Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 06:36, контрольная работа
Цель работы: рассмотреть философские проблемы человека.
Задачи работы - попытаться ответить на следующие вопросы:
Кто есть человек и его концепция?
Каков смысл жизни человека?
В чем заключается прогресс и деградация человека?
Введение
Концепция человека
Смысл жизни человека
Прогресс и деградация человека
Заключение
Список литературы
Образец титульного листа контрольной работы
Федеральное агентство связи
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Сибирский государственный
и информатики»
(ГОУ ВПО «СибГУТИ»)
кафедра философии
и истории
Контрольная работа
ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕКА.
Выполнил: студент гр. ЗТ-32
Савченко Дмитрий
Проверил: Решетникова Е.В.
Новосибирск – 2014
План
Введение
Заключение
Список литературы
Введение.
Проблематика
сущности и бытия человека – одна из основных
вопросов в философии. Этим занимается
философская антропология, она является
совокупность дисциплин направленная
на изучение человека, его происхождение, развитие, существование в природной (естественной) и культурной (искусственной)
среде. Данное направление философии имеет
практический характер, поскольку позволяет
рассмотреть ряд современных глобальных
проблем. В свою очередь из этого возникли
вопросы, по своей сути актуальны, так
как в ней отображены сложность проблематики
человека и его сущности. Ее задача: проблема
смысла жизни, идеалов и ценностей человека.
Она сама по себе непростая и едва ли однозначно
разрешимая. Этим занимаются на разных
уровнях обобщения эволюционная психология, социобиология, тео
Цель работы: рассмотреть философские проблемы человека.
Задачи работы - попытаться ответить на следующие вопросы:
Концепция человека.
Поставим себе задачу - рассмотрим следующий вопрос: «Кто есть человек?» Ответ на этот вопрос будет заключаться в том, что бы определить место человека в мире и отношение к нему. Человек отличается ото всех организмом на земле, но мы сталкиваемся с проблемой - выразить это отличие Платон однажды сказал, что человек это «двуногое животное без перьев». Тогда Диоген принес ощипанную курицу, сказав при этом: «Вот твой человек, Платон!»
Исходя из этого случая возникает логичный вопрос: что делает в человеке делает его человеком. Какая вещь в его многогранном существование само идентифицирует. В философии существует достаточно концепций и учений, которые так или иначе пытаются объяснить кто такой человек. Начнем с того что отделим человека от остального живого мира, так как он кардинально отличается от то всех животных. И так чем же он отличается от животного. Ответ очевиден: разум. Именно разум делает человека высшим существом, великим и прекрасным.
Эти взгляды составляют одну из человеческих концепций, это направление называется рациональнопросветительским. «Свет разума», «знание сила», «ученье свет, а не ученье тьма» такие слова можно отнести к этому направлению философии. В этой концепции человек, прежде всего это существо разумное и разум является силой, который и по сей день ведет человека по его пути и возвеличивает среди других существ. Но, к сожалению, у этой концепции свои недостатки, человек биологически является не самым сильным существом. В ходе развития человек утратил свои инстинкты, а так же современный человек стал намного слабее своего прародителя. Можно сделать вывод, что человек слабое и больное животное. Подобные взгляды получают развитие в концепции декаданса.
Все-таки человек это не только разум, в жизни человека присутствует то, что он не может дать объяснение, своей иррациональной сущности. Исходя из этого проблематично понять, что все-таки доминирует в человеке рациональное или иррациональное. Этой проблематикой занимался Фрейд. Какие способности человека, не относящиеся к разуму, могут оказывать влияние на его жизнь? На эти вопросы он и отвечал. Всякий человек при условии внутренней честности, отыщет в личной жизни массу примеров фрейдовских оговорок и бессознательного забывания, ошибок в поведении и речи и т.д. Фрейд разработал модель, по которой строится человеческий разум. Выглядит она так: сознательное, предсознательное, бессознательное область. Фрейдизм дал яркое представление человеческого существа, но так же подвергался критики.
В человеческой жизни так же присутствует религиозная идея, она так же пытается пояснить, кто есть человек и для чего он существует. Религиозная концепция человека состоит в признании человека образом и подобием Божиим.
Следует добавить что эти суждения основываются исключительно на вере, а не конструктивном доказательстве. Согласно данной концепции, человек является падшим и греховным существом, но через веру в Бога может обрести благодать и спасение.
В социальной концепции человек
является продуктом общества, которое
определяет его мысли и действия.
В данной концепции необходимо предусматривается
наличие надындивидуальной
Общество основывается на индивидуальных личностях, которые состоят, в каких либо отношениях. Экзистенциальная концепция рассматривает личность предоставляющей собой неопределившееся существо, то есть природа человека сама по себе оказывается под вопросом и не выяснена. По словам Камю, «Человек единственное существо, которое отказывается быть тем, что оно есть». В экзистенциализме, согласно Р. Мэю, человек воспринимается всегда в процессе становления, в потенциальном переживании кризиса, который свойственен Западной культуре, в которой он переживает тревогу, отчаяние, отчуждение от самого себя и конфликты. Человек является способным мыслить и осознавать своё бытие, а следовательно, рассматривается в экзистенциализме как ответственный за своё существование. Человек должен осознавать себя и быть ответственным за себя, если он хочет стать самим собой.
Было рассмотрено ряд
Смысл жизни человека.
Смысл жизни, смысл бытия -философская и духовная
Как подчеркивают исследователи, смысл жизни человека как живого существа -это «телеономное понятие, ибо оно выражает некоторую целенаправленность деятельности и жизнедеятельности вообще.
Ценностную основу смысла жизни составляет «жизненно важная, эмоционально приемлемая цель, которая не только объективно целесообразна, но и субъективно утверждена, лично приемлема и признана в качестве таковой... Обретение смысла жизни предполагает свободное целеполагание индивида, поэтому его необходимым условием является свобода как человеческая форма самодетерминизации (самообусловливания) бытия»
Понимание смысла жизни предполагает существование устойчивых планов и программ на будущее, которые, несмотря на всевозможные временные трудности, неуклонно будут вести человека вперед. Согласно К.С.Станиславскому, смысл жизни можно соотнести со «сверхзадачей» человеческой жизни, которая объединяет в себе все мелкие жизненные цели: «Цель жизни в этом случае можно рассматривать как ствол целого «древа целей», который объединяет и направляет все частные и конкретные цели на осуществление смысла жизни.
Большинство религий схожи в понятии о смысле жизни, предлагая метафизические причины для объяснения того, почему существуют люди и все другие организмы. Фундаментальное определение религиозной веры заключается в том, что всецело отдавать себя богу, поэтому смысл жизни человека в религии определяется через его конкретные цели, соблюдение правил.
В иррационализме Шопенгауэр определил жизнь человека как проявление некой мировой воли: людям кажется, что они поступают по собственному желанию, но на самом деле ими движет чужая воля. Будучи бессознательной, мировая воля абсолютно безразлична к своим творениям -людям, которые брошены ею на произвол случайно складывающихся обстоятельств. Согласно Шопенгауэру, жизнь - это ад, в котором глупец гонится за наслаждениями и приходит к разочарованию, а мудрец, наоборот, старается избегать бед через самоограничение - мудро живущий человек осознаёт неизбежность бедствий, а потому обуздывает свои страсти и ставит предел своим желаниям. Жизнь человека, по Шопенгауэру, - это постоянная борьба со смертью, непрестанное страдание, причём все усилия освободиться от страданий приводят лишь к тому, что одно страдание заменяется другим, тогда как удовлетворение основных жизненных потребностей оборачивается лишь пресыщением и скукой. В поисках смысла человек и создает различные религии и философии, чтобы сделать жизнь выносимой. А. Шопенгауэр полагает, что человечество уже изобрело средство спасения от отсутствия смысла - иллюзии, придумывание занятий.
Фрейд в свою очередь на тему смысла жизни высказал следующие. Вопрос о смысле человеческой жизни ставился бесчисленное количество раз; на этот вопрос никогда не было дано удовлетворительного ответа, и возможно, что таковой вообще заповедан. Некоторые из вопрошавших добавляли: если бы оказалось, что жизнь не имеет никакого смысла, то она потерялабы для них и всякую ценность, но эти угрозы ничего не меняют. Скорее можно предположить, что мы вправе уклониться о ответа на вопрос. Предпосылкой его постановки является человеческое зазнайство, со многими другими проявлениями которого мы уже сталкивались. О смысле жизни животных не говорят, разве только в связи с их назначением служить людям. Но и это толкование не состоятельно, так как человек не знает, что делать со многими животными, если не считать того, что он их описывает, классифицирует и изучает, да и то многие виды животных избежали и такого применения, так как они жили и вымерли до того, как их увидел человек. И опять-таки только религия берется ответить на вопрос о цели жизни. Мы едва ли ошибемся, если придем к заключению, что идея о цели жизнь существует постольку, поскольку существует религиозное мировоззрение.
Основоположник
Смысложизненный выбор каждого свой, скопировать с кого-то и построить жизнь по чужому сценарию невозможно: смысл жизни должен быть осознан, определен, намечен самим индивидом. Смысложизненная ориентация - это основной стержень убеждений человека, его принципов, целей, который является импульсом, толчком всей жизнедеятельности, вне зависимости от мировоззренческих установок. Смысложизненный выбор - это стратегическая линия, проходящая через всю жизнь человека, подчиняющая его поступки и поведение, и отклонение от нее или ее потеря могут привести к внутренним конфликтам индивида или, еще хуже, к нравственной, а то и физической его гибели.