Формирование классической философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 21:40, лекция

Краткое описание

Формирование классической философии. После
того, как Николай Коперник обосновал главный принцип
современной науки (видимое – не действительность, а
отражение действительности, скрытой за явлениями),
произошел коренной перелом в отношении людей к науке и
ее целям. Целью жизни человека было провозглашено не
приспособление к миру, а его изменение, и орудием стал
разум. Один из основателей современного естествознания
Галилео Галилей провозгласил целью науки математическое
описание закономерностей природы: он считал, что книга
природы «написана на языке математики». Наука должна
дать описание действительности, изучая те свойства тел,
которые поддаются измерению.

Вложенные файлы: 1 файл

Лекция 5.docx

— 42.61 Кб (Скачать файл)

Лекция 5. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

1. Формирование классической философии. После

того, как Николай Коперник обосновал главный принцип

современной науки (видимое – не действительность, а

отражение действительности, скрытой  за явлениями),

произошел коренной перелом в отношении  людей к науке и

ее целям. Целью жизни человека было провозглашено не

приспособление к миру, а его  изменение, и орудием стал

разум. Один из основателей современного естествознания

Галилео Галилей провозгласил целью науки математическое

описание закономерностей природы: он считал, что книга

природы «написана на языке математики». Наука должна

дать описание действительности, изучая те свойства тел,

которые поддаются измерению. Исходный пункт познания –

чувственный опыт, но реальное знание достигается

сочетанием планомерного экспериментирования  с

математическим описанием и  логическими

доказательствами.

Одним из важнейших направлений  философии Нового

времени стал поиск и обоснование методологии научного

исследования. Среди первых философов, давших

обоснование нового взгляда на предназначение науки, был

Френсис Бэкон. По его мнению, цель науки – открытия, цель

открытий – увеличение власти человека над природой.

Господствовать над природой можно, лишь подчиняясь ее

законам; значит, нужно эти законы узнать. Современная ему

наука не могла достичь этой цели, значит, нужно ее

60

изменить: выявить препятствия  на пути познания и указать на

правильный метод мышления как  на кратчайший путь к

новым открытиям. Ф.Бэкон считал: для того, чтобы наука

смогла усиливать власть человека над природой,

необходимо очистить ее от заблуждений  и разработать

методологию экспериментального естествознания. Он

обвинил философов прошлого в бесплодии, в создании

«философии слов». Нужно изучать  мир, а не книги древних.

Призвание философии Ф.Бэкон видел в том, чтобы

«произвести восстановление наук и  искусств и всего

человеческого знания, утвердив его  на должном

основании»28. Старое знание «в практической части

бесплодно, полно нерешенных вопросов, в своем росте

медлительно и вяло; тщится показать совершенство в целом,

но дурно заполнено в своих  частях; по содержанию угождает

толпе и сомнительно для самих  авторов, а потому ищет

защиты и показной силы во всяких ухищрениях»29. Нужно

отвлечься от туманных общих понятий  и изучать конкретные

явления, и лишь потом подниматься  по ступеням обобщения.

Главное препятствие на пути познания – засорение

сознания людей ложными представлениями, идолами.

Различаются причины ошибок: идолы рода – ложные

представления о мире, присущие всем людям из-за

ограниченности их ума и органов  чувств; идолы пещеры

связаны с субъективностью восприятия (внутренний мир

человека, его привычки и склонности – «пещера» –

накладывает отпечаток на его суждения и порождает

предубеждения); идолы площади порождены неправильным

употреблением слов – люди часто  вкладывают в одни слова

разный смысл; идолы театра – чужие представления и

философские системы, некритически заимствованные через

традицию и слепую веру. Идолы  рода и пещеры –

врожденные, преодолеть их невозможно, разве что

уменьшить их влияние. Идолы рынка  и театра можно

преодолеть, преобразуя сознание.

28 Бэкон Ф. Сочинения: В 2 т. – М., 1971. – Т.1. – С.60.

29 Бэкон Ф. Новый Органон. – Л., 1935. – С.79.

61

Познание – отображение внешнего мира в сознании

человека, оно начинается с чувственного восприятия мира,

которое нуждается в экспериментальной проверке. Опыты

делятся на плодоносные (приносящие практические

результаты) и светоносные (теоретические исследования

для дальнейшего развития науки). Для  наибольшей

эффективности опыты должны ставиться  по определенной

методике. Научный метод – величайшая из сил, так как

правильно ориентирует деятельность человека, поднимая его

эффективность, показывает кратчайший путь к новым

открытиям. Таким методом для  Ф.Бэкона была индукция

(восхождение от частного к  общему, от констатации фактов  к

выведению связывающих их закономерностей).

Ф.Бэкон стал родоначальником эмпиризма –

философского направления, провозглашавшего источником

познания чувственный опыт, а  в разуме видевший средство

его обработки.

В противовес Ф.Бэкону, предложившему индуктивный

метод познания, Рене Декарт предложил дедуктивный. Он

выдвинул идею всеобщей математизации науки, считая, что

математика – наука не просто о числах, а о порядке,

царящем в природе. Только она может привести к

достоверным выводам. Р.Декарт сравнивал науку с деревом,

корни которого – философия, ствол  – математика, а ветви –

отдельные науки. Научный метод  Р.Декарта стал

осмыслением и обобщением приемов  математического

метода познания. До этого наука  была собранием случайно

найденных истин, теперь она должна стать единой системой.

Нужно превратить познание в организованную деятельность,

освободив его от субъективности и  случайности; наука

сможет не надеяться на открытия, а планомерно

развиваться. Исходный пункт исследования – сомнение.

Чтобы расчистить путь знанию, нужно  избавиться от

предрассудков. Сомнение должно снести здание

традиционной культуры и перестроить  его по-своему. Ставя

под сомнение все, к чему имеют отношение  чувства, все, что

считается истинным, нужно дойти  до первоистины, настолько

очевидной, что в ней нельзя усомниться: «Отбросив, таким

62

образом, все то, в чем так или иначе можем сомневаться…

мы легко допустим, что нет  ни Бога, ни неба, ни земли… но

мы все-таки не можем предположить, что мы не существуем.

Невзирая на самые крайние предположения, мы не можем не

верить, что заключение: я мыслю, следовательно, я

существую, истинно, и что оно поэтому есть первое и

важнейшее из всех заключений»30.

Р.Декарт различает в процессе познания субъект (того,

кто познает) и объект (то, что познается). Но какова же связь

между ними? Именно Бог дает нашему мышлению адекватно

отражать мир. В основе познания должны лежать

врожденные идеи – твердые и отчетливые представления, не

вызывающие никаких сомнений и содержащиеся в уме

каждого человека. Они перешагивают пределы опыта и

предопределяют результаты познания. К ним относятся

наиболее общие логические, математические и этические

понятия. Из них разум может вывести  следствия на основе

метода дедукции – перехода от общих принципов к

рассмотрению частных случаев. Заблуждения человека

происходят не от несовершенств  его разума, а от

злоупотребления свободой воли, отклоняющейся  от

очевидности.

Первоначало по Р.Декарту – субстанция: то, что для

своего существования не нуждается  ни в чем, кроме самой

себя. Единственной субстанцией можно  назвать Бога как

сущность, которая в себе самой  заключает смысл и источник

своего существования. Но существуют две вторичные

субстанции, которые сотворены  Богом и поддерживаются его

могуществом, – мыслящая и телесная. Все остальные вещи

и свойства, которые нуждаются в  содействии не только Бога,

но и его творений, – атрибуты. Главный атрибут мыслящей

субстанции – неделимость, телесной – протяженность.

Остальные качества (цвет, запах, температура) – вторичные,

обязанные своим появлением воздействию первичных

качеств на человеческое тело.

Р.Декарт стал родоначальником рационализма –

философского направления, считающего, что в основе

30 Декарт Р. Избранные произведения. – М., 1950. – С.428.

63

познания лежит разум (идеи, выходящие  за пределы опыта),

а опыт служит лишь подтверждением открытий, сделанных

логическим путем.

Философия ХVII-ХVIII веков, названная классической,

выросла на основе этих исследований и имела следующие

черты:

1. Уверенность в способности  человеческого разума

познать все существующее и найти  решение всех задач.

2. Понимание человека как существа  активного и

свободного, «царя природы», главное  отличие которого –

разум.

3. Цель жизни человека не приспособление  к миру, а его

изменение, для чего следует узнать законы мироздания. Оно

упорядочено и постоянно, правящие им законы познаваемы.

4. Стремление проверить все принципы  и найти им

рациональное обоснование; попытки  построить философию,

сравнимую по точности и обоснованности с наукой, цель

которой – поиск и обоснование методов научного

исследования.

5. Провозглашение как основных  ценностей

общественной жизни свободы  личности и соблюдения прав

человека.

6. Вера в общественный прогресс, то есть непрерывное

усовершенствование всех сторон человеческой жизни.

7. Вера в возможность перестройки  общества по

законам, полученным разумом: конструирование  идеального

общества.

2. Философия ХVII века. Содержанием дискуссий этого

периода была полемика между эмпиризмом и

рационализмом.

Томас Гоббс считал, что нужны лишь два понятия:

материального тела и движения. Природа  – совокупность

тел, различающихся величиной и  положением. Движение –

механическое перемещение, к которому можно свести все

изменения и процессы. Т.Гоббс представлял эмпиризм в его

крайней форме сенсуализма, сводя опыт человека к данным

органов чувств.

64

Для Т.Гоббса человек – часть природы и подчиняется ее

законам. Как телесное существо, он стремится получать

удовольствия и избегать страданий; самый важный из

инстинктов – инстинкт самосохранения, а значит, природа

человека эгоистична. Естественный закон этики – стремление

человека к самосохранению и  удовлетворению потребностей.

Благо – то, что человек желает, зло – то, от чего он

отвращается. Другие этические понятия  относительны и

зависят от того, что именно считается  способствующим

благу. Т.Гоббс стал одним из авторов теории «разумного

эгоизма»: просвещенный человек понимает, что, если он

будет думать только о себе, то неизбежно  столкновение с

другими людьми – ведь все желают одних и тех же благ;

люди приходят к выводу, что разумнее учитывать интересы

других – не из любви к ним, а из «разумного эгоизма».

Т.Гоббс уделил внимание разработке философии

государства и права. Человек от природы, по его мнению,

заботится лишь о себе, поэтому  в случае «естественного»

состояния шла бы непрерывная «война всех против всех».

Стремление человека к совместной жизни потребовало

определенных жертв – так  возникло государство,

«механическое чудовище», «Левиафан», во имя которого

люди отказались от своих прав на неограниченную свободу и

абсолютное равенство. Цель государственной  власти – мир и

взаимопомощь, но существующие государства  отклонились

от этого идеала: произошло отделение  государства от

гражданского общества. Т.Гоббс сформулировал принцип

социального равенства: хотя физически люди не равны,

перед законом равенство всех людей  обязательно.

Джон Локк также разрабатывал эмпирическую теорию

познания, но принимал и внешний  опыт (воздействие

предметов внешнего мира на наши органы чувств), и

внутренний опыт (рефлексия – наблюдение ума за

собственной деятельностью). Он отвергал существование

врожденных идей: тогда человек  был бы зависимым,

пассивным существом: принцип Д.Локка – «Нет ничего в уме,

чего не было бы в ощущениях». Разум  не дан человеку с

рождения – он формируется благодаря  собственным усилиям

65

в процессе жизни человка: ум ребенка – «чистая доска», на

которой опыт пишет все содержание, или «пустая комната»,

которая в течение жизни заполняется опытом. Существуют

границы, за которые разум выйти  не может из-за своего

характера. Наша задача не пытаться «знать все», погрязая в

спорах и сомнениях, а узнавать то, что нужно для

регулировки нашего поведения; лучше  примириться с нашим

неведением в одних областях и планомерно заниматься

другими.

Джон Локк очертил контуры правового государства,

обосновав принцип разделения властей. Он постулировал

существование двух состояний человека – естественного и

гражданского. От природы, в «естественном состоянии»

люди равны и свободны: «Естественная  свобода человека

заключается в том, что он свободен от какой бы то ни было

власти на земле… и не подчиняется  воле другого человека,

но руководствуется только законом  природы»31. Но эти

свободы были ничем не гарантированы. Поэтому люди

отказались от равенства и создали  государство. Согласно

теории общественного  договора, люди добровольно

перешли в «гражданское состояние»: «Поскольку люди

являются по природе свободными, равными и независимыми,

то никто не может быть подчинен политической власти

другого без своего собственного согласия. Единственный

путь, посредством которого кто-либо отказывается от своей

естественной свободы и надевает на себя узы гражданского

общества – это соглашение с  другими людьми об

объединении в сообщество, для того, чтобы… жить, находясь

в большей безопасности, чем кто-либо не являющийся

членом общества»32.

В государстве человеку гарантированы  основные права:

Информация о работе Формирование классической философии