Философия эпохи Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 20:05, контрольная работа

Краткое описание

Целью работы стало определение особенностей развития философских взглядов в эпоху Возрождения в контексте общих исторических изменений.
Данная цель обусловила решение следующих задач
1) дать общую характеристику эпохи Возрождения;
2) отметить особенности антропоцентризма и определить специфические черты натурфилософии рассматриваемого периода;
3) рассмотреть основные достижения выдающегося мыслителя Возрождения Н. Кузанского.

Содержание

Введение 3
1. Общая характеристика эпохи 4
2. Антропоцентризм философии Возрождения. Натурфилософия и проблема человека
и общества 7
3. Выдающийся мыслитель Возрождения: Н. Кузанский 10
Заключение 14
Библиографический список 17

Вложенные файлы: 1 файл

Философия эпохи Возрождения.doc

— 111.00 Кб (Скачать файл)

Совпадение  противоположностей является важнейшим  методологическим принципом философии  Николая Кузанского, что делает его  одним из родоначальников новоевропейской  диалектики. У Платона, одного из крупнейших диалектиков античности, мы не находим учения о совпадении противоположностей, поскольку для древнегреческой философии характерен дуализм, противопоставление идеи (или формы) и материи, единого и беспредельного. Напротив, у Николая Кузанского место единого теперь занимает понятие актуальной бесконечности, которое и есть, собственно, совмещение противоположностей - единого и беспредельного13.

Проведенное, хотя и не всегда последовательно, отождествление единого с бесконечным впоследствии повлекло за собой перестройку принципов не только античной философии и средневековой теологии, но и античной и средневековой науки - математики и астрономии.

Ту роль, какую  у греков играло неделимое (единица), вносящее меру, предел как в сущее  в целом, так и в каждый род  сущего, у Николая Кузанского выполняет бесконечное - теперь на него возложена функция быть мерой всего сущего. Если бесконечность становится мерой, то парадокс оказывается синонимом точного знания14. И в самом деле, вот что вытекает из принятых мыслителем предпосылок: «...если бы одна бесконечная линия состояла из бесконечного числа отрезков в пядь, а другая - из бесконечного числа отрезков в две пяди, они все-таки с необходимостью были бы равны, поскольку бесконечность не может быть больше бесконечности»15. Как видим, перед лицом бесконечности всякие конечные различия исчезают, и двойка становится равна единице, тройке и любому другому числу.

В геометрии, как  показывает Николай Кузанский, дело обстоит так же, как и в арифметике. Различение рациональных и иррациональных отношений, на котором держалась геометрия греков, он объявляет имеющим значение только для низшей умственной способности - рассудка, а не разума. Вся математика, включая арифметику, геометрию и астрономию, есть, по его убеждению, продукт деятельности рассудка; рассудок как раз и выражает свой основной принцип в виде запрета противоречия, т. е. запрета совмещать противоположности. Николай Кузанский возвращает нас к Зенону с его парадоксами бесконечности, с тем, однако, различием, что Зенон видел в парадоксах орудие разрушения ложного знания, а Николай Кузанский - средство созидания истинного. Правда, само это знание имеет особый характер - оно есть «умудренное неведение»16.

Тезис о бесконечном  как мере вносит преобразования и  в астрономию. Если в области арифметики и геометрии бесконечное как мера превращает знание о конечных соотношениях в приблизительное, то в астрономию эта новая мера вносит, кроме того, еще и принцип относительности. И в самом деле: так как точное определение размеров и формы мироздания может быть дано лишь через отнесение его к бесконечности, то в нем не могут быть различены центр и окружность. Рассуждение Николая Кузанского помогает понять связь между философской категорией единого и космологическим представлением древних о наличии центра мира, а тем самым - о его конечности. Осуществленное им отождествление единого с беспредельным разрушает ту картину космоса, из которой исходили не только Платон и Аристотель, но и Птолемей и Архимед. Для античной науки и большинства представителей античной философии космос был очень большим, но конечным телом. А признак конечности тела - это возможность различить в нем центр и периферию, «начало» и «конец». Согласно Николаю Кузанскому, центр и окружность космоса - это Бог, а потому хотя мир не бесконечен, однако его нельзя помыслить и конечным, поскольку у него нет пределов, между которыми он был бы замкнут17.

Приведенные выше положения противоречат принципам  аристотелевской физики, основанной на различении высшего - надлунного и  низшего - подлунного миров. Николай Кузанский разрушает конечный космос античной и средневековой науки, в центре которого находится неподвижная Земля. Тем самым он подготовляет коперниканскую революцию в астрономии, устранившую геоцентризм аристотелевско-птолемеевской картины мира. Вслед за Николаем Кузанским Николай Коперник (1473-1543) пользуется принципом относительности и на нем основывает новую астрономическую систему18.

Характерная для  Николая Кузанского тенденция мыслить  высшее начало бытия как тождество  противоположностей (единого и бесконечного) была результатом пантеистически окрашенного сближения Бога с миром, Творца с творением.

 

 

 

Заключение

 

С начала XIV в. в  различных областях культуры Западной Европы - в литературе, в религиозных  настроениях, в художественном творчестве, в социальных и политических представлениях, а также в области философской мысли, стали происходить существенные изменения. Ряд исследователей выделил период с XIV по XVI вв. как самостоятельный этап истории западноевропейских народов. Он получил название «Возрождение» (с франц. Renaissance).

Изменяющиеся  исторические условия, в конечном счете, были связаны с подрывом господства власти феодалов и идеологического  диктата церкви.

Культура эпохи  Возрождения характеризуется глобальной сменой общемировоззренческих позиций. В центре возрожденческого мировосприятия оказывается уже не Космос античности и не Бог средневековья, а Человек.

Важнейшими  ценностями установились земная жизнь человека, всестороннее развитие личности индивида, полнота ощущений им природы, человеческое счастье, любовь. Достижение гармонии в земной жизни становилось смыслом жизни человека.

Колоссальные  достижения духовной культуры в эту  эпоху широко известны, они давно  стали предметом самого пристального внимания, восхищения, изучения, осмысления. И это вполне понятно. Ведь в этой культуре был отражен всесторонний прогресс человека. Отсюда огромный престиж эпохи Возрождения и популярность этого слова, впервые употребленного для характеристики некоторых явлений ее духовной культуры (собственно, ее изобразительного искусства) примерно в середине XVI в. Словом это означало возобновление тех великолепных достижений культуры греко-римской античности, которые были утрачены в эпоху средневековья.

Одна из главных  особенностей мышления данного периода  состоит в том, что происходит специфическая модификация аристотелизма, платонизма, эпикуреизма, стоицизма, скептицизма и других течений античной мысли, возрождение интереса к античной культуре в целом и к античной философии в частности (отсюда и название периода - «Возрождение»).

Вместе с  тем, говоря о возрождении античной культуры усилиями мыслителей эпохи  Возрождения, следует иметь в  виду, что это было не простое  усвоение культурных ценностей и  перенос их в новый контекст, но, прежде всего, оригинальная переплавка их в духовном тигле трансформирующего Средневековья.

Таким образом, в целом культура эпохи Возрождения - это синтез христианства, античной и восточной культур. На основе смешения различных тенденций в этот период рождалась новая западноевропейская цивилизация.

Одним из характерных  представителей ренессансной философии  был Николай Кузанский (1401-1464).

Кузанский, разделяющий  принципы христианского монизма, отвергает  античный дуализм и заявляет, что  «единому ничто не противоположно». А отсюда он делает характерный вывод: «Единое есть все» - формула, звучащая пантеистически и прямо предваряющая пантеизм Джордано Бруно.

Николай Кузанский  делает вывод, что единое тождественно беспредельному, бесконечному. Бесконечное - это то, больше чего ничего не может  быть. Поэтому оно характеризуется как «максимум», единое же - как «минимум». Николай Кузанский, таким образом, открыл принцип совпадения противоположностей (coincidentia oppositorum) - максимума и минимума.

Совпадение  противоположностей является важнейшим  методологическим принципом философии  Николая Кузанского, что делает его  одним из родоначальников новоевропейской  диалектики.

Проведенное, хотя и не всегда последовательно, отождествление единого с бесконечным впоследствии повлекло за собой перестройку принципов не только античной философии и средневековой теологии, но и античной и средневековой науки - математики и астрономии.

Согласно Николаю  Кузанскому, центр и окружность космоса - это Бог, а потому хотя мир не бесконечен, однако его нельзя помыслить и конечным,

поскольку у  него нет пределов, между которыми он был бы замкнут.

Николай Кузанский  разрушает конечный космос античной и средневековой науки, в центре которого находится неподвижная  Земля. Тем самым он подготовляет коперниканскую революцию в астрономии, устранившую геоцентризм аристотелевско-птолемеевской картины мира. Вслед за Николаем Кузанским Николай Коперник пользуется принципом относительности и на нем основывает новую астрономическую систему.

Характерная для  Николая Кузанского тенденция мыслить  высшее начало бытия как тождество  противоположностей (единого и бесконечного) была результатом пантеистически окрашенного  сближения Бога с миром, Творца с  творением.

Анализ учения Николая Кузанского позволяет особенно ясно увидеть различия между древнегреческой и возрожденческой трактовками бытия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

  1. Алексеев П. В. История философии: учеб. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. С. 43-44.
  2. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. - 3-е изд., перераб. и доп.  М.: Республика, 2003. С. 73.
  3. Кузанский Николай. Соч.: В 2 т. М., 1979. Т. I. С. 73.
  4. Лешкевич Т.Г. Философия: Курс лекций.  М.: ИНФРА-М, 2000. С. 44.
  5. Основы философии: Учеб. пособие/ В. Н. Калмыков. - 2-е изд., перераб. и доп. Минск: Выш. шк., 2003. С. 97-98.
  6. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. - 3-е изд., перераб. и доп.  М.: Республика, 2003. С. 77.
  7. Философия: Учеб. пособие / В. К. Лукашевич, В. М. Белокурский, И. П. Мамыкин и др.; Под общ. ред. В. К. Лукашевича.  Минск: БГЭУ, 2001. С. 59.
  8. Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. М.: Норма, 2005. С. 81, 84, 86.
  9. Философия: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений/ В. С. Степин [и др.]; под общ. Ред. Я. С. Яскевич. - 2-у изд. Минск: РИВШ, 2007. С. 107.
  10. Философия: учебник для студ. учрежд. обесп. получ. высш. образ. / Ю. А. Харин и др.; под общ. ред. Ю. А. Харина. - 9-у изд. Минск: Тетра Системс, 2008. С. 68-69.

 

1 Философия: Учеб. пособие / В. К. Лукашевич, В. М. Белокурский, И. П. Мамыкин и др.; Под общ. ред. В. К. Лукашевича.  Минск: БГЭУ, 2001. С. 59.

2 Там же. С. 60.

3 Алексеев П. В. История философии: учеб. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. С. 43.

4 Алексеев П. В. История философии: учеб. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. С. 44.

5 Там же. С. 44.

6 Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. - 3-е изд., перераб. и доп.  М.: Республика, 2003. С. 73.

7 Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. М.: Норма, 2005. С. 84.

8 Лешкевич Т.Г. Философия: Курс лекций.  М.: ИНФРА-М, 2000. С. 44.

9 Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. М.: Норма, 2005. С. 86.

10 Основы философии: Учеб. пособие/ В. Н. Калмыков. - 2-е изд., перераб. и доп. Минск: Выш. шк., 2003. С. 97.

11 Там же. С. 97-98.

12 Основы философии: Учеб. пособие/ В. Н. Калмыков. - 2-е изд., перераб. и доп. Минск: Выш. шк., 2003. С. 98.

13 Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. - 3-е изд., перераб. и доп.  М.: Республика, 2003. С. 77.

14 Философия: учебник для студ. учрежд. обесп. получ. высш. образ. / Ю. А. Харин [и др.]; под общ. ред. Ю. А. Харина. - 9-у изд. Минск: Тетра Системс, 2008. С. 68.

15 Николай Кузанский. Соч.: В 2 т. М., 1979. Т. I. С. 73.

16 Философия: учебник для студ. учрежд. обесп. получ. высш. образ. / Ю. А. Харин [и др.]; под общ. ред. Ю. А. Харина. - 9-у изд. Минск: Тетра Системс, 2008. С. 69.

17 Ф илософия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. М.: Норма, 2005. С. 81.

18 Философия: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений/ В. С. Стёпин [и др.]; под общ. Ред. Я. С. Яскевич. - 2-у изд. Минск: РИВШ, 2007. С. 107.

 


Информация о работе Философия эпохи Возрождения