Философия права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 21:43, контрольная работа

Краткое описание

Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Процесс овладения тайнами бытия есть выражение высших устремлений творческой активности разума, составляющего великую гордость человечества. За тысячелетия своего развития оно прошло длительный и тернистый путь познания от примитивного и ограниченного ко все более глубокому и всестороннему проникновению в сущность бытия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Структура философского знания……………………………………………..5
2. Основные типы философского знания……………………………………….6
3. Философия как система философских наук……………………………..…17
4. Понятие философского метода. Диалектический, герменевтический и феноменологический методы в философии………………………………..19
Заключение………………………………………………………………………29
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

философия.doc

— 148.50 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………..3

  1. Структура философского знания……………………………………………..5
  2. Основные типы философского знания……………………………………….6
  3. Философия как система философских наук……………………………..…17
  4. Понятие философского метода. Диалектический, герменевтический и феноменологический методы в философии………………………………..19

Заключение………………………………………………………………………29

Список использованной литературы…………………………………………...30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Процесс овладения тайнами бытия есть выражение высших устремлений творческой активности разума, составляющего великую гордость человечества. За тысячелетия своего развития оно прошло длительный и тернистый путь познания от примитивного и ограниченного ко все более глубокому и всестороннему проникновению в сущность бытия. Развивающееся знание шло рука об руку с развитием производства, с расцветом искусств, художественного творчества. Философское знание есть колоссальный исторический синтез лучших достижений человеческой духовной культуры. Однако это не какое-то бессистемное нагромождение взглядов, теорий, школ и т.д. Мировая философская мысль структурирована по отраслям и проблемам. Чтобы лучше разобраться в структуре философии мне бы хотелось описать каждую часть философского знания.

Философия является наиболее адекватным средством самосознания и духовного самоопределения человечества.

За две с лишним тысячи лет она выступала во многих ипостасиях: от заботы о смерти и средства уподобления богу у Платона до науки наук и орудия революционного переустройства мира у Гегеля и Маркса. Но во всех случаях и во все времена у философии были и остались, естественно, общие характерные черты.

Философия имеет возможность  отвечать на такие вопросы, на которые в принципе нет и не может быть однозначного ответа.

Например, о смерти и  бессмертии, о смысле жизни вообще и человеческой в частности, есть ли Бог или нет его? Эти вопросы, называемые вечными, и составляют главный нерв философии на протяжении всей ее истории. Но если каждый человек отвечает на такие вопросы всей своей жизнью, то в самой философии отвечать на них выпало на долю ее аксиологической функции и соответствующего раздела философского знания.

Предмет исследования данной работы является философское познание и его основные методы.

Цель работы  - характеристика философского знания, его форм и  системы.

В связи с поставленной цели, можно выделить следующие задачи:

  1. Дать характеристику структуре философского знания;
  2. Выявить основные типы философского знания;
  3. Проанализировать философию, как система философских наук;
  4. Дать понятие философского метода, и выявить его основные виды.

Структурно работа состоит  из введения, четырех пунктов, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Структура философского знания

 

Философия, в отличие  от конкретных наук, изучает всеобщее в системе отношений «человек-мир». Но эти отношения — многообразны, поэтому в зависимости от того, какие именно отношения мы выделяем, и какие вопросы считаем главными — выделяют разделы философии, или разделы философского знания:

  • фундаментальные (Что есть мир?) — онтология
  • познавательные (Как познается мир?) — теория познания (гносеология)
  • ценностные (Что такое хорошо и что такое плохо?) — аксиология
  • этические (Что такое добро и зло?) — этика
  • эстетические (Что такое красивое, безобразное?) — эстетика
  • Практические (Как с этим миром взаимодействовать?) — праксеология.1

  Ширится разворот философии к другим составляющим духовной культуры, возникают бинарные концептуальные образования: социальная философия, философия техники, философия искусства, философия истории, философия права, философия собственности и пр. То есть наряду с упрочением целостности в ней нарастает и многослойность.

  Наш курс включает в себя лишь изучение онтологии и гносеологии, как разделов философского знания. Другие разделы могут затрагиваться в курсах социологии, культурологи, политологии и пр.

  Особое внимание будет уделяться философии науки, философии техники и инженерного знания. Но изучение этих частных «философий» требует обязательного предварительного освоения общефилософского категориального аппарата, методов ведения философских рассуждений, дискуссий. Таким образом, наш курс, в целом, построен на дедуктивном принципе «от общего к частному»: Что есть мир? — Как мы его постигаем? — Как осваивается мир в науке и технике?2

 

 

2. Основные типы философского знания

 

За свою историю философия  прошла длительный и сложный путь, и каждый народ в соответствии со своей культурой внес в нее  свой вклад.

Для приступающего к изучению философии важно познакомиться с ее основными типами.

Здесь возможны различные  основания для классификации: по решению проблемы материального  и идеального решаемой в русле  онтологического подхода; по позиции, занимаемой при решении гносеологической проблемы применимости рационального и иррационального подходов, по аксиологической ориентации философии, рассматривающей мир через призму добра или зла, пользы или бесполезности и т.д. Возможны и другие подходы. Например, можно разделять философии на монистические, дуалистические и плюралистические, на физикалистские или организмические, на сциентистские или антисциентистские, на натуралистические или супранатуралистические и т.д. Единого подхода нет. Каждый из подходов выбирается в зависимости от задач исследования. А это предполагает знание всего возможного множества философий и свободное ориентирование в их возможностях.

1) Объективный идеализм: Платон, Фома Аквинский, Гегель

Объективный идеализм характеризуется  признанием как объективно сущего мирового разума (духа, идеи) и трактовкой материального мира как формы его проявления.

В античном обществе объективный  идеализм представлен уче нием Платона (427 г. до н. э. — 347 г. до н. э.). Его основные сочинения «Федр», «Пир», «Теэтет», «Тимей», «Законы».

В работе «Законы» Платон ставит вопрос: как правильно понимать, что такое Солнце, Земля, Луна, звезды? И отвечает, что наивно сводить  их к материальному телу. Последние  могут принять движение, но не являются источником его. Источник движения – вне их. Этот источник Платон называет душой. Душа – это движение, способное двигать само себя, причина изменения и всяческого перемещения вещей. «Душа правит всем, что есть на небе, на земле и на море, с помощью своих собственных движений, названия которым следующие желание, усмотрение, забота, совет, правильное и ложное мнение, радость и страдание, отвага и страх, любовь и ненависть».

Итак, Солнце, Земля и  т.д. – это всего лишь формы  души. Душа первична, фундаментальна; материальные тела вторичны, производны.

Платон ставит проблему соотношения духовного и материального  и делает вывод о божественности душ, скрывающихся за материальными  телами.

В «Тимее» Платон рисует творение и устройство космоса. Он вводит понятие демиурга, строителя мира. Демиург создает мир из идей и бесформенной материи, которую Платон называет «небытием».3

Идеи образуют сверхъестественный мир и представляют собой прообразы  будущих вещей. Каждая вещь имеет  свой прообраз. Идеи  – это своеобразные модели материальных вещей.

Идеи важны и для души. Из смеси идеи и материи демиург делает мировую душу, которую распространяет по всему пространству. Мировая душа воплощается в космосе. Космос, таким образом, живое существо, одаренное умом.

Демиург создает также  богов и индивидуальные души. Боги заключают бессмертную душу в смертное тело. После смерти тела душа может вернуться на свою звезду. Эти положения Платона сближают его учение с астрологией и мифом о переселении душ.

Поскольку души имеют  отношение к идеям, постольку  каждая из них изначально обладает знанием. Познание – это процесс воспоминания душой хранящихся в ней знаний. А обучение – это пробуждение души, ее активизация. Знания не вкладываются в голову ученика, они пробуждаются в душе.

Для Фомы Аквинского мудрость — это знание первооснов бытия, теология. Теология выше науки, ибо мудрость выше знания. Теология выше и философии, ибо лишь она дает понимание основ бытия. Философии дозволено воспринимать теологическую мудрость и делать ее доступной для ученых.

В своей философской  системе Фома признает не только первенство Бога, но и существование иерархии чистых духов, или ангелов а также различных душ.

Бог — это чистая актуальность, само бытие, первопричина и первообразец всего. В нем нет ни грани материи, он сгусток энергии, динамизма, и  он раздает бытие, чтобы появились отдельные вещи.

Вот как Фома понимает Бога в качестве первопричины и первообраза  всего сущего: «...Бог есть первопричина всех вещей как их образец. Дабы это  стало очевидным, следует иметь  в виду, что для продуцирования какой-либо вещи необходим образец, т.е. постольку, поскольку продукт должен следовать определенной форме.

Своей вершины объективный  идеализм достиг в трудах Гегеля (1770—1831). Его основное произведение – «Логика», а его систему часто называют панлогизмом или логическим идеализмом. Сохранился анекдот, что, когда французский философ О. Конт обратился к Гегелю с просьбой изложить для него содержание своего учения вкратце, популярно и по-французски, то адресат ответил: «Мою философию нельзя изложить ни вкратце, ни популярно, ни по-французски».4

В качестве предмета философии  Гегель рассматривает абсолютную идею (Бог, Мировой Дух), которая одновременно и субстанция и субъект. Субстанция она потому, что существует сама по себе и является целью для себя, а субъект потому, что она – активность, непрерывное деяние. Ее деяние состоит в познании себя. Само же познание выражается в выявлении уже содержащихся в ней особенностей и их осознании. Что в начале существует в виде возможности, то в конце становится действительностью, актуальным.

В учении Гегеля положения  Платона о существующем в душе доопытном знании, а также Фомы Аквинского об универсалиях как мыслях Бога усложняются и приобретают  вид цельного логического построения о познании абсолютной идеей своего собственного содержания.

Система Гегеля состоит  из трех частей: логики, рассматривающей  бытие абсолютной идеи (Бога, Мирового Духа) до возникновения природы; философии  природы (натурфилософии), содержанием  которой является природное бытие  Абсолютной Идеи, природа как инобытие и отчуждение Абсолюта; и философии духа, изображающей становление и развитие человека, т.е. возвращение в человеческом духе Абсолютной Идеи к самой себе после материального прозябания.

Для объективного идеализма  особую трудность образует природа. У Платона демиург не творит, а только организует природу, превращая хаос в космос Фома Аквинский, следуя христианской традиции, допускает творение природы из ничего. Гегель предлагает свое решение этой проблемы. «Бог творит Вселенную не из ничего, а из себя; он дает существование лишь своему собственному определению. Различие между причиной и действием есть лишь различие формы; рассудок, а не разум отделяет их друг от друга. Диалектическое учение о развитии Абсолютной Идеи Гегель строит с помощью принципа причинности. Развитие достигается благодаря тому, что божественное деяние Абсолютной Идеи постоянно приходит в противоречие со своей организацией, которая на разных ступенях выступает то как логическое понятие, то как материальная природа, то как социальная форма.

Таким образом, для всех объективно-идеалистических построений характерен спиритуализм, для которого материальное только проявление или  продукт духовного (Бога, Мирового Разума). Некоторые спиритуалисты склоняются к мысли, что материальное не существует или является чистым представлением. В этом случае подчеркиваются мистические и иррациональные аспекты духа, определяемого как некоторая целостность, не сводимая к идее, разуму и другим проявлениям. К этим взглядам мы сейчас и переходим.

2) Мистицизм и иррационализм: Плотин, Бёме, Ясперс

Мистицизм – философское  направление, представители которого ставят своей целью осмысление и  обоснование религиозной практики непосредственного единения с Мировым  Духом. Его характерными чертами  являются иррационализм и интуитивизм. В центре его находится представление о трансцендентном (потустороннем) Абсолюте, который не может быть раскрыт в системе логических понятий. Сверхъестественное, трансцендентное, божественное возможно постичь лишь в экстазе, «путем ухода от чувственного мира и погружения в глубину собственного бытия». Соединиться с Богом можно «посредством растворения собственного сознания в Боге».5

К первым мистическим  теориям относят древнеиндийское  учение йоги и древнекитайский даосизм. В III вв. Римской империи сформировался неоплатонизм. В период ее крушения получили распространение гностицизм и манихейство. Своими мистически ми мотивами отличается и Средневековье.

Информация о работе Философия права