Философия эпохи Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 15:43, контрольная работа

Краткое описание

Характерные черты мировоззрения эпохи Возрождения.
Основные философские направления эпохи Возрождения.

Вложенные файлы: 1 файл

философия.docx

— 70.24 Кб (Скачать файл)

 

Тема № 13. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ ОБЩЕСТВА

1 Специфика философского осмысления общества. Общество и природа.

2. Формационный и цивилизационный принципы объяснения общественного развития.

 

1. Общество в его различных  аспектах является объектом изучения многих социальных наук: истории, экономической теории, социологии, политологии и др. Спецификой философского осмысления общества выступает понимание общества как целостности в ее историческом развитии. Социальная философия анализирует проблемы генезиса общества, смысла и цели существования общества, закономерностей его развития.

Одной из основных проблем философского понимания общества является его соотношение с природой. Здесь следует обратить внимание на два момента: отличие общества от природы и их взаимосвязь.

Общество отличается от природы  как совокупности естественных условий существования человека следующим:

  1. в центре существования и развития общества стоит человек, наделенный сознанием и волей, тогда как в природе действуют бессознательные силы;
  2. природа развивается по своим собственным, независимым от человека и общества законам. В обществе также действуют объективные законы, однако условия для их осуществления зависят от человеческого фактора.

Общество и природа неразрывно связаны, причем эта связь носит взаимный характер. С одной стороны, природа через географическую среду (климат, флору и фауну, рельеф местности, наличие полезных ископаемых) оказывала и оказывает влияние на общественное развитие. Это проявлялось во влиянии географического фактора на место появления первых цивилизаций, на первоначальное общественное разделение труда, в воздействии географического фактора на специфику национального характера и т.д. Особенно существенно это влияние сказывалось на ранних этапах развития цивилизации.

С другой стороны, с момента становления  человеческого общества оно оказывало и оказывает постоянное воздействие на природу. Особенно это проявилось с появлением индустриальной цивилизации, где негативное воздействие человеческой деятельности на природу достигло критической черты и привело к экологическому кризису.

Глубинной причиной экологического кризиса  является господство в существующей культуре потребительской установки по отношению к природе. Поэтому требуется принципиальное изменение в мировоззрении человека современной цивилизации. Это изменение должно выражать принцип коэволюции - согласование общественного развития, общественных потребностей с возможностями природной среды.

Таким образом, общество - это обособившаяся  от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, включающая в себя все способы взаимодействия людей и формы их объединения.

В обществе принято выделять четыре основные сферы:

    1. экономическую (отношения в процессе материального производства, связанные с производством материальных благ);
    2. социальную (взаимодействие различных социальных общностей и групп);
    3. политическую (деятельность государства, политических партий, связанную с отношением к власти);
    4. духовную (сфера науки, философии, искусства, морали, религии, образования).

2. Мыслители всех времен и  народов пытались понять направленность исторического процесса. К середине XX века сложились две основные парадигмы, объясняющие общественное развитие: стадиально-линейная (формационный и стадиально- технологический подходы) и цивилизационная.

Формационный подход к объяснению общественного развития был разработан немецким философом К. Марксом в середине XIX века. В рамках этого подхода общественное развитие рассматривалось как закономерная линейная смена общественно-экономических формаций (начиная с первобытнообщинной и заканчивая капиталистической). Основу общественно-экономической формации составляет способ производства. Таким образом, по Марксу, экономическая сфера занимает главенствующее место в общественной жизни и оказывает определяющее влияние на другие сферы жизни общества (социальную, политическую, духовную). Введение Марксом для изучения общества понятия «общественно-экономическая формация» позволило выразить целостность определенного типа общественной жизни, т.е. рассмотреть определенное общество как систему, в которой все части взаимосвязаны, понять общественное развитие как закономерный процесс, рассмотреть историю как единый процесс.

Однако формационный подход не смог объяснить явление нелинейности в общественном развитии, когда из первобытнообщинной формации в разное историческое время, в разных культурных регионах получили развитие три общественно- экономические формации: рабовладельческая, формация, основанная на азиатском способе производства (в этой формации главным собственником является государство), феодальная. Впоследствии из феодальной формации появилась капиталистическая.

Отсюда можно сделать вывод, что формационный подход оказался ограниченным в своих возможностях объяснить историю, поскольку он делает акцент лишь на одном аспекте исторической жизни - экономическом.

Таким же ограниченным в своих возможностях объяснить историю оказывается и стадиально-технологический подход, появившийся в XX веке. Согласно этому подходу, решающей силой общественного развития выступает технология, которая определяет все изменения в культурной жизни.

Сторонники цивилизационного подхода (основные представители Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби) рассматривали исторический процесс как многообразие различных цивилизаций, которые проходят в своем развитии последовательно определенные этапы, начиная от возникновения и заканчивая исчезновением. Критическая направленность цивилизационного подхода по отношению к формационному проявилась в отношении двух основных идей: идеи единства истории и идеи поступательного прогрессивного развития человечества. Достоинством цивилизационного подхода является учет своеобразия, самобытности истории того или иного культурного региона.

Контрольные вопросы по теме

 

  1. В чем отличие общества от природы?

 

Приро́да — материальный мир Вселенной, в сущности — основной объект изучения естественных наук. В быту слово «природа» часто употребляется в значении естественная среда обитания (всё, что не создано человеком).

О́бщество — обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, включающая в себя способы социального взаимодействия и формы объединения людей, способных создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе труда. В широком понимании слова, это совокупность всех видов социального взаимодействия людей и форм организации их совместной жизнедеятельности, которые сложились исторически.

 

Общество отличается от природы  как совокупности естественных условий существования человека следующим:

    1. в центре существования и развития общества стоит человек, наделенный сознанием и волей, тогда как в природе действуют бессознательные силы;
  1. природа развивается по своим собственным, независимым от человека и общества законам. В обществе также действуют объективные законы, однако условия для их осуществления зависят от человеческого фактора.

 

  1. В чем выражается взаимосвязь общества и природы?

 

Общество и природа неразрывно связаны, причем эта связь носит взаимный характер. С одной стороны, природа через географическую среду (климат, флору и фауну, рельеф местности, наличие полезных ископаемых) оказывала и оказывает влияние на общественное развитие. Это проявлялось во влиянии географического фактора на место появления первых цивилизаций, на первоначальное общественное разделение труда, в воздействии географического фактора на специфику национального характера и т.д. Особенно существенно это влияние сказывалось на ранних этапах развития цивилизации.

С другой стороны, с момента становления  человеческого общества оно оказывало и оказывает постоянное воздействие на природу. Особенно это проявилось с появлением индустриальной цивилизации, где негативное воздействие человеческой деятельности на природу достигло критической черты и привело к экологическому кризису.

 

  1. Каковы причины экологического кризиса и пути выхода из него?

 

Глубинной причиной экологического кризиса  является господство в существующей культуре потребительской установки по отношению к природе. Поэтому требуется принципиальное изменение в мировоззрении человека современной цивилизации. Это изменение должно выражать принцип коэволюции - согласование общественного развития, общественных потребностей с возможностями природной среды.

 

  1. Охарактеризуйте основные сферы общественной жизни.

 

В обществе принято выделять четыре основные сферы:

    1. экономическую (отношения в процессе материального производства, связанные с производством материальных благ);
    2. социальную (взаимодействие различных социальных общностей и групп);
    3. политическую (деятельность государства, политических партий, связанную с отношением к власти);
    4. духовную (сфера науки, философии, искусства, морали, религии, образования).

 

  1. Что дало для изучения общества введение понятия «общественно-экономическая формация»?

 

Основу общественно-экономической  формации составляет способ производства. Таким образом, по Марксу, экономическая сфера занимает главенствующее место в общественной жизни и оказывает определяющее влияние на другие сферы жизни общества (социальную, политическую, духовную). Введение Марксом для изучения общества понятия «общественно-экономическая формация» позволило выразить целостность определенного типа общественной жизни, т.е. рассмотреть определенное общество как систему, в которой все части взаимосвязаны, понять общественное развитие как закономерный процесс, рассмотреть историю как единый процесс.

 

  1. Почему формационный подход оказался ограниченным в объяснении истории?

 

Формационный подход не смог объяснить  явление нелинейности в общественном развитии, когда из первобытнообщинной формации в разное историческое время, в разных культурных регионах получили развитие три общественно- экономические формации: рабовладельческая, формация, основанная на азиатском способе производства (в этой формации главным собственником является государство), феодальная. Впоследствии из феодальной формации появилась капиталистическая.

Отсюда можно сделать вывод, что формационный подход оказался ограниченным в своих возможностях объяснить историю, поскольку он делает акцент лишь на одном аспекте исторической жизни - экономическом.

 

  1. Охарактеризуйте стадиально-технологический подход.

 

Стадиально-технологический подход, появившийся в XX веке. Согласно этому  подходу, решающей силой общественного развития выступает технология, которая определяет все изменения в культурной жизни.

 

  1. В чем специфика цивилизационного подхода?

 

Сторонники цивилизационного подхода (основные представители Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби) рассматривали исторический процесс как многообразие различных цивилизаций, которые проходят в своем развитии последовательно определенные этапы, начиная от возникновения и заканчивая исчезновением. Критическая направленность цивилизационного подхода по отношению к формационному проявилась в отношении двух основных идей: идеи единства истории и идеи поступательного прогрессивного развития человечества. Достоинством цивилизационного подхода является учет своеобразия, самобытности истории того или иного культурного региона.

Задание на распознавание понятий

  1. Раздел философии, изучающий предельные основания и основные ценности общественной жизни – аксиология.
  2. Фактор, через который природа оказывает влияние на общественное развитие - географическая среда.
  3. Термин, употребляемый В.И. Вернадским для обозначения разумного характера преобразованной человеком природы – ноосфера.
  4. Философская позиция, рассматривающая общество как естественное продолжение закономерностей природы – натурализм.
  5. Принцип, содержанием которого является согласование общественного развития и возможностей природы – коэволюции.
  6. Сфера общества, содержанием которой является взаимодействие различных социальных общностей – социальная.
  7. Принцип объяснения общественного развития, согласно которому история развивается поступательно и прогрессивно – формационный принцип общественного развития.
  8. Основа общественно-экономической формации составляет способ производства.
  9. Понятие, которое выражает единство материальной и духовной сторон общественной жизни – понятие социального детерминизма

Информация о работе Философия эпохи Возрождения