Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 15:43, контрольная работа
Характерные черты мировоззрения эпохи Возрождения.
Основные философские направления эпохи Возрождения.
Тема № 13. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ ОБЩЕСТВА
1 Специфика философского осмысления общества. Общество и природа.
2. Формационный и цивилизационный принципы объяснения общественного развития.
1. Общество в его различных аспектах является объектом изучения многих социальных наук: истории, экономической теории, социологии, политологии и др. Спецификой философского осмысления общества выступает понимание общества как целостности в ее историческом развитии. Социальная философия анализирует проблемы генезиса общества, смысла и цели существования общества, закономерностей его развития.
Одной из основных проблем философского понимания общества является его соотношение с природой. Здесь следует обратить внимание на два момента: отличие общества от природы и их взаимосвязь.
Общество отличается от природы как совокупности естественных условий существования человека следующим:
Общество и природа неразрывно связаны, причем эта связь носит взаимный характер. С одной стороны, природа через географическую среду (климат, флору и фауну, рельеф местности, наличие полезных ископаемых) оказывала и оказывает влияние на общественное развитие. Это проявлялось во влиянии географического фактора на место появления первых цивилизаций, на первоначальное общественное разделение труда, в воздействии географического фактора на специфику национального характера и т.д. Особенно существенно это влияние сказывалось на ранних этапах развития цивилизации.
С другой стороны, с момента становления человеческого общества оно оказывало и оказывает постоянное воздействие на природу. Особенно это проявилось с появлением индустриальной цивилизации, где негативное воздействие человеческой деятельности на природу достигло критической черты и привело к экологическому кризису.
Глубинной причиной экологического кризиса является господство в существующей культуре потребительской установки по отношению к природе. Поэтому требуется принципиальное изменение в мировоззрении человека современной цивилизации. Это изменение должно выражать принцип коэволюции - согласование общественного развития, общественных потребностей с возможностями природной среды.
Таким образом, общество - это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, включающая в себя все способы взаимодействия людей и формы их объединения.
В обществе принято выделять четыре основные сферы:
2. Мыслители всех времен и
народов пытались понять
Формационный подход к объяснению общественного развития был разработан немецким философом К. Марксом в середине XIX века. В рамках этого подхода общественное развитие рассматривалось как закономерная линейная смена общественно-экономических формаций (начиная с первобытнообщинной и заканчивая капиталистической). Основу общественно-экономической формации составляет способ производства. Таким образом, по Марксу, экономическая сфера занимает главенствующее место в общественной жизни и оказывает определяющее влияние на другие сферы жизни общества (социальную, политическую, духовную). Введение Марксом для изучения общества понятия «общественно-экономическая формация» позволило выразить целостность определенного типа общественной жизни, т.е. рассмотреть определенное общество как систему, в которой все части взаимосвязаны, понять общественное развитие как закономерный процесс, рассмотреть историю как единый процесс.
Однако формационный подход не смог объяснить явление нелинейности в общественном развитии, когда из первобытнообщинной формации в разное историческое время, в разных культурных регионах получили развитие три общественно- экономические формации: рабовладельческая, формация, основанная на азиатском способе производства (в этой формации главным собственником является государство), феодальная. Впоследствии из феодальной формации появилась капиталистическая.
Отсюда можно сделать вывод, что формационный подход оказался ограниченным в своих возможностях объяснить историю, поскольку он делает акцент лишь на одном аспекте исторической жизни - экономическом.
Таким же ограниченным в своих возможностях объяснить историю оказывается и стадиально-технологический подход, появившийся в XX веке. Согласно этому подходу, решающей силой общественного развития выступает технология, которая определяет все изменения в культурной жизни.
Сторонники цивилизационного подхода (основные представители Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби) рассматривали исторический процесс как многообразие различных цивилизаций, которые проходят в своем развитии последовательно определенные этапы, начиная от возникновения и заканчивая исчезновением. Критическая направленность цивилизационного подхода по отношению к формационному проявилась в отношении двух основных идей: идеи единства истории и идеи поступательного прогрессивного развития человечества. Достоинством цивилизационного подхода является учет своеобразия, самобытности истории того или иного культурного региона.
Контрольные вопросы по теме
Приро́да — материальный мир Вселенной, в сущности — основной объект изучения естественных наук. В быту слово «природа» часто употребляется в значении естественная среда обитания (всё, что не создано человеком).
О́бщество — обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, включающая в себя способы социального взаимодействия и формы объединения людей, способных создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе труда. В широком понимании слова, это совокупность всех видов социального взаимодействия людей и форм организации их совместной жизнедеятельности, которые сложились исторически.
Общество отличается от природы как совокупности естественных условий существования человека следующим:
Общество и природа неразрывно связаны, причем эта связь носит взаимный характер. С одной стороны, природа через географическую среду (климат, флору и фауну, рельеф местности, наличие полезных ископаемых) оказывала и оказывает влияние на общественное развитие. Это проявлялось во влиянии географического фактора на место появления первых цивилизаций, на первоначальное общественное разделение труда, в воздействии географического фактора на специфику национального характера и т.д. Особенно существенно это влияние сказывалось на ранних этапах развития цивилизации.
С другой стороны, с момента становления человеческого общества оно оказывало и оказывает постоянное воздействие на природу. Особенно это проявилось с появлением индустриальной цивилизации, где негативное воздействие человеческой деятельности на природу достигло критической черты и привело к экологическому кризису.
Глубинной причиной экологического кризиса является господство в существующей культуре потребительской установки по отношению к природе. Поэтому требуется принципиальное изменение в мировоззрении человека современной цивилизации. Это изменение должно выражать принцип коэволюции - согласование общественного развития, общественных потребностей с возможностями природной среды.
В обществе принято выделять четыре основные сферы:
Основу общественно-
Формационный подход не смог объяснить явление нелинейности в общественном развитии, когда из первобытнообщинной формации в разное историческое время, в разных культурных регионах получили развитие три общественно- экономические формации: рабовладельческая, формация, основанная на азиатском способе производства (в этой формации главным собственником является государство), феодальная. Впоследствии из феодальной формации появилась капиталистическая.
Отсюда можно сделать вывод, что формационный подход оказался ограниченным в своих возможностях объяснить историю, поскольку он делает акцент лишь на одном аспекте исторической жизни - экономическом.
Стадиально-технологический
Сторонники цивилизационного подхода (основные представители Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби) рассматривали исторический процесс как многообразие различных цивилизаций, которые проходят в своем развитии последовательно определенные этапы, начиная от возникновения и заканчивая исчезновением. Критическая направленность цивилизационного подхода по отношению к формационному проявилась в отношении двух основных идей: идеи единства истории и идеи поступательного прогрессивного развития человечества. Достоинством цивилизационного подхода является учет своеобразия, самобытности истории того или иного культурного региона.
Задание на распознавание понятий