Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 14:32, реферат
Первые попытки человека осмыслить окружающий мир - живую и неживую природу, космическое пространство, наконец, самого себя - относят к тому периоду человеческого существования (предположительно его можно датировать вторым тысячелетием до нашей эры), когда человек в процессе эволюции, прежде всего умственной, начал дифференцировать природу как средство своего обитания, постепенно выделяя себя из нее. Именно вследствие того, что человек стал воспринимать животный и растительный мир, космос как нечто отличное и противостоящее ему, у него стали появляться способности осмысливать действительность, а затем и философствовать, т.е. делать умозаключения, выводы и выдвигать идеи об окружающем его мире.
Введение.
Причины возникновения и становления философии Востока.
Становление Древнеиндийской философии.
Формирование Древнекитайской философии.
Заключение.
План
Введение. |
| |
Причины возникновения
и становления философии Востока. Становление Древнеиндийской философии. |
| |
Формирование
Древнекитайской философии. |
| |
Заключение. |
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
Введение.
Первые попытки человека осмыслить окружающий
мир - живую и неживую природу, космическое
пространство, наконец, самого себя - относят
к тому периоду человеческого существования
(предположительно его можно датировать
вторым тысячелетием до нашей эры), когда
человек в процессе эволюции, прежде всего
умственной, начал дифференцировать природу
как средство своего обитания, постепенно
выделяя себя из нее. Именно вследствие
того, что человек стал воспринимать животный
и растительный мир, космос как нечто отличное
и противостоящее ему, у него стали появляться
способности осмысливать действительность,
а затем и философствовать, т.е. делать
умозаключения, выводы и выдвигать идеи
об окружающем его мире.
Термин «восточная философия» условен,
он употребляется западными мыслителями
для обозначения философских мировоззрений,
отличных от мировоззрения, оформившегося
в западной культуре. Однако в этом понятии
не отражается вся уникальность философских
идей, выкристаллизовавшихся на обширной
территории к востоку от Греции в различных
природных, культурных, политических,
исторических условиях.
Философская мысль человечества зарождалась
в эпоху, когда на смену родовым отношениям
приходили первые классовые общества
и государства. Отдельные философские
идеи, обобщавшие многотысячный опыт человечества,
можно обнаружить в литературных памятниках
Древнего Египта, Древнего Вавилона. Наиболее
древней является философия, возникшая
в Индии и Китае.
Философия начала формироваться в
первой половине первого тысячелетия
до нашей эры (VII–VI вв. до н.э.) одновременно
в Греции, Индии и Китае. К числу причин,
приведших к подобному интеллектуальному
расцвету – рождению философии, ученые
относят следующие:
скачок в развитии производительных сил,
появление товарно-денежных отношений,
перестройка родовой организации общества,
возникновение первых государств,
рост оппозиции традиционной религии,
критика нормативных нравственных установок и представлений,
усиление критического духа
и рост научных знаний (характерный
для древнегреческой философии)
Безусловно, процесс развития философии
происходил в различных странах
не одинаково. К примеру, в Индии
философия формировалась
Китайская философия зародилась в период
борьбы царств, на которые распалась империя
Чжоу, новое сословие населения пыталось
реализовать принципы справедливого мироустройства,
выступая за отмену наследования государственных
должностей и за равные возможности для
всех образованных китайцев, независимо
от их происхождения. Несмотря на то, что
китайская философия также не смогла полностью
дистанцироваться от мифологического
мышления, все же ее характер определяется
исследователями в большей степени как
нравственно-практический, нежели религиозный.
Существуют общие закономерности развития
древнеиндийской и древнекитайской философии.
Во-первых, самосознание древних индийцев
и древних китайцев конструируется по
типу родовых связей. Род объективирует
свое сознание в природе, но себя из нее
не выделяет. Такое соотношение природы,
человека и сознания в первоначальной
или первой индийской и китайской философии
реализуется в мировоззренческих концепциях
о духовном и телесном единстве человека
и природы. Во-вторых, род выступает движущим
основанием структурно-функциональных
трансформаций родового сознания. Геометрия
и стереометрия космического времени,
пространства и пластики сознания древних
индийцев и китайцев содержат в себе возможность
числовой абстракции философской категории,
которая затем проявляется в философских
учениях. В-третьих, телесно-духовные оппозиции
категорий верха и низа предваряют активную
познавательную работу мышления во всех
сферах возникающей философии. Выбор предфилософского
типа фиксации сознания - мифа, ритуала
или табу - в качестве исходной основы
и философского направления диктуется
не произволом философа, а его социальными
условиями и классовыми интересами. В
частности, у китайцев даосизм избирает
миф, конфуцианство - ритуал, легизм - табу;
у индийцев веданта избирает миф, миманса
- ритуал и т.д.
При всей специфике индийской и китайской
предфилософии, обусловленной культурным
фоном и различием в языках у обоих народов,
в целом она обусловлена общекультурными
закономерностями.
2. Становление Древнеиндийской
философии.
Индийская культура является одной
из самых древних в истории
человеческой цивилизации. В ее рамках
была создана оригинальная философия,
оказавшая большое влияние на
творчество крупнейших мыслителей Нового
и новейшего времени. В истории древнеиндийской
философии обычно выделяют три периода:
ведический (1-я пол. I тыс. до н.э), эпический
(2-я пол. I тыс. до н.э.) и классический (с
I тыс. н.э.). В ведический период были созданы
тексты Вед, в которых изложено мифологическое
мировоззрение родового общества. Заключительным
этапом эволюции Вед считаются Упанишады,
явившиеся переходной формой от мифологии
к философии в древнеиндийском обществе.
В эпоху перехода от родового общества
к раннеклассовому происходило формирование
различных школ и направлений древнеиндийской
философии. В зависимости от отношения
к Ведам философские школы подразделяются
на ортодоксальные (веданта, санкхья, ньяя,
вайшешика), признающие авторитет Вед
и неортодоксальные (джайнизм, буддизм,
локаята-чарвака), отвергающие авторитет
Вед.
Философия возникла в Индии в середине
I тысячелетия до н.э. На формирование аутентичного
мировоззрения индийцев повлияли природные
факторы:
- географическое местоположение: с одной стороны Индия была окружена Гималайскими горами, с других сторон – морем, что долгое время оберегало эту местность от вторжений;
- теплый климат способствовал
формированию пищевого
К мировоззренческим истокам
Индийцы разделяли священные тексты на
два вида:
шрути (санскр.
śruti – услышанное) – это священное знание,
дарованное людям богами;
смрити (санскр.
smŗti – запомненное) – это тоже «богооткровенные
книги», основанные на авторитете шрути
и представлявшие собой комментарии и
истолкования этих священных текстов.
Одной из самых важных ведических книг
является Ригведа. Уже в ней содержатся
основные философские понятия и идеи,
развитые в последующих древнеиндийских
философских системах – даршанах (cанскр.
darśana – видение, учение). Так, например,
встречается в этой книге несколько космогонических
концепций, послуживших основой для дальнейших
рассуждений древнеиндийских мыслителей
об устройстве и развитии мира.
Все, что есть в мире, контролируется, управляется
и направляется Брахмой. Сотворив мир,
Брахма удалился отдыхать в тени шелковичного
дерева. Этот отдых называется «день Брахмы»
и длится миллиарды лет. После «дня Брахмы»
наступит «ночь Брахмы», т.е. мир вернется
в изначальное состояние, пока не наступит
новое рождение Брахмы из золотого яйца.
В дальнейшем в ряде древнеиндийских философских
учений Брахман рассматривается как объективное
духовное начало мира и соотносится с
Бтманом. Понятие Атман первоначально
употребляется в значении «тело», затем
– как субъективное психическое начало,
«душа», а позже – отождествляется с Брахманом
и рассматривается как всеобщая основа
и первопричина мира.
Еще одна версия сотворения мира основана
на истории Пуруши. Пурэша – в мифологическом
плане выступает как первочеловек, зародившийся
из хаоса; принесение его в жертву привело
к возникновению мира.
В последующем в философии под пурушей
стали понимать безличное духовное начало,
пронизывающее весь мир.
Существовала еще одна космогоническая
концепция, согласно которой все сущее
(сат) появляется из несущего (асат), а над
ними возвышается некое третье начало.
В данной версии космогонии все боги тварны,
они выполняют свое предназначение и не
ведают всех тайн бытия. Лишь загадочное
третье начало – «Нечто Одно» – существующее
до бытия и небытия, возможно, владеет
тайной мира, истинным знанием.
Таким образом, в Упанишадах обозначается
высшая цель человеческой жизни – слияние
с атманом-брахманом еще при жизни, освобождение
от сансары и достижение «мира Брахмана»
после смерти. Для того, чтобы идти по этому
пути, необходимо отречься от мира, от
учености, от каких-либо привязанностей
и исполнять три заповеди Праджапати:
подавляй страсти,
подавай бедным,
будь сострадателен к ближнему.
Исходной мировоззренческой
основой для развития философии
в Индии был ведический брахманизм,
на основе которого стал развиваться
индуизм. В индуизме вызревают и
начинают наполняться содержанием
понятия (карма, дхарма, мокша, сансара,
Брахман, Атман), ставшие впоследствии
основными философскими категориями.
Становление индийской филсофии делят
на несколько периодов:
- ведийский период (1500 год до н. э. - 600 год
до н. э.) возникновение ведических книг;
- эпический период (600 год до н. э. - 200 год
н. э.) формируются Упанишады, возникают
религиозные системы буддизма, вишнуизма
и даршаны (школы индийской философии);
- период сутр (от 200 года н. э.) происходит
обобщение философского материала в форме
сутр (букв. «нить» – произведение, написанное
ритмизированной прозой в виде двустиший)
и комментариев к ним; оформляется философская
система санкхьи, йоги, мимансы, веданты,
вайшешики, ньяи;
- схоластический период (также II в. н.э.)
период творчества комментаторов философских
школ и систем: Шанкара, Рамануджа и др.
Наиболее распространенный термин древнеиндийской
философии, эквивалентный древнегреческому
термину «философия» – это понятие «даршана».
Оно весьма многозначно и употребляется
в следующих смыслах: «познание», «мнение»,
«восприятие», «видение», «учение», «система»
и др.
В качестве основных философских школ
древней Индии принято выделять 9 даршан,
разделяя их на две группы – ортодоксальные
(признающие авторитет священных ведических
книг) и неортодоксальные (не признающие
авторитета вед).
3. Формирование Древнекитайской
философии.
В развитии философии Древнего
Китая выделяют два основных этапа:
1) этап зарождения философских воззрений,
охватывающий VIII - VI вв. до н.э.
2) этап расцвета философской мысли, который
относят к VI - III вв. до н.э. и называют «золотым
веком китайской философии». Именно на
второй этап падает формирование китайских
философских школ. В это время зарождаются
те проблемы, те понятия и категории, которые
затем становятся традиционными для всей
последующей истории китайской философии
вплоть до новейшего времени.
Одним из главных факторов, повлиявших
на формирование в Китае самобытной философии,
был географический. От всего остального
мира Китай был отгорожен с запада горами
и пустынями. На востоке находилась заморская
Япония, а за ней Тихий океан. Дороги на
север и на юг никуда не вели. Лишь в I в.
до н.э. китайцы нашли дорогу на запад и
установили знаменитый шелковый путь
вплоть до Рима.
Сами китайцы называли свою страну Тянься
(Поднебесная) или Чжунго (Срединное государство),
полагая, что они, китайцы, обитают в центре
земли. Они наивно думали, что земля квадратная,
а небо круглое. Углы земли небом не покрыты,
там нет времен года, там зыбучие пески
(действительно, на западе Китай окружен
пустынями). Эти географические представления
давали китайцам возможность считать
себя высшей расой и презирать соседние
с ними народы как варваров.
Китайской государство того времени –
восточная деспотия с жесткой социальной
структурой.
Все отношения между китайцами были подчинены
сложному ритуалу, имеющему мировоззренческое
обоснование. Как говорится в авторитетной
для китайцев книге «Цзо чжуань», ритуализация
отношений китайцев, их ритуал взаимного
приветствия и обращения основываются
на «постоянстве неба, порядке»; «ритуал
- это устои (в отношениях) верхов и низов,
основа и уток неба и земли. Он дает жизнь
народу».
В Китае, как нигде, был развит культ предков
(манизм). Вся жизнь живых проходила как
отчет перед духами предков, которым приносились
жертвы, первое время даже человеческие
(военнопленные, дети-первенцы).
Социальное неравенство проявлялось и
в религиозном культе. Высшую жертву духам
земли и неба имел право приносить только
«сын неба» – ван. Небо (тянь) – высший
объект почитания в Китае. Оно – обиталище
небесного владыки – Шанди. Воля неба
– высшая сила, определяющая все происходящее
на земле. Она недоступна пониманию людей:
«Высшего неба деянья неведомы нам, воле
небес не присущи ни запах, ни звук!».
Количество направлений в ранний период
развития китайской философии было столь
велико, что сами древние китайцы говорили
о существовании «ста школ». Уже в древности
предпринимались попытки классификации
этих школ, наиболее известная из них принадлежит
китайскому «отцу истории» Сыма Цяню (II-I
вв. до н.э.). Он выделил шесть основных
течений древнекитайской философии (шесть
школ).
Школы древнекитайской философии:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Наиболее популярными из школ впоследствии
стали конфуцианство и даосизм.
Конфуцианство.
Основатель – Кун Фу-цзы (Конфуций) (551-479
гг. до н.э)
Основные труды: «Тринадцатикнижие» (включает
6 книг канона), «Лунь Юй» («Беседы и суждения»)
– составленные учениками из записей
бесед с Конфуцием.
Конфуций полагал, что главный долг мудреца
– передавать прошлое культурное наследие.
Однако это культурное наследие Конфуций
по-своему интерпретировал.
Небо, говорил Конфуций, есть высшая сила:
оно следит за справедливостью на земле,
стоит на страже социального неравенства.
Небо – судьба, рок, дао. Небо управляет
нашей жизнью, оно дает нравственные принципы,
которым мы должны следовать. Небо хочет,
чтобы люди были доброжелательны друг
к другу, т.е. назначение человека состоит
в служении другим людям.
Проблема взаимоотношения между людьми,
проблемы воспитания, проблемы управления
– это центральные проблемы философии
Конфуция. В решении этих проблем он исходит
из осмысления опыта предков. Конфуций
идеализирует прошлое, сравнивая с ним
нравы современного общества. В древности,
говорил Конфуций, на мелочи не обращали
внимания, люди вели себя достойно, отличались
прямотой, учились, чтобы совершенствовать
себя, избегали людей с грубыми выражениями
и некрасивыми манерами, сторонились общества,
где нет порядка.
Теперь же «людей, понимающих мораль, мало»,
принципам долга не следуют, недоброе
не исправляют, учатся ради известности,
а не ради самосовершенствования, занимаются
обманом, срывают свой гнев на других,
устраивают ссоры, не умеют и не хотят
исправить свои ошибки.
Вообще, конфуцианство – это, прежде всего,
учение о нравственности. Конфуций сформулировал
основные этические понятия, которые в
целом составляли «правильный путь», т.е.
дао: