Философские течения 20 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2013 в 08:33, контрольная работа

Краткое описание

Мир в конце 19-20 вв. Рационализм и иррационализм как основные направления философии 20 в.
«Философия жизни» - Ф.Ницше, Дильтей, Зиммель
Психоаналитическая философия – З.Фрейд, К.Юнг, Э.Фромм.

Вложенные файлы: 1 файл

Контр филос течения.docx

— 53.15 Кб (Скачать файл)

Контрольная работа по философии на тему:

  «Философские течения 20 века».

 

1.Мир в конце 19-20 вв. Рационализм и иррационализм как основные направления философии 20 в.

Рационализм и иррационализм в 20 столетии предстают как философское осмысление важнейших средств познания мира, управления человеческой деятельностью и воздействия на развитие общества.

Рационализм XX в. представлен неогегельянством: английскими философами Ф.Г. Брэдли (1846—1924), Р.Дж. Коллингвудом (1889— 1943); американским философом Д.Ройсом (1855—1916); итальянскими философами Б.Кроче (1866— 1952) и Дж.Джентиле (1875—1944) и др.; неорационализмом: французским  философом Г.Башляром (1884—1962); швейцарскими философами — математиком Ф.Гонсетиом (1890—1975) и психологом и логиком  Ж.Пиаже (1896—1980); рациовитализмом: испанским  философом Х.Ортега-и-Гассепюм (1883— 1955); лингвистической феноменологией: английским философом Дж.Остином( 1911—1960); критическим рационализмом английского  философа К.Поппера (1902—1994); философией техники в форме технологического детерминизма: американского философа, социолога Д.Белла (р. 1919), социолога, экономиста Дж.К. Гэлбрепта (р. 1908), политолога, социолога Г.Кана(1922—1984), философа, социолога, публициста О.Тоффлера (р. 1928); французского социолога, публициста Р.Арона (р. 1905), философа, социолога, юриста Ж.Эллюля (р. 1912) и др.; методологией науки: американскими  историком, философом Т.К. Куном (р. 1922), философом П.К. Фейерабендом (р. 1924); английским философом, историком науки  И.Лакатосом (1922—1974); французским философом, историком науки А.Койре (род. в  России, 1892—1964) и др1.

Неогегельянство — рационалистическое направление в философии идеалистического толка конца 20 — первой трети 19 столетия. Оно представляет собой интерпретации философии Г.В.Ф. Гегеля в духе новых философских идей: разложения с помощью диалектики «чувственности» и «вещественности» для достижения некой «внеэмпирической» реальности; соединение гегелевского учения об абсолютной идее с рассмотрением индивидуальности и свободы личности, интерпретацией исторического процесса и др. Переосмысление гегелевской философии с точки зрения историзма осуществляют Б.Кроче, Дж.Джентиле, Дж.Коллигвуд. Для Робина Джорджа Коллингвуда кризис современной ему западной цивилизации есть следствие отказа от веры в разум как основы организации всей социальной жизни.

Неореализм — другое течение  рационалистического направления  философской мысли первой половины 20 в. Для представителей этого течения реальность открывается в понятиях теоретического научного мышления. При этом математика — это высшее дедуктивное, интеграционное знание, содействующее творческому синтезу в науке.

Рациовитализм — появился как результат  критики рационализма, прежде всего  декартовского, философией Нового времени. Х.Ортега-и-Гассет не принимает рационализма Р.Декарта, ибо в философии последнего человек только познающий, но не живущий, а поэтому многие проявления бытия  человека у Декарта остались за пределами  исследования2.

Ортега-и-Гассет претендует на открытие и обоснование новой роли разума, позволяющей понять единство человека с миром. И мир этот — не только внешний мир межиндивидуальных  отношений, но и внутренний, личностный мир, в основе которого лежит свободный индивидуальный выбор.

Иррационализм XX в. представлен «философией  жизни» Ф.Ницше (1844—1900), В.Дильтея (1833—1911), Г.Зиммеля (1858—1918), А.Бергсона (1859—1941); психоаналитической философией З.Фрейда (1856—1939), К.Г. Юнга (1875—1961), А.Адлера (1870— 1937), К.Хорни (1885—1952), Э.Фромма (1900—1980); экзистенциализмом3.

Немецкий философ Вильгельм  Дильтей считал, что философия  является «наукой наук» и поэтому  не дает познания сверхчувственных сущностей. Науки делятся на «науки о природе» и «науки о духе». Предметом последних  является общественная жизнь, которая  постигается «описательной психологией». Человек, по Дильтею, сам есть история, которая постигается психологией  как «понимающей» связи всей душевной жизни человека, ее мотивов, выбора, целесообразных действий. Проблемы, которые поставил философ, интересны и значительны. Например, связь индивидуального с социальным: как может чувственная индивидуальность сделаться предметом общезначимого объективного познания?

Французский философ, лауреат Нобелевской  премии (получил премию за стиль  своих философских сочинений) Анри Бергсон исследовал такие феномены, как длительность, жизненный порыв, поток сознания, воспоминание о настоящем, творческая эволюция. Каждое из опубликованных А.Бергсоном произведений — «Опыт  о непосредственных данных сознания», «Материя и память», «Введение в  метафизику», «Творческая эволюция», «Два источника морали и религии» — становилось событием европейской интеллектуальной жизни4.

Центральные понятия его философии  — «чистая длительность» как  истинное, конкретное время и «неинтеллектуальная  интуиция» как подлинный философский  метод. Длительность предполагает постоянное творчество новых форм, взаимопроникновение прошлого и настоящего, непредсказуемость будущих состояний, свободу. Познание длительности доступно лишь интуиции.

А.Бергсон первым ввел понятия «открытого»  и «закрытого» обществ. Для первого  мораль покоится на стремлении к свободе, влечениях, любви. Для второго —  на принуждении, давлении, привычке; это  мораль «муравья в муравейнике» —  она автоматична, инстинктивна, ниже интеллекта. Первая — мораль человеческого  братства, устремленная в жизненном  порыве к Богу; она творческая, эмоциональная, свободная, выше интеллекта. Жизнь как  категория, согласно Бергсону, выражает не просто биологическое в человеке, а духовное — моральное и религиозное.

 

2.  «Философия жизни» - Ф.Ницше, Дильтей, Зиммель

 

"Философией жизни" называют  направление западной философской мысли конца 20 - начала 19 в., предтечей которого считают А. Шопенгауэра, Ф. Ницше и к которому относят В. Дильтея, А. Бергсона, О. Шпенглера, Г. Зиммеля, Л. Клагеса, Э. Шпрангера и др. Правда, причисление названных мыслителей к данному направлению условно - прежде всего по той причине, что философия каждого из них оригинальна, проблемные и стилевые различия между их учениями довольно значительны.

Философы данного направления выдвигают на первый план понятие и принцип жизни. Сам по себе обращенный к философии призыв - повернуться лицом к жизни - неоригинален; его, как и понятие жизни, можно встретить и в произведениях философов прошлого. Отличие же философии жизни от традиционной мысли заключается в том, что как раз через понятие жизни ее последователи стремятся решительно размежеваться с классической философией, ее мировосприятием. Традиционную философию, особенно философию нового времени, представители философии жизни обвинили в том, что она создала культ разума и науки, в жертву которым была принесена именно жизнь - и жизнь природы, и жизнь человека.

Другое критическое устремление  философии жизни связано с  расшатыванием основ сциентизма, т.е. воззрения на мир, ставящего  во главу угла научные достижения, критерии научности, научный разум, методы науки. Правда, борьба против сциентизма не вылилась у выдающихся мыслителей Бергсона или Дильтея в антинаучную  позицию. Утверждая это, следует  отметить: в отечественных учебниках  представителям философии жизни  приписывалось стремление решительно порвать с наукой и научностью. С этим трудно согласиться. Ведь отвергались  не науки как таковые, а безраздельное  господство классических моделей в  естествознании, власть механицизма. В  этом философия жизни шла в  ногу с неклассическим естествознанием. Можно даже утверждать, что обнародование  А. Эйнштейном принципов теории относительности, появление генетики повлияло на создание А. Бергсоном работы "Творческая эволюция" (1907 г.), которую оправдано считать одним из образцов нового, "неклассического" философствования. Позднее, в произведении 1922 г. "Длительность и одновременность" Бергсон предложил философскую трактовку открытия Эйнщтейна5.

Вместе с тем нельзя отрицать, что скорее не естествознание, а гуманитарные дисциплины - философия, психология, история, в том числе история духа, науки о языке, культуре, - образуют проблемный центр исследований философии жизни. И в этом отношении попытки представителей данного направления раскрыть специфику человеческого духа и своеобразие наук о духе оказались перспективными. Вместе с работами Дильтея, Шпенглера, Зиммеля в западную философию буквально вторгся специфический историзм, т.е. стремление подвергнуть историю (как исторический процесс и как науку) углубленному исследованию.

Философия жизни внесла заметный вклад  в исследование сознания и бессознательного, в изучение таких пластов, элементов, функций духовно-психической жизни, как интуиция, память, время (в качестве временных структур сознания). Отстаивая  необходимость исследования духовного, психического во всех их проявлениях, представители философии жизни  выступили с резкой критикой традиционного  рационализма за преувеличение роли сознательно-рациональных элементов  и сторон человеческого духа. Интерес  к абстрактному познанию, к интеллекту сохранился, однако возобладало требование - критически, объективно, трезво взглянуть на разум и интеллект, оценить как их сильные, так и слабые стороны. Сама по себе эта установка вполне уместна и продуктивна и отнюдь не тождественна антиинтеллектуализму. Философия жизни вызвала у философов, психологов, деятелей литературы и искусства интерес к изучению внерационального, бессознательного, что роднит ее с фрейдизмом.

Значительное место в философии  жизни занимают и попытки предложить - в связи с новым истолкованием  исторического процесса - непривычные  для традиционной европейской мысли  типологические схемы развития культуры, сопоставить и даже противопоставить цивилизацию и культуру.

Историю философии жизни обычно начинают с Ницше. Жизнь и сочинения Ницше.

Выдающийся немецкий философ и  писатель Фридрих Ницше прославился  еще при жизни. Но тогда это  была, по большей части, скандальная  слава нигилиста, которую сам  философ всячески поддерживал. Кроме  того, Ницше, через пятнадцать лет  напряженного труда впавший в  неизлечимую душевную болезнь, уже  не мог разумно участвовать в  полемике вокруг своих произведений, так что некоторые его современники и историки мысли просто игнорировали его как "сумасшедшего". В результате наиболее глубокое и, по существу, постоянное влияние ницшеанства пришлось на XX в.

Творчество Ницше обычно подразделяется исследователями на три (или четыре) основных этапа. Еще студентом (с 1866 г.) Ницше стал пробовать свое перо в жанре филологических исследований, но более зрелые и известные работы были написаны уже после окончания  учебы. К первому этапу творчества Ницше относят произведения, написанные в 1871 -1876 гг. Этот период отмечен прежде всего влиянием Рихарда Вагнера, выдающегося композитора и мыслителя Германии. Сочинения "Рождение трагедии из духа музыки", 1872г.; "Философия в трагическую эпоху древней Греции", 1873 г.; "Несвоевременные размышления", 1873 --1876 гг., содержали своеобразную заявку молодого автора на философско-эстетические темы, на переосмысление греческого духа и его приспособление к условиям современности6.

Кроме захватившего молодого Ницше  стремления дать истолкование образов  Вагнера приходит еще одно интеллектуальное увлечение - философией Шопенгауэра. Статья "Шопенгауэр как воспитатель" входила в "Несвоевременные размышления". Сам Ницше описывал, какое воздействие  на него оказала шопенгауэровская книга "Мир как воля и представление", став для него "зеркалом мира" и "зеркалом души". Некоторое время  он верил чуть ли не в каждое шопенгауэровское слово. Однако, "переболев" и Вагнером, и Шопергауэром, Ницше стал пробиваться  к собственным, оригинальным идеям, воззрениям, образам.

Книга второго периода "Человеческое, слишком человеческое", 1878--1880 гг., знаменовала уже происшедший  разрыв со многими прежними влияниями  и звала к еще более глубокой, необходимой для всей эпохи переоценке ценностей. К этому же периоду  относятся "Утренняя заря", 1881 г., и "Веселая наука" (кн. 1 - 4), 1882 г. В одном из писем Ницше признавался, что раньше он "почитал философов", а теперь решил, что надо самому сделаться философом и подойти к сути человеческой мудрости.

Третий период связан с публикацией  или, чаще, созданием главных, "самых  ницшеанских" и наиболее популярных, опубликованных впоследствии произведений: "Так говорил Заратустра", 1883--1886 гг.; "По ту сторону добра и зла", 1886 г.; "К генеалогии морали", 1887; "Антихрист", 1888 г.

"Жизнь" и "воля" - центральные  понятия философии Ницше.

Понятие "жизни" у Ницше не отличается ясностью и содержательной определенностью. Оно скорее носит  метафорический характер и раскрывается через волю, волю к власти. Но "внедрение" воли, в частности, воли к власти в самые недра вселенной, апелляция  к энергичным волевым импульсам  самой жизни - нечто большее, чем  экстравагантная метафора философского языка, изобретение одареннейшего  философствующего литератора. За этим характерным для философии жизни и ряда других направлений 20 в., мыслительным приемом скрываются самые разные устремления, идейные явления. У Ницше с ним связана попытка философски обосновать культ "сверхчеловека" с его гипертрофированной волей к власти.

В учении Ницше получила негативную оценку концепция "двух миров", свойственная многим течениям философии, для которых  реальный мир жизни заведомо несовместим  с "миром для нас", получаемым благодаря научным и философским  конструкциям. На деле, утверждает Ницше, мир жизни един, целостен, причем он вечен, что не означает его стабильности, а напротив, предполагает вечное течение, становление, возвращение. К этому  исходному представлению о мире философ считает необходимым  приспособить трактовку познания, истины, науки.

Информация о работе Философские течения 20 века