки. Важнейшая цель научной деятельности – приращение новых истинных знаний о мире»1.

В структуре научного знания выделяют эмпирический и теоретический уровни. Истоки такого деления уходят в период возникновения науки, но особенно четко это обнаруживается в современных условиях. Эмпирический и теоретический уровни «представляют собой общую закономерность строения научного знания»2. В основе разграничения этих уровней лежат эмпирические или теоретические исследования. На эмпирическом уровне основная информация о действительности добывается опытным путем. Эмпирическое исследование предполагает предметно-практическую деятельность субъекта, направленную на изучаемый объект, а основными методами получения первичной, опытной информации являются наблюдение, эксперимент, измерение. Содержанием эмпирического знания являются результаты эмпирической деятельности субъекта, прошедшие рационально-логическую (понятийную) обработку и выраженные на особом научном языке (языке наблюдения). Поэтому эмпирическое знание не совпадает с чувственным воспроизведением действительности ни по форме, ни по содержанию.

Теоретическое исследование связано  с совершенствованием и развитием  понятийного аппарата науки и  направлено на всестороннее познание объективной реальности в ее существенных связях и закономерностях. Теоретический  уровень обладает специфичностью, особыми  методами и формами воспроизведения  действительности. Наиболее существенными  оказываются абстрагирование и  идеализация, а также метод мысленного эксперимента. Оба вида исследования органически взаимосвязаны и  предполагают друг друга в целостной  структуре научного знания.

Научное знание различается по предметным областям (естественные, социальные, гуманитарные, технические и т.д. науки), по характеру исследования выделяют фундаментальные и прикладные науки.

Основными формами вненаучного знания являются религия, литература и искусство, где познание мира, личности ее окружения осуществляется через создание художественных образов. Развитие науки порождает ряд девиантных (отклоняющихся) форм вненаучного знания, которые в современных условиях приобретают особую активность и привлекают к себе все большее внимание. К ним относятся различные формы эзотерического1 знания, называемые оккультными науками (астрология, алхимия, хиромантия, спиритизм, магия, и др.) и целый ряд паранаучных течений (парапсихология, уфология и др.). В условиях обострения современных глобальных проблем, усиления кризиса в самой науке эти формы знания нередко рассматриваются в качестве альтернативы научному мировоззрению.

В качестве основных причин широкого распространения эзотерического знания исследователи называют, во-первых, особенности самого познавательного  процесса в целом, невозможность  научного знания охватить всей действительности и дать всему рациональное обоснование, в то время как у людей всегда существовали надежды найти быстрое  и чудодейственное решение насущных проблем. Во-вторых, в период острых кризисов в духовной жизни общества всегда образуется интеллектуальный вакуум, который и заполняется разнообразными формами вненаучного знания, в первую очередь религиозно-мифологическими и эзотерическими2.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Бессонов Б.Н. Философия. История  и современные задачи: Учебник  для вузов. - М.: Норма, 2006.
  2. Миронов В.В. Философия: учебник для ВУЗов. - Изд. 3-е перераб. и допол.- М., Изд. ГЕРМЕС. - 2002.
  3. Митрошенков О.А. Философия: учебник. - Изд-во «Контур». М.:- 2008.
  4. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. - 2-е изд., испр. и доп. - M.: Юристъ. 2004.
  5. Лекторский В.А. Теория познания (гносеология, эпистемология) // Вопр. философии. 2008. №8.
  6. Гильдебранд Дитрих фон. Что такое философия? – СПб.: «Алтея», 1997. – 373 с.
  7. Мартынов М.И. Философия: вопросы и ответы /Мартынов М.И., Кравченко Л.Г., Киселева С.А. – Изд. 2-ое, стер. – Мн.: «ТетраСистемс», 2002. – 272 с.

 

Размещено на Allbest.ru

1 Есть два вида познания, - утверждал Демокрит, - одно посредством чувств, другое – мысли.

1 Герман Людвиг Фердинанд Гельмгольц (1821-1894 гг.).

2 Иоганнес Петер Мюллер (1801-1858 гг.).

1 Но видимое еще не есть достоверное. Не все то золото, что блестит.

1 Мышление – это опосредованное и обобщенное отражение в мозгу человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей вещей, явлений, процессов.

2 Все содержание познания сенсуализм пытался вывести из деятельности органов чувств. Чувственность они рассматривали как главную форму достоверного знания

1 Грановская Р.М., Березная И.Я. Интуиция и искусственный интеллект. Л., 1991. С.60.

1 Двадцать лекции по философии: Учебное пособие / А.В. Грибакин, Ю.Г. Ершов, В.Е. Кемеров и др. – Екатеринбург, 2001, С. 159.

2 Двадцать лекций по философии, С.162.

1 Эзотерический (от греч. – «внутренний») тайный, скрытый, предназначенный исключительно для посвященных (о религиозных обрядах, мистических учениях, магических формулах) против. экзотерический.

2 Двадцать лекций по философии, С. 158.


Информация о работе Философия познания