Философские школы древнего Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 23:28, реферат

Краткое описание

Китай – страна древней истории, культуры, философии; уже в середине второго тысячелетия до н.э. в государстве Шан-Инь (XVII–XII вв. до н.э.) возникает рабовладельческий уклад хозяйства. Труд рабов, в которых обращали захваченных пленных, использовался в скотоводстве, в земледелии. В XII веке до н.э. в результате войны государство Шан-Инь было разгромлено племенем Чжоу, которое основала свою династию, просуществовавшую до III в. до н.э.

Содержание

1. Философия Древнего Китая . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
1.1 Начало философского мышления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
1.2 Этапы становления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
1.3 Специфика развития и содержания философии Китая . . . . . . . . . . . . . . . . .9
2. Философские школы древнего Китая. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
2.1 Школа Конфуция. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
2.2 Школа пяти элементов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
2.3 Школа Мо . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
2.4 Школа имен . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15
2.5 Школа законников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
2.6 Школа Дао. . . . . . . . . . . . . . . . .. .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
3. Основные проблемы, которые были поставлены древнекитайскими мыслителями. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
3.1 Небо и происхождение всего сущего. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
3.2 Общество и человек. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
3.3 Природа и человек . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22
3.4 Природа знания и логические идеи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .24
Библиография . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26

Вложенные файлы: 1 файл

реферат философия.docx

— 51.51 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «(РИНХ)»

Кафедра Философии и культурологии

 

 

 

 

Реферат по курсу «Философия»

На тему « Философские школы древнего Китая»

 

 

 

 

Выполнила студентка:

группы ЭKZ – 421

 

 

 

Проверила:

Палий И.Г.

д.ф.н., проф.

 

Ростов-на-Дону, 2013 год

Содержание

1. Философия Древнего Китая . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3

1.1 Начало философского мышления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6

1.2 Этапы становления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7

1.3 Специфика развития и содержания философии Китая . . . . . . . . . . . . . . . . .9

2. Философские школы древнего  Китая. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10

2.1 Школа Конфуция. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11

2.2 Школа пяти элементов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

2.3 Школа Мо . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13

2.4 Школа имен . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15

2.5 Школа законников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15

2.6 Школа Дао. . . . . .  . . . . . . . . . . .. .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16

3. Основные проблемы, которые были поставлены древнекитайскими мыслителями. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19

3.1 Небо и происхождение всего сущего. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19

3.2 Общество и человек. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19

3.3 Природа и человек . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22

3.4 Природа знания и логические идеи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .24

Библиография . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26

 

 

 

 

 

 

 

1. Философия древнего  Китая

Китай – страна древней истории, культуры, философии; уже в середине второго тысячелетия до н.э. в государстве Шан-Инь (XVII–XII вв. до н.э.) возникает рабовладельческий уклад хозяйства. Труд рабов, в которых обращали захваченных пленных, использовался в скотоводстве, в земледелии. В XII веке до н.э. в результате войны государство Шан-Инь было разгромлено племенем Чжоу, которое основала свою династию, просуществовавшую до III в. до н.э.

В эпоху Шан-Инь и в начальный период существование династии Джок господствующим было религиозно-мифологическое мировоззрение. Одно из отличительных черт китайских мифов был зооморфный характер действующих в них богов и духов. Многие из древнекитайских божеств (Шан-ди) имели явное сходство с животными, птицами или рыбами. Но Шан-ди был не только верховным божеством, но и их родоначальником. Согласно мифам, именно он был предком племени Инь.

Важнейшим элементом древнекитайской религии был культ предков, который строился на признании влияния умерших на жизнь и судьбу потомков.

В глубокой древности, когда еще не было ни неба, ни земли, Вселенная представляла собой мрачный бесформенный хаос. В нем родились два духа – инь и ян, которые занялись упорядочением мира.

В мифах о происхождении Вселенной смутные, робкие зачатки натурфилософии. Мифологическая форма мышления, как господствующая, просуществовала вплоть до первого тысячелетия до н.э.

Разложение первобытнообщинного строя и появления новой системы общественного производства не привели к исчезновению мифов.

Многие мифологические образы переходят в позднейшие философские трактаты. Философы, жившие в V–III в. до н.э., часто обращаются к мифам для того, чтобы обосновать свои концепции истинного правления и свои нормы правильного поведения человека. Так мифы стали частью традиционной истории. Рационализированные мифы становятся частью философских идей, учений, а персонажи мифов – историческими личностями.

Философия зарождалась в недрах мифологических представлений и использовала их материал. Не была исключением в этом отношении и история древнекитайской философии.

Философия Древнего Китая тесно связана с мифологией. Китайские мифы предстают, прежде всего, как исторические предания о прошлых династиях, о «золотом веке».

Китайские мифы содержат сравнительно мало материала, отражающие взгляды китайцев на становление мира и его взаимодействие, взаимосвязь с человеком. Поэтому натурфилософские идеи не занимали в китайской философии главного места. Однако все натурфилософские учения Древнего Китая, такие, как учения о «пяти первостихиях», о «великом пределе» – тай цзи, о силах инь и ян и учения о дао, ведут свое начало от мифологических и примитивно религиозных построений древних китайцев о небе и земле, о «восьми стихиях».

Наряду с появлением космогонических концепций, в основе которых лежали силы ян и инь, возникает наивно-материалистические концепции, которые, прежде всего, были связаны с «пятью первостихиями»: вода, огонь, металл, земля, дерево.

Борьба за господство между царствами привела во второй половине III в. до н.э. к уничтожению «Сражающихся царств» и объединению Китая в централизованное государство под эгидой сильнейшего царства Цинь.

Глубокие политические потрясения – распад древнего единого государства и укрепление отдельных царств, острая борьба между крупными царствами за гегемонию – нашли свое отражение в бурной идеологической борьбе различных философско-политических и этических школ. Этот период характеризуется рассветом культуры и философии.

В литературно – исторических памятниках как «Ши цзин», «Шу цзин», мы встречаем определенные философские идеи, возникшие на основе обобщения непосредственной трудовой и общественно-исторической практики людей. Но подлинный расцвет древней китайской философии приходится на период VI–III в до н.э., который по праву называют золотым веком китайской философии. Именно в этот период появляются такие произведения философской мысли, как «Дао дэ цзин», «Лунь юий», «Мо-цзы», «Мэн-цзы», «Чжуан-цзы». Именно в этот период выступают со своими концепциями и идеями великие мыслители Лао-Цзы, Конфуций, Мо-цзы, Чжуан-цзы, Сюнь-цзы. Именно в этот период происходит формирование китайских школ – даосизма, конфуцианства, моизма, легизма, натурфилософов, оказавших громадное влияние на последующее развитие китайской философии.

Философия и религия Древнего Китая уникальна. Не случайно философия и религия стоят рядом, ибо два основных направления философии древнего Китая – конфуцианство и даосизм трудно отделить от религии. Это два основных направления философии и две основные веры Китая. И на протяжении исторически длительного периода конфуцианство и даосизм были господствующей верой Китая.

Философия Древнего Китая является уникальной. Это объясняется тем, что философия Древнего Китая начала свое развитие и формировалась в изоляции, не испытывая влияния со стороны других государств.

К концу II тысячелетия до н.э. на территории Китая сложился ряд самостоятельных государств, наиболее сильное из которых – Чжоу – поглотило государство Шан (Инь). Длительный и неоднородный этап, растянувшийся с XI по III век до н.э. и получивший название периода Чжоу, отмечен целым рядом важнейших культурных преобразований. Особенно значительные изменения в социальной и духовной жизни страны произошли в середине I тысячелетия до н.э. и на протяжении так называемого периода Чжаньго (Воюющих царств; У-Ш вв. до н.э.). Иньские культурные традиции к этому времени уступили место новым веяниям.

Замена к середине 1 тысячелетия до н.э. каменных и бронзовых орудий железными, открыла новые возможности для развития земледелия и ремесел. Усовершенствовались ирригационные сооружения, улучшилась техника земледелия, появились в обращении монеты. В древнекитайских государствах возникли новые города. Накопились и неразрывно сплетенные с мифологией и древнейшими культами научные сведения о мире. Они воплотились в VII веке н.э. в создании лунно-солнечного календаря, а в IV веке до н.э. звездного каталога.

 

1.1 Начало философского мышления

Китайская философия создала самобытное представление о человеке и о мире как созвучных реальностях. Начало китайской философии уходит своими корнями в мифологическое мышление. В китайской мифологии мы встречаемся с обожествлением неба, земли и всей природы как реальности, образующей среду человеческого существования. Из этой мифологизированной среды выделяется наивысший принцип, который правит миром, сообщает существование вещам. Этот принцип понимается как наивысший правитель (шан-ди) но чаще он представляется словом «небо» (тянь).

Особенностью развития китайской философской мысли является влияние так называемых мудрых мужей (мудрецов) (пер. пол. 1-го тысячелетия до н.э.). Их имена неизвестны, но известно, что именно они начали выходить за пределы мифологического видения мира и стремились к его понятийному осмыслению.

Китайская философия внутренне необычайно стабильна. Эта стабильность основывалась на подчеркивании исключительности китайского способа мышления, на основе которого сформировались чувство превосходства и нетерпимости ко всем другим философским взглядам.

Два основных этапа развития философской мысли в Древнем Китае: этап зарождения философских воззрений, который охватывает период VIII–VI вв. до н.э., и этап расцвета философской мысли – этап соперничества «100 школ», который традиционно относится к VI–III вв. до н.э.

Период складывания философских воззрений древних народов, которые жили в бассейнах рек Хуанхэ, Ханьшуй (VIII–VI вв. до. н.э.) и заложили основы китайской цивилизации.

 

1.2 Этапы становления

Древнекитайская философия связана с политико-моральными взглядами, неотделима от родо-иерархической системы и системы потомственного наследования.

В эпоху Чжоу (XIII-III вв. до н.э.) зарождалась и утверждалась китайская народность и государственность. Появляются первые побеги китайской философии, формируются ее основные школы. К V-IV вв. до н.э. оформились главные направления: даосизм, конфуцианство и моизм.

Первый этап зарождения философских воззрений (предфилософия), приходится на   XII – VIII вв. до н.э. Этот период характеризуется тесной связью с мифологией, когда сложился знаменитый культ предков и поклонение Небу.

В  Китае  высшее  божественное  начало - Небо. Это  высшая  верховная  всеобщность, абстрактная  и  холодная,  строгая  и  безразличная  к  человеку. Её  нельзя  любить, с  ней  нельзя  слиться, ей  невозможно  подражать, как  и  нет  смысла  ею  восхищаться.

Культ  Неба  стал  главным  в  Китае, а  полное  его  отправление  - прерогативой  лишь  самого  правителя, сына  Неба. Отправление  этого  культа  не  сопровождалось  мистическим  трепетом  или  кровавыми  человеческими  жертвами.

В эпоху Чжоу, Небо становится  главным всекитайским божеством, выполняя  функции верховного контролирующего и регулирующего начала.

Культу этого божества придается не столько священно-божественный, сколько морально-этический акцент. Люди верили, что великое Небо карает недостойных и вознаграждает добродетельных.

На Небо перешло представление о прямой генетической связи божественных сил с правителем. Чжоуский ван (правитель) стал считаться сыном Неба, а китайская империя - Поднебесной. Этот титул и название страны сохранились вплоть до XX в.

В период формирования государственности культ Неба обретает политический смысл: аристократы – дети неба, государь - сын (сяо) неба и отец китайцев. В основе общественных отношений лежит идея сыновности, почитание старших.

Литературно-историческими памятниками, в которых отразился этап древнекитайской предфилософии, является «Пятикнижие».

К этим книгам относятся:

1. «Ши цзин» - «Книга песнопений» - сборник древнейшей поэзии, а  также  обрядовых песней и гимнов; 

2. «Шу цзин» - «История  древности» - описание жизни легендарных  императоров;

3. «Ли-цзы» - «Церемониальная  книга» - труд, в котором собраны  описания различных обрядов;

4. «Чунь цзю» - «Книга осени  и весны» - краткая и лаконичная  хроника одного из древних  княжеств Поднебесной;

5. «И цзин» - «Книга перемен» - сборник магических формул, заклинаний  чаще гадательного характера.

Комментарии к Книге перемен «И цзин», положили начало философии в Древнем Китае.

Мифологическая модель мира базировалась на следующих двух идеях:

1. идея единства человека  и мира – связь природных, социальных  и нравственных явлений. Небо  – судьба, первооснова, первопричина  всего существующего. Отсюда и термин «Поднебесная», ставший синонимом страны.

2. идея перемен, учение  о действии противоположных сил  – «ян» и «инь» (света и тьмы, напряжения и податливости, мужского  и женского); Каждая вещь содержит  в себе начала «инь» и «ян».

 

1.3 Специфика развития и содержания философии Китая

1. Многие тысячелетия  развития философской мысли опиралось  на наивные представления о  мире и о природе. Спецификация  знаний и выделение отдельных  наук в Китае произошли в  Новое время – на рубеже  XIX – XXвв.

2. Философские знания  в Китае неразрывно связаны  с этикой и политикой. Знания  всегда рассматривались как путь  к самосовершенствованию. Нравственные  действия человека должны предшествовать  философствованию. Гносеология и  политика связаны с этикой. Уровень прогресса истории и развития человека в китайской философии определяется этическими критериями.

Информация о работе Философские школы древнего Китая