Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 14:22, доклад
Раскрывается проблема построения современной теории сущности науки, вводится понятие «проектный анализ науки», раскры-
вается содержание диалектического и метафизического проектов науки.
УДК 001
ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТНОГО АНАЛИЗА СУЩНОСТИ НАУКИ
Н.А. Князев
Сибирский государственный
Раскрывается проблема построения современной теории сущности науки, вводится понятие «проектный анализ науки», раскры-
вается содержание диалектического и метафизического проектов науки.
ее отдельной дисциплине. В своей действительно-
сти она есть совокупность всех познавательных от-
ношений в системе ”человек-мир”».
Смысл данного высказывания о науке в его аб-
страктно-всеобщем (философском) аспекте можно
свести, на наш взгляд, к вопросам о том, в каком ка-
честве мир актуален для познания, модель каких суб-
станциональных свойств мира соответствует той или
иной исторической традиции теоретизирования.
Философская модель мира в истории познания
всегда представляла собой важнейший контекст
научных исследований. Ученые апеллировали к не-
му как онтологическому ориентиру в самые ответ-
ственные моменты исследования, особенно на пе-
реломных этапах развития познания. Одним из им-
манентных моментов развития науки в революци-
онный период является альтернативность ее содер-
жания. Альтернативность как обязательная сторо-
на противоречивого процесса познания присуща и
понятию философская модель мира. Указанное
противоречие предполагает противопоставление
двух ее разновидностей:
1. Мир как Космос, подчиняющийся диалектиче-
скому принципу всеобщей связи явлений и вы-
ступающий в научном знании в качестве образа
действительного мира, который наделен атрибу-
тами порядка, системности и организованности.
2. Мир как Универсум,
лей субъекта. Интеллектуальная репрезентация,
символическое выражение мира имеют здесь са-
мостоятельное существование по отношению к
действительному миру, причисляемому к тран-
сцендентальной реальности (по И. Канту). Тран-
сцендентальная реальность метафизически отде-
лена от субъекта научной деятельности.
Таким образом, модель мира – это филосо-
фская концепция, формирующаяся на основе
представлений о субстанциональных характери-
стиках мира, выражающих те его качества, которые
являются актуальными для определенной истори-
чески альтернативной традиции в научном позна-
нии. Характерной особенностью модели мира яв-
ляется то, что она указывает на приоритетное по-
ложение одного из двух философских методов –
диалектического или метафизического. При этом в
рамках диалектики научное знание предстает как
образ мира, а в рамках метафизики – как его репре-
зентация.
Исходя из сказанного, дадим следующую обоб-
щенную характеристику модели мира в рамках фи-
лософии науки:
1. Модель мира отражает
рактеристики мира. Эти характеристики высту-
пают в роли таких качеств мира, которые явля-
ются актуальными для научного познания в той
или иной его традиции, том или ином проекте
науки.
2. В модели мира отражается либо диалектический,
либо метафизический методы познания.
3. Модель мира предполагает противоречивую
природу науки в форме альтернативных проек-
тов науки. Эта противоречивость выражается
через соотношения «аристотелевский – со-
фистский» (по происхождению того или иного
проекта науки), «космический – универсалист-
ский» (по отношению к моделям мира)», «диа-
лектический – метафизический» (по методу
философского познания), «образ – репрезента-
ция» (по способу отражения мира).
В целом вопрос о способе существования науки
концептуально зависит от философских оснований
науки, обобщенным выражением которых высту-
пает понятие модель мира в двух его альтернатив-
ных разновидностях – диалектической и метафи-
зической. Теоретическим же выражением принци-
па альтернативности внутри самого способа суще-
ствовании науки выступает понятие проект науки.
Метафизический (репрезентативистский) проект
науки (и как конкретно-исторический способ су-
ществования науки, и как общенаучное его выра-
жение) существенен по отношению к метафизиче-
ской (репрезентативистской) модели мира, а диа-
лектический проект науки – по отношению к диа-
лектической модели мира. Логика обоснования ди-
алектического проекта науки и логика обоснова-
ния метафизического проекта науки должны исхо-
дить (или выводиться) из абстрактно-всеобщего
(философского) уровня исследования сущности
науки в рамках либо диалектической, либо метафи-
зической моделей мира, соответственно.
Критерий различения двух противоположных
по содержанию и сущности проектов науки в опре-
деленном отношении коррелируется с основным
вопросом философии, но вместе с тем не сводится к
нему. Основной вопрос философии (в традицион-
ном его понимании) не является единственным в
данном различении. Критерий, касающийся проти-
воположности проектов науки, только в снятом ви-
де включает в себя основной вопрос философии и
его две известные стороны. В действительности же
этот теоретический критерий, в отличие от основ-
ного вопроса философии, имеет более широкое со-
держание. Так, например, помимо учета принципи-
альных разграничений онтологического и гносе-
ологического характера, этот критерий включает в
себя и принципиальное отношение к диалектике. В
сопоставлении проектов науки играет важную роль
признание или непризнание диалектического
единства между двумя уровнями анализа сущности
науки – методологическим и философским.
Анализируемая нами познавательная ситуация
до настоящего времени не имела прецедента ни в
истории науки, ни в истории философии. Это свя-
зано с тем, что сущностные характеристики науки в
их глубоком, категориальном выражении до сих
пор не были актуализированы под специальные и
масштабные исследования современных проблем
философии науки. То, что сложилось к настоящему
времени в отечественной философской литературе,
Социально-экономические и
215
касающейся представлений о конечных основаниях
науки, имеет, на наш взгляд, две слабые стороны:
1. Во-первых, они (представления) длительное
время были подчинены концептуально-
гическому противостоянию материализма иде-
ализму и потому значительно упрощали (уводи-
ли в сторону от строгой теории) исследователь-
скую ситуацию в области философии науки. И
этот груз теоретического прошлого сказывается
на современном мышлении.
2. Во-вторых, в силу стремительно усложняющих-
ся социокультурных параметров современной
науки на первый план в качестве «инновацион-
ных» предметных областей исследования вы-
шли науковедение и методология науки. И, нес-
мотря на то, что в действительности науковеде-
ние и методология науки соответствуют всего
лишь уровню бытия и уровню существования
науки, они все же подменили собой подлинно
философский уровень исследования науки, хо-
тя в определенной мере и были связаны с ним.
Традиционность философского исследования
науки заключалась в том, что основным ее ориен-
тиром выступало противостояние материалистиче-
ской и идеалистической ветвей философии. Этому
состоянию дел в области отечественной филосо-
фии науки, во многом сохраняющемся в настоящее
время, дал точную и критическую характеристику
Н.М. Чуринов: «Надо сказать, – утверждает он, –
что в ситуации становления и укрепления позиций
западного, софистского проекта науки материали-
сты диалектики оказались в сложном положении:
1) они не различали двух
полагая, что наука однородна; 2) они боялись отор-
ваться от реального, господствующего проекта нау-
ки, принимая его как единственно возможный ва-
риант научного познания; 3) они стремились
встроиться в чуждый диалектическому методу про-
ект науки …, не замечая того, что этот проект на-
правлен на получение лишь ценностного, проек-
тивного знания …; 4) они не придали принципи-
ального значения становлению аристотелевского,
адекватного диалектическому материализму про-
екта науки, процессу диалектизации науки; 5) они
сосредоточили значительные усилия на компроме-
тацию метафизического метода, на навязывании
научному познанию диалектического метода, не
понимая того, что с западной точки зрения, с точ-
ки зрения софистского проекта науки компромета-
ция метафизического метода предстает как антина-
учное дело и т.д. Так оказалось, что аристотелев-
ский проект науки и процесс диалектизации науки
остались философски беззащитными» [2].
Сейчас же, после длительного застоя в этой
области отечественных разработок вновь прихо-
дится обращаться к диалектико-методологическим
основам философского анализа науки как социаль-
ной целостности.
Сущность науки определяется через тот проект,
к которому она относится по своим философским
основаниям (т. е. по своей принадлежности к той
или иной философской модели мира). Так, сущ-
ность науки в рамках диалектического проекта нау-
ки и диалектической модели мира – это теоретико-
понятийная форма выражения всеобщего единства
мира и само это внутреннее единство мира, прини-
мающее вид определенных типов реальности. По-
следние, в свою очередь, становятся основаниями
для конкретного выражения в научно-познаватель-
ном процессе соотношения «существенное – акци-
дентальное», основаниями для методологического
и науковедческого исследования выделенного на-
ми соотношения в науке. Например, для информа-
ционной цивилизации такого рода типом реально-
сти является информационная реальность.
Сущность же науки в рамках метафизического
(репрезентативистского) проекта науки и метафи-
зической (репрезентативистской) модели мира, на
наш взгляд, – это теоретико-понятийная форма
выражения единства научных фактов (или логиче-
ских высказываний), представленные в виде спе-
циальной знаковой системы, произвольно кон-
струируемой субъектом теоретического познания.
В традициях западного (т.е. репрезентативист-
ского проекта науки) в явном виде какие-либо фи-
лософские разработки отсутствуют. Здесь в каждой
методологической концепции о науке как целост-
ности доминируют принципы плюрализма (напри-
мер, в учении неопозитивизма) и даже "эпистемо-
логического анархизма" (в постпозитивистской
теории П. Фейерабенда). В данных условиях жиз-
неспособной оказывается та философия, которая
обосновывает субъективистскую позицию ученого
по отношению к познаваемой действительности.
Адекватная этому система
солютизирует разрыв между предметом познания,
рассматриваемым в качестве трансцендентальной
реальности (никак не отражающейся, согласно
данной философии, в научном знании) и созда-
ваемой чисто субъективными свойствами систему
знаков, символов, логических языков, непосред-
ственно отождествляемых с научным знанием. В
этом и заключается то философское (гносеологи-
ческое) общее, что характерно для западных "стан-
дартов" теоретизирования.
Совсем другая, чем на философском уровне,
«метанаучная» ситуация для западных теоретиков
предстает на уровне особенного, т.е. на уровне ме-
тодологического анализа сущности науки. Здесь,
как только вопрос касается методологических ос-
нований науки, мы можем констатировать внуши-
тельное множество различных взглядов и подхо-
дов. Данная плюралистическая ситуация в области
западного методологического теоретизирования,
конечно же, не исключает возможность обобще-
ний. И в случае реализации этой исследователь-
ской процедуры обобщения мы обнаружим две ли-
нии, две тенденции в постановке общенаучных
проблем. Одна тенденция имеет логико-
гическую направленность и занимается анализом
Известия Томского политехнического университета. 2005. Т. 308. № 6
216
логических и семантических структур научного
знания, проверкой их на логическую непротиворе-
чивость, например, методом верификации. Это ха-
рактерно для неопозитивизма.
Другая же тенденция выводит анализ динамики
научного знания на связь с историческими, со-
циально-психологическими, политическими и
культурными факторами. Представители этой тен-
денции (так называемые постпозитивисты) рас-
сматривают науку в контексте социокультурной
динамики. Однако философии как таковой здесь,
по нашему мнению, нет. Она присутствует всего
лишь как контекст. Наука рассматривается в аспек-
те категории существования (или на уровне мето-
дологического исследования). Содержание же фи-
лософского контекста проявляется только на под-
линно философском уровне обобщений. В каждой
из отмеченных нами тенденций таким филосо-
фским контекстом является гносеологический аг-
ностицизм (гносеологический плюрализм). Он и
составляет основание западного (т.е. репрезентати-
Информация о работе Философские основы проектного анализа сущности науки