Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 21:40, лекция
Формирование классической философии. После
того, как Николай Коперник обосновал главный принцип
современной науки (видимое – не действительность, а
отражение действительности, скрытой за явлениями),
произошел коренной перелом в отношении людей к науке и
ее целям. Целью жизни человека было провозглашено не
приспособление к миру, а его изменение, и орудием стал
разум. Один из основателей современного естествознания
Галилео Галилей провозгласил целью науки математическое
описание закономерностей природы: он считал, что книга
природы «написана на языке математики». Наука должна
дать описание действительности, изучая те свойства тел,
которые поддаются измерению.
на жизнь, на свободу, на собственность, а также право на
защиту этих прав. Для их защиты от самой власти Д.Локк
предложил разделение властей: в правовом государстве
власть не должна быть сосредоточена в руках одного
31 Локк Дж. Сочинения: В 3 т. – М., 1985. – Т.3. – С.274.
32 Там же. – С.306.
66
человека или одного органа: ее нужно разделить на три
независимые ветви.
Бенедикт Спиноза понимал две субстанции Р.Декарта
как две стороны одной – Бога или «порождающей природы».
Бог Б.Спинозы – это бесконечное существо, имеющее
бесконечное множество атрибутов: «Под Богом я разумею
абсолютно бесконечное, то есть субстанцию, состоящую из
бесконечного множества
выражает вечную и бесконечную сущность»33. Итак, Бог и
природа едины: это – вечная и бесконечная субстанция,
которая является причиной себя. Все вещи – модусы этой
субстанции. Ее свойства – атрибуты: их много, но главные –
протяженность и мышление.
Б.Спиноза был сторонником рационализма. Он выделял
три источника познания: чувственное познание (дает
смутные мнения, так как душа отгорожена телом от внешнего
мира, часто приводит к заблуждению), рассудок (помогает
достичь понимания как отчетливого представления о
предметах) и интуицию (непосредственное усмотрение
истины, показывающее все предметы как модусы единой
субстанции). Б.Спиноза был уверен, что разум может
отразить бытие. Субстанция едина, душа – модус атрибута
мышления, значит, она может познать мир: «Порядок и связь
идей то же, что порядок и связь вещей»34.
Б.Спиноза отвергал и свободу воли (реакции души
причинно обусловлены воздействием природных тел на
человеческое), и бессмертие души (после смерти человека
его душа возвращается в единую субстанцию). Его идеал –
свободный человек, который руководствуется только
разумом. Сильнейшее из стремлений человека и высшее его
благо – самопознание. Но познанию мешают страсти,
затемняющие реальность, поэтому девиз Б.Спинозы таков:
«Не смеяться, не плакать, не проклинать, а понимать».
Зависимость человека от собственных чувств есть рабство;
истинная свобода – переход к познанию необходимости.
33 Б. Спиноза. Избранные произведения: В 2 т. – М., 1957. – Т.1. – С.361.
34 Там же. – С.407.
67
Б.Спинозе принадлежит знаменитое высказывание:
«Свобода есть осознанная необходимость».
Завершителем философии ХVII века выступил Готфрид
Лейбниц, стремившийся к синтезу эмпиризма и
рационализма. Принципу Д.Локка «Нет ничего в разуме, чего
не было бы в ощущениях» он противопоставил дополнение:
«…кроме самого разума». По мнению Г.Лейбница,
существует прирожденная способность ума к познанию
некоторых идей (например, категорий логики и математики).
Но они не подменяют необходимости формировать ум,
потому что даны в задатке. Г.Лейбниц разделил истины по их
источнику: на истины разума (всеобщие и необходимые, не
могущие быть выведенными из опыта, конструируются путем
дедукции) и истины факта (случайные и вероятностные,
выводятся индукцией их данных опыта и констатируют только
сам факт, но не говорят о его причинах).
Для Г.Лейбница субстанция – прежде всего Бог как
последняя причина всех вещей. Но, кроме высшего деятеля –
Бога существует множество других деятелей – монад.
Монады, или «атомы природы», различны: они образуют
иерархию в соответствии с тем, насколько ясно и отчетливо
воспринимают мир. Самые совершенные – монады людей,
способные к самосознанию. Итак, монады – источники
сознания и саморазвития. Масса, пространство, время не
более чем «хорошо обоснованные феномены», порождаемые
монадами (пространство – порядок взаиморасположения
монад, время – порядок их сменяющихся состояний).
Возможно существование
непротиворечивых миров, но Бог сотворил наш мир, а значит,
считал Г.Лейбниц, лучшего мира он сотворить не мог,
несмотря на его недостатки. Мир, состоящий лишь из
благого, был бы однообразен, а это недостойно Бога; да и
люди, получая удовольствия, пресытились бы ими. Природа
разнообразна благодаря противодействию добра и зла и
поэтому прекрасна.
3. Философия эпохи Просвещения. Х
носит название эпохи Просвещения. Так назвали
68
философско-политическое движение, охватившее Европу и
являвшееся совокупностью различных теорий, основанных
на вере в возможности человеческого разума и науки в
познании и изменении мира. Вера в человеческий разум
привела к стремлению пересмотреть все традиционные
воззрения (в том числе политические и этические нормы) и
освободиться от недоказуемых, как от предрассудков. Целью
просветителей было не развитие теоретических систем, а
воспитание здравого смысла, его внедрение во все сферы
жизни, провозглашение суверенности личности и ее права на
самостоятельное суждение. Здравым смыслом считалось
умение человека самостоятельно рассуждать о событиях
повседневной жизни; он есть у каждого, но не у каждого есть
мужество принимать
Дух критики, проникнув в область политики, привел к
проектам радикального переустройства общества на
разумных, «естественных» началах, которые являются
принципами человеческой природы. Плодами этого были
«Декларация прав человека и гражданина» (Франция, 1789 г.)
и «Декларация независимости» (Соединенные Штаты
Америки, 1776 г.). Были провозглашены как священными и
неотчуждаемыми права человека на свободу и равенство.
Был поставлен вопрос о легитимности власти. Легитимной
считали власть, которая имеет моральное право отдавать
распоряжения, получив его от народа.
Главной темой просветителей было отрицание
существующих способов политического устройства и
общепринятой идеологии. Поскольку религия выступала как
защитница уходящих форм, против нее была направлена
критика. Большинство просветителей признавали Бога как
вечное начало, но религию отвергали как суеверие и
препятствие на пути прогресса. Пытались выработать
«естественную религию» – совокупность нравственных
принципов, не смешанных с церковной организацией.
Пропагандировались пантеизм (отождествлявший Бога и
природу) и деизм (отводивший Богу роль творца, который дал
миру законы и более не интересуется происходящим).
69
Наконец, появился атеизм, то есть отрицание
внеприродного.
Типичным представителем эпохи Просвещения был
Франсуа-Мари-Аруэ Вольтер – писатель, философ,
публицист. Он представлял историю как движение
человечества от бессознательного существования к
просвещенной цивилизации. Было отвергнуто
представление об истории как совокупности случайностей:
искали логику общественного развития. Появилась концепция
общественного прогресса: закономерность истории увидели
в росте знаний, прогрессе человеческого разума, в
безграничной способности
совершенствованию.
Немногие возражали против отождествления
умственного прогресса с улучшением жизни людей. Так, Жан-
Жак Руссо утверждал, что развитие науки и техники может
привести к регрессу человеческого рода. «Естественное»
состояние человечества он описывал как безоблачное
счастье: все люди были равны, ни один не зависел от
другого. Движущей силой истории Руссо считал развитие
человеческого ума. «Первым поворотом» он называл начало
построения жилищ, «вторым поворотом» – появление
частной собственности. Переход к земледелию и обработке
металлов привел к возникновению частной собственности.
Интересы людей стали
гражданские войны. На этой стадии истории и возникло
государство. Результат появившегося неравенства –
отчуждение: политическое (отчуждение власти от граждан),
экономическое (преобладание материальных интересов над
нравственными), психологическое (чувство страха и
одиночества). Современную ему цивилизацию Ж.-Ж.Руссо
оценивал резко критически: открытия науки приносят больше
вреда, чем пользы, искусство плодит заблуждения… Ж-
Ж.Руссо сформулировал наиболее популярное изложение
социальной теории просветителей. По его мнению,
источником власти в государстве должен быть народ:
суверенитет народа неотделим и неотчуждаем. Сам
общественный договор – это согласие всех людей соблюдать
70
некие правила. Для реализации народного суверенитета
необходимо непосредственное участие каждого гражданина в
управлении, иначе вместо свободы восторжествует рабство.
Впрочем, в современных ему государствах общественный
договор нарушен – богачи захватили все преимущества.
Поиск нового, разумного устройства общества взамен
существующих вел к утопическом
Симон, Шарль Фурье): проповеди скорейшего изменения
общественного строя. Если история человечества – прогресс,
движение от низших форм к высшим, значит, наилучшая
форма общества еще не найдена, «золотой век впереди».
Целью развития общества провозглашали коммунизм –
возвращение к утраченному естественному состоянию, при
котором все будет общим, или социализм, при котором будет
воплощен принцип: «Каждому по его способности, каждой
способности по делу».
Окончательно оформился как философское течение
материализм в трудах Жака Ламетри, Поль-Анри Гольбаха,
Клода Гельвеция. Но, поскольку в ХVIII веке лишь механика
твердых тел была разработана, ее законы распространили на
другие области биологии. Появился механицизм: любое
движение истолковывалось как механическое. Материалисты
утверждали, что весь мир состоит из материи – вечно
движущейся, бесконечной в пространстве и вечной во
времени, постоянно движущейся и развивающейся благодаря
внутренним причинам. Свойства материи – плотность,
протяженность, непроницаемость, самодвижение, ощущение
и мышление. Мир – бесконечная совокупность материальных
тел, взаимодействующих по естественным законам природы.
Материя, постепенно развиваясь, порождает множество
живых существ. Растительный, животный мир и человек –
ступени единой лестницы эволюции.
Материалистами человек
существо, все свойства и потребности которого телесны. В
своей книге «Человек-машина» Ж.
деятельность души к перемещениям «животных атомов» по
нервам; человеческий организм для него – машина, которая
отличается от животных лишь большим количеством
71
потребностей. Различия между людьми вызваны
особенностями их воспитания.
Появилось и такое направление философской мысли,
как субъективный идеализм (Джордж Беркли, Дэвид Юм),
исходившее из того, что все, доступное познанию –
ощущения, а идеи возникают их комбинированием. Если
содержание человеческого
восприятиями, наша уверенность в бытии вещей сводится к
совокупности ощущений. Но для появления ощущений не
обязательно существование внешних предметов (пример –
сновидения). Субъективный идеализм показывает, что
эмпиризм сам себя опровергает, отказываясь от иных
источников знания, кроме чувственных.
Джордж Беркли соглашался с тем, что вне нашего
сознания существуют некоторые объекты, но заявлял: «Я не
в состоянии помыслить ощущаемые вещи независимо от их
ощущения и восприятия»35. Привычка воспринимать
некоторые ощущения вместе воплощается в понятие вещи
как источника ощущений; на самом деле, мы знаем только
устойчивый комплекс ощущений. Понятие материи
бессмысленно. Допущение, что мы можем отвлечься от
частных свойств объекта и образовать идею общей для них
материи, неверно: наше восприятие вещи разлагается без
остатка на сумму чувственных восприятий. Поскольку мы не
имеем органа чувств для восприятия материи как таковой,
наука в этом понятии не нуждается.
Для Дэвида Юма чувственный опыт – это поток
впечатлений, причины которых непостижимы: «Ум никогда не
имеет перед собой никаких вещей, кроме восприятий, и
никоим образом не в состоянии произвести какой бы то ни
было опыт относительно соотношения между восприятием и
объектами»36. Он считал проблему соотношения бытия и
духа теоретически неразрешимой и заменил ее проблемой
зависимости чувственных образов от внешних впечатлений.
Понятие души как субстанции также отвергалось: личность
есть всего лишь «пучок восприятий». Д.Юм считал
35 Беркли Дж. Сочинения. – М., 1978. – С.173.
36 Юм Д. Сочинения: В 2 т. – М., 1965. – Т.1. – С.156.
72
недоказуемым существование причинно-следственной связи:
следствие не содержится в причине и не похоже на нее,
причинность бесспорна для психики, как восприятие
привычной последовательности событий, создающая
иллюзию, что так должно быть. Убеждение в существовании
закономерного порядка изменения вещей основано на вере:
«Разум никогда не сможет убедить нас в том, что
существование одного объекта всегда заключает в себе
существование другого… Побуждает нас к этому не разум, а
привычка»37.
Поставленные философией Нового времени вопросы