Философия религии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 11:06, реферат

Краткое описание

Философская рефлексия религиозной проблематики является одной из важнейших частей философии с момента ее возникновения и до настоящего времени. В западной философской традиции это обусловлено тем фактом, что большинство философов Запада или сами были теистами, или писали в интеллектуальном климате, в котором доминировали теистические предпосылки.

Вложенные файлы: 1 файл

религия.doc

— 121.00 Кб (Скачать файл)

Хотя религия начинается только с появлением конечного духа субъективного сознания, считал Гегель, она не является продуктом последнего. Она есть порождение Божественного  духа, а не человеческое открытие —  результат Божественного воздействия на человека и деятельность Бога в человеке. Позитивная религия (христианство) дана в Откровении внешним для индивида образом, религиозная вера опосредована Откровением. Но вера в то же время является внутренней: знание о Боге непосредственно, хотя он дано в Откровении. Дух свидетельствует о духе, и это свидетельство есть собственная внутренняя природа духа. Поэтому религия не является механическим привнесением, воздействием извне, он находится в самом человеке, его разуме, его свободе.

Далее Гегель анализировал формы религиозного сознания, истолковывая их как формы религиозного отношения, проявляющиеся в области конечного духа. Философ выделял субъективную и объективную стороны этих форм: субъективную сторон образует сознание Бога, вера и уверенность в его бытии; объективную составляет содержание, которое выступает в формах созерцания, представления, мышления. Первой и наиболее простой формой субъективного обоснования веры Гегель считал чувство в нем непосредственно дан предмет, и, значит, оно свидетельствует, что в бытии моего “Я” содержится и бытие предмета, “чувство чувствует”. Религиозное чувство считают основой веры и знания Бога, и тем самым чувство обретает значение основания. Постольку религиозное чувство не только субъективно, ему свойственен переход к рефлексии. Гегель интеллектуализировал религиозное чувство (как и иные формы сознания).

Созерцание — другая форма религиозного отношения (сознания) — отлично от чувства тем, что  в созерцании истина выступает в  своей объективности, однако остается в чувственной непосредственной самостоятельности, В созерцании предмет и самосознание распались, но субъект нуждается в чувственно созерцаемом предмете.

Представление — более  высокая ступень религиозного отношения (сознания). В религии, возведенной в форму представления, Содержание постигается уже не непосредственно в чувственном созерцании в форме образов, а опосредованно, путём абстракции; чувственное, образное возводится до всеобщего.

Следующая ступень религиозного отношения (сознания) постижение истины в форме мышления, в понятиях, посредством рассудка и разума. Рассудок мыслит по принципу абстрактного “или - или”, полагает, что противоречивые определения не могут принадлежать единому. Например, он полагает, что всеблагость Бога противоречит его справедливости, что представление о триединстве содержит внутреннее противоречие. Разум в отличие от рассудка имеет две стороны; диалектическую, или отрицательно-разумную, и спекулятивную, или положительно-разумную. В диалектике конечные определения снимаются и переходят в свою противоположность, спекуляция постигает единство определений в их противоположности, в их разрешении и переходе. В спекулятивном разуме Гегель усматривал единственную почву, где религия может быть “у себя”.

Философ подчеркивал, что все предыдущее “движение” представляло собой конкретное наполнение понятия религии, создание понятия, посредством самого себя. Это понятие есть самосознание абсолютного духа. И Гегель следующим образом формулирует спекулятивное понятие религии: “...Религия есть соотношение духа с абсолютным духом... Это — не только отношение духа к абсолютному духу, но сам абсолютный дух есть относящееся к тому, что мы положили по другую сторону в качестве различенного; поэтому в более высоком понимании религия есть идея духа, относящегося к самому себе, самосознание абсолютного духа. Сюда относится и его сознание, которое раньше было определено как отношение. Сознание как таковое есть конечное сознание, знание о другом, чем то, что есть “я”. Религия также есть сознание и тем самым содержит в себе конечное сознание, но снятое в качестве конечного, ибо то другое, о котором знает абсолютный дух, есть он сам, и, лишь зная себя, он есть абсолютный дух. Конечность сознания выступает тогда, когда дух различает себя в себе самом, однако ато конечное сознание есть момент самого духа, он сам есть различение себя, определение себя, т. е. полагание себя как конечного сознания. Однако тем самым он есть только как опосредованный сознанием или конечным духом: следовательно, он должен положить себя как конечное для того, чтобы; будучи положенным в качестве конечного, стать знанием о самом себе. Итак, религия есть знание божественного духа о себе через опосредование конечного духа. В наивысшей идее религия тем самым не есть дело человека, а есть в своей сущности высшее определение самой абсолютной идеи”.

Гегель реабилитировал рациональные “метафизические” доказательства бытия Бога, в свое время подвергнутые критике И. Кантом, — онтологическое, космологическое, телеологическое. Гегелю особенно импонировал онтологический аргумент, в котором из понятия Бога следует его бытие. При иных доказательствах исходят из конечного бытия и из него заключают к бесконечному, истинному бытию, выступающему в форме необходимости, абсолютной силы, которая одновременно есть мудрость имеющая цели в себе самой. В онтологическом аргументе, напротив, исходят из понятия и переходят к бытию.

Анализ понятия религии  Гегель завершал рассмотрением культа: деятельность, практическая сторона  представляет собой культ. “...Культ составляет практическое отношение, поскольку нем заключена противоположность субъекта его предмету и поскольку он снимает раздвоение субъекта и объекта...”. В культ рассуждал философ, я стою по одну сторону, Бог — по другую, главное в том, чтобы я был в Боге, а Бог во мне, т. е. было создано конкретное единство. В культе через веру реализуется абсолютная божественная связь.

Историю религии Гегель осмысливал как единый процесс. Естественная религия представляет собой единство духовного природного. Вначале “момент религии и момент возвышения” выступает в виде колдовства. “Первое колдовство” имеет дело предметами природы, над которыми человек может осуществлять непосредственную власть. “Второе колдовство” — это отношение к “самостоятельным” предметам, т. е. силам, — Солнцу, Луне, небу, морю. Развитие колдовства ведет к появлению культа животных и фетишизму.

Далее происходит возвышение духа над природным, вначале непоследовательно. Исторически это происходит в  трех восточных религиях субстанции, которым присущ пантеизм: в китайской (религии меры), индуистской (религии фантазии), а также ламаизме или буддизме (религии в-самом-себе-бытия). Далее Гегель выделял религии перехода к ступени свободной субъективности. К их числу он относил персидскую — религию добра или света, сирийскую — страдания, египетскую — загадки. Поскольку и в них дух еще не подчинил себе природное полностью, они вместе с предшествующими составляют в целом сферу естественной религии.

На второй ступени  определенной религии последовательно  проводится возвышение духа над природным, здесь представлена религия духовной индивидуальности или свободной субъективности. К религии духовной индивидуальности Гегель относил иудейскую - религию возвышенного, греческую — красоты, римскую — целесообразности или рассудка.

От религии целесообразности философ переходил к совершенной  религии; таковой является христианство — абсолютная религия, “открывшая себя религия”, “религия духа”, “позитивная  религия Откровения”. Понятие Бога составляет ее содержание; данное понятие есть понятие абсолютной идеи. В этой религии открылось, что такое Бог, он больше не является чем-то потусторонним и неизвестным, ибо возвестил людям, что он есть, и не просто во внешней истории, а в сознании. В христианстве неразрывны всеобщее и отдельный дух — бесконечный и конечный.

      Функции религии в жизни человека и общества

Если рассматривать религию функционально, то можно выделить основные ее элементы по отношению ко всем людям, так и к отдельным личностям:  
 
1.Мировоззренческая, т.е. религия раскрывает человеку систему строения мироздания, определяет значение, цель и место в этом мире для каждого индивида, раскрывает смысл жизни. 
 
2.Религия - это утешение, надежда, духовное совершенствование, опора, милосердие. Недаром, человек всегда обращается к Богу, когда ему тяжело.  
 
3.Если у человека есть достойный пример, например определенный религиозный идеал, то он старается изменить себя в лучшую сторону, пытается идеологически соответствовать канонам и заповедям своей веры. Тем самым идет настрой на добро, справедливость, помощь ближнему, верующий согласен нести лишения, не реагируя на возможный отрицательный настрой противников данной религии. И очень важно, чтобы сами духовные лидеры были чисты своими помыслами и делами, воодушевляя своим примером других людей.  
 
4.Управленческая функция, путем определения и заданности своей схемы ценностей, моральных устоев и запретов. Тем самым идет влияние не только на какую-то отдельную группу людей, но и на все государство в целом.  
 
5.Религия может служить объединяющим фактором для людей, например, при противостоянии захватчикам всегда помогала и спасала народ – вера в Бога. Но многие понимают свою принадлежность к какой-то вере не совсем правильно и считают, что иноверцы все – враги. Хотя, если посмотреть все основные религии мира, то ни одна из них не будет направлять людей друг против друга. И тем более опасен сейчас, так называемый религиозный экстремизм, где приемлемы такие методы, как терроризм, и это явление остается крайне опасным для всех людей.  
 
6.Религия – это источник вдохновения и оберегающий фактор духовной стороны общества. Она охраняет культурное достояние людей. И, естественно, что культура тесно переплетена с религией, божественное всегда, во все века вдохновляло художников, поэтов, творцов, ученых и т.д. И мы по сей день восхищаемся их работами. Религия, как главная основа культуры, является созидательно культурной функцией, благодаря которой человечество защищено от гибели, деградации, то есть от всех угроз, которые сопутствуют цивилизацию. 
 
7.Становление и укрепление порядков, традиций и законов жизни в результате влияния религии. Религия более консервативна, чем любая общественная организация или течение, вера направлена на сохранение традиций, к стабильности и покою.

Мировые религии

Определение понятия «мировая религия» звучит как, религиозное течение, укоренившееся и обосновавшееся среди народов различных стран и континентов, то есть можно говорить о всемирной религии. В настоящее время это определение включает в себя только три ветви:

1.христианство (православие, католицизм, протестантизм) 
 2.ислам  
 3.буддизм

Иудаизм, индуизм, конфуцианство, несмотря на то, что имеют также огромную популярность в некоторых странах, все же их относят к числу национальных религий. В мире существуют определенные, четкие критерии, по которым можно отнести ту или иную религию к мировой. Эти стандарты были предложены ЮНЕСКО:

1.объединение крупной общности людей.

2.наличие последователей во многих странах и среди различных народов.

 

Мировая религия не должна быть определяющим фактором национальной идентичности.

Формирование достаточно четкой философской школы, со сходными направлениями.

Воздействие на ход развития мировой истории, мирового искусства и так далее, причем культура мировой религии не должна характеризоваться, как абсолютно схожей во всех странах.

Вместе с мировыми религиями впервые в истории человечества образовалась вероисповедная связь людей, независимо от этнической, языковой, политической связей. Люди смогли объединиться между собой как единоверцы, причем не место рождения, не язык, не страна уже не мешали и не препятствовали сделать это. Появление и распространение "мировых" религий было определено каждый раз очень редким стечением исторических условий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Философия, являясь наукой о всеобщем, изучает свойства внешнего мира, помогает нам понять его и “разговаривать” с ним на одном языке.

Религия в той  или иной мере связана с каждым из нас, причем сила этой связи определяется каждым человеком самостоятельно. Поскольку изначально это явление появилось в связи с невозможностью объяснения всех окружающих нас событий, поэтому с развитием науки и появлением возможности научного определение происходящего, роль религии в объяснении исходного физического основания постепенно отходит на второй план. Но, на мой взгляд, роль этого явления в духовной жизни человека все еще очень велика и его влияние не должно ослабевать. Хочется процитировать Германа Гессе:

"...одна религия  ничуть не хуже другой. Нет  ни одной, исповедуя которую,  нельзя не стать мудрецом, и нет ни одной, которую нельзя бы было превратить в бездумное идолопоклонство."

И действительно, только от человека зависит, как он воспримет то, о чем ему говорит  религия. Как и в любом другом явлении человек может почерпнуть в ней для себя что то новое и использовать эти знания, полученные в ходе познания окружающего мира, в своей жизни. В правильном осознании и более глубоком понимании этого знания человеку и может помочь философия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература


  • Бердяев Н. А. Самопознание. — М., 1990. — С.77-99, 156—193, 276—296
  • Борунков Ю. Ф. Структура религиозного сознания. — М., 1971
  • Гегель. Г.. Философия религии в 2-х томах. — Т.1-2. — М., 1976-77
  • Добреньков В. И., Радугин А. А. Методологические вопросы исследования религии. М., 1989.
  • Капустин Н. С. Особенности эволюции религии. — М., 1984
  • Кимелев, Ю. А. Философия религии: систематический очерк [текст] / Ю. А. Кимелев. -М.: Издательский Дом «Nota Bene», 1998. −424 с.
  • Левада Ю. А. Социальная природа религии. — М., 1965
  • Лобовик Б. А. Религиозное сознание и его особенности. — М., 1986
  • Лосев А. Ф. Основные особенности русской философии // А. Ф. Лосев. Философия. Мифология. Культура. — М., 1991. — С.509-514
  • Мануйлова Д. Е. Социальные функции религии. — М., 1975
  • Мануйлова Д. Е. Церковь как социальный институт. — М., 1978
  • Соловьев В. С. Чтения о богочеловечестве. — Соч. в 2-х томах — Т.2. — С.5-170
  • Сухов А. Д. Религия как общественный феномен. — М., 1973
  • Франк С. Л. Философия и религия // На переломе. Философские дискуссии 20-х годов. — С.319-334

 


Информация о работе Философия религии