Философия эпохи Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 15:43, контрольная работа

Краткое описание

Характерные черты мировоззрения эпохи Возрождения.
Основные философские направления эпохи Возрождения.

Вложенные файлы: 1 файл

философия.docx

— 70.24 Кб (Скачать файл)

Термин «атеизм» появился как уничижительный эпитет, применявшийся к любому человеку или учению, находившемуся в конфликте с установившейся религией. И только позднее это слово стало означать определённую философскую позицию. С распространением свободы убеждений, свободы мысли и совести, научного скептицизма и критики религии этот термин стал приобретать более конкретное значение и начал использоваться атеистами для самообозначения.

Официальной философией в эту эпоху оставалась схоластика, но возникновение культуры гуманизма, значительные достижения в области естествознания привели к тому, что философия перестала играть роль служанки богословия и перспектива ее развития приобрела антисхоластическую направленность. Успехи географические, в медицине, научная анатомия, возникновения символов в математике. Сломлено господство церкви.

Возобновление этических  учений стоицизма (Петрарка) и эпикуризма (Валла), направленных против христианской морали. Валла - этика Эпикура, стремление всего живого к избеганию страданий. Душа есть единое и неделимое, её способности есть ощущения, и это единственный источник познания. Наслаждение - высшее благо. На личном благе строятся отношения людей в обществе. Добродетель есть не только аскетичная (схоластика), но и светская - разумно пользоваться богатством, брак. То есть попытка вывести нравственность из самой природы человека.

Для Валла характерен взгляд на природу как на разумное, одушевленное целое, подчиняющееся законам. Основа этого - пантеизм. Нет бога над миром, а материя есть бог, живое и активное начало. Человек есть часть природы, его любовь к познанию бесконечного и сила разума возвышают его над миром.

 

  1. Что собой представляет движение Реформации, где оно зародилось, каков результат?

 

Реформа́ция— массовое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI — начала XVII веков, направленное на реформирование католического христианства в соответствии с Библией.

Её началом принято  считать выступление доктора  богословия Виттенбергского университета Мартина Лютера: 31 октября 1517 года он прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои «95 тезисов», в которых выступал против существующих злоупотреблений католической церкви, в частности против продажи индульгенций. Концом Реформации историки считают подписание Вестфальского мира в 1648 году, по итогам которого религиозный фактор перестал играть существенную роль в европейской политике.

 

  1. Какие требования выдвигали представители движения Реформации?

 

Основные требования: признание  права каждого человека читать и  толковать Священное Писание;  ликвидация церковной иерархии и духовной власти римского папы; признание права каждого на выбор религии, требование богослужения на родном языке. Эти требования были выдвинуты Мартином Лютером.

 Позже во время крестьянской  войны были сформированы и выдвинуты 12 статей:

  1. Каждая церковная община имеет "право и силу всей общиной выбирать себе священника и смещать его, когда он неподобно ведёт себя".
  2. Вторая статья посвящена десятине.
  3. третья статья посвящена личной зависимости
  4. В этой статье авторы призывают отменить законы, согласно которым простым людям было запрещено свободно ловить дичь, птицу и рыбу.
  5. В пятой статье составители призывают отменить установления, согласно которым простым людям запрещалось свободно пользоваться лесами
  6. Шестая статья посвящена барщине
  7. В этой статье говорится о взаимоотношениях господина и крестьянина. Отныне, крестьянин получает землю от своего господина и владеет ею на основании соглашения с господином. Господин не имеет права требовать от крестьянина какой-либо дополнительной работы и не должен ни к чему его принуждать, чтобы крестьянин мог спокойно и без отягощений пользоваться землёй.
  8. Восьмая статья посвящена оброку. Как и в случае с барщиной в шестой статье, составители не требуют отмены оброка, но призывают господ пересмотреть земли и установить оброк по справедливости
  9. В девятой статье составители высказывают своё недовольство действующими штрафами
  10. В десятой статье составители высказывают своё недовольство незаконным присвоением присвоением лугов и пашен. Авторы заявляют, что хотят вернуть их в общее пользование
  11. Одиннадцатая статья посвящена отмене "посмертного побора, который взимался с семьи умершего крестьянина и к которому, как правило присовокуплялся и побор "за допуск" к наследству.
  12. Двенадцатая статья, названная "Общим решением" подводит итог всему вышеизложенному. Составители утверждают, что это их окончательное мнение, и что всё, написанное выше — основывается на священном писании. Документ заканчивается словами "мир Христов да будет со всеми вами"

 

  1. Что нового появилось в политических воззрениях эпохи Возрождения?

 

В эпоху Возрождения  в Западной Европе значительную роль в развитии политической мысли сыграл итальянец Никколо Макиавелли (1469–1527). В работах «Государь» и «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» он рассматривает государство как политическое состояние общества: отношение властвующих и подвластных, наличие соответствующим образом устроенной, организованной политической власти, юстиции, учреждений, законов. Он называет политику «опытной наукой», которая разъясняет прошлое, руководит настоящим и способна прогнозировать будущее. Он считал, что в основе политического поведения лежат выгода и сила, в политике следует опираться на силу, а не на мораль, которой можно и пренебречь при наличии благой цели. Отсюда следовал вывод, что в политике цель оправдывает средства. Применяют два способа действия для достижения целей: путь закона и путь насилия. Первый способ – способ человеческий, второй – диких животных. Для государей приемлемы оба способа. По Макиавелли, политика свободна от принципов морали. Известно, что именем Макиавелли («макиавеллизм») называется политика, основанная на культе грубой силы, пренебрежении нормами морали. Самоуверенность, смелость и гибкость – вот от чего зависит успех политики. При выборе форм государственного устройства он отдает предпочтение республике, а не монархии. Единоначалие необходимо при создании и реформировании государств, а республиканское правление является лучшим способом для поддержания государственной власти. Анализируя политику применительно к конкретному обществу, Макиавелли отмечает большое влияние на нее борьбы противоположных классов: простого народа и элиты, имущих и неимущих. Соотношение борющихся сил в обществе дает конкретные формы государства. Оптимальной считает мыслитель умеренную республику или «смешанную форму государства», в которой сочетается демократический, аристократический и монархический элементы власти.

Ф. Рабле, Т. Мор, Т. Кампанелла создают яркие утопические мифы о совершенном обществе. Коммунистическая утопия итальянского гуманиста Т. Кампанеллы (1568–1639) «Монархия Мессии» представляет собой программу всеобщего социального преобразования на основе общности имущества в рамках всемирной теократической монархии.

 

  1. Каково было положение науки в эпоху Возрождения?

 

В итоге XV и XVI столетия становятся эпохой великих открытий и изобретений. При этом теоретические изыскания  и практическая деятельность сильнейшим, образом влияют одна на другую. Так, например, путешествия Колумба и  Васко да Гамы стали возможны только после того, как научились определять географическую широту и положение планет; в свою очередь эти знаменитые экспедиции практически натолкнули науку на мысль о шарообразности Земли.

Блестящие достижения в области астрономии, математики, физики, а также естественных наук сделали эпоху Возрождения периодом расцвета не только гуманитарных знаний, но и наук о природе. Последние явились неотъемлемой частью гуманистической культуры, характерной особенностью которой следует признать стремление к универсальности, к охвату различных областей знаний и творчества. Именно итальянские гуманисты выдвинули идеал «универсального человека» (homo universale), обладающего основными познаниями во всех областях культуры. Такими универсальными людьми итальянского Возрождения был Леон Баттиста Альберти и особенно гениальный художник и ученый Леонардо да Винчи, проложивший новые пути буквально во всех областях пауки и культуры.

 

  1. Почему взгляды Н. Коперника, Дж. Бруно, Г. Галилея встретили мощное сопротивление церкви?

 

Через всю яркую  жизнь  Коперника,  начиная  со  студенческих  лет  в Кракове  и  до  последних  дней,  проходит  основная  нить  -  великое  дело утверждения новой системы мира, призванной заместить  в  корне  неправильную геоцентрическую систему Птолемея.

Сформулировав 7 положений  своей теории, Коперник переходит к описанию последовательности  расположения  небесных  сфер  (планет).  Затем  Коперник останавливается на том, почему  годовое  движение  Солнца  на  небе  следует

объяснять лишь движением  Земли.

       Заканчивается   “Малый  комментарий”  следующим   утверждением : «Таким образом всего тридцати четырех кругов достаточно для объяснения  устройства Вселенной и всего  хоровода  планет”.  Коперник  необычайно  гордился  своим открытием,  ибо  видел  в  нем  наиболее   гармоничное   решение   проблемы,

сохранявшее  принцип,  в   силу   которого   все   движения   планет   можно интерпретировать как сложения движений по окружности. Никто до Коперника, а большинство астрономов  и  после  его смерти, не смели приписывать Вселенной столь огромные размеры.

 

Джордано  Бруно  опирался  не  только  на Николая  Кузанского,   но  и   на   гелиоцентрическую   астрономию   Николая Коперника. Коперник  разрушает важнейший принцип  аристотелевской  физики  и космологии,  отвергая  вместе  с   ним   и   представление   о    конечности космоса.   Коперник  считает,  что  Вселенная  неизмерима    и  безгранична; он   называет  ее  «подобной  бесконечности», одновременно показывая,   что

размеры Земли  но  сравнению с размерами Вселенной исчезающе малы.

Отождествляя космос  с  бесконечным   божеством,    Бруно  получает  и бесконечный космос.

Снимая, далее, границу между  творцом и творением, Бруно  разрушает   и традиционную  противоположность  формы  -  как начала неделимого,  а  потому активного  и  творческого,  с  одной  стороны,   и   материи   как    начала беспредельного,  а потому пассивного,  с  другой.  Бруно,   таким   образом,

не  только передает самой  природе то,   что  в  средние  века  приписывалось богу,  а  именно  активный,  творческий   импульс.   Он    идет  значительно дальше,  отнимая у формы и передавая материи то начало  жизни  и   движения, которое  со  времен  Платона  и Аристотеля   считалось   присущим    именно

 форме.  Природа, согласно  Бруно, есть «бог в вещах».

Пантеизм Бруно   прокладывал   путь  к  материалистическому  пониманию природы.  Неудивительно,  что  учение  Бруно  было осуждено   церковью   как еретическое.  Инквизиция требовала, чтобы  итальянский  философ  отрекся  от своего  учения.  Однако Бруно  предпочел смерть отречению,  и  в  1600  году был сожжен на костре.

 

Основоположником      экспериментально-математического       метода исследования природы  был  великий   итальянский   ученый   Галилео  Галилей (1564- 1642). Леонардо да Винчи дал лишь наброски такого   метода   изучения природы,  Галилей  же   оставил    развернутое  изложение  этого  метода   и сформулировал  важнейшие   принципы механического мира.

Астрономические  открытия  Галилея,  в  первую   очередь   спутников Юпитера,  стали  наглядным   доказательством  истинности   гелиоцентрической теории    Коперника,     а       явления,    наблюдаемые     на     Луне, представлявшейся     планетой,     вполне  аналогичной  Земле,  и  пятна  на Солнце подтверждали идею  Бруно  о физической однородности Земли   и   неба.

Открытие   же   звездного  состава   Млечного   Пути   явилось     косвенным доказательством бесчисленности миров во Вселенной.

Указанные  открытия  Галилея  положили  начало    его    ожесточенной полемике    со    схоластиками     и       церковниками,       отстаивавшими аристотелевско-птолемеевскую    картину    мира.    Если    до    сих    пор католическая церковь по изложенным выше  причинам  была   вынуждена  терпеть воззрения   тех   ученых,   которые    признавали     теорию   Коперника   в качестве одной из гипотез,  а   ее   идеологи   считали,  что  доказать  эту гипотезу  невозможно,  то  теперь,  когда   эти  доказательства   появились, римская   церковь   принимает   решение  запретить    пропаганду    взглядов Коперника  даже   в    качестве гипотезы, а сама книга Коперника вносится  в «Список  запрещенных книг» (1616  г.).

 

Задание на распознавание понятий

    1. Философия, оказавшая наибольшее влияние на философию эпохи Возрождения – античная философия.
  1. Сфера культуры, играющая приоритетную роль в эпоху Возрождения – искусство
  2. Мировоззренческая позиция, отождествляющая Бога и природу - натурфилософия
  3. Принцип мировоззрения эпохи Возрождения, утверждающий ценность человека – гуманизм.
  4. Философское мировоззрение, ставящее человека в центр Вселенной – антропоцентризм.
  5. Учение, согласно которому Земля есть центр Вселенной – геоцентризм.
  6. Философская позиция, подвергающая сомнению возможность познания мира – скептицизм.
  7. Идеал человека эпохи Возрождения - разносторонность.

Информация о работе Философия эпохи Возрождения