Философия природы. Коэволюционный императив и экологические ценности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 12:00, контрольная работа

Краткое описание

Человек, как и живое на Земле, связан с биосферой, которая в свою очередь является необходимым естественным фактором его существования.
Природа - естественная основа жизнедеятельности людей и всего живого, причем полное их существование возможна только в адекватных природных условиях. Человек может жить лишь в достаточно определенных и весьма узких рамках окружающей природной среды, соответствующих особенностям его организма.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...2
1.Понятие природы. Эволюция представлений о природе в
философии и науке. Понятие естественной и искусственной среды обитания……………………………………………………………………...3
2.Самоорганизация и развитие природы. Понятие биосферы и
ноосферы (В. И. Вернадский)………………………………………………8
3.Коэволюционный императив и экологические ценности
современной цивилизации…………………………………………………14
Заключение ………………………………………………………………...16
Литература………………………………………………………………….17

Вложенные файлы: 1 файл

готовое.doc

— 91.00 Кб (Скачать файл)

Важная особенность  второй фазы заключается в том, что  переход системы в новое устойчивое состояние неоднозначен. Достигшая критических параметров (точка бифуркации) система из состояния сильной неустойчивости как бы "сваливается" в одно из многих возможных, новых для нее устойчивых состояний. В этой точке эволюционный путь системы, можно сказать, разветвляется, и какая именно ветвь развития будет выбрана — решает случай! Но после того как "выбор сделан" и система перешла в качественно новое устойчивое состояние — назад возврата нет. Этот процесс необратим. А отсюда следует, что «развитие таких систем имеет принципиально непредсказуемый характер.

Можно просчитать варианты возможных путей эволюции системы, но какой именно будет выбран — однозначно спрогнозировать нельзя.

Поиск процессов самоорганизации в других классах открытых неравновёсных систем вроде бы обещает быть успешным: механизм действия лазера; рост кристаллов; химические часы (реакция Белоусова—Жаботинского); формирование живого организма; динамика популяций; рыночная экономика, наконец, в которой хаотичные действия миллионов свободных индивидов приводят к образованию устойчивых и сложных макроструктур. Все это примеры самоорганизации систем самой разной природы.

Синергетическая интерпретация  такого рода явлений открывает новые возможности и направления их изучения. В обобщенном виде новизну синергетического подхода можно выразить следующими позициями.

- Хаос не только разрушителен, но и созидателен, конструктивен; развитие осуществляется через неустойчивость (хаотичность).

- Линейный характер эволюции сложных систем, к которому привыкла

классическая наука, не правило, а, скорее, исключение; развитие большинства

таких систем носит нелинейный характер. А это значит, что для  сложных систем всегда существует несколько возможных путей эволюции.

- Развитие осуществляется через случайный выбор одной из нескольких разрешенный возможностей дальнейшей эволюции в точке бифуркации.

Следовательно, случайность  — не досадное недоразумение; она  встроена в механизм эволюции. А нынешний путь эволюции системы, возможно, не лучше, чем те, которые были отвергнуты случайным выбором.

Учение о биосфере и ноосфере сложилось в результате проведенного В.И. Вернадским глубочайшего анализа всех явлений жизни в  их взаимной связи между собою и с косным веществом планеты на всем пути их исторического развития.

Академик Владимир Иванович Вернадский – великий русский  ученый, естествоиспытатель и мыслитель, создатель новых научных дисциплин, учения о биосфере, учения о переходе биосферы в ноосферу. С именем В.И. Вернадского связано вхождение в науку революционных научных представлений, намного опередивших свое время и послуживших основой их плодотворного развития в наши дни.

Учение о биосфере Земли является одним из крупнейших и наиболее интересных обобщений ученого в области естествознания.

Вернадский В.И. был  человеком тонким в вопросах научной  этики. Поэтому в своих работах  он указывает, что термин «биосфера» принадлежит не ему, а впервые  был употреблен в начале 19 века Жаном  Батистом Ламарком, а определенный геологический смысл вложил в него в 1875 году австралийский ученый Эдуард Зюсс. Но связанное с этим термином законченное учение создал именно В.И. Вернадский, вложив в это термин совершенно иной, гораздо более глубокий смысл.

Для совокупности населяющих Землю организмов ввел термин «живое вещество», а биосферой стал называть всю ту среду, в которой это живое вещество находится, то есть всю водную оболочку Земли, поскольку живые организмы существуют и на самых больших глубинах Мирового океана, нижнюю часть атмосферы, в которой летают насекомые, птицы, живут люди, а также верхнюю часть твердой оболочки Земли – литосферы, в которых живые бактерии в поземных водах встречаются до глубины порядка двух километров, а человек своими шахтами проник до еще больших глубин.

В.И. Вернадский определяет биосферу как одну из геосфер, которая  коренным и необратимым образом  изменена под влиянием живых существ  их современной и ранее протекавшей  жизнедеятельности.

Таким образом, понятие  биосферы очень объемно в смысле радиальных размеров этой оболочки, очень глубоко в отношении понимания роли жизни во всех частях биосферы в ее широком понимании, а также исторично, так как стратосфера может рассматриваться как результат развития биосферы в течение всего геологического времени.

Каждый живой организм в биосфере – природный объект – есть живое природное тело. Живое вещество биосферы есть совокупность живых организмов в ней живущих.

В биосфере существует «пленка  жизни», в которой концентрация живого вещества максимальна. Это поверхность суши, почвы и верхние слои вод Мирового океана. К верху и к низу от нее количество живого вещества в биосфере Земли резко убывает.

Вернадский пришел к  выводу, что «зеленые просторы океана являются главными трансформаторами солнечной энергии нашей планеты».

Биосфера – это  организованная, определенная оболочка земной коры, сопряженная жизнью. Пределы  биосферы обусловлены прежде всего  полем существования жизни. Из этих определений вытекают несколько  совершенно конкретных понятий, раскрывающих сущность биосферы.

1. Биосфера – не  просто одна из существующих  оболочек Земли, подобно литосфере,  гидросфере, атмосфере. В.И. Вернадский  предельно лаконично указывает  ее основное отличие – это  организованная оболочка. И чтобы  понять суть биосферы, нужно понять, как и кем она организована, в чем состоит организованность биосферы.

2. Биосфера имеет определенные  пределы; то есть некоторые  конечные размеры, в рамках  которых она может быть выделена  и научно изучена. Следовательно,  выявив главную движущую силу развития биосферы – живое вещество ,- необходимо установить те пространственные и временные ограничения (пределы), которые накладываются на деятельность живого вещества.

3. Пределы биосферы  связываются с полем существования  живого. Но любое поле может сохраняться и поддерживаться лишь при условии сохранения определенных физических или химических параметров, показателей его состояния. Значит должны быть установлены некоторые необходимые и достаточные параметры для физического сохранения «полей жизни» в биосфере и самой биосферы.

Одним из наиболее интересных вопросов с философской точки  зрения считается эволюция биосферы.

 С середины 30-х годов, В.И. Вернадский пришел к выводу, что биосфера по массе «живого вещества», его энергии и степени организованности в геологической истории Земли все время эволюционировала, изменялась, что влияние деятельности человека явилась естественным этапом этой эволюции и что в результате ее биосфера неизбежно должна коренным образом измениться и перейти в новое состояние.

Появление человека и  влияние его деятельности на окружающую среду представляет собой не случайность, не «наложенный» на естественный ход  событий процесс, а определенный закономерный этап эволюции биосферы.

Этот этап должен привести к тому, что под влиянием научной мысли и коллективного труда объединенного человечества, направленных на удовлетворение всех его материальных и духовных потребностей, биосфера Земли должна перейти в новое состояние, которое он предложил назвать «ноосферой» (от греческого слова «ноос» – разум) – сферой человеческого разума. Сам термин «ноосфера», как и термин «биосфера», не принадлежит В.И. Вернадскому. Он возник в 1927 году в статьях французского математика Эдуарда Леруа, написанных после прослушанных в 1922 – 1923 годах курса лекций В.И. Вернадского по проблема геохимии и биогеохимии.

В.И. Вернадский начал  применять термин «ноосфера» строго в математическом смысле. «Ноосфера» – это не отвлеченное царство  разума, а исторически неизбежная стадия развития биосферы. Еще в 1926 году в статье «Мысли о современном значении истории знаний» он писал: «Созданная в течении всего геологического времени, установившаяся в своих равновесиях биосфера начинает все сильнее и глубже меняться под влиянием научной мысли человечества».

Вот эту биосферу Земли, измененную научной мыслью и преобразованную для удовлетворения всех потребностей численно растущего человечества он и назвал впоследствии «ноосферой».

Ноосфера, по мнению Вернадского, - это новая геологическая оболочка Земли, создаваемая на научных основаниях.. «Научная мысль, -писал он, - охватила всю планету, все на ней находящиеся государства. Всюду создались многочисленные центры научной мысли и научного искания. Это – первая основная предпосылка перехода биосферы в ноосферу».

Ноосфера является результатом действия слившихся в единый поток двух величайших революционных процессов современности: в области научной мысли, с одной стороны, и социальных отношений – с другой.

Поэтому создание ноосферы возможно лишь как следствие прочного союза тех сил, которые являются основой этих процессов, т.е. союза науки и трудящихся масс.

Коэволюционный  императив и экологические ценности

современной цивилизации.

 

Концепция коэволюции базируется на принципах, согласно которым человечество, изменяя биосферу в целях приспособления ее к своим потребностям, должно изменяться и само с учетом объективных требований природы. В концентрированном виде она выражает исторический опыт человечества, содержащий в себе определенные регламентации и императивы социоприродного воздействия. Разработка идей коэволюции требует четкой формулировки системы экологических императивов, способных снизить опасность угрозы уничтожения естественных ландшафтов природы, ее разнообразных живых организмов, самого человека и всей жизни на планете. В начале XX века А. Швейцер сформулировал базовый принцип культуры – принцип благоговения перед жизнью, требующий нравственного совершенствования как индивидуума, так и общества. Развивая идеи А. Швейцера, говорят о ной стадии развития биосферы Земли, так называемой этосфере как более высокой по отношению к ноосфере. Этосфера – это область бытия, основанного на принципах нравственного отношения к природе, ко всему живому на планете. Ее носителем должен стать этически разумный человек, действующий не только в соих интересах, но и в интересах Жизни на Земле.

Проблема устойчивого  развития системы «общество –  природа». Цель стратегии устойчивого  развития – обеспечить выживание  человечества путем преодоления  социально-экологической нестабильности и конфликтности, достигая сбалансированного социоприродного развития. ЕЕ реализация состоит в согласовании задач социально-экономического развития, сохранения окружающей среды и природных ресурсов для удовлетворения потребностей современный и будущих поколений. Для этого разработаны национальные концепции устойчивого развития: так, в Республике Беларусь приоритетным объявлен экологический императив, обеспечивающих переход от принципа «реагирования и исправления» к принципу «активной профилактики», что призвано способствовать положительной динамике изменения важнейших взаимосвязанных индикаторов в триаде «человек – хозяйство – природа»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Успешное разрешение выдвинутых в современную эпоху  на передний план многообразных глобальных проблем, экологических в том числе, невозможно без обращения к учению В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере.

Величие безграничного  Космоса, по отношению к которому любая человеческая жизнь представляется величиной бесконечно малой, не укладывается в обыденном человеческом сознании. С появлением человечества стихийное историческое развитие жизни на нашей планете постоянно ставится под всеобщий сознательный контроль человеческого разума.

Я думаю, что философия способна внести немалый вклад в подготовку стимулирования поиска бесконфликтных форм взаимодействия с природой и постепенного смягчения существующих жестких установок по отношению к природе.

Способ существования  общества и природы, в идеале, должен быть таким, чтобы негативное воздействие  природы на общество и общества на природу было минимальным, не нарушающим устойчивости обоих систем. Основным принципом взаимоотношений человека и природы должен стать принцип гармонии человека и природы как двух относительно самостоятельных и развивающихся каждая по своим законам, но в то же время внутренне неразрывно связанных частей единой системы.

Тем же, кто оправдывает  уничтожение природы необходимостью повышения благосостояния общества, необходимо помнить, что совершенствование  личности невозможно за счет природы, а должно сопровождаться совершенствованием самой природы.

Определяя дальнейшую стратегию  развития человечества и цивилизации, следует помнить, что природа  существовала до появления на Земле  человека, может существовать и без  него. Но человек без природы существовать не может.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

    1. Философский словарь. Под ред. М. М Розенталя, П. Ф. Юдина
    2. Философия. Методическое пособие к выполнению контрольных работ для студентов всех специальностей БГУИР.  Под ред. Г. И. Малыхиной.
    3. Философия. Учебно-методический комплекс. Под ред. А. И. Зеленкова
    4. Р. Баландин. Вернадский: жизнь, мысль, бессмертие.

Информация о работе Философия природы. Коэволюционный императив и экологические ценности