Философская герменевтика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 13:34, контрольная работа

Краткое описание

Герменевтика сложилась как теория о предпосылках, возможностях и особенностях процесса понимания. Название «герменевтика» восходит к древнегреческому «hermeneia» - «толкование смысла» и находится в символической связи с Олимпийским богом Гермесом, который вошел в мифологию как изобретатель языка и письменности, а также вестник богов; Гермес выполнял посредническую функцию между богами и людьми, между живыми и мертвыми, воплощая собой звено опосредования противоположностей. Механизмы понимания «Я» - «Я-Другой» и выражают формы опосредованного отношения в рамках межличностной коммуникации [5:212].

Содержание

Общая характеристика герменевтической философии………….. 3
Философская герменевтика -философское движение……………..5
Философско-методологические проблемы социального
познания……………………………………………………………...6
Три основных вненаучных формы связи человека с миром…..6
Герменевтический феномен……………………………………...8
Герменевтика как предмет понимания…………………………9
Связь герменевтики и диалектики……………………………. 10
Диалогический характер герменевтики………………………..12
Языковая форма выражения мышления……………………….15
Список литературы………………………………………………....18

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по философии.docx

— 42.96 Кб (Скачать файл)

                                  

 

                                       Содержание:

    1.         Общая характеристика герменевтической философии………….. 3
    2. Философская герменевтика -философское движение……………..5
    3. Философско-методологические проблемы социального

 познания……………………………………………………………...6

    1. Три основных вненаучных формы связи человека с миром…..6
    2. Герменевтический феномен……………………………………...8
    3. Герменевтика как предмет понимания…………………………9
    4. Связь герменевтики и диалектики……………………………. 10
    5. Диалогический характер герменевтики………………………..12
    6. Языковая форма выражения мышления……………………….15
    1. Список литературы………………………………………………....18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                    

    I. Общая характеристика герменевтической философии.

    Герменевтика сложилась как теория о предпосылках, возможностях и особенностях процесса понимания. Название «герменевтика» восходит к древнегреческому «hermeneia» - «толкование смысла» и находится в символической связи с Олимпийским богом Гермесом, который вошел в мифологию как изобретатель языка и письменности, а также вестник богов; Гермес выполнял посредническую функцию между богами и людьми, между живыми и мертвыми, воплощая собой звено опосредования противоположностей. Механизмы понимания «Я» - «Я-Другой» и выражают формы опосредованного отношения в рамках межличностной коммуникации [5:212].

   Традиции герменевтики были заложены еще в средние века при истолковании библейских текстов и способствовали разъяснению и истолкованию текстов, и лежали в основе перевода текстов с языка одной эпохи на язык другой эпохи [5:200].                   

        К герменевтике обращались уже древние философы: они занимались истолкованием мифов, философских текстов и афоризмов, символов и иносказаний. Неоплатоники, например, работали над разъяснением произведений Гомера, Платона и других мыслителей. В эпоху Возрождения много внимания уделялось толкованию памятников античности [5:200].

        Феномен  понимания и правильного истолкования  понятого является не только  специальной методологической проблемой  наук о духе. С давних пор  существовала также и теологическая  и юридическая герменевтика, которая  не столько носила научно-теоретический  характер, сколько соответствовала  и способствовала  практическим  действиям научнообразованных судьи или священника [5:201].

        Основы герменевтики как общей теории понимания были заложены Ф.Шлейермахером (1768-1834) и Ф. Шлегелем(1772-1829). Их заинтересовала «философия языка», прежде всего проблема отражения, объективно-прекрасного в поэзии (особенно древнегреческой), а также в искусстве и в различных фрагментах культуры.  Шлеермахер выделил в тексте предметно-содержательный и индивидуально-личностный аспекты. Содержание текста, т.е. то, что описывалось, было противопоставлено выражению текста, т.е. тому, как описывалось событие, особенностям стиля изложения, проставлению акцентов в тексте и т.д. Главное в герменевтике, как считал Шлейермахер, понять не предметное содержание, выраженное в мысли, а самих мыслящих индивидов, создавших тот или иной текст. Последний аспект получил названия выразительного, и долгие годы был собственным предметом понимания и толкования [5:215].

        Обратился к проблемам герменевтики и немецкий философ  В. Дильтей (1833-1911) .Он не только исследовал историю возникновения герменевтики, но и определил ее как метод интерпретации культуры прошлого на основе воспроизведения «душевно-духовной жизни» исследуемой эпохи. Ему были близки идеи Ф. Шлейермахера о включенности проблемы понимания в интерпретацию культуры и ее фрагментов. Дильтей, как и Шлейермахер, выдвинул положение: «Природу мы объясняем, а человека мы понимаем».(6) Культура делается человеком и поэтому одного ее объяснения, представляющего логическое подведение определенных явлений, которое возможно лишь тогда, когда исследователь «вживается» в изучаемую эпоху, ставит себя на место того или иного автора. С его точки зрения, герменевтика есть искусство истолкования литературных памятников, понимание письменно зафиксированных проявлений жизни [5:216]. 

             II.Философская герменевтика – философское движение.   

        В XX в. герменевтику развивали М. Хайдеггер(1889-1976), Г. Гадамер(1900-2002)  (онтологическая герменевтика), П. Рикер(1913- 2005) (гносеологическая герменевтика), Э. Бетти (1890-1970)  (методологическая герменевтика) и т.п. Крупнейший вклад в разработку философской герменевтики внес немецкий философ Г. Гадамер [6].

        По мнению Гадамера, понимание «задано традицией, в рамках которой можно жить и мыслить». При этом понимание возникает не сразу, ему предшествует «предпонимание», которое можно «исправлять», «корректировать», но полностью освободиться от него нельзя, ибо «предпонимание» - посылка всякого «понимания». Носителем понимания традиции является язык. Постоянно подчеркивается, что герменевтика как философское знание - это  анализ самого процесса понимания, движения к истине. Высказывается мысль, что «герменевтика – это не результат», а путь к знанию, сама практика получения истины [2:15].

        Следует отметить, что герменевтиков 70-90 гг. интересует «понимание» не как прикладная задача, возникающая в процессе истолкования текстов, а как фундаментальная характеристика человека, как нечто, определяющее человеческое бытие и мышление. Например, Гадамер приводит пример из Фукидида с осажденными Афинами, в которых свирепствует чума. Люди в этот период совсем неадекватно воспринимали и понимали обычные слова и поступки: изменилось даже значение слов в оценке человеческих действий. Например, безрассудная отвага считалась храбростью, благородная осмотрительность – трусостью; умеренность – личиной малодушия; удачливый и хитрый интриган считался проницательным и т.д.[5:214]

        В сжатом виде ее суть он выразил в следующей форме:          «Фундаментальная истина герменевтики такова: истину не может познавать и сообщать кто-то один. Всемерно поддерживать диалог, давать сказать свое слово и инакомыслящему, уметь усваивать произносимое им - вот в чем душа герменевтики»[2:17]. В качестве наиболее важных выделим следующие основные философско-методологические идеи Гадамера:

  III. Философско-методологические проблемы социального познания.

            1. Три основных вненаучных формы связи человека с миром.

      а) Считая «большим ослеплением» фактическое абсолютизирование идеала науки и ее методов, он пытался примирить философию с наукой, показывая ее особенности и границы «во всеобщности человеческой жизни», перешагнуть ограниченный горизонт интересов научно-теоретического учения о методе.

        Гадамер стремится показать, что способ познания, связанный с понятием науки и лежащим в ее основе понятием метода не является ни единственным, ни универсальным. Культурно-историческая традиция знает различные способы человеческого отношения к миру. Научно-теоретическое освоение мира - лишь одна из возможных позиций человеческого бытия, а истина познается не только и не столько с помощью научного метода. Важнейшими вненаучными способами раскрытие истины является искусство, философия и история [1:106].

      б) Важной особенностью гуманитарных наук является то, что их предмет - нечто такое, к чему принадлежит с необходимостью и сам познающий. А это означает, что эти науки не могут и не должны механически копировать методологию естествознания. Немецкий философ считает недопустимым и ошибочным, когда (при всем их сходстве) гуманитарные науки понимаются по аналогии с естественными. Он с сожалением констатирует, что «логическое самосознание гуманитарных наук, сопровождавшее в XIX в. их фактическое формирование, полностью находится во власти образца естественных наук» [1:106].

        Однако Гадамер подчеркивает, что гуманитарные науки («науки о духе») имеют свою специфику, свои способы постижения мира, и на самом деле они далеки от того, чтобы чувствовать свою неполноценность относительно естествознания. Хотя в социальном познании можно и нужно применять методы естественных наук (например, индуктивный метод), но делать это надо очень осторожно, а главное - учитывать особенности предмета гуманитарного знания (в частности, включенность туда «самого познающего»).

        Гадамер обращает внимание на то, что социально-историческое познание не имеет своей непосредственной целью представить конкретное явление как частный, единичный случай, лишь только иллюстрирующий общее правило (закономерность). Суть гуманитарных наук не может быть верно, понята, если измерять их по масштабу прогрессирующего познания закономерностей. «Напротив, идеалом здесь должно быть понимание самого явления в его однократной и исторической конкретности»[1:107] - а именно, понимание того, каковы этот человек, этот народ, это государство и т.д.

При этом очень важно установить, «каково было их становление», т.е. выяснить - как смогло получиться, что они стали именно такими, а не какими-либо другими. Вот почему фундаментальной характеристикой человеческого бытия и мышления немецкий философ считает «историчность»: определенность местом, временем, конкретной ситуацией, в которой человек себя застает [1:107].

         в) Герменевтика - прежде всего практика. Она реализуется в качестве деятельности по осмыслению некоторого текста, и, взятая вне этой деятельности, теряет свою специфику. Однако философская герменевтика для немецкого мыслителя не сводится к методологии понимания текстов (и вообще не является такой разработкой), а представляет собой своего рода философию понимания. Согласно Гадамеру, действительность не только теоретически познается научными средствами, но и жизненно-практически «испытуется» человеком. Поэтому у него часто речь идет не о познании, а об опыте мира. Последний включает в себя и непосредственность переживания («опыт жизни») и различные формы практического и эстетического опосредования реальности («опыт истории», «опыт искусства», «опыт философии») [1:108].

        Тем  самым «опыт науки» - отнюдь не единственный вид опыта, а последний есть совокупность своих видов, ни один из которых недопустимо сводить к научному опыту, а тем более абсолютизировать его. «Таким образом - отмечает Гадамер, - науки о духе сближаются с такими способами постижения, которые лежат за пределами науки: с опытом философии, с опытом искусства, с опытом самой истории. Все это такие способы постижения, в которых возвещает о себе истина, не подлежащая верификации методологическими средствами науки». Выделенные формы опыта - это три основных вненаучных формы связи человека с миром, три главных измерения, в которых развертывается бытие человека в мире - за рамками науки и ее методов [1:108].

                    2. Герменевтический феномен.

       Означает ли, что при рассмотрении трех названных вненаучных способов постижения мира здесь не применимы понятия "познание и "истина"? Нет, не означает. В этой связи Гадамер в противовес позитивистско-сциентистским представлениям стремится показать несводимость истины к тому ее понятию, которое сложилось в рамках новоевропейской науки. Истина, по его убеждению, не есть характеристика только познания, но прежде всего - характеристика самого бытия. Она не может быть целиком "схвачена" с помощью метода, а может лишь приоткрыть себя понимающему осмыслению. Истина «свершается», и преимущественный способ ее «свершения» - искусство [4:196].

        При этом немецкий мыслитель обращает внимание на следующие важные обстоятельства. Во-первых, изначально герменевтический феномен вообще не является проблемой метода. Речь здесь идет не о каком-то методе понимания, который сделал бы тексты предметом научного познания, наподобие всех прочих  предметов опыта.

Во-вторых, данный феномен  не предполагает построения какой-либо системы прочно обоснованного познания, отвечающего методологическому  идеалу науки. В-третьих, понимание  того, что передано нам исторической традицией - это не просто понимание  тех или иных конкретных текстов, а это выработка определенных истин. В-четвертых, феномен понимания  пронизывает все связи человека с миром, в том числе и научные, а потому также и в самой  науке он имеет самостоятельное  значение и противодействует всем попыткам превратить его в какой-либо научный  метод. В-пятых, задача герменевтических исследований состоит в том, чтобы  раскрыть опыт постижения истины, превышающий  область, контролируемую научной методикой. В-шестых, предмет герменевтики образуют только «понимающие» (историко-гуманитарные) науки, но в той мере, в какой феномену понимания придается универсальный характер - вся совокупность человеческого знания о мире и бытии в нем [4:198].

                             3.  Герменевтика как   предмет  понимания.

      Важнейшая заслуга Гадамера - всесторонняя и глубокая разработка ключевой для герменевтики категории понимания. Понимание для него - способ существования познающего, действующего и оценивающего человека. Понимание - это не столько познание, сколько универсальный способ освоения мира («опыт»), оно неотделимо от самопонимания интерпретатора, есть процесс поиска смысла («сути дела») и невозможно без предпонимания. Оно - предпосылка связи с миром, беспредпосылочное мышление - фикция. Поэтому понять нечто можно лишь благодаря заранее имеющимся относительно него предположениям, а не когда оно предстоит нам как что-то абсолютно загадочное. Тем самым предметом понимания является не смысл, вложенный в текст автором, а то предметное содержание («суть дела»), с осмыслением которого связан данный текст.

Информация о работе Философская герменевтика