Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 21:40, лекция
Формирование классической философии. После
того, как Николай Коперник обосновал главный принцип
современной науки (видимое – не действительность, а
отражение действительности, скрытой за явлениями),
произошел коренной перелом в отношении людей к науке и
ее целям. Целью жизни человека было провозглашено не
приспособление к миру, а его изменение, и орудием стал
разум. Один из основателей современного естествознания
Галилео Галилей провозгласил целью науки математическое
описание закономерностей природы: он считал, что книга
природы «написана на языке математики». Наука должна
дать описание действительности, изучая те свойства тел,
которые поддаются измерению.
Лекция 5. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
1. Формирование классической философии. После
того, как Николай Коперник обосновал главный принцип
современной науки (видимое – не действительность, а
отражение действительности, скрытой за явлениями),
произошел коренной перелом в отношении людей к науке и
ее целям. Целью жизни человека было провозглашено не
приспособление к миру, а его изменение, и орудием стал
разум. Один из основателей современного естествознания
Галилео Галилей провозгласил целью науки математическое
описание закономерностей
природы «написана на языке математики». Наука должна
дать описание действительности, изучая те свойства тел,
которые поддаются измерению. Исходный пункт познания –
чувственный опыт, но реальное знание достигается
сочетанием планомерного экспериментирования с
математическим описанием и логическими
доказательствами.
Одним из важнейших направлений философии Нового
времени стал поиск и обоснование методологи
исследования. Среди первых философов, давших
обоснование нового взгляда на предназначение науки, был
Френсис Бэкон. По его мнению, цель науки – открытия, цель
открытий – увеличение власти человека над природой.
Господствовать над природой можно, лишь подчиняясь ее
законам; значит, нужно эти законы узнать. Современная ему
наука не могла достичь этой цели, значит, нужно ее
60
изменить: выявить препятствия на пути познания и указать на
правильный метод мышления как на кратчайший путь к
новым открытиям. Ф.Бэкон считал: для того, чтобы наука
смогла усиливать власть человека над природой,
необходимо очистить ее от заблуждений и разработать
методологию экспериментального естествознания. Он
обвинил философов прошлого в бесплодии, в создании
«философии слов». Нужно изучать мир, а не книги древних.
Призвание философии Ф.Бэкон видел в том, чтобы
«произвести восстановление наук и искусств и всего
человеческого знания, утвердив его на должном
основании»28. Старое знание «в практической части
бесплодно, полно нерешенных вопросов, в своем росте
медлительно и вяло; тщится показать совершенство в целом,
но дурно заполнено в своих частях; по содержанию угождает
толпе и сомнительно для самих авторов, а потому ищет
защиты и показной силы во всяких ухищрениях»29. Нужно
отвлечься от туманных общих понятий и изучать конкретные
явления, и лишь потом подниматься по ступеням обобщения.
Главное препятствие на пути познания – засорение
сознания людей ложными
Различаются причины ошибок: идолы рода – ложные
представления о мире, присущие всем людям из-за
ограниченности их ума и органов чувств; идолы пещеры
связаны с субъективностью восприятия (внутренний мир
человека, его привычки и склонности – «пещера» –
накладывает отпечаток на его суждения и порождает
предубеждения); идолы площади порождены неправильным
употреблением слов – люди часто вкладывают в одни слова
разный смысл; идолы театра – чужие представления и
философские системы, некритически заимствованные через
традицию и слепую веру. Идолы рода и пещеры –
врожденные, преодолеть их невозможно, разве что
уменьшить их влияние. Идолы рынка и театра можно
преодолеть, преобразуя сознание.
28 Бэкон Ф. Сочинения: В 2 т. – М., 1971. – Т.1. – С.60.
29 Бэкон Ф. Новый Органон. – Л., 1935. – С.79.
61
Познание – отображение
человека, оно начинается с чувственного восприятия мира,
которое нуждается в экспериментальной проверке. Опыты
делятся на плодоносные (приносящие практические
результаты) и светоносные (теоретические исследования
для дальнейшего развития науки). Для наибольшей
эффективности опыты должны ставиться по определенной
методике. Научный метод – величайшая из сил, так как
правильно ориентирует деятельность человека, поднимая его
эффективность, показывает кратчайший путь к новым
открытиям. Таким методом для Ф.Бэкона была индукция
(восхождение от частного к общему, от констатации фактов к
выведению связывающих их закономерностей).
Ф.Бэкон стал родоначальником эмпиризма –
философского направления, провозглашавшего источником
познания чувственный опыт, а в разуме видевший средство
его обработки.
В противовес Ф.Бэкону, предложившему индуктивный
метод познания, Рене Декарт предложил дедуктивный. Он
выдвинул идею всеобщей математизации науки, считая, что
математика – наука не просто о числах, а о порядке,
царящем в природе. Только она может привести к
достоверным выводам. Р.Декарт сравнивал науку с деревом,
корни которого – философия, ствол – математика, а ветви –
отдельные науки. Научный метод Р.Декарта стал
осмыслением и обобщением приемов математического
метода познания. До этого наука была собранием случайно
найденных истин, теперь она должна стать единой системой.
Нужно превратить познание в организованную деятельность,
освободив его от субъективности и случайности; наука
сможет не надеяться на открытия, а планомерно
развиваться. Исходный пункт исследования – сомнение.
Чтобы расчистить путь знанию, нужно избавиться от
предрассудков. Сомнение должно снести здание
традиционной культуры и перестроить его по-своему. Ставя
под сомнение все, к чему имеют отношение чувства, все, что
считается истинным, нужно дойти до первоистины, настолько
очевидной, что в ней нельзя усомниться: «Отбросив, таким
62
образом, все то, в чем так или иначе можем сомневаться…
мы легко допустим, что нет ни Бога, ни неба, ни земли… но
мы все-таки не можем предположить, что мы не существуем.
Невзирая на самые крайние предположения, мы не можем не
верить, что заключение: я мыслю, следовательно, я
существую, истинно, и что оно поэтому есть первое и
важнейшее из всех заключений»30.
Р.Декарт различает в процессе познания субъект (того,
кто познает) и объект (то, что познается). Но какова же связь
между ними? Именно Бог дает нашему мышлению адекватно
отражать мир. В основе познания должны лежать
врожденные идеи – твердые и отчетливые представления, не
вызывающие никаких сомнений и содержащиеся в уме
каждого человека. Они перешагивают пределы опыта и
предопределяют результаты познания. К ним относятся
наиболее общие логические, математические и этические
понятия. Из них разум может вывести следствия на основе
метода дедукции – перехода от общих принципов к
рассмотрению частных случаев. Заблуждения человека
происходят не от несовершенств его разума, а от
злоупотребления свободой воли, отклоняющейся от
очевидности.
Первоначало по Р.Декарту – субстанция: то, что для
своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой
себя. Единственной субстанцией можно назвать Бога как
сущность, которая в себе самой заключает смысл и источник
своего существования. Но существуют две вторичные
субстанции, которые сотворены Богом и поддерживаются его
могуществом, – мыслящая и телесная. Все остальные вещи
и свойства, которые нуждаются в содействии не только Бога,
но и его творений, – атрибуты. Главный атрибут мыслящей
субстанции – неделимость, телесной – протяженность.
Остальные качества (цвет, запах, температура) – вторичные,
обязанные своим появлением воздействию первичных
качеств на человеческое тело.
Р.Декарт стал родоначальником рационализма –
философского направления, считающего, что в основе
30 Декарт Р. Избранные произведения. – М., 1950. – С.428.
63
познания лежит разум (идеи, выходящие за пределы опыта),
а опыт служит лишь подтверждением открытий, сделанных
логическим путем.
Философия ХVII-ХVIII веков, названная классической,
выросла на основе этих исследований и имела следующие
черты:
1. Уверенность в способности человеческого разума
познать все существующее и найти решение всех задач.
2. Понимание человека как
свободного, «царя природы», главное отличие которого –
разум.
3. Цель жизни человека не
изменение, для чего следует узнать законы мироздания. Оно
упорядочено и постоянно, правящие им законы познаваемы.
4. Стремление проверить все
рациональное обоснование; попытки построить философию,
сравнимую по точности и обоснованности с наукой, цель
которой – поиск и обоснование методов научного
исследования.
5. Провозглашение как основных ценностей
общественной жизни свободы личности и соблюдения прав
человека.
6. Вера в общественный прогресс, то есть непрерывное
усовершенствование всех сторон человеческой жизни.
7. Вера в возможность
законам, полученным разумом: конструирование идеального
общества.
2. Философия ХVII века. Содержанием дискуссий этого
периода была полемика между эмпиризмом и
рационализмом.
Томас Гоббс считал, что нужны лишь два понятия:
материального тела и движения. Природа – совокупность
тел, различающихся величиной и положением. Движение –
механическое перемещение, к которому можно свести все
изменения и процессы. Т.Гоббс представлял эмпиризм в его
крайней форме сенсуализма, сводя опыт человека к данным
органов чувств.
64
Для Т.Гоббса человек – часть природы и подчиняется ее
законам. Как телесное существо, он стремится получать
удовольствия и избегать страданий; самый важный из
инстинктов – инстинкт самосохранения, а значит, природа
человека эгоистична. Естественный закон этики – стремление
человека к самосохранению и удовлетворению потребностей.
Благо – то, что человек желает, зло – то, от чего он
отвращается. Другие этические понятия относительны и
зависят от того, что именно считается способствующим
благу. Т.Гоббс стал одним из авторов теории «разумного
эгоизма»: просвещенный человек понимает, что, если он
будет думать только о себе, то неизбежно столкновение с
другими людьми – ведь все желают одних и тех же благ;
люди приходят к выводу, что разумнее учитывать интересы
других – не из любви к ним, а из «разумного эгоизма».
Т.Гоббс уделил внимание разработке философии
государства и права. Человек от природы, по его мнению,
заботится лишь о себе, поэтому в случае «естественного»
состояния шла бы непрерывная «война всех против всех».
Стремление человека к совместной жизни потребовало
определенных жертв – так возникло государство,
«механическое чудовище», «Левиафан», во имя которого
люди отказались от своих прав на неограниченную свободу и
абсолютное равенство. Цель государственной власти – мир и
взаимопомощь, но существующие государства отклонились
от этого идеала: произошло отделение государства от
гражданского общества. Т.Гоббс сформулировал принцип
социального равенства: хотя физически люди не равны,
перед законом равенство всех людей обязательно.
Джон Локк также разрабатывал эмпирическую теорию
познания, но принимал и внешний опыт (воздействие
предметов внешнего мира на наши органы чувств), и
внутренний опыт (рефлексия – наблюдение ума за
собственной деятельностью). Он отвергал существование
врожденных идей: тогда человек был бы зависимым,
пассивным существом: принцип Д.Локка – «Нет ничего в уме,
чего не было бы в ощущениях». Разум не дан человеку с
рождения – он формируется благодаря собственным усилиям
65
в процессе жизни человка: ум ребенка – «чистая доска», на
которой опыт пишет все содержание, или «пустая комната»,
которая в течение жизни заполняется опытом. Существуют
границы, за которые разум выйти не может из-за своего
характера. Наша задача не пытаться «знать все», погрязая в
спорах и сомнениях, а узнавать то, что нужно для
регулировки нашего поведения; лучше примириться с нашим
неведением в одних областях и планомерно заниматься
другими.
Джон Локк очертил контуры правового государства,
обосновав принцип разделения властей. Он постулировал
существование двух состояний человека – естественного и
гражданского. От природы, в «естественном состоянии»
люди равны и свободны: «Естественная свобода человека
заключается в том, что он свободен от какой бы то ни было
власти на земле… и не подчиняется воле другого человека,
но руководствуется только законом природы»31. Но эти
свободы были ничем не гарантированы. Поэтому люди
отказались от равенства и создали государство. Согласно
теории общественного договора, люди добровольно
перешли в «гражданское состояние»: «Поскольку люди
являются по природе свободными, равными и независимыми,
то никто не может быть подчинен политической власти
другого без своего собственного согласия. Единственный
путь, посредством которого кто-либо отказывается от своей
естественной свободы и
общества – это соглашение с другими людьми об
объединении в сообщество, для того, чтобы… жить, находясь
в большей безопасности, чем кто-либо не являющийся
членом общества»32.
В государстве человеку гарантированы основные права: