Философский анализ техногенной цивилизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 21:07, реферат

Краткое описание

История общества - это развитие человеческой цивилизации, проходившей определенные этапы и закономерности стадии социального прогресса. Понятие цивилизации ({нормируется историческим, а философы в разные времена вкладывали в него различное содержание. Впервые оно стало широко употребляться жоху просвещения во Франции и рассматривалось просветителями (Вольтер, Руссо и /др.) как близкое по содержанию концепциям духовной культуры, разума и справедливости. В 1798 году слово “цивилизация” было внесено в “Словарь Академии”, в котором оно определялось как высшая степень духовности. В 19 веке в странах Европы в многочисленных фундаментальных трудах цивилизация рассматривалась как комплексное состояние общества, где культуре принадлежало высокое место

Вложенные файлы: 1 файл

философия.docx

— 33.25 Кб (Скачать файл)

В истории падения  любой цивилизации можно уловить  ритм распада. За спадом, которой начинается в момент надлома, следует оживление, но последует окончательный распад. В распаде цивилизаций видную роль могут

7

играть сторонние  влияния, то, что Тойнби называет внешним  пролетариатом, который нередко  взрывает границы стагнирующего общества.Концепция Тойнби ценна тем, что она дает развернутую картину жизненных циклов локальных цивилизаций, механизмов смены их поколений. Но эта смена поколений, распад локальных цивилизаций в значительной мере является следствием ритма мировых цивилизаций, формирующих симфонию общечеловеческого, исторического прогресса и синхронизирующих стадий жизненных циклов локальных цивилизаций.

5. Смысл истории и её постижение в философии истории К. Ясперса.

Своеобразную  концепцию исторического процесса развития общества предложил немецкий философ К. Ясперс (1883-1969 гг.). В отличие  от Тойнби, Ясперс делает акцент на том, что человечество имеет единое происхождение  и единый путь развития. Однако, научно доказать это положение невозможно, как невозможно доказать и противоположное. Допущение этого единства он называет постулатом веры. Т. о., Ясперс четко  заявляет о своей приверженности в объяснении исторического процесса к религиозной традиции. История, по Ясперсу, имеет своё начало и свой конец. Её движение определяется силой  провидения.

Но Ясперс не является теологом или богословом. Он, прежде всего философ, поэтому  позволяет себе отступить от традиционного  в христианстве описания исторического  процесса. В традиционной христианской концепции истории кульминационным  пунктом мирового исторического  процесса, “осью” мировой истории  объявлялось явление Сына Божьего  — Христа. Ясперс же справедливо  полагает, что в явление Христа верят только христиане, только для  них оно является осевым событием истории. Весь остальной мир: индусско-буддийский, мусульманский, синтоистский и т. д. Остаётся как бы в стороне от мирового исторического процесса.

Но всё же по Ясперсу, вера является основной и  смыслом истории. Значит, возникает  вопрос: возможна ли общая для всего  человечества вера. Такую веру, по мнению немецкого философа, не может предложить не одна религия: ни иудаизм, ни ислам, ни христианство, ни буддизм и т. д. Каждая религия объявляет своё веру как откровение какого — либо Бога: Яхве, Христа, Будды, Аллаха и т. д. Содержание вероучений часто служили  источниками раздора между народами. Ясперс убеждён, что общей для

8

человечества  может быть только философская вера.Вера, по учению Ясперса, отличается от знания. Но её не следует противопоставлять знанию. Она существует лишь в союзе с ним. Безграничное познание - наука. Она является основным предметом философствования. Философская вера не может стать исповеданием, она не может становиться догматом.

Понятие исторической ситуации является ключевым понятием в философии Ясперса. Содержание исторической ситуации он связывает  с такими понятиями как “время”  и “эпоха”. По Ясперсу возможно формирование близких по своему духу исторических ситуаций, которые являются предпосылками к возникновению  родственных ситуаций. Такое совпадение ситуаций, считает Ясперс, произошло  между 800 и 900 гг. до новой эры. В этот промежуток времени возникли параллельно  в Китае, Палестине, Индии, Персии, и  Древней Греции духовные движения, сформировавшие тот тип человека, который существует и поныне. Это  время Ясперс назвал “осевой эпохой”  мировой истории. Это время и  есть рождение философской веры. “Осевая  эпоха”, согласно Ясперсу кладёт конец  непосредственному отношению человека к миру и к самому к себе. Обостряется  самосознание личности. Человек осознаёт хрупкость своего бытия, перед ним  встают важные смысложизненные вопросы: о смысле человеческого существования, о смысле бытия. Пробуждение духа, считает Ясперс, является началом бытия общей человеческой истории. Он убеждён, что человечество обречено на общность судьбы и единую веру. В противном случае, история человечества может закончиться катастрофой. Поэтому установление взаимопонимания, открытость различных типов общества, религий и культур является жизненно необходимым для человечества.

6. Типы цивилизаций.

Структурная характеристика цивилизации предполагает выделение  реально существующих социальных блоков, которые к их истинном взаимодействии образуют механизм цивилизационного процесса. Различные исследователи выделяли разное количество таких блоков. Например, Н.Я. Данилевский отмечал четыре: религию, культуру, государство и социально-экономическую среду Другие ученые включали в содержание цивилизаций земледелие, ремесла, классы, различные элементы развитой духовной культуры философию, нравственность, психологию, язык и другое. Однако, при определении цивилизации решающее значение имеет не количество

9

включаемых в  неё созданных человеком сфер деятельности, а характер, способы  и особенности взаимодействия материального  и духовного факторов в историческом процессе.

Цивилизация является обобщающей характеристикой содержания всех остальных социальных общностей, институтов и других элементов способа  общественной жизнедеятельности. Цивилизация  как крупномасштабная социокультурная  общность обладает собственной иерархией  ценностей и идеалов, представляющих общество как целостную систему  и субъект мировой истории. Совокупность конкретных социокультурных факторов в их взаимодействии образует механизм функционирования цивилизации, особенности  которого проявляются в этнонациональных, религиозных, психологических, поведенческих и иных способах жизнедеятельности данного человеческого сообщества. В связи с этим в истории существовали и существуют в настоящее время различные типы и формы цивилизаций, суммарную численность которых ученые определяют в пределах 30. В зависимости от степени технической оснащенности в среде общественного производства, свободы личности в социальной и духовной сферах, типах культуры определяются и качественно различные типы цивилизаций, через которые исторически проходило человечество в своем развитии. Космогенная (охватывающая древнее общество в эпоху средневековья), техногенная или индустриальная, соответствующая капиталистической и социалистической общественно-экономическим формациям и формирующаяся в настоящее время антропогенная цивилизация (информационное общество).

Космогенная цивилизация  как исторически, первый се тип основывалась на орудийной технике и ручной технологии и характеризовалась  большой зависимостью общества от природных  сил, когда мировой космос определял  смысл жизнедеятельности. диктовал законы, устанавливал жесткие формы общественной организации, связи индивидов с социальными институтами.

Основой следующего - технического типа цивилизации явились: машинная техника, широкое развитие науки и постепенное превращение  ее в непосредственную производительную силу, наемный труд, рыночные отношения, высокий уровень профессиональной культуры во всех её формах. Несмотря на глубокие антагонистические противоречия в развитии индустриальной цивилизации, люди на этом этапе овладевали возможностями  модификации общества на основе его  реформирования, в том 

10

числе и в ходе буржуазно-демократических и социалистических революций. Развитие техногенной цивилизации в XX веке как противоборство капиталистической и социалистической систем определило необходимость ее замены более совершенным обществом. К концу 70-х годов XX века индустриальная технология и основанный на ней техногенный тип цивилизации исчерпали возможности дальнейшего развития общества, определили его кризисное состояние (возникновение глобальных проблем, потеря духовных идеалов, значительным числом граждан, переход к прагматическому и утилитарному способу существования людей и другое). Как свидетельствует практика современного цивилизационного процесса, преодоление кризисного состояния, затронувшего в различной степени и многообразных формах все страны и регионы мирового сообщества, может быть, обеспечено лишь на путях перехода к новому, более высокому, эффективному и менее расточительному способу воспроизводства самого общества.

Материальная  основа для этого начала формироваться  с середины 50-х годов XX века в связи  с развитием информационной технологии. Именно оно составляет содержание процесса становления цивилизации нового типа - антропогенной, именуемой в  научной литературе информиционно-технологи ческим или постиндустриальным обществом. Определяя основные тенденции развития общества, связанные с использованием информационной технологии, российские и зарубежные ученые отмечают, что она коренным образом изменяет техническую основу материального и духовного производства. Определяет новые организационные формы общественной жизни, приводит к кардинальным изменениям в социальной структуре, превращая значительную часть рабочей силы новый средний класс, требует постоянного повышения духовной культуры личности и общества. Последнее является особенно важным, так как уровень и качество интеллектуального потенциала общества становятся решающим условием возможности его воспроизводства на информационной основе. В границах конкретных видов деятельности они превращаются в исходный и определяющий фактор развития всей социальной системы.

7. Общество социальной  справедливости.

По своей серьезности  формирующаяся ныне общечеловеческая цивилизация на основе информационной технологии, но мнению многих российских и зарубежных ученых (Н.Моисеев, Р.Дарендорор, Ф.Бунге и др.), определяется

11

как общество социальной справедливости,  которому в настоящее  время нет альтернативы. Близкой  к теории социальной справедливости является концепция общества доверия  американского социолога Ф. Фукуямы. Он обосновывает, что процесс в современных условиях не определяется индивидуализмом или коллективизмом, рыночными принципами или следованием традиции, а “лишь одним, распространившимся повсюду элементом культуры: уровнем доверия, существующим в обществе”. Доверие выступает как результат справедливых отношений во всех сферах общественной жизни.

Современная философия  рассматривает социальную справедливость как сущность идущую на смену индустриальной цивилизации информационного общества, выясняя ее следующие общезначимые аспекты:

наличие многоукладной  экономики и регулируемого рынка  при ведущей роли государственного сектора;

трудовая основа, вознаграждение работников в соответствии с количеством и качеством  труда, сильная социальная защита тех  слоев общества, которые по каким  либо причинам не могут трудиться;

демократические формы организации во всех сферах общественной жизни;

государственное управление всеми социально значимыми  процессами;

высокий уровень  науки и культуры, особенно правовой и нравственно.

Таким образом, общество социальной справедливости - это тип гражданского общества, определяющий положение индивида в зависимости  от количества и качества труда. Оно  характеризуется более высокими показателями в социально-экономической, политической и духовной сферой по сравнению с капитализмом и социализмом  и имеет идентичную направленность с ходом современного общественного  развития. 
 
 
 
 

12

Информация о работе Философский анализ техногенной цивилизации