Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 12:00, контрольная работа
Человек, как и живое на Земле, связан с биосферой, которая в свою очередь является необходимым естественным фактором его существования.
Природа - естественная основа жизнедеятельности людей и всего живого, причем полное их существование возможна только в адекватных природных условиях. Человек может жить лишь в достаточно определенных и весьма узких рамках окружающей природной среды, соответствующих особенностям его организма.
Введение……………………………………………………………………...2
1.Понятие природы. Эволюция представлений о природе в
философии и науке. Понятие естественной и искусственной среды обитания……………………………………………………………………...3
2.Самоорганизация и развитие природы. Понятие биосферы и
ноосферы (В. И. Вернадский)………………………………………………8
3.Коэволюционный императив и экологические ценности
современной цивилизации…………………………………………………14
Заключение ………………………………………………………………...16
Литература………………………………………………………………….17
Важная особенность второй фазы заключается в том, что переход системы в новое устойчивое состояние неоднозначен. Достигшая критических параметров (точка бифуркации) система из состояния сильной неустойчивости как бы "сваливается" в одно из многих возможных, новых для нее устойчивых состояний. В этой точке эволюционный путь системы, можно сказать, разветвляется, и какая именно ветвь развития будет выбрана — решает случай! Но после того как "выбор сделан" и система перешла в качественно новое устойчивое состояние — назад возврата нет. Этот процесс необратим. А отсюда следует, что «развитие таких систем имеет принципиально непредсказуемый характер.
Можно просчитать варианты возможных путей эволюции системы, но какой именно будет выбран — однозначно спрогнозировать нельзя.
Поиск процессов самоорганизации в других классах открытых неравновёсных систем вроде бы обещает быть успешным: механизм действия лазера; рост кристаллов; химические часы (реакция Белоусова—Жаботинского); формирование живого организма; динамика популяций; рыночная экономика, наконец, в которой хаотичные действия миллионов свободных индивидов приводят к образованию устойчивых и сложных макроструктур. Все это примеры самоорганизации систем самой разной природы.
Синергетическая интерпретация такого рода явлений открывает новые возможности и направления их изучения. В обобщенном виде новизну синергетического подхода можно выразить следующими позициями.
- Хаос не только разрушителен, но и созидателен, конструктивен; развитие осуществляется через неустойчивость (хаотичность).
- Линейный характер эволюции сложных систем, к которому привыкла
классическая наука, не правило, а, скорее, исключение; развитие большинства
таких систем носит нелинейный характер. А это значит, что для сложных систем всегда существует несколько возможных путей эволюции.
- Развитие осуществляется через случайный выбор одной из нескольких разрешенный возможностей дальнейшей эволюции в точке бифуркации.
Следовательно, случайность — не досадное недоразумение; она встроена в механизм эволюции. А нынешний путь эволюции системы, возможно, не лучше, чем те, которые были отвергнуты случайным выбором.
Учение о биосфере и ноосфере сложилось в результате проведенного В.И. Вернадским глубочайшего анализа всех явлений жизни в их взаимной связи между собою и с косным веществом планеты на всем пути их исторического развития.
Академик Владимир Иванович
Вернадский – великий русский
ученый, естествоиспытатель и мыслитель,
создатель новых научных
Учение о биосфере Земли является одним из крупнейших и наиболее интересных обобщений ученого в области естествознания.
Вернадский В.И. был человеком тонким в вопросах научной этики. Поэтому в своих работах он указывает, что термин «биосфера» принадлежит не ему, а впервые был употреблен в начале 19 века Жаном Батистом Ламарком, а определенный геологический смысл вложил в него в 1875 году австралийский ученый Эдуард Зюсс. Но связанное с этим термином законченное учение создал именно В.И. Вернадский, вложив в это термин совершенно иной, гораздо более глубокий смысл.
Для совокупности населяющих Землю организмов ввел термин «живое вещество», а биосферой стал называть всю ту среду, в которой это живое вещество находится, то есть всю водную оболочку Земли, поскольку живые организмы существуют и на самых больших глубинах Мирового океана, нижнюю часть атмосферы, в которой летают насекомые, птицы, живут люди, а также верхнюю часть твердой оболочки Земли – литосферы, в которых живые бактерии в поземных водах встречаются до глубины порядка двух километров, а человек своими шахтами проник до еще больших глубин.
В.И. Вернадский определяет
биосферу как одну из геосфер, которая
коренным и необратимым образом
изменена под влиянием живых существ
их современной и ранее
Таким образом, понятие биосферы очень объемно в смысле радиальных размеров этой оболочки, очень глубоко в отношении понимания роли жизни во всех частях биосферы в ее широком понимании, а также исторично, так как стратосфера может рассматриваться как результат развития биосферы в течение всего геологического времени.
Каждый живой организм в биосфере – природный объект – есть живое природное тело. Живое вещество биосферы есть совокупность живых организмов в ней живущих.
В биосфере существует «пленка жизни», в которой концентрация живого вещества максимальна. Это поверхность суши, почвы и верхние слои вод Мирового океана. К верху и к низу от нее количество живого вещества в биосфере Земли резко убывает.
Вернадский пришел к выводу, что «зеленые просторы океана являются главными трансформаторами солнечной энергии нашей планеты».
Биосфера – это организованная, определенная оболочка земной коры, сопряженная жизнью. Пределы биосферы обусловлены прежде всего полем существования жизни. Из этих определений вытекают несколько совершенно конкретных понятий, раскрывающих сущность биосферы.
1. Биосфера – не
просто одна из существующих
оболочек Земли, подобно
2. Биосфера имеет определенные
пределы; то есть некоторые
конечные размеры, в рамках
которых она может быть
3. Пределы биосферы
связываются с полем
Одним из наиболее интересных вопросов с философской точки зрения считается эволюция биосферы.
С середины 30-х годов, В.И. Вернадский пришел к выводу, что биосфера по массе «живого вещества», его энергии и степени организованности в геологической истории Земли все время эволюционировала, изменялась, что влияние деятельности человека явилась естественным этапом этой эволюции и что в результате ее биосфера неизбежно должна коренным образом измениться и перейти в новое состояние.
Появление человека и влияние его деятельности на окружающую среду представляет собой не случайность, не «наложенный» на естественный ход событий процесс, а определенный закономерный этап эволюции биосферы.
Этот этап должен привести к тому, что под влиянием научной мысли и коллективного труда объединенного человечества, направленных на удовлетворение всех его материальных и духовных потребностей, биосфера Земли должна перейти в новое состояние, которое он предложил назвать «ноосферой» (от греческого слова «ноос» – разум) – сферой человеческого разума. Сам термин «ноосфера», как и термин «биосфера», не принадлежит В.И. Вернадскому. Он возник в 1927 году в статьях французского математика Эдуарда Леруа, написанных после прослушанных в 1922 – 1923 годах курса лекций В.И. Вернадского по проблема геохимии и биогеохимии.
В.И. Вернадский начал применять термин «ноосфера» строго в математическом смысле. «Ноосфера» – это не отвлеченное царство разума, а исторически неизбежная стадия развития биосферы. Еще в 1926 году в статье «Мысли о современном значении истории знаний» он писал: «Созданная в течении всего геологического времени, установившаяся в своих равновесиях биосфера начинает все сильнее и глубже меняться под влиянием научной мысли человечества».
Вот эту биосферу Земли, измененную научной мыслью и преобразованную для удовлетворения всех потребностей численно растущего человечества он и назвал впоследствии «ноосферой».
Ноосфера, по мнению Вернадского,
- это новая геологическая
Ноосфера является результатом действия слившихся в единый поток двух величайших революционных процессов современности: в области научной мысли, с одной стороны, и социальных отношений – с другой.
Поэтому создание ноосферы возможно лишь как следствие прочного союза тех сил, которые являются основой этих процессов, т.е. союза науки и трудящихся масс.
Коэволюционный
императив и экологические
современной цивилизации.
Концепция коэволюции базируется на принципах, согласно которым человечество, изменяя биосферу в целях приспособления ее к своим потребностям, должно изменяться и само с учетом объективных требований природы. В концентрированном виде она выражает исторический опыт человечества, содержащий в себе определенные регламентации и императивы социоприродного воздействия. Разработка идей коэволюции требует четкой формулировки системы экологических императивов, способных снизить опасность угрозы уничтожения естественных ландшафтов природы, ее разнообразных живых организмов, самого человека и всей жизни на планете. В начале XX века А. Швейцер сформулировал базовый принцип культуры – принцип благоговения перед жизнью, требующий нравственного совершенствования как индивидуума, так и общества. Развивая идеи А. Швейцера, говорят о ной стадии развития биосферы Земли, так называемой этосфере как более высокой по отношению к ноосфере. Этосфера – это область бытия, основанного на принципах нравственного отношения к природе, ко всему живому на планете. Ее носителем должен стать этически разумный человек, действующий не только в соих интересах, но и в интересах Жизни на Земле.
Проблема устойчивого
развития системы «общество –
природа». Цель стратегии устойчивого
развития – обеспечить выживание
человечества путем преодоления
социально-экологической
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Успешное разрешение выдвинутых в современную эпоху на передний план многообразных глобальных проблем, экологических в том числе, невозможно без обращения к учению В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере.
Величие безграничного Космоса, по отношению к которому любая человеческая жизнь представляется величиной бесконечно малой, не укладывается в обыденном человеческом сознании. С появлением человечества стихийное историческое развитие жизни на нашей планете постоянно ставится под всеобщий сознательный контроль человеческого разума.
Я думаю, что философия способна внести немалый вклад в подготовку стимулирования поиска бесконфликтных форм взаимодействия с природой и постепенного смягчения существующих жестких установок по отношению к природе.
Способ существования общества и природы, в идеале, должен быть таким, чтобы негативное воздействие природы на общество и общества на природу было минимальным, не нарушающим устойчивости обоих систем. Основным принципом взаимоотношений человека и природы должен стать принцип гармонии человека и природы как двух относительно самостоятельных и развивающихся каждая по своим законам, но в то же время внутренне неразрывно связанных частей единой системы.
Тем же, кто оправдывает
уничтожение природы
Определяя дальнейшую стратегию
развития человечества и цивилизации,
следует помнить, что природа
существовала до появления на Земле
человека, может существовать и без
него. Но человек без природы существова
ЛИТЕРАТУРА
Информация о работе Философия природы. Коэволюционный императив и экологические ценности