Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2014 в 12:10, контрольная работа
С творчеством Ф. М. Достоевского в русской философии берёт начало жанр антиутопии, блестяще продолженный и развитый мыслителями художниками 20 века. Этот жанр не имел аналогов в европейской философии и литературе, он нередко требовал языка притчи, исповеди, отказа от привычных форм изложения теории, от чисто рационального способа доказательства и прочувствованных сердцем, пережитых, выстраданных истин, тем самым утверждало русскую самобытность и своего рода неповторимость.
Произведения Ф. М. Достоевского порой противоречивы, часто наполнены труднопонимаемым мистическим оттенком, его мысли зачастую наполнены религиозной тематикой, но бесспорно одно - это великий прорицатель будущего России, это часть великой русской мысли.
Введение……………………………………………………………………………………….3
1.Феноменология человека в произведениях Ф.М.Достоевского……………….…………4
2.Этические и эстетические взгляды Достоевского…………………………………...……8
3. Проблемы историософии………………………………………………………………….11
Заключение……………………………………………………………………………………14
Список используемых источников……………
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ИНСТИТУ БИЗНЕСА И МЕНЕДЖМЕНТА ТЕХНОЛОГИЙ
БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Заочное отделение
Факультет бизнеса
Контрольная работа
Специальность: 1 26 02 05 Логистика
По дисциплине: Философия
На тему: Философские взгляды Ф.М. Достоевского
Работу выполнил: студент группы 1322
(ФИО)
Работу проверил: доцент
Минск 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Феноменология человека в
2.Этические и эстетические взгляды
Достоевского…………………………………...……
3. Проблемы историософии………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемых источников……………………………………………………
Введение.
Русская философия – сравнительно позднее образование национальной культуры. Она формируется только во второй половине 19 века. Но вместе с тем такое позднее начало было поистине великим, потому что связано с именами таких великих мыслителей, как Ф. М. Достоевский, Л.Н. Толстой, В. С. Соловьёв, Н. А. Бердяев. В их лице и в творчестве философское самосознание русского народа заявило о себе на весь мир как совершенно самостоятельный голос, вносящий свою лепту в мировую культуру. Немалый вклад в становление русской философской мысли внес Достоевский.
Федор Михайлович Достоевский (30.10. 1821 - 28.01.1881) не был профессиональным философом, но его литературное творчество поднимает и решает общефилософские проблемы, открывает перед читателями глубины человеческой личности, его натуры, являются извечным предметом философского анализа. Выводы, к которым приходит Достоевский в своих произведениях, тоже носят философский характер, именно поэтому картина русской философской жизни невозможна без фигуры Ф.М. Достоевского.
Творчество писателя сосредоточено вокруг вопросов философии духа - это темы антропологии, философии истории, этики, философии религии. В этой области обилие и глубина идей у Достоевского поразительны. У Федора Михайловича не было систематического философского образования, но он очень много читал, впитывая в себя чужие идеи и откликаясь на них в своих размышлениях.
С творчеством Ф. М. Достоевского в русской философии берёт начало жанр антиутопии, блестяще продолженный и развитый мыслителями художниками 20 века. Этот жанр не имел аналогов в европейской философии и литературе, он нередко требовал языка притчи, исповеди, отказа от привычных форм изложения теории, от чисто рационального способа доказательства и прочувствованных сердцем, пережитых, выстраданных истин, тем самым утверждало русскую самобытность и своего рода неповторимость.
Произведения Ф. М. Достоевского порой противоречивы, часто наполнены труднопонимаемым мистическим оттенком, его мысли зачастую наполнены религиозной тематикой, но бесспорно одно - это великий прорицатель будущего России, это часть великой русской мысли.
1.Феноменология человека
в произведениях Ф.М.
Философское творчество Достоевского имеет не одну, а несколько исходных точек, но наиболее важной и даже определяющей для него была тема о человеке. Все творчество Ф. М. Достоевского по праву можно назвать грандиозным “опытом о человеке” - художественным и философским исследованием человека, его идеальной сути, его связи “с судьбой мира и с судьбой Бога” [4; С.27]. “Человек,- для художника - микрокосм, центр бытия, солнце, вокруг которого все вращается. Решить вопрос о человеке - значит, решить вопрос о Боге” [4 ,С.42]. Для Достоевского это решение было самой главной задачей в жизни, писатель бился над разрешением этой задачи на протяжении всей жизни, создавая свою неповторимую антропологию. Eгo интepecoвaли иcключитeльнo люди, иx дyшeвный cклaд, oбpaз жизни, иx чyвcтва и мыcли. При изучении человека, Достоевский использует не излюбленный в науке принцип познания, когда познаваемое смотрится со стороны и отделено от познающего. В его произведениях познание человека происходит через переживание, проникновение в жизнь этого человека, жизнь событийную, рассматривая конкретный случай конкретной судьбы, и жизнь внутреннюю, рассматривая конкретного человека, а не абстракцию. B aнтpoпoлoгии Дocтoeвcкoгo нeт ничeгo cтaтичecкoгo, постоянного, oкaмeнeвшeгo, вce в ней динaмичнo, вce в движeнии.
Первые и достаточно существенные свои открытия о человеческой природе Достоевский делает в “Записках из подполья”, и завершает он эти свои открытия в “Легенде о Великом Инквизиторе”. В непростых сюжетах своих романов писатель раскрывает человека в разных аспектах, с разных сторон. Он открывает и изображает вечные стихии человеческого духа. В глубине человеческой природы он раскрывает Бога и дьявола и бесконечные миры, но всегда раскрывает через человека и из какого-то безмерного интереса к человеку.
Все романы Достоевского централизованы. Всегда образуется какой-нибудь человеческий центр (Версилов в «Подростке», Ставрогин в «Бесах» Раскольников в «Преступлении и наказании»), какая-нибудь центральная человеческая страсть, и все вращается, кружится вокруг этой оси. Образуется вихрь страстных человеческих соотношений, и в этот вихрь вовлекаются все. Вихрь страстной, огненной человеческой природы влечет в таинственную, загадочную, бездонную глубину этой природы. Там раскрывает Достоевский человеческую бесконечность, бездонность человеческой природы. Но и в самой глубине, на самом дне, в бездне остается человек, не исчезает его образ. В каждом из романов Достоевского раскрывается страстное, идущее в неизъяснимую глубь человеческое царство, которым все исчерпывается. В человеке раскрывается бесконечность и бездонность, но ничего нет, кроме человека, ничто не интересно, кроме человеческого.
Достоевский по-разному видит человека: и как представителя рода человеческого (и в биологическом и в социальном смысле), и как индивидуальность, и как личность. По его убеждению, разделение по социальному признаку мало что объясняет в человеке. Черты истинно человеческого возвышаются над социальными различиями, существуют черты биологического, доходившего в своем выражении до типовых, сущностных характеристик. Говоря о "нищих от природы", Достоевский констатирует человеческую несамостоятельность, убогость, безактивность. В «Записках из Мертвого дома» писатель пишет: "Они всегда нищие. Я заметил, что такие личности водятся и не в одном народе, а во всех обществах, сословиях, партиях, журналах и ассоциациях. [1; Т.3.С. 258]
Путь к проблеме человека и ее решению у Достоевского трудный: то он пытается свои представления о человеке свести к типологии личности, то отрекается от этой попытки, видя, как трудно с ее помощью объяснить цельного человека, не вмещающегося в рамки теоретического образа. Но при всем разнообразии подходов все они направлены на раскрытие сути человека, того, что делает человека человеком. И как это ни парадоксально, именно в условиях каторги, Достоевский приходит к выводу, что суть человека прежде всего – в осознанной деятельности, в труде, в процессе которого он проявляет свою свободу выбора, целеполагание, свое самоутверждение. Труд не должен быть для человека тягостной обязанностью. Труд – проявление человеческой свободы выбора, и поэтому, в связи с проблемой труда, Достоевский начал свои поиски в решении проблемы свободы и необходимости. Достоевского интересует проблема свободы человека во всевозможных ее аспектах и ипостасиях. Так, он обращается к труду человека и в нем видит возможность реализации человеческой свободы через выбор целей, задач, путей осуществления самовыражения.
Стремление к свободе воли естественно для человека, потому и подавление этого стремления уродует личность, а формы протеста против подавления могут быть неожиданными, особенно тогда, когда отключаются разум и контроль, и человек становится опасен для себя и для других. Достоевский имел в виду арестантов, каковым он сам был. И тогда трагедия неизбежна. Она может выражаться "и в почти инстинктивной тоске личности по самой себе, и в желании заявить себя, свою приниженную личность, доходящем до злобы, до бешенства, до помрачения рассудка..." [1.Т.3С.279]. В условиях каторги Достоевский понял, что всего страшнее для человека. Ему стало ясным, что человек не может в нормальной жизни ходить строем, жить только в коллективе, работать без собственного интереса, только по указанию. Он пришел к выводу, что безграничное принуждение становится разновидностью жестокости, а жестокость порождает жестокость в еще большей степени. Насилие не может стать путем к счастью человека, а следовательно, и общества.
Содержание понятия "человек" у Достоевского существенно иное, чем у многих его современных философов, оно богаче в ряде отношений даже концепций ХХ в. Для него человек – это бесконечное многообразие особенного, индивидуального, богатство которого и выражает главное в человеке. Характерные черты не служат у него способом построения схемы, типичное не перекрывает по значимости индивидуального. Путь постижения человека не сводится к открытию типичного, или не оканчивается этим, а с каждым таким открытием поднимается на новую ступень. Он вскрывает такие противоречия человеческого "Я", которые исключают абсолютную предсказуемость поступков человека.
Человек – не заданная заранее величина, он не может быть определен в конечном перечислении свойств, черт, поступков и взглядов. Этот вывод – главный в дальнейшей разработке концепции человека Достоевским, представленной в произведении "Записки из подполья". Достоевский спорит с известными философами, ему представляются примитивными идеи материалистов относительно человека и его связи с внешним миром, который якобы и определяет его суть, поведение. и формирует в конце концов личность. Человек, по Достоевскому, не может быть рассчитан по математическим формулам, а пытаться рассчитать его по формуле, значит превращать его в нечто механическое. Федор Михайлович не принял механицизма во взглядах на человека и общество. Человеческая жизнь в его понимании представляет собой постоянное осуществление бесконечных возможностей, заложенных в нем: "все дело-то человеческое, кажется и действительно в том только и состоит, чтоб человек поминутно доказывал себе, что он человек, а не винтик, а не штифтик! Хоть своими боками, да доказывал..." [1.Т.4С.318].
Писатель приходит к выводу о принципиальном различии природы и общества, о том, что к обществу не применимы естественнонаучные подходы и основанные на них теории. Общественные события не рассчитываемы с такой же степенью вероятности, как в природе, когда открываемые законы становятся ответом на все вопросы. Общество нельзя понять, не учитывая того, что человек – иное существо, по сравнению со всем живым на Земле. Он более, чем все другое, не может быть числом; любая логика уничтожает человека. Человеческие отношения не поддаются строго математическому и логическому выражению, так как им не подвластны все бесконечные повороты человеческой свободы воли. Или признание свободы воли, или логика, – одно исключает другое. Теория, не учитывающая сущности бесконечного проявления свободы воли человека, не может быть признана верной. По Достоевскому, такая теория остается в пределах рассудка, тогда как человек – существо бесконечное, и как объект познания превышает возможности рассудочного и рационального подходов к нему. Рассудок есть только рассудок и удовлетворяет только рассудочные способности человека. В своих рассуждениях о человеческой душе и возможности ее познания Достоевский во многом един с И.Кантом, его идеями о душе как "вещи в себе", его выводами об ограниченности рассудочного познания.
Исследуя человека, Достоевский продвигается в своем понимании общества и в том, какой должна быть социальная теория, работающая на совершенствование общества. В современных ему социальных теориях он видел, как решалась проблема человека. И его явно это не устраивало, так как все они имели своей целью "переделать" человека. "Но почему вы знаете, что человека не только можно, но и нужно так именно переделать? Из чего вы заключили, что хотенью человеческому так необходимо исправляться? Почему вы так наверно убеждены, что не идти против нормальных выгод, гарантированных доводами разума и расчетами, действительно для человека всегда выгодно и есть закон для всего человечества? Ведь это покамест еще только одно ваше предположение. Положим, что это закон логики, но, может быть, вовсе не человечества" [1.Т.4.С.475].
Вопрос о Боге и бессмертии у Достоевского так же проходит через всю его жизнь и все творчество, и так же подчинен у него вопросу о человеке и его вечной судьбе. Бог у него раскрывается в глубине человека и через человека. Бог и бессмертие раскрываются через любовь людей, отношение человека к человеку. Почти во всех его романах герои «мучаются» Богом. Существования Бога и проблема бессмертия души – вот две проблемы, заключающие в себе неодолимую, магнетическую силу, которая привлекает и подчиняет себе все остальные проблемы. Главное убеждение Достоевского состоит в том, что положительное или отрицательное решение вечных проблем определяет всю жизнь человека, всю его философию, религию, мораль, культуру. Отрицательное решение вечных проблем, выражаемое словами: нет Бога — нет бессмертия, составляет сущность отрицательных героев. Кто теряет веру в Бога, тот неизбежно становится на путь саморазрушения внутренней человеческой личности, как герои романов Ф.М. Достоевского - Раскольников, Свидригайлов, Иван Карамазов. А положительное решение, выраженное словами: Бог есть — есть бессмертие, составляет сущность положительных героев. Ни настоящая нравственность, ни подлинная любовь к людям без веры в Бога, для Достоевского, невозможны.