Философия эпохи Возрождения: общая характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 09:44, контрольная работа

Краткое описание

Вся культура Возрождения, ее философия наполнена признанием ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Утверждается новый критерий оценки общественных отношений – человеческий. На первом этапе гуманизм эпохи Возрождения выступил как светское свободомыслие, противостоящее средневековой схоластике и духовному господству церкви. Цель данной работы – рассмотреть основные идеи, направления и характерные черты философии эпохи Возрождения.

Содержание

1 вопрос: Философия эпохи Возрождения: общая характеристика (Гуманизм. Социально-политические концепции. Мотивы скептицизма. Натурфилософия).
Введение…………………………………………………………………………..3
Общая характеристика эпохи……………………………………………………3
Гуманистическая мысль эпохи Возрождения…………………………………..4
Социально-политические воззрения философов эпохи Возрождения……….6
Скептицизм………………………………………………………………………..8
Основные скептические идеи М. Монтеня……………………………………..9
Натурфилософия эпохи Возрождения…………………………………………10
Гелиоцентрическая система мира Коперника………………………………..11
Учение Кузанского о безграничности космоса……………………………….11
Натурфилософия Джордано Бруно…………………………………………….12
Заключение………………………………………………………………………13
Список литературы……………………………………………………………...13

Вложенные файлы: 1 файл

ФИЛОСОФИЯ.docx

— 45.25 Кб (Скачать файл)

      Однако скептицизм вовсе не  «идеал», к которому стремится  Монтень. Напротив, для него это  скорее точка отталкивания или  рубеж, который подлежит преодолению. (Не случайно после 1580 года  Монтень больше не обращается  к Сексту Эмпирику). Уже в «Апологии» автор замечает, что для скептиков характерна «чрезмерность сомнения», которое «само себя опровергает», а признавая относительность морали, меняющейся от страны к стране, он делает это как бы скрепя сердце: «Такая изменчивость суждений не по мне. Что это за благо, которое я вчера видел в почёте, но которое завтра уже не будет пользоваться им и которое переезд через какую-нибудь реку превращает в преступление?»

      Добровольно погрузившись в мир  без истины, Монтень немедленно  обнаруживает всю его «неуютность», причём «неуютность» не только философскую, но и самую практическую - невозможность найти твёрдые критерии каждодневного поведения среди людей. Монтеня заботит не только то, что следует думать о жизни, но и – в первую очередь – как её прожить.

 

 

 

    1. Натурфилософия эпохи Возрождения

 

      Не  менее  сокрушительный  удар  по  схоластическому   мировоззрению  и

церкви, чем гуманистическая мысль,  реформационные  процессы и  еретические рассуждения  Макиавелли, был нанесен развитием  естествознания, которое в  XVI в. добилось значительных успехов.

      Стремление  к  углубленному  и  достоверному  познанию  природы  нашло отражение в  творчестве Леонардо  да  Винчи  (1452 – 1519),  Николая  Коперника  (1473 – 1543), Иоганна Кеплера (1571 – 1630), Галилео Галилея (1564 –  1642).

      Их   теоретические   разработки   и   экспериментальные   исследования

способствовали  не только изменению образа мира, но и представлений о  науке, об отношении  между теорией и практикой.

      Леонардо да Винчи, гениальный  художник,  великий  ученый,  талантливый изобретатель, утверждал,  что любое знание порождается  опытом и  завершается  в   опыте.  Но подлинную достоверность   результатам  экспериментирования   способна  придать лишь теория.

      «Влюбленный в практику  без   науки – словно  кормчий,  ступающий   на

корабль без руля или компаса; он никогда  не  уверен,  куда  плывет.  Всегда

практика  должна быть воздвигнута на хорошей  теории... Наука – полководец,  и практика — солдаты».

 

      1. Гелиоцентрическая  система мира Коперника

 

      Одним из наиболее значительных  достижений естествознания этого  времени было создание  польским  астрономом  Николаем  Коперником  гелиоцентрической системы мира. Основные  идеи, положенные в основу  этой  системы,  состоят  в  следующем: Земля не является  неподвижным центром мира,  а   вращается  вокруг своей оси  и одновременно вокруг Солнца, находящегося в центре мира.

      Это открытие  произвело  поистине  революционный  переворот,  так   как

опровергло  существовавшую более  тысячи  лет  картину мира,  основанную  на геоцентрической системе Аристотеля-Птолемея.  Вот почему  и сегодня при упоминании   о   любом   значительном   изменении   употребляют    выражение «коперниканская  революция». 

      Успехи  в  развитии  естествознания  в  немалой степени определили  и характер философских размышлений.  Ведущим  направлением философской мысли XVI в. становится натурфилософия, а  центральное  место  в кругу рассматриваемых проблем отводится проблеме  бесконечного.  Переход от представлений о замкнутом мире к концепции бесконечной Вселенной означал радикальный пересмотр всей системы онтологических воззрений.

 

      1. Учение Кузанского о безграничности космоса

 

      Поворот к новой космологии  наметился уже  в  XV  в.  и  был  связан  с творчеством   крупнейшего   европейского   мыслителя   Николая    Кузанского

(1401 –  1464). Его  учение  о  безграничности  космоса  ставило  под   сомнение

богословско-схоластические  представления  о  Вселенной  и  явилось   прямым следствием решения  вопроса о соотношении Бога и  мира.

      Бог  в  философии   Кузанского   получает   наименование   абсолютного

максимума, или абсолюта, который не является чем-то находящимся вне мира,  а пребывает в единстве с ним. Бог, охватывающий  все сущее,  содержит  мир в себе. Такая трактовка соотношения Бога  и мира  характеризует философское учение Кузанского как пантеизм (от греч. pan – все, theos – бог),  важнейший признак которого составляет безличность единого божественного начала  и его максимальная приближенность к природе.

      Согласно пантеистическому учению  Кузанского, мир,  поглощенный   Богом, не может иметь самостоятельного  существования. Следствием  этой  зависимости мира от Бога и  является его  безграничность:  мир  имеет  «повсюду  центр   и нигде окружность. Ибо его  окружность  и  центр  есть  Бог,  который  всюду  и  нигде». Мир не бесконечен, иначе  он  был  бы  равен  Богу,  но  «его  нельзя помыслить  и конечным, поскольку у него  нет пределов, между которыми  он  был бы замкнут».

      В  космологии  Кузанского  отвергалось  учение  о  Земле   как   центре Вселенной,  а   отсутствие  неподвижного  центра  привело  его  к   признанию

движения  Земли. В трактате «Об ученом  незнании»  он  прямо  говорит:  «....Наша Земля в действительности движется, хоть мы этого и не замечаем».

      Было бы неверно видеть в  космологических построениях Кузанского  прямое предвосхищение гелиоцентризма  Коперника. Отвергая  центральное   положение  и неподвижность Земли, он  не  отдавал  предпочтения  какой-либо  определенной схеме движения небесных тел. Но,  расшатывая  традиционные  представления  о мире, он открывал путь к десакрализации космологии, т. е. к ее  освобождению от религиозного толкования.

 

      1. Натурфилософия Джордано Бруно

 

      Новые воззрения развивали в  своих  сочинениях  Парацельс  (1493 – 1541), Бернардино Телезио  (1509 – 1588), Франческа    Патрици  (1529 – 1597),  Томмазо Кампанелла,  но  наиболее  глубокие  результаты  натурфилософия  получила  в творчестве  Джордано  Бруно (1548 – 1600),  с чьим  именем  связан  решающий поворот в утверждении новой космологии.

      Центральная  идея   космологической   доктрины   Бруно – тезис   о бесконечности Вселенной. «Она  никоим  образом  не  может   быть  охвачена  и поэтому   неисчислима   и   беспредельна,   а   тем   самым   бесконечна   и безгранична...». Эта Вселенная не  сотворена,  она  существует  вечно  и  не может исчезнуть. Она неподвижна, «ибо ничего не  имеет  вне  себя,  куда  бы

могла переместиться,  ввиду  того,  что  она  является  всем».  В  самой  же Вселенной  происходит непрерывное изменение  и движение.

      Обращаясь к характеристике этого   движения,  Бруно  указывает   на  его естественный характер. Он отказывается от идеи внешнего  перводвигателя,  т. е. Бога, а опирается на принцип самодвижения материи.

      «Бесконечные  миры...  все  движутся  вследствие  внутреннего  начала, которое есть их собственная  душа... и вследствие этого напрасно  разыскивать их внешний двигатель».

      Положение о бесконечности   Вселенной  позволило  Дж.  Бруно  по-новому поставить  вопрос о центре мира, отрицая  при этом не только  геоцентрическую,  но и гелиоцентрическую системы.  Центром Вселенной не может   быть  ни  Земля, ни Солнце, потому  что существует бесчисленное  множество миров. И  у   каждого мира-системы есть свой  центр – его звезда.

      Разорвав  границы  мира  и   утвердив  бесконечность  Вселенной,  Бруно оказывается перед необходимостью  выработать новое  представление   о  Боге  и его  отношении   к   миру.   Решение   этой   проблемы   свидетельствует   о пантеистической позиции мыслителя. Бруно утверждает, что природа есть Бог  в вещах, он не противостоит миру как его творец, а находится в  самой  природе как внутреннее деятельное начало.

      Если в рассуждениях Николая  Кузанского природа как  бы  погружается  в Бога, который  сохраняет  свою  обособленность  от  мира,  то  у  Бруно  Бог отождествляется с природой, и он немыслим вне  материального  мира.  В  этом состоит  кардинальное  отличие   натуралистического   пантеизма   Бруно   от мистического пантеизма Кузанского.

      Видя в природе не только  совершенное божественное творение, но  прежде всего   совокупность   присущих    ей    закономерностей,    свободных    от непосредственного  вмешательства,  натурфилософия   эпохи   открывала   путь дальнейшему  развитию   экспериментального   естествознания,   возникновению классической    механики    Ньютона,    созданию   философских     концепций XVII – XVIII вв.

 

    1. Заключение

 

      Завершая   рассмотрение   философских   исканий   эпохи   Возрождения,

необходимо  отметить неоднозначность оценок ее наследия.  Несмотря  на  общее  признание уникальности ренессансной культуры в  целом,  этот  период  долгое время не считался  оригинальным  в  развитии  философии  и,  следовательно, достойным выделения в качестве самостоятельного этапа философской  мысли.

      Однако двойственность и противоречивость  философского  мышления  этого  времени не должна умалять  его значения для последующего  развития  философии, ставить   под  сомнение   заслуги   мыслителей   Ренессанса   в   преодолении средневековой схоластики  и создании основ философии  Нового времени.

 

    1. Список литературы:

 

Антисери Д.  Западная  философия от  истоков   до   наших дней /  Д. Антисери,    Дж. Реале – С.-Петербург: «Пневма» в переводе и под редакцией С.А. Мальцевой, 2003.

Богуславский В.М. История философии и вопросы культуры / В.М. Богуславский. – М.: Высшая школа, 1975.

Горелов А.А. Философия в вопросах и ответах / А.А. Горелов. – М.: Эксмо, 2005.

Дживелегов А. К. Николо Макиавелли /Электронная версия: http://az.lib.ru/d/dzhiwelegow_a_k/text_0160.shtml

Дживелегов А. К. Франческо Гвиччардини /Электронная версия: http://az.lib.ru/d/dzhiwelegow_a_k/text_0190.shtml

Косиков Г.К. Последний гуманист, или подвижная жизнь истины / Г.К. Косиков. –М.: Просвещение, 1991.

Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения / А.Ф. Лосев. – М.: Мысль, 1982.

Невлева И. М. Философия. Учебное пособие. / И. М.  Невлева. – М.: Русская Деловая

Осиновский И.Н. Жизнь и творчество Томаса Мора / И.Н. Осиновский. – М. : Наука, 1973.

Перевезенцев С.В. Мировая философия. Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения./  С.В. Перевезенцев. – М.: Олма-Пресс, 2001

Рогалевич Н.Н. Краткий словарь по философии. Более 1000 статей. / Н.Н. Рогалевич. – Минск.: Харвест, 2007.

Соколов В.В. Европейская философия XV-XVIII веков / В.В. Соколов. – М.: Просвещение, 1984.

Спиркин А.Г. Философия / А.Г. Спиркин. – М.: Гардарики, 2005.


Информация о работе Философия эпохи Возрождения: общая характеристика