Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 16:36, реферат
Идея прогресса занимала значительное место на протяжении практически всей истории философской мысли, а также социальной. Вопрос о прогрессе включает в себя не только философскую составляющую, но и жизненные аспекты. Это вопрос о судьбах человека, человечества и всего мира в целом.
Общество никогда «не стоит на месте», не находится в состоянии покоя. Здесь представляется возможным его сравнение с неким живым организмом, который непрерывно развивается и изменяется. Все элементы общества постоянно преобразуются и перемещаются. Отсюда и возникает трудность: общество необходимо изучать в процессе, учитывая все его изменения. Процессы, имеющие направленный и необратимый характер, представляют собой
Введение…………………………………………………………………………………………...
3
Раздел 1. Идея прогресса в истории социальной мысли………………………………………
4
Раздел 2. Н.К. Михайловский о социальном прогрессе……………………………………….
11
Заключение………………………………………………………………………………………..
18
Список литературы……………………………………………………………………………….
20
Содержание
Роль
движущей силы истории у просветителей
играл разум. По мере того, как он
развивается и внедряется в человеческую
жизнь, он меняет ее к лучшему. Разум
помогает в борьбе с невежеством,
суевериями и предрассудками. Под
развитием разума просветители понимали
совершенствование
Рассмотрим взгляды двух выдающихся мыслителей XVIII века - Вольтера и Руссо. Оба философа отрицали существование общественного прогресса. Жан Жак Руссо хотя и размышлял о прогрессе, но считал, что он не может охватывать все общество в целом. Если люди выигрывают в одном отношении, то непременно теряют в каком-то другом. Вольтер также не признавал общественного прогресса, утверждая, что мир будет всегда таким, как теперь. Подобно Вольтеру, многие другие мыслители скептически относились к идее прогресса История социологии (XIX- первая половина XX века) / под общ. ред. В.И. Добренькова. М., 2004. Кн.1.С.40-41. .
В середине XVIII века среди просветителей начинает преобладать другая тенденция - рационалистическая теория прогресса Пустарнаков В.Ф. Философия Просвещения в России и во Франции: опыт сравнительного анализа. М., 2001.. Согласно данной теории, несмотря на различные препятствия, драматические события и «отступления», человечество, общества и социальные институты неуклонно развиваются поступательно, движутся по восходящей линии, совершенствуются. В основе такого прогресса лежат успехи человеческого разума, которые можно увидеть в развитии науки, техники, искусстве. По мнению мыслителей, именно разумная природа человека толкает его к тому, чтобы совершенствоваться самому и вместе с тем окружающую его среду, в том числе и социальную. Рационалистическая теория прогресса была одновременно теорией социального и человеческого характера, носила антропологический характер.
Родоначальником рационалистической теории прогресса принято считать Тюрго Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. М., 2001. С. 102.. Он первым сформулировал и обосновал данную теорию. Он утверждал, что отличие мира животных от человеческого общества состоит в том, что в первом господствуют неизменные законы, а мир людей - это мир изменчивости и новизны. Все эпохи связаны между собой, знание языка и письменности дает возможность людям передавать накопленный опыт от поколения к поколению. Человеческий род, по мнению Тюрго, рассматриваемый с философской точки зрения, с момента своего возникновения выступает как бесконечное целое. Оно, подобно индивиду, сначала пребывает на стадии младенчества, а затем прогрессивно развивается. Тюрго различал три стадии в культурном прогрессе человечества: религиозную, спекулятивную, научную. Тем самым он предвосхитил периодизацию, предложенную в последствие Сен-Симоном.
Философов
и математик Кондорсе также разрабатывал
теорию рационалистического прогресса
Воронцов А.В., Громов А.И. История социологии
XIX-XX вв. М., 2005. Ч. 2. С. 46.. Он, по мнению ученых,
предложил наиболее развернутую
и законченную форму данной теории.
Кондорсе говорил о безграничных
возможностях человеческого разума
и способностей человека к совершенству.
Он также отмечал, что природа
не устанавливает никаких границ
для возможностей человека. Единственное,
что в силах остановить совершенствование
человеческих возможностей - прекращение
существования нашей планеты. Вся
его теория проникнута оптимистическим
мировоззрением и верой в бесконечность
и необратимость прогресса
Сен-Симон
тоже занимался теорией
Заметим, что рационалистическая теория прогресса содержала ряд недочетов, которые впоследствии были осмысленны в истории социологии Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. М., 2001. С. 105.. В понятии прогресса присутствует оценочный характер, поэтому мыслители стремились дать в своих определениях чисто описательную трактовку. Но явно или не явно оценочный элемент в понятии прогресса все-таки присутствовал. Теория общественного прогресса, которая, по сути, стимулировала возникновение социологии, неоднократно подвергалась критике со стороны мыслителей-социологов. Однако не следует отрицать, что рационалистическая идея была важным и необходимым этапом в становлении социологии.
Невозможно
оставить без внимания идеи родоначальника
социологии - Огюста Конта. В учение
о социальной динамике он теоретически
обосновал идею общественного развития,
в основу которой заложил понятие
человеческой природы. Конт говорил
о том, что в природе человека
изначально заложено социальное чувство,
благодаря которому и становится
возможным существование
Все
идеи, описанные выше, возникли и
существовали до появления в русской
социологии мыслителя Николая
В 90-х годах XIX века одним из важных течений общественной мысли в России становится марксизм. Михайловский не признает его и начинает ожесточенную идейную борьбу с первыми русскими марксистами. Он занимает позиции либерализма и доказывает невозможность капитализма в русских условиях, активно продвигает идеи о «самостоятельности русской общины и об особых путях к социализму» Кукушкина Е.И. Развитие социологии в России (с момента зарождения до конца XX века). М.: «Высшая школа», 2004. С. 424.. Он был известным общественным деятелем и оказывал серьезное влияние на революционное движение в России.
В 80-е годы идеи Михайловского начинают оказывать большее влияние на умы молодого поколения. Свои труды, социологические и критические статьи он публикует в журнале «Отечественные записки»: «Что такое прогресс?», «Герои и толпа», «Теория Дарвина общественная наука» Кареев Н. И. Памяти Н. К. Михайловского как социолога // Русское богатство. 1904. № 3. С. 45.. Авторитет Михайловского среди молодой интеллигенции был огромным. Его труды неоднократно переиздавались при жизни. Сборник его сочинений включает в себя десять томов в последнем варианте.
Михайловский
вслед за Лавровым обосновывал значимость
субъективного метода в социологии.
Первая большая работа Михайловского
(«Что такое прогресс?») была посвящена,
как это видно из названия, проблеме
прогресса, речь о ней пойдет далее.
В целом ряде работ он подвергает
критике социологическую теорию
Спенсера, которая отождествляла
общество и организм. Проблема личности
в обществе составляла важный предмет
социологических размышлений
Раздел 2. Н.К. Михайловский о социальном прогрессе
Многие исследователи при изучении творчества Михайловского отмечают тот факт, что выявить хронологическую структуру его социологических воззрений достаточно тяжело. Как правило, он не использовал индукцию, не выводил свои теории путем последовательного написания ряда работ, а давал готовый результат. Так, в 1869 году в журнале «Отечественные записки» Михайловский публикует статью под названием «Что такое прогресс?». Это была одна из первых его социологических статей и в ней он излагает свою знаменитую «формулу прогресса». Исходя из логики развития позитивистского направления в те годы, данный труд должен был стать заключительным аккордом доктрины. В дальнейшем Михайловский давал разные уточнения своей «формуле», редактировал и переписывал ее. Мысли Михайловского как бы рассеяны по сотням его статей и рецензий. В тоже время он говорил, что может подписаться пол любой статьей, написанной им в юношестве или позднее. Он делал попытки свести все в стройное целое, но замысел не был реализован. Заметим, что базовые положения «формулы прогресса» оставались неизменными на протяжении четверти века. Неудобства, возникающие при изучении творчества Михайловского, компенсируются ясностью изложения его работ. Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии XIX-XX вв. М., 1995. С. 78-84.
Как и многие социологи XIX века Михайловский был эволюционистом и пытался найти ответы на вопросы: что есть прогресс, каковы его критерии, каково общее направление движения прогресса. В разное время он дал несколько определений прогрессу, не заботясь о соотнесение их друг с другом Култыгин В.П. История российской социологии. М., 1994. С. 92.
. Стоит
отметить, что, не смотря на
разбросанность формулировок, всех
их объединяет то, что Михайловский
рассматривал прогресс через
«призму судеб личности». Он
рассматривает влияние
Многие исследователи полагают, что «формула прогресса» стала результатом критического осмысления работ Чарльза Дарвина и Греберта Спенсера. Рассмотрим критические замечания Михайловского по отношению к теории борьбы за существование Ч.Дарвина Медушевский А.Н. История русской социологии. М., 1993. С. 114..
По
Дарвину, естественный отбор и борьба
за существование неизбежно
Вернемся к критическим замечаниям Михайловского. Он критикует проведение аналогий между животным миром и сообществом людей, а также выступает против совершенствования общества путем приспособления каждого отдельного его члена к окружающей его среде. Ведь это ведет к расслоению, так, сильные и наиболее приспособленные особи считаются достойным и совершенными, а наименее приспособленные - слабыми. Такое общество становится безнравственным, в нем нет места для развития личности. Согласно теории Дарвина любое живое существо стремиться выжить за счет других, менее приспособленных и более слабых. Михайловский занял позицию сильного критика по отношению к крайностям биологического подхода в социологии, теорий социал-дарвинизма. Кукушкина Е.И. Развитие социологии в России (с момента зарождения до конца XX века). М., 2004. С. 75-78. В противоположность работе Ч. Дарвина он называет свой труд «Теория борьбы за индивидуальность». Тем самым Михайловский подчеркивает значимость борьбы за каждую отдельно взятую личность, за ее право на самоопределение и развитие. В центре его концепции находится критерий блага отдельной личности.
Рассмотрим,
что же вкладывал Михайловский в
понятие «индивидуальность». Стоит
отметить, что данное понятие в
его концепции определенно
Он
также доказал, что социальный идеал
не может рассматриваться в