Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2015 в 18:36, реферат
1. Характерные черты общественно-политической жизни, научно-исторического прогресса и духовной культуры 20 в.: их отражение в философской мысли.
2. Сциентистские направления в современной философии: позитивизм и его формы, герменевтика, «философия науки», структурализм, теории «информационного общества».
3. Современный философский антропологизм: философская антропология, «философия жизни», персонализм, экзистенциализм, философия психоанализа.
4. Прагматизм и современная религиозная философия.
Наиболее известным представителем «философии жизни» был Ф.Ницше. Он – автор работ «Человеческое, слишком человеческое», «Веселая наука», «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла» и т.д. Учение Ницше складывалось под влиянием Шопенгауэра и под воздействием эстетических идей и искусства Р.Вагнера.
Ницше развивал концепцию «воли к власти» на основе «воли к жизни». Жизнь, по его словам, стремится к максимуму чувства власти. «Воля к власти» - это наиболее значимый критерий любого типа поведения, любого общественного явления. Воля к власти – основа права сильного. Это превыше всех моральных, религиозных и иных нормативных установлений. Именно таким правом должен руководствоваться подлинный человек во всех сферах своей жизнедеятельности. В том числе, право сильного – основа власти мужчины над женщиной. Известен афоризм Ницше – «идешь к женщине – бери плетку».
Ницше считал, что иудео-христианская мораль препятствует полному самовыражению человека, и поэтому необходимо провести переоценку ценностей. Смысл этой переоценки состоит в упразднении «морали рабов» и возрождения «морали господ».
В основе этой морали, с точки зрения Ницше, должны лежать следующие принципы: 1) «ценность жизни» есть единственная безусловная ценность; 2) существует природное неравенство людей, обусловленное различием их жизненных сил и уровнем «воли к власти»; 3) сильный человек свободен от моральных обязательств, он не связан никакими моральными нормами.
Всем этим требованиям удовлетворяет субъект морали господ – сверхчеловек. Сверхчеловек – «белокурая бестия» - центральное понятие в этике Ницше. Это понятие, наряду со многими антисемитскими и антихристианскими идеями, было заимствовано у него идеологами фашизма. Учение Ницше было объявлено чуть ли не официальным философским учением фашизма. Наряду с генетической характеристикой сверхчеловека, как человека арийской расы, Ницше пропагандировал двойную мораль сверхчеловека. По отношению друг к другу – это снисходительные, сдержанные, нежные, гордые и дружелюбные люди. Но по отношению к «чужим» они немногим лучше необузданных зверей. Внешней особенностью сверхчеловека Ницше считал «врожденное благородство», «аристократичность». Его сверхчеловек – это гармоничный человек, в котором сочетаются физическое совершенство, высокие моральные и интеллектуальные качества.
Таким образом, жизнь у Ницше – это самоутверждение, обладание могуществом, властью, борьба слабых и сильных воль.
В целом для «философии жизни» характерны:
1. антибуржуазная направленность, критика капитализма.
2. тоска по сильной личности.
3. отказ от спекулятивно-логического мышления.
4. жажда целостного взгляда на жизнь.
Персонализм (от лат. - личность)- теистическое направление современной философии. Само название свидетельствует о признании личности первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью. Мир, в котором живет и действует личность, есть проявление творческой активности верховной личности – Бога.
Формирование персонализма началось в конце 19 века в России и США. Основные принципы персоналистской философии были сформулированы Н.А.Бердяевым и Л.Шестовым. В последующем идеи персонализма нашли отражение в творчестве Н.О.Лосского, С.Н.Булгакова, А.Белого, В.Иванова. Особый этап в развитии персонализма связан с его распространением во Франции, начало которому положил Эмманюэль Мунье (1905-1950).
В противовес принципу идеалистического монизма и гегелевскому панлогизму персонализм выдвигает идею множественности. Сторонники персонализма говорят о множественности существований, сознаний, воль и личностей. Разуму противостоит интуиция. Мир сотворила верховная персона Бог, и он же наделил его способностью развития.
В области познания персонализм исходит из необходимости замены познающего субъекта традиционной философии человеком во всей полноте его конкретных проявлений, в его антропологической всеобщности. Тем самым подчеркивается активная роль субъекта, ибо познает только единичный, индивидуальный и неповторимый человек.
В онтологическом плане личность становится фундаментальной категорией, лишь через нее возможно основное проявление бытия, в котором волевая активность сочетается с непрерывностью существования. Личность с ее опытом составляют единственную реальность. Однако истоки личности – не в ней самой, а в Боге.
Наука в ее сложившемся виде не способна постигнуть разнообразие и богатство мира. В науке нельзя найти и надежных ориентиров, использование которых может указать верный путь в человеческой жизни. Такую задачу призвана выполнить только религиозная философия. В учении персонализма о личности содержится немало положительных моментов, в частности, представляет интерес попытка разграничения понятий индивида и личности. Характерная черта этого учения – обоснование идеи о свободе воли. До появления трудов экзистенциалистов в персонализме было уже сформулировано утверждение о принципиальной враждебности общества и личности.
В первой трети 20 в. персонализм испытывает как бы второе рождение. Основоположник французского персонализма Э.Мунье в своих книгах «Что такое персонализм?» и «Манифест персонализма» определяет цели и задачи персоналистского движения: «мы называем персоналистскими любое учение и любую цивилизацию, утверждающие примат человеческой личности по отношению к материальной необходимости и системам коллективности, лежащим в ее основании».
Не ставя целью создать законченное философское учение, Мунье стремился отыскать продуктивные способы разработки проблем личностного существования. Красной нитью через все сочинения философа проходит идея о том, что только человек способен стать законодателем в выработке программ поведения по отношению ко всем обстоятельствам, оказывающим влияние на его жизнь и личность.
Экзистенциализму и марксизму персонализм противопоставляет концепцию личности, центральными пунктами которой являются представления о вовлечении и трансцендировании. Вовлечение означает факт присутствия человека в мире, притом присутствие активное, осмысленное и таинственное. Под трансцендированием понимается процесс самоопределения человека, его постоянное движение вперед, в чем опорой для него является Бог, Абсолют, несоизмеримый с миром и потому задающий ориентиры как отдельной личности, так и истории в целом.
Психоанализ. Основоположником психоанализа был австрийский психолог, врач-психиатр З.Фрейд (1856-1939). Он не был философом, но его творчество и результаты научных исканий оказали огромное воздействие на интеллектуалов 20 в. К этому направлению принадлежит К.Г.юнг, А.Адлер, неофрейдисты В.Райх, Г.Маркузе, Э.Фромм и др.
Разрабатывая общую и специальную теорию и методы психоанализа, Фрейд сосредоточился прежде всего на выяснении природы человеческой психики. В ее структуре он на основе теоретических исследований и экспериментальных наблюдений выделял три области, взаимосвязанные между собой: бессознательное, предсознательное и сознание.
Область бессознательного, считал ученый, представляет собой глубинную внутреннюю основу психики, определяющим образом влияющую на подсознание и сознание людей, импульсы и мотивы их поведения. В психической системе бессознательного рождаются неврозы, возникают подспудные влечения, желания, комплексы инстинктивного характера.
По другой терминологии психический аппарат человека представляет Оно с двумя врожденными инстинктами. Первый из них – половой инстинкт, или сексуальное влечение – либидо. Фрейд, подчеркивая его природный характер, писал: «Либидо, совершенно аналогично голоду, называется сила, в которой выражается влечение, в данном случае сексуальное, как в голоде выражается влечение к пище».
Данный инстинкт, эрос, выражает волю человека к жизни и любви; это инстинкт жизнеутверждения, продолжения рода. Ему противостоит другой инстинкт – разрушения и смерти, или танатос, в котором концентрируется зло, агрессивное в человеке. Это начало древние римляне выражали тезисом «Человек человеку волк».
В пирамиде психики Оно лежит в ее основе как нечто бессознательное и инстинктивное, а на вершине – Я, или Эго, и сверх-Я (супер-Эго). В последнем выражены требования к индивиду со стороны родителей, воспитателей, общества в целом. На индивида (Я) воздействуют таким образом, противоположные силы. Инстинктивные силы Оно возбуждают и требуют удовлетворения инстинктов, а социальные силы (сверх-Я) стремятся направить эти инстинкты в общественно безопасное, цивилизованное русло.
Отсюда огромное значение воспитания людей, их социализация, начиная с детского возраста, когда появляется и усиливается действие т.н. «эдипова комплекса» - инстинктивного эротического влечения детей и подростков к родителям противоположного пола.
Когда воспитание не достигает своей цели – сдерживания врожденных инстинктов, их сублимации (преобразования в духовную деятельность); когда не срабатывает внутренняя и внешняя «цензура» (контроль) над поведением индивидов, тогда могут появиться и даже стать неизбежными тяжелые неврозы, разрушающие психику человека. Это относится в первую очередь к половым инстинктам, эротике, где воспитание ограничено определенными естественными пределами.
Учение психоанализа не ограничивалось изучением психических (прежде всего бессознательных) процессов, относящихся к отдельным людям. Ученый распространял свои выводы в данной области на общество в целом, его историю; на такие социальные явления, как культура, религия, мораль, война. Экстраполяция угнетающих индивида инстинктов на общественную жизнь приводила Фрейда и фрейдизм к таким обобщениям и выводам, которые обусловили неправомерную психологизацию многих социальных явлений и процессов, придание им роли объектов невропатологии.
Фрейдистское учение оказало значительное влияние не только на дальнейшее развитие современной психологии, но и на другие направления общественной мысли, включая философское учение о человеке. На основе этого учения получил развитие неофрейдизм (К.Юнг, Э.Фромм и др).
Психоаналитические взгляды Фрейда по-разному были восприняты психологами и философами разных стран. Некоторые из тех, кто вначале его активно поддерживал, впоследствии отошли от ортодоксального фрейдизма, сформулировали свои собственные оригинальные психологические концепции. Это относится и к швейцарскому философу и психиатру К.Юнгу (1875-1961). Он один из признанных основателей т.н. глубинной психологии, в целом продолжающей и развивающей фрейдовскую идею о фундаментальной роли бессознательного в психике человека. Однако уже к 1913 г. у Юнга сложился отличный от Фрейда взгляд на то, что является определяющим в структуре бессознательного. Таковым могут выступать не обязательно половые влечения, либидо, но и другие факторы, составляющие в совокупности всю глубинную психическую энергию.
Швейцарский психолог ввел в научный оборот новые понятия, среди которых одно из основных – коллективное бессознательное. Это вотчина различных представлений, но не индивидуальной, а общечеловеческой и даже общеживотной психики. Непосредственным проявлением коллективного бессознательного выступают мифологические мотивы и образы (архетипы). Оно является огромным духовным наследием, возрожденным в каждой индивидуальной структуре мозга. Сознание же, наоборот, - эфемерное явление, осуществляющее все сиюминутные приспособления и ориентации.
Школа неофрейдизма представлена и в творчестве Э.Фромма. Выделяя в многогранном творчестве Фромма неофрейдистскую проблематику, следует указать на то, что для него в значительно меньшей степени присуща биологизация человеческой природы. Он рассматривал ее преимущественно с социальных позиций, обосновал смещение центра психоаналитического анализа от бессознательных инстинктов индивида к проблематике социальных неврозов, исследованию патологии цивилизованных сообществ. В основу такого исследования была положена идея о том, что здоровым является общество, соответствующее потребностям человека.
Фромм был озабочен последствиями развития современной цивилизации. Он писал, что наша совесть должна пробудиться от сознания того, что чем больше мы превращаемся в сверхлюдей, тем бесчеловечнее мы становимся. В условиях рынка господствует товарный фетишизм. Происходит смещение человеческих ценностей. Люди больше думают о том, чтобы больше иметь, чем о том, кем быть. Свобода же означает рост и развитие в соответствии с законом человеческого существования, что означает подчинение законам оптимального развития человека.
4. Прагматизм и современная религ
В 70-х годах 19 в. в США возник прагматизм, ставший впоследствии одним из влиятельных философских течений 20 столетия. Название происходит от греческого слова, означающего дело, действие, тем самым, подчеркивая его практическую нацеленность. Согласно прагматизму, единственным критерием истинности выступает успех какого-либо начинания, поступка, дела. Поэтому нередко прагматизм воспринимается как одна из форм некой житейской философии. Однако такой поверхностный взгляд не улавливает существенных признаков прагматизма. Не уяснив их, трудно понять причины длительного его успеха и устойчивого влияния. Именно прагматизму западноевропейская философия обязана введением и последующей детальной разработкой человеческой деятельности.
Истоки прагматизма лежат в немецкой философии, в частности, присутствуют в творчестве Гегеля и Ницше. В последующем начальные идеи прагматизма отмечены в трудах А.Бергсона. Основные идеи прагматизма высказал Ч.Пирс (1839-1914), Джон Дьюи (1859-1952), Вильям Джемс (1842-1910), Дж.Мид (1863-1931).Прагматизм имел сторонников также в Великобритании и других странах.
Представление о прагматизме как философской форме мышления, познания формируется в рамках тенденции к пересмотру природы познания и истины. «Гносеологического субъекта» сменил «субъект заинтересованный», безразличный к истине как таковой. Для этого субъекта знание существует лишь как средство решения познавательных задач. Главным становится удовлетворение потребности в успешном действии. Вот эта-то тенденция получает развитие и завершение в прагматизме.