Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 21:07, реферат
История общества - это развитие человеческой цивилизации, проходившей определенные этапы и закономерности стадии социального прогресса. Понятие цивилизации ({нормируется историческим, а философы в разные времена вкладывали в него различное содержание. Впервые оно стало широко употребляться жоху просвещения во Франции и рассматривалось просветителями (Вольтер, Руссо и /др.) как близкое по содержанию концепциям духовной культуры, разума и справедливости. В 1798 году слово “цивилизация” было внесено в “Словарь Академии”, в котором оно определялось как высшая степень духовности. В 19 веке в странах Европы в многочисленных фундаментальных трудах цивилизация рассматривалась как комплексное состояние общества, где культуре принадлежало высокое место
В истории падения
любой цивилизации можно
7
играть сторонние влияния, то, что Тойнби называет внешним пролетариатом, который нередко взрывает границы стагнирующего общества.Концепция Тойнби ценна тем, что она дает развернутую картину жизненных циклов локальных цивилизаций, механизмов смены их поколений. Но эта смена поколений, распад локальных цивилизаций в значительной мере является следствием ритма мировых цивилизаций, формирующих симфонию общечеловеческого, исторического прогресса и синхронизирующих стадий жизненных циклов локальных цивилизаций.
5. Смысл истории и её постижение в философии истории К. Ясперса.
Своеобразную
концепцию исторического
Но Ясперс не
является теологом или богословом.
Он, прежде всего философ, поэтому
позволяет себе отступить от традиционного
в христианстве описания исторического
процесса. В традиционной христианской
концепции истории
Но всё же
по Ясперсу, вера является основной и
смыслом истории. Значит, возникает
вопрос: возможна ли общая для всего
человечества вера. Такую веру, по мнению
немецкого философа, не может предложить
не одна религия: ни иудаизм, ни ислам,
ни христианство, ни буддизм и т.
д. Каждая религия объявляет своё
веру как откровение какого — либо
Бога: Яхве, Христа, Будды, Аллаха и т.
д. Содержание вероучений часто служили
источниками раздора между
8
человечества может быть только философская вера.Вера, по учению Ясперса, отличается от знания. Но её не следует противопоставлять знанию. Она существует лишь в союзе с ним. Безграничное познание - наука. Она является основным предметом философствования. Философская вера не может стать исповеданием, она не может становиться догматом.
Понятие исторической
ситуации является ключевым понятием
в философии Ясперса. Содержание
исторической ситуации он связывает
с такими понятиями как “время”
и “эпоха”. По Ясперсу возможно
формирование близких по своему духу
исторических ситуаций, которые являются
предпосылками к возникновению
родственных ситуаций. Такое совпадение
ситуаций, считает Ясперс, произошло
между 800 и 900 гг. до новой эры. В этот
промежуток времени возникли параллельно
в Китае, Палестине, Индии, Персии, и
Древней Греции духовные движения,
сформировавшие тот тип человека,
который существует и поныне. Это
время Ясперс назвал “осевой эпохой”
мировой истории. Это время и
есть рождение философской веры. “Осевая
эпоха”, согласно Ясперсу кладёт конец
непосредственному отношению
6. Типы цивилизаций.
Структурная характеристика цивилизации предполагает выделение реально существующих социальных блоков, которые к их истинном взаимодействии образуют механизм цивилизационного процесса. Различные исследователи выделяли разное количество таких блоков. Например, Н.Я. Данилевский отмечал четыре: религию, культуру, государство и социально-экономическую среду Другие ученые включали в содержание цивилизаций земледелие, ремесла, классы, различные элементы развитой духовной культуры философию, нравственность, психологию, язык и другое. Однако, при определении цивилизации решающее значение имеет не количество
9
включаемых в неё созданных человеком сфер деятельности, а характер, способы и особенности взаимодействия материального и духовного факторов в историческом процессе.
Цивилизация является
обобщающей характеристикой содержания
всех остальных социальных общностей,
институтов и других элементов способа
общественной жизнедеятельности. Цивилизация
как крупномасштабная социокультурная
общность обладает собственной иерархией
ценностей и идеалов, представляющих
общество как целостную систему
и субъект мировой истории. Совокупность
конкретных социокультурных факторов
в их взаимодействии образует механизм
функционирования цивилизации, особенности
которого проявляются в
Космогенная цивилизация как исторически, первый се тип основывалась на орудийной технике и ручной технологии и характеризовалась большой зависимостью общества от природных сил, когда мировой космос определял смысл жизнедеятельности. диктовал законы, устанавливал жесткие формы общественной организации, связи индивидов с социальными институтами.
Основой следующего
- технического типа цивилизации явились:
машинная техника, широкое развитие
науки и постепенное
10
числе и в ходе буржуазно-демократических и социалистических революций. Развитие техногенной цивилизации в XX веке как противоборство капиталистической и социалистической систем определило необходимость ее замены более совершенным обществом. К концу 70-х годов XX века индустриальная технология и основанный на ней техногенный тип цивилизации исчерпали возможности дальнейшего развития общества, определили его кризисное состояние (возникновение глобальных проблем, потеря духовных идеалов, значительным числом граждан, переход к прагматическому и утилитарному способу существования людей и другое). Как свидетельствует практика современного цивилизационного процесса, преодоление кризисного состояния, затронувшего в различной степени и многообразных формах все страны и регионы мирового сообщества, может быть, обеспечено лишь на путях перехода к новому, более высокому, эффективному и менее расточительному способу воспроизводства самого общества.
Материальная основа для этого начала формироваться с середины 50-х годов XX века в связи с развитием информационной технологии. Именно оно составляет содержание процесса становления цивилизации нового типа - антропогенной, именуемой в научной литературе информиционно-технологи ческим или постиндустриальным обществом. Определяя основные тенденции развития общества, связанные с использованием информационной технологии, российские и зарубежные ученые отмечают, что она коренным образом изменяет техническую основу материального и духовного производства. Определяет новые организационные формы общественной жизни, приводит к кардинальным изменениям в социальной структуре, превращая значительную часть рабочей силы новый средний класс, требует постоянного повышения духовной культуры личности и общества. Последнее является особенно важным, так как уровень и качество интеллектуального потенциала общества становятся решающим условием возможности его воспроизводства на информационной основе. В границах конкретных видов деятельности они превращаются в исходный и определяющий фактор развития всей социальной системы.
7. Общество социальной справедливости.
По своей серьезности формирующаяся ныне общечеловеческая цивилизация на основе информационной технологии, но мнению многих российских и зарубежных ученых (Н.Моисеев, Р.Дарендорор, Ф.Бунге и др.), определяется
11
как общество социальной справедливости, которому в настоящее время нет альтернативы. Близкой к теории социальной справедливости является концепция общества доверия американского социолога Ф. Фукуямы. Он обосновывает, что процесс в современных условиях не определяется индивидуализмом или коллективизмом, рыночными принципами или следованием традиции, а “лишь одним, распространившимся повсюду элементом культуры: уровнем доверия, существующим в обществе”. Доверие выступает как результат справедливых отношений во всех сферах общественной жизни.
Современная философия рассматривает социальную справедливость как сущность идущую на смену индустриальной цивилизации информационного общества, выясняя ее следующие общезначимые аспекты:
наличие многоукладной
экономики и регулируемого
трудовая основа, вознаграждение работников в соответствии с количеством и качеством труда, сильная социальная защита тех слоев общества, которые по каким либо причинам не могут трудиться;
демократические формы организации во всех сферах общественной жизни;
государственное управление всеми социально значимыми процессами;
высокий уровень науки и культуры, особенно правовой и нравственно.
Таким образом,
общество социальной справедливости -
это тип гражданского общества, определяющий
положение индивида в зависимости
от количества и качества труда. Оно
характеризуется более высокими
показателями в социально-экономической,
политической и духовной сферой по
сравнению с капитализмом и социализмом
и имеет идентичную направленность
с ходом современного общественного
развития.
12
Информация о работе Философский анализ техногенной цивилизации