Философия эпохи просвещения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 22:52, реферат

Краткое описание

Научная мысль эпохи Просвещения занимает в истории философии особое место. XVIII век в истории мысли не случайно называют эпохой Просвещения: научное знание, ранее бывшее достоянием узкого круга ученых, теперь начало распространяться вширь, становясь предметом обсуждения среди литераторов, популярно излагающих последние достижения науки и философии.
Уверенность в мощи человеческого разума, в его безграничных возможностях, в прогрессе наук, создающем условия для экономического и социального благоденствия, - вот основные идеи эпохи Просвещения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Основные черты философии эпохи Просвещения 4
2. Французский материализм XVIII века 7
3. Проблемы человека в философии Просвещения 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
СПОСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

философия реферат Егор.docx

— 38.51 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Новгородский государственный  университет имени Ярослава Мудрого»

Институт экономики и  управления

___________________________________________________

Кафедра философии

 

 

 

 

 

 

 

«ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ»

Реферат по учебной дисциплине

«Философия»

по направлению 080400.62 – Управление персоналом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Преподаватель

(              )    Е.А.Росси

«____» ________  2013 г.       

 

 

Студентка группы 2691

(              )   Е.Л.Ворона

                                                                                               «____» ________  2013 г.

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                                       3 
1. Основные черты философии эпохи Просвещения                                                                    4 
2. Французский материализм XVIII века                                                                                       7 
3.  Проблемы человека в философии Просвещения                                                                    10 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                                               12

СПОСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                                                             12 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Научная мысль эпохи Просвещения  занимает в истории философии  особое  место. XVIII век в истории мысли не случайно называют эпохой Просвещения: научное знание, ранее бывшее достоянием узкого круга ученых, теперь начало распространяться вширь, становясь предметом обсуждения среди литераторов, популярно излагающих последние достижения науки и философии. 
Уверенность в мощи человеческого разума, в его безграничных возможностях, в прогрессе наук, создающем условия для экономического и социального благоденствия, - вот основные идеи эпохи Просвещения. 
Эти умонастроения сформировались еще в XVII веке, были продолжены и углублены в XVIII столетии, которое осознавало себя как эпоху разума и света, возрождения свободы, рассвета наук и искусств, наступившую после более чем тысячелетней ночи средневековья. Однако есть здесь и новые акцепты. Во-первых, в XVIII веке значительно сильнее подчеркивается связь науки с практикой, ее общественная полезность. Во-вторых, критика, которую в эпоху Возрождения и в XVII веке философы и ученые направляли главным образом против схоластики, теперь обращена против метафизики. 
Согласно убеждению просветителей, нужно уничтожить метафизику, пришедшую в XVI-XVII веках на смену средневековой схоластике. В философии началась резкая критика метафизической системы, которую просветители обвиняли в приверженности к умозрительным конструкциям, в недостаточном внимании к опыту и эксперименту. 
На знамени просветителей написаны два главных лозунга – наука и прогресс. При этом просветители апеллируют не просто к разуму – ведь к разуму обращались и метафизики XVII века, - а к разуму научному, который опирается на опыт и свободен не только от религиозных предрассудков, но и от метафизических сверх опытных «гипотез». 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные черты философии эпохи Просвещения 

Просвещение представляет собой  далеко не однородное явление: оно имеет  свои особенности в Англии, Франции, Германии и России. Умонастроения  просветителей меняются и во времени: они различны в первой половине XVIII века и в его конце, до Великой  французской революции и после нее.

Одной из важнейших характеристик  философии эпохи Просвещения  является рационализм. Рационализм  трактуется как гносеологическое учение, утверждающее, что основным инструментом познания является разум, ощущения и  опыт имеют в познании вторичное  значение. В этом смысле рационализм  противостоит сенсуализму и эмпиризму. Сенсуализм отдает решающее значение человеческим чувствам, ощущениям и  восприятиям, а эмпиризм на первое место в познании выдвигает опыт.

Рационализм, как правило, связывается с идейными устремлениями  передовых, прогрессивных сил общества, находящихся на восходящей стадии своего развития. Для него характерны возвеличивание человеческого индивида, как активного, свободного и равноправного существа, исторический оптимизм, вера в безграничные возможности человека в познании и преобразовании природы.

В Англии философия Просвещения  нашла свое выражение в творчестве Дж. Локка, Дж. Таланда, А. Коллинза, А. Э. Шефтсбери; завершают английское Просвещение  философы шотландской школы Т. Рид, затем А. Смит и Д. Юм. Во Франции  плеяда просветителей была представлена Ф. Вольтером, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, Ж. Д'Аламбером, Э. Кондильяком, П. Гальбахом, Ж. Ламетри. В Германии носителями идей Просвещения  стали Г. Лесслинг, М. Гердер, молодой Кант.

Первой философской величиной  среди плеяды английских просветителей  был Дж. Локк, друг Ньютона, чья философия, по убеждению современников, стояла на тех же принципах, что и научная  программа великого физика. Основное сочинение Локка «Опыт о человеческом разуме» одержало позитивную программу, воспринятую не только английскими, но и французскими просветителями.

К неотчуждаемым правам человека, согласно Локку, принадлежат три  основных права: на жизнь, свободу и  собственность. Правовое равенство  индивидов является необходимым  следствием принятия трех неотчуждаемых  прав. Как и большинство просветителей, Локк исходит из изолированных индивидов  и их частных интересов; правопорядок должен обеспечить возможность получения  выгоды каждым, с тем, чтобы при  этом соблюдались также свобода  и частный интерес всех остальных.

Гоббс, которого можно считать  одним из ранних просветителей в  Англии, выводил «природу человека»  из жизненных влечений и практических интересов людей, из их «естественных» побуждений к самосохранению, богатству, почету, славе. Люди действуют, по Гоббсу, «ради любви к себе, а не к  другим» и руководствуются, как  правило, эгоистическими устремлениями. Поэтому и возникают отношения  соперничества и вражды между  людьми, положить конец которым может  и должно установление мощной государственной  власти, введение четких законов, обязательных для всех без исключения граждан.

Государство выступает в  политической теории Гоббса продуктом  общественного договора, гарантом мира и процветания членов общества, дает возможность каждому человеку реализовать  те права, которыми он обладает «от  природы»: правом на жизнь, на безопасность, на владение имуществом. Сторонник  абсолютной власти государства, Гоббс  вместе с тем не исключал и определенных свобод, которыми должны располагать  граждане: свободы выбора местожительства, рода занятий, того или иного образа жизни и т.п.

Д. Юм, в отличие от Гоббса и Локка, признавал как принцип  «всеобщей благожелательности», так  и эгоистические основы природы  человека. «Большая часть человечества, - замечал он, - колеблется между пороком  и добродетелью». И хотя люди достаточно эгоистичны, обычно все же верх берет  чувство «симпатии», которое они  питают друг к другу. К тому же в обществе осуществляется «взаимный обмен добрыми услугами», который в еще большей степени скрепляет социальные узы.  
Из Англии идеи Ньютона и Локка были перенесены во Францию, где встретили восторженный прием. Благодаря Вольтеру, а затем и другим французским просветителям философия Локка и механика Ньютона получают широкое распространение на континенте.

В отличие от французского немецкое Просвещение в целом  не обращалось к традиционным антропологическим  сюжетам. Нет в представленных нами философских текстах непосредственных рассуждений о человеческой природе  или человеческой субъективности. Речь идет то об особенностях национального  характера, то о нравственном прогрессе  человечества, то о гуманности. Собственно антропологическая тема кажется  размытой, трудно извлекаемой из комплекса  философского знания.  
В немецкой философии начало Просвещения связано с именем Христиана Вольфа, систематизатора и популяризатора учения Лейбница. Вольф впервые в Германии создал систему, охватившую основные области философского знания. Вольфионцы были убеждены в том, что распространение образования незамедлительно приведет к решению всех острых вопросов современности.

Видным представителем просветительской философии в свой ранний, период выступает Иммануил Кант. В его  творчестве можно проследить определенную эволюцию от проблем естествознания и общей «метафизики» к проблеме человека. 
Творчество ученика Канта Иоганна Готфрида Гердера пронизано глубокими гуманистическими раздумьями. Философской основой гуманизма Гердера было учение о развитии, о прогрессе человечества. Гуманность, по Гердеру, соответствующая природе человека, - это такое состояние общества, когда каждый, не опасаясь другого, может свободно развивать свои способности. 
Каковы основные черты просветительской идеологии? Прежде всего, это убежденность в особой, решающей роли состояния просвещения и знаний в социальном развитии. Причина всех бедствий и несчастий людей,– заявляет Гельвеций,– состоит в невежестве. Преодолеть свое печальное положение, выйти из него люди смогут только через просвещение, а рост его неодолим.

Будучи основным рычагом  устранения деспотизма, фанатизма и  произвола, просвещение, согласно данной концепции, воздействует либо с помощью  «просвещенного монарха» либо путем  постепенного распространения знаний и истинных понятий в народе, что, так или иначе определяющим образом скажется на дальнейших социальных процессах. Ж.-Ж. Руссо возлагал главные надежды на развитие морального сознания, но и он не был свободен от идеи «мудрого законодателя».

Характерной особенностью мировоззрения  Просвещения был специфический  «рационализм» главнейших ее представителей, который может быть выражен в  простой, но требующей пояснения  формуле «законы природы суть законы разума».

Общее заключалось в убеждении, что мир сложился как стройное, внутреннее единое целое, в соответствии с простыми и логически связными законами механики. Выдвинувшись на первое место среди других наук еще в  предыдущем столетии, механика вместе с примыкающими к ней ветвями  математики и астрономией утвердила  в умах ученых и передовых философов  стремление объяснить мир в ясных и самоочевидных понятиях.

Гоббс усмотрел в обществе продукт целесообразно примененного искусства, то есть вариант механизма, построенного на основании доводов  разума. Гольбах рассматривает природу  и ее законы как учителя человеческого  разума, его источник и мерило. Соединение двух путей тесно переплело «разумность  познания» и «разумность природы»: в невежестве стали видеть не только помеху на пути собственно познавательной деятельности, но и преграду на пути к установлению практически разумного  отношения к миру, а это последнее  стали понимать как раскрытие  некоей изначальной разумности самого мироздания. Но деисты и материалисты по-разному истолковали разумность мироздания,– для первых она означала лишь проявление «мудрости» верховного творца, а для вторых – нечто совершенно иное.

Человек в философии XVIII века предстает, с одной стороны, как  отдельный, изолированный индивид, действующий в соответствии со своими частными интересами. С другой стороны, отменяя прежние формы общности, философы XVIII века предлагают вместо них  новую – юридическую всеобщность, перед лицом которой все индивиды равны. 
Проблема человека занимает одно из центральных мест в философии французского Просвещения. Решалась она преимущественно с позиций открытого материализма (Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах) или же с позиций деизма, точнее деистской формы материалистической философии (Вольтер, Руссо).

Еще один характерный признак  Просвещения - исторический оптимизм. Он основывается на представлении о  разумности человека, на убеждении, что  в человеческой природе масса  прекрасных, положительных задатков. Что касается пороков, дурных поступков, страстей, то они преодолимы, изживаемы. Нет такой стороны человеческой натуры, которую нельзя облагородить, следуя меркам разума. Отсюда идея прогресса  как возможность бесконечного совершенствования  человека и человечества, «воспитания  человеческого рода», изменения  социальности на пути поиска наилучших  форм человеческого существования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Французский материализм  XVIII века (Ж. Ламетри, К. Гельвеций, П. Гольбах)

 

Французский материализм XVIII в. - новая историческая ступень в  развитии материалистической философии, существенно отличающееся от предшествующих  материалистических учений.

Французские материалисты опирались  на широкое развитие свободомыслия  в Англии. Но английский материализм  не был единственным теоретическим  источником для французских философов. Другим важным источником были для  них механический материализм физики Декарта, а также материалистическое учение Спинозы о природе, субстанции и ее атрибутах, о человеке, о душе  и ее отношении к телу.

Французский материализм  не просто продолжал традиции, порожденные  общественно-историческим развитием  Англии, Франции и Нидерландов, он развивал эти традиции дальше, выдвигал новые идеи. Для французских материалистов  наряду с механикой опорой становятся также медицина, физиология, биология. Еще более оригинальны этические  и общественно - политические взгляды  французских материалистов. И в  этой области они продолжают дело великих мыслителей  Гоббса, Спинозы, Локка. Однако эти учения в значительной мере утрачивают в философии французских материалистов  тот абстрактно-натуралистический характер, какой они имели у писателей XVII века.

Стремление к последовательно  материалистическому решению проблемы человека получило яркое выражение  в сочинениях Ламетри, Дидро и  Гельвеция. Лейтмотивом их философской  антропологии является положение о  материальном единстве человека, теснейшей  зависимости «способностей души», всех психических процессов, начиная  с ощущения и кончая мышлением, от нервной системы и мозга, от состояний  «телесной субстанции». В соответствии с такой точкой зрения смерть тела рассматривалась как причина  прекращения всей психической деятельности человека, как естественное и закономерное завершение земной жизни, единственно  возможной и реальной.  
Французские материалисты подчеркивали чувственно-эмоциональную природу человека, роль личного интереса в деятельности людей.

Характерна эволюция просветительского  миропонимания, выразившаяся в отношении  к человеку. В полемике с христианским догматом об изначальной греховности человеческой природы, согласно которому именно человек есть источник зла в мире, французские материалисты утверждают, что человек по своей природе добр. Поскольку нет ничего дурного в стремлении человека к самосохранению, полагали они, то нельзя осуждать и все те чувственные склонности, которые суть выражения этого стремления: любить удовольствия и избегать страдания – такова  природная сущность человека, а все природное по определению – хорошо. Такова мировоззренческая подоплека сенсуализма просветителей. 
В XVIII веке вновь возрождается та тенденция в решении проблемы индивидуального и всеобщего, природного и социального, которая была характерна еще для античных софистов. Последние различали то, что существует «по природе», от того, что обязано своим бытием человеческим «установлениям». Не случайно софистов называют античными просветителями: так же, как и французские материалисты, они исходили из того, что человек есть существо природное, а потому именно чувственные склонности рассматриваются как основное определение человеческого существа. Отсюда сенсуализм в теории познания просветителей XVIII века.

Информация о работе Философия эпохи просвещения