Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 11:15, реферат
В историю XVIII в. вошел как эпоха Просвещения. Его родиной стала Англия, затем Франция, Германия и Россия. Для этой эпохи характерен девиз: все должно предстать перед судом разума! Обретающее широкий размах развитие науки, становящейся достоянием широких кругов мыслящих людей, - вот духовная атмосфера этого времени. Такого рода умонастроения возникали уже в конце XVII в. Философы Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Р. Декарт, Дж. Локк - родоначальники просветительских идей. Исходные идеи эпохи Просвещения - культ науки (а следовательно, Разума) и прогресс человечества.
Особое значение просветители придавали воспитанию человека. Для французов воспитание и образование, по сути дела, составляли смысл Просвещения. Предполагалось, что если людей поставить в одинаковые условия и дать им равные возможности, то под воздействием воспитания и образования они в конечном счете приобретут схожий моральный и просвещенный облик. При этом, по мнению Гельвеция, несмотря па то что способности людей от рождения равны, важную роль играют дополнительные, случайные обстоятельства. Они могут нарушать разработанные планы, давая па выходе совсем пе то, что ожидалось. Руссо с ним ' не соглашается. Он полагает, что способности людей от природы пе одинаковы. Это обстоятельство больше, чем случай, влияет па конечный результат. Но зависит последний все же прежде всего от воспитания. Педагогические идеи Руссо оказали влияние на Гете, Песталоцци, Толстого. Считая человека природным существом, просветители пытались обосновать равенство людей, существующее изначально от рождения. Это было очень прогрессивно. Но социальная реальность была весьма далека от такого идеала. Действительно, если люди по природе равны, откуда же тогда возникло имущественное неравенство и зависимость одних членов общества от других? Англичане Гоббс и Локк данное явление объясняли трудовой деятельностью человека, в результате которой в течение истории возникает собственность и как следствие — неравенство людей. Факт несоответствия социальной реальности природному положению человека среди себе подобных невольно наводил па мысль о восстановлении равенства и справедливости в обществе. Сначала этот вопрос рассматривался в чисто теоретической плоскости. Прошло не так много
времени, и он был переведен в практическую социально-политическую плоскость. Историческая ситуация тому явно способствовала.
Таким образом, французские просветители явились идеологами и вдохновителями Французской революции конца XVIII века.
Итак, философы Просвещения обосновывают идею природного равенства людей. Вместе с тем они понимают, что в реальной жизни реальный человек «от природы» больше думает о себе и своих личных интересах, чем о справедливости и общем благе.
Не случайно идейный предшественник просветителей Томас Гоббс (XVI — XVII вв.) говорит о «войне всех против всех», которую люди ведут изначально. Эта война предстает оборотной стороной природного равенства с его неограниченной свободой.
Как преодолеть такое дикое состояние? Необходимо объединение людей, считает философ, при котором они откажутся во имя мира и собственного блага от притязаний па абсолютную свободу и равенство (т.е. от исконных природных прав человека). Сильная государственная власть, опирающаяся на закон, — единственный гарант общественного согласия.
Джон Локк (XVII — XVIII вв.) углубляет и развивает идеи своего соотечественника. Он начинает рассматривать человека в двух состояниях: естественном и гражданском. Первое характерно для доисторических времен. Второе связано с общественной историей, когда человек становится цивилизованным. Естественному состоянию соответствуют естественные права человека: право наравенство, свободу, собственность и право на их защиту. Неотъемлемые естественные права Локк переносит в гражданское состояние человека и формулирует их как право па жизнь, свободу и собственность.
Но в обществе свобода человека не беспредельна, она ограничена разумом и законом. Однако в конечном счете такое ограничение есть благо для человека, так как без закона пет свободы и прав человека.
Далее Локк развивает основные положения теории общественного договора, который, но его мнению, позволяет человеку из своего естественного состояния перейти в цивилизованное гражданское состояние. Общественный договор — это добровольный отказ людей от абсолютной свободы и подчинение себя политической власти. Ее задача — обеспечивать человеку сохранение и реализацию его основных прав. Чтобы политическая власть, т.е. государство, не злоупотребляла своими полномочиями, они должны быть разделены и ограничены. Гражданское общество предполагает три независимые ветви власти: законодательную, судебную (у Локка она еще не полностью отделена от законодательной) и исполнительную. Таким образом, Локк, опираясь па других философов, разрабатывает концепцию правового государства, которая позже будет воплощена в социально-политическую действительность Европы и Америки и явится одним из важнейших оснований демократических обществ Нового и Новейшего времени.
Социально-философские идеи английских философов проникли во Францию и получили там поддержку и существенное развитие. Во-первых, это теория разумного эгоизма (у истоков стояли Гроций, Гоббс, Локк, Пуффендорф). Забота о самом себе, рассуждает Руссо, первая и важнейшая обязанность человека. Но неограниченное удовлетворение своих потребностей и интересов вызовет столкновение интересов различных индивидов. Чтобы этого не случилось, каждый должен несколько ограничивать свои желания и запросы, но не ради других, а ради самого себя. Тогда совместная жизнь людей будет уравновешена и лишена конфликтов. Очевидно, что расстановка акцептов здесь исключает альтруизм (заботу о ближних). Это эгоизм, но облагороженный и уравновешенный разумом.
Во-вторых, теория общественного договора
была развита и несколько
Вторая — результирующая частных интересов, которые всегда различны. Вместе с другими французскими просветителями Руссо обосновывает автономию личности, не противопоставляя ее обществу. Причину социального неравенства и несчастий он видит в частной собственности, но вместе с тем сомневается, что люди могут и должны отказаться от нее. И, наконец, одно из важнейших положений: Руссо допускает право народа на «расторжение» несправедливого общественного Договора и устранение антинародной государственной власти. По сути дела, в изящной философской форме он выдвигает идею революционного восстания.
В философское осмысление истории значительный вклад внесли французский писатель и философ Вольтер (настоящее имя: Мари Франсуа Аруэ — конец XVII — XVIII в.) и маркиз М.Ж. Кондорсе (XVIII в.), имевший склонность к философии,
социологии и математике. Их взгляды наиболее полно отражали общее настроение просветителей в вопросах истории.
Вольтер критикует религиозное толкование исторического процесса. Мысль о вмешательстве Бога в дела людей для пего весьма сомнительна. Развитие человечества происходит линейно, от бессознательной природной жизни к просвещенной разумом цивилизации. Важнейшую роль при этом играет культура, которая зависит от развития разума. Движущая сила истории — борьба мнений. В пей есть свои причины и следствия, но нет закономерностей. Таким образом, Вольтер допускает естественное развитие истории, по не признает ее законов.
Кондорсе разрабатывает теорию развития цивилизации. Общественный прогресс, по его мнению, зависит от развития человеческого познания, основанием которого является паука. Исходя из этого, он выделяет несколько периодов истории. В конечном счете прогресс общества есть прогресс разума.
Подобные убеждения не разделяет Руссо, который среди просветителей во многом занимал особую позицию. Для него научный разум не имеет решающего значения. Движущая сила истории — способность человека к совершенствованию. Важное место в исторических размышлениях Руссо занимает тема отчуждения. Отчуждение он понимает в широком смысле: как политическое, экономическое, психологическое и культурное.
Оно есть следствие искажения истинных человеческих интересов. Итог — городская цивилизация губит человека. Ответственность за это несут не только власть имущие, но и все общество. Эти идеи особенно актуальными окажутся в XX в. О. Шпенглер, Н.А. Бердяев, Р. Генон, А. Швейцер, Е.И. Рерих и другие крупные философы, опираясь па новую историческую действительность, также будут обосновывать тезис о разрушительном влиянии буржуазной цивилизации на духовный мир человека [9, c. 150-160].
Список использованных источников
Информация о работе Философия эпохи Просвещения 18 века. Вольтер (Мари Франсуа Аруэ) (1694-1778)