Философские проблемы человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 06:36, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть философские проблемы человека.
Задачи работы - попытаться ответить на следующие вопросы:
Кто есть человек и его концепция?
Каков смысл жизни человека?
В чем заключается прогресс и деградация человека?

Содержание

Введение
Концепция человека
Смысл жизни человека
Прогресс и деградация человека
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

конт.docx

— 41.28 Кб (Скачать файл)

Образец титульного листа контрольной работы

Федеральное агентство связи

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Сибирский государственный университет  телекоммуникаций

и информатики»

(ГОУ ВПО «СибГУТИ»)

 

кафедра философии 

и истории

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная  работа

 

ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕКА.

 

 

Выполнил: студент гр. ЗТ-32

Савченко Дмитрий Константинович

Проверил: Решетникова Е.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск – 2014

 

План

 

Введение 

  1. Концепция человека
  2. Смысл жизни человека
  3. Прогресс и деградация человека

Заключение 

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Проблематика  сущности и бытия человека – одна из основных вопросов в философии. Этим занимается философская антропология, она является совокупность дисциплин направленная на изучение человека, его происхождение, развитие, существование в природной (естественной) и культурной (искусственной) среде. Данное направление философии имеет практический характер, поскольку позволяет рассмотреть  ряд современных глобальных проблем. В свою очередь из этого возникли вопросы, по своей сути актуальны, так как в ней отображены сложность проблематики человека и его сущности. Ее задача: проблема смысла жизни, идеалов и ценностей человека. Она сама по себе непростая и едва ли однозначно разрешимая. Этим  занимаются на разных уровнях обобщения  эволюционная психология, социобиология, теология. Однако среди исследователей не существует единого мнения не только о характере природы человека, но и о наличии природы человека как таковой. Трудность этого вопроса основывается на том, что толкование сути человека невозможно осуществить обычными методами. Человек уникален и многогранен, чтобы можно было подвести его под более широкое родовое понятие. Единственный возможный путь философской реконструкции проблемы человека – это описание мира человеческого бытия, в котором собраны многообразные природные и культурные связи.

Цель  работы: рассмотреть философские проблемы человека.

Задачи  работы - попытаться ответить на следующие  вопросы:

 

  1. Кто есть человек и его концепция?
  2. Каков смысл жизни человека?
  3. В чем заключается прогресс и деградация человека?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Концепция человека.

Поставим себе задачу - рассмотрим следующий вопрос: «Кто есть человек?» Ответ на этот вопрос будет заключаться в том, что бы определить место человека в мире и отношение к нему. Человек отличается ото всех организмом на земле, но мы сталкиваемся с проблемой - выразить это отличие   Платон однажды сказал, что человек это «двуногое животное без перьев». Тогда Диоген принес ощипанную курицу, сказав при этом: «Вот твой человек, Платон!»

Исходя из этого случая возникает логичный вопрос: что делает в человеке делает его человеком. Какая вещь в его многогранном существование само идентифицирует. В философии существует достаточно концепций и учений, которые так или иначе пытаются объяснить кто такой человек. Начнем с того что отделим человека от остального живого мира, так как он кардинально отличается от то всех животных. И так чем же он отличается от животного. Ответ очевиден: разум. Именно разум делает человека высшим существом, великим и прекрасным.

Эти взгляды составляют одну из человеческих концепций, это направление называется рациональнопросветительским. «Свет разума», «знание сила», «ученье свет, а не ученье тьма» такие слова можно отнести к этому направлению философии. В этой концепции человек, прежде всего это существо разумное и разум является силой, который и по сей день ведет человека по его пути и возвеличивает среди других существ. Но, к сожалению, у этой концепции свои недостатки, человек биологически является не самым сильным существом. В ходе развития человек утратил свои инстинкты, а так же современный человек стал намного слабее своего прародителя. Можно сделать вывод, что человек слабое и больное животное. Подобные взгляды получают развитие в концепции декаданса.

Все-таки человек это не только разум, в жизни человека присутствует то, что он не может дать объяснение, своей иррациональной сущности. Исходя из этого проблематично понять, что все-таки доминирует в человеке рациональное или иррациональное. Этой проблематикой занимался Фрейд. Какие способности человека, не относящиеся к разуму, могут оказывать влияние на его жизнь? На эти вопросы он и отвечал. Всякий человек при условии внутренней честности, отыщет в личной жизни массу примеров фрейдовских оговорок и бессознательного забывания, ошибок в поведении и речи и т.д. Фрейд разработал модель, по которой строится человеческий разум. Выглядит она так: сознательное, предсознательное, бессознательное область. Фрейдизм дал яркое представление человеческого существа, но так же  подвергался критики.

В человеческой жизни так же присутствует религиозная идея, она так же пытается пояснить, кто есть человек и для  чего он существует. Религиозная концепция человека состоит в признании человека образом и подобием Божиим.

Следует добавить что эти суждения основываются исключительно на вере, а не конструктивном доказательстве. Согласно данной концепции, человек является падшим и греховным существом, но через веру в Бога может обрести благодать и спасение.

В социальной концепции человек  является продуктом общества, которое  определяет его мысли и действия. В данной концепции необходимо предусматривается  наличие надындивидуальной реальности. Например, у Э. Дюркгейма в качестве такой реальности выступает коллективное сознание, а у К. Маркса общественные отношения. Вместе с тем следует признать, что в человеке есть индивидуальноличностное духовное начало, которое не определяется обществом. Ведь человеческое поведение не определяется только обществом.

Общество основывается на индивидуальных личностях, которые состоят, в каких  либо отношениях. Экзистенциальная концепция  рассматривает личность предоставляющей  собой неопределившееся существо, то есть природа человека сама по себе оказывается под вопросом и не выяснена. По словам Камю, «Человек единственное существо, которое отказывается быть тем, что оно есть». В экзистенциализме, согласно Р. Мэю, человек воспринимается всегда в процессе становления, в потенциальном переживании кризиса, который свойственен Западной культуре, в которой он переживает тревогу, отчаяние, отчуждение от самого себя и конфликты. Человек является способным мыслить и осознавать своё бытие, а следовательно, рассматривается в экзистенциализме как ответственный за своё существование. Человек должен осознавать себя и быть ответственным за себя, если он хочет стать самим собой.

Было рассмотрено ряд концепций, которые давали свое толкование человеческого  существа, количество концепций свидетельствует  о том, что человек многогранен и нет единого ответа, которое объединяло концепции. Антон Павлович Чехов в свое время высказал - «Человек -это то, во что он верит».

 

 

Смысл жизни человека.

Смысл жизни, смысл бытия -философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, а также человека как индивидуума, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности. Каждый человек воспринимает это вопрос субъективно, она исходит индивидуального опыта каждого человека. Наполнение содержанием и направление жизни, и воздействие свое я на окружающий мир, вот что олицетворяет этот вопрос. Суть проблемы сжато выражается в форме вопроса: "Для чего жить?". Есть, пишет французский философ А.Камю, только одни фундаментальный вопрос философии. Это вопрос о том, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить. 

Как подчеркивают исследователи, смысл  жизни человека как живого существа -это «телеономное понятие, ибо оно выражает некоторую целенаправленность деятельности и жизнедеятельности вообще.

Ценностную основу смысла жизни  составляет «жизненно важная, эмоционально приемлемая цель, которая не только объективно целесообразна, но и субъективно  утверждена, лично приемлема и  признана в качестве таковой... Обретение  смысла жизни предполагает свободное  целеполагание индивида, поэтому  его необходимым условием является свобода как человеческая форма  самодетерминизации (самообусловливания) бытия»

Понимание смысла жизни предполагает существование устойчивых планов и  программ на будущее, которые, несмотря на всевозможные временные трудности, неуклонно будут вести человека вперед. Согласно К.С.Станиславскому, смысл жизни можно соотнести со «сверхзадачей» человеческой жизни, которая объединяет в себе все мелкие жизненные цели: «Цель жизни в этом случае можно рассматривать как ствол целого «древа целей», который объединяет и направляет все частные и конкретные цели на осуществление смысла жизни.

Большинство религий  схожи в понятии о смысле жизни, предлагая метафизические причины для объяснения того, почему существуют люди и все другие организмы. Фундаментальное определение религиозной веры заключается в том, что всецело отдавать себя богу, поэтому смысл жизни человека в религии определяется через его конкретные цели, соблюдение правил.

В иррационализме   Шопенгауэр определил жизнь человека как проявление некой мировой воли: людям кажется, что они поступают по собственному желанию, но на самом деле ими движет чужая воля. Будучи бессознательной, мировая воля абсолютно безразлична к своим творениям -людям, которые брошены ею на произвол случайно складывающихся обстоятельств. Согласно Шопенгауэру, жизнь - это ад, в котором глупец гонится за наслаждениями и приходит к разочарованию, а мудрец, наоборот, старается избегать бед через самоограничение - мудро живущий человек осознаёт неизбежность бедствий, а потому обуздывает свои страсти и ставит предел своим желаниям. Жизнь человека, по Шопенгауэру, - это постоянная борьба со смертью, непрестанное страдание, причём все усилия освободиться от страданий приводят лишь к тому, что одно страдание заменяется другим, тогда как удовлетворение основных жизненных потребностей оборачивается лишь пресыщением и скукой. В поисках смысла человек и создает различные религии и философии, чтобы сделать жизнь выносимой. А. Шопенгауэр полагает, что человечество уже изобрело средство спасения от отсутствия смысла - иллюзии, придумывание занятий.

Фрейд в свою очередь на тему смысла жизни высказал следующие. Вопрос  о смысле   человеческой   жизни ставился  бесчисленное  количество  раз;  на  этот  вопрос  никогда не  было  дано  удовлетворительного ответа,  и возможно,   что   таковой вообще  заповедан.  Некоторые  из  вопрошавших  добавляли:   если    бы оказалось,  что  жизнь  не  имеет  никакого смысла,  то  она   потерялабы  для них   и   всякую   ценность,   но   эти   угрозы   ничего   не  меняют.  Скорее  можно предположить,  что  мы  вправе  уклониться   о ответа   на    вопрос.    Предпосылкой    его    постановки    является человеческое    зазнайство,    со    многими    другими    проявлениями которого   мы   уже   сталкивались.   О   смысле   жизни животных   не  говорят,  разве только  в связи с их   назначением служить   людям. Но  и это   толкование   не   состоятельно,   так   как   человек   не знает,  что делать  со  многими животными,  если  не   считать того, что он  их описывает,  классифицирует  и изучает,  да  и то   многие виды  животных  избежали  и такого  применения,  так как   они   жили  и вымерли до  того,  как их  увидел человек.  И опять-таки  только религия берется ответить  на  вопрос  о  цели  жизни.  Мы  едва   ли ошибемся,  если  придем  к  заключению,   что   идея   о   цели   жизнь  существует     постольку,    поскольку      существует      религиозное мировоззрение.

Основоположник экзистенциализма,  Сёрен Обю Кьеркегор утверждал, что жизнь полна абсурда и человек должен создавать свои собственные ценности в равнодушном мире. По словам Жана-Поля Сартра, «существование предшествует сущности», «человек, прежде всего, существует, наталкивается на себя, чувствует себя в мире, а затем определяет себя. Нет никакой человеческой природы, поскольку нет никакого Бога, чтобы иметь её замысел» - следовательно, нет никакой предопределённой человеческой природы или первичной оценки, кроме той, что человек привносит в мир; люди могут быть оценены или определены по их действиям и выборам -«жизнь до того, как мы её проживём, - ничто, но это от вас зависит придать ей смысл».

Смысложизненный выбор каждого свой, скопировать с кого-то и построить жизнь по чужому сценарию невозможно: смысл жизни должен быть осознан, определен, намечен самим индивидом. Смысложизненная ориентация - это основной стержень убеждений человека, его принципов, целей, который является импульсом, толчком всей жизнедеятельности, вне зависимости от мировоззренческих установок. Смысложизненный выбор - это стратегическая линия, проходящая через всю жизнь человека, подчиняющая его поступки и поведение, и отклонение от нее или ее потеря могут привести к внутренним конфликтам индивида или, еще хуже, к нравственной, а то и физической его гибели.

Информация о работе Философские проблемы человека