Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 02:09, контрольная работа
Платон (427 – 347 гг. до н.э.) – крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы – Академии, основоположник идеалистического направления в философии. Платон – первый древнегреческий философ, оставивший после себя ряд фундаментальных философских произведений, наиболее важными из которых являются «Апология Сократа», «Пармелид», «Горгий», «Федон», «Государство», «Законы». Большинство произведений Платона написано в форме диалогов.
Платон является основателем идеализма. Главными положениями его идеалистического учения являются следующие:
1. Философская система Платона 3
2. Говорят, что человек – самое несчастное из животных, поскольку заранее знает о своей будущей смерти. Как трактуется в философии проблема жизни и смерти? 7
3. Философия о происхождении и сущности человека. Фундаментальные характеристики человека 12
Список литературы 20
Оглавление
1. Философская система Платона 3
2. Говорят, что человек – самое несчастное из животных, поскольку заранее знает о своей будущей смерти. Как трактуется в философии проблема жизни и смерти? 7
3. Философия о происхождении и сущности человека. Фундаментальные характеристики человека 12
Список литературы 20
Платон (427 – 347 гг. до н.э.) –
крупнейший философ Древней Греции,
ученик Сократа, основатель собственной
философской школы – Академии,
основоположник идеалистического направления
в философии. Платон – первый древнегреческий
философ, оставивший после себя ряд
фундаментальных философских
Платон является основателем идеализма. Главными положениями его идеалистического учения являются следующие:
«Триада» Платона – «единое», «ум», «душа»
Также Платон выдвигает философское учение о триаде, согласно которому все сущее состоит из трех субстанций: «единого», «ума», «души».
«Единое»:
«Ум»:
«Душа»:
Гносеология (учение о познании) Платона
Касаясь гносеологии (учения о познании), Платон исходит из созданной им идеалистической картины мира:
Проблема
государства в философии
Особую роль в своей философии Платон уделил проблеме государства (что было нетипично для предшественников – «досократиков» Фалеса, Гераклита и др., которые занимались поисками первоначала мира и объяснением явлений окружающей природы, но не общества). Платон выделяет семь типов государства: идеальное «государство будущего», которого пока не существует и в котором отпадает необходимость в государственной власти и законах, и шесть типов ныне существующих государств. Среди шести существующих типов Платоном указываются:
Поскольку тирания, олигархия и тимократия являются несправедливыми формами государства, а демократия – власть большинства – редко бывает справедливой и, как правило, вырождается в тиранию, олигархию или тимократию, двумя стабильными и оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия.
Платоновский проект государства
Также Платон выдвигает собственный план государственного устройства, согласно данному плану:
В дальнейшем Платон пересмотрел
некоторые идеи своего проекта, допустив
небольшую частную
Значение философии Платона
Историческое значение философии Платона в том, что впервые философом оставлено целое собрание фундаментальных произведений;
Академия Платона
Академия Платона – религиозно-философская школа, созданная Платоном в 387 г. в природе Афин и просуществовавшая около 1000 лет (до 529 г. н.э.). Наиболее знаменитыми воспитанниками академии являлись: Аристотель (учился у Платона, основал собственную философскую школу – Ликей), Ксенокрит, Кракет, Арксилай. Клитомах Карфагенский, Филон из Ларисы (учитель Цицерона). Академия была закрыта в 529 г. византийским императором Юстинианом как рассадник язычества и «вредных» идей, однако за свою историю успела добиться того, что платонизм и неоплатонизм стали ведущими направлениями европейской философии.
В жизни каждого человека рано или поздно наступает момент, когда он задается вопросом о конечности своего индивидуального существования. Человек - единственное существо, которое осознает свою смертность и может делать ее предметом размышления. Но неизбежность собственной смерти воспринимается человеком отнюдь не как отвлеченная истина, а вызывает сильнейшее эмоциональные потрясения, затрагивает самые глубины его внутреннего мира.
Жизнь и смерть – вечные темы духовной культуры человечества. О них размышляли пророки и основоположники религий, философы и моралисты, деятели искусства и литературы, педагоги и медики. Подлинное философствование невозможно без обращения к этим вечным темам. Во всех философских системах так или иначе решался этот вопрос.
Речь идет о триаде: жизнь – смерть – бессмертие, поскольку все духовные системы человечества исходили из идеи противоречивого единства этих феноменов. Наибольшее внимание здесь уделялось смерти и обретению бессмертия в жизни иной, а сама человеческая жизнь трактовалась как миг, отпущенный человеку для того, что бы он мог достойно подготовиться к смерти и бессмертию.
За небольшими исключениями у всех времен и народов высказывались о жизни достаточно негативно. Жизнь – страдание (Будда, Шопенгауэр и др.); жизнь – сон (Веды, Платон, Паскаль); жизнь – бездна зла (древнеегипетский текст “Разговор человека со своим духом”). «И возненавидел я жизнь, потому что противны стали мне дела, которые делаются под солнцем, ибо все – суета и томление духа» (Экклезиаст); «Человеческая жизнь жалка» (Сенека); «Жизнь – борьба и странствие по чужбине» (Марк Аврелий); «Жизнь однозвучна, зрелище уныло» (Петрарка); «Жизнь – это повесть глупца, рассказанная идиотом, полная шума и ярости, но лишенная смысла» (Шекспир); «Жизнь человеческая не что иное, как постоянная иллюзия» (Паскаль); «Вся жизнь – лишь цена обманчивых надежд» (Дидро); «Вся человеческая жизнь глубоко погружена в неправду» (Ницше).
Действительно, жизнь каждого
человека драматична и трагична: как
бы удачно не складывалась жизнь, как бы
она не была длительна, конец ее неизбежен.
Смерть и потенциальное бессмертие –
самая сильная приманка для философствующего
ума, ибо все наши жизненные дела должны
так или иначе соизмеряться с вечным. Человек
обречен на размышления о смерти и в этом
его отличие от животного, которое смертно,
но не знает об этом. Правда, животные чуют
приближение смерти, особенно домашние,
и их предсмертное поведение чаще всего
напоминает мучительные поиски уединения
и успокоения.
Смерть – пожалуй, единственное, перед чем все равны: бедные и богатые, грязные н чистые, любимые и нелюбимые. Замечено, что мудрость человека часто выражается в спокойном отношении к жизни и смерти. Как сказал Махатма Ганди: «Мы не знаем, что лучше – жить или умереть. Поэтому нам не следует ни чрезмерно восхищаться жизнью, не трепетать при мысли о смерти. Мы должны одинаково относиться к ним обоим. Это идеальный вариант». А еще задолго до этого в «Бхагавадгите» сказано: «Воистину, смерть предназначена для рожденного, а рождение неизбежно для умершего. О неизбежном - не скорби!»
Итак, можно выделить первое измерение проблемы жизни, смерти и бессмертия – биологическое, ибо это состояния являют по сути дела различные стороны одного феномена. Давно уже была высказана гипотеза панспермии, постоянного наличия жизни и смерти во Вселенной, постоянного их воспроизводства в подходящих условиях. Рождаются, живут и умирают звезды, туманности, планеты, кометы и другие космические тела, и в этом смысле не исчезает никто и ничто. Данный аспект наиболее разработан в восточной философии и мистических учениях, всходящих из принципиальной невозможности только разумом понять смысл этого вселенного кругооборота.
Осознание единства жизни
человека и человечества со всем живым
на планете, с ее биосферой, равно
как и потенциально возможными формами
жизни во Вселенной имеет огромное
мировоззренческое значение. Эта
идея святости жизни, права на жизнь
для любого живого существа уже в
силу самого факта рождения принадлежит
к числу вечных идеалов человечества.
В пределе, вся Вселенная и
Земля рассматриваются как