Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 15:28, реферат
В системе чрезвычайно разнообразных знаний об окружающем нас мире важное место занимает философия. Зародившись в глубокой древности, она прошла многовековой путь развития, на протяжении которого возникали и существовали самые различные философские школы и течения.
Введение…………………………………………………………………………………….……3
1. Мировоззренческая функция…………………………………………………………………4
2. Гносеологическая функция…………………………………………………………………...7
3. Методологическая функция…………………………………………………………………..7
4. Информационно-коммуникативная функция……………………………………………….8
Ценностно-ориентирующая функция……………………………………………………….8
6. Критическая функция…………………………………………………………………………8
7. Интегрирующая функция……………………………………………………………………..9
8. Идеологическая функция……………………………………………………………………..9
9. Воспитательная функция……………………………………………………………………10
10. Прогностическая функция…………………………………………………………………10
11. Проектировочная функция………………………………………………………………...10
Заключение…………………………………………………………………………………..….13
Список литературы………………………
Министерство сельского хозяйства РФ
ФГБОУ ВПО
«Пензенская Государственная Сельскохозяйственная
Академия»
Реферат на тему:
«Функиции
философии»
Пенза, 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Мировоззренческая
функция……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение.
В системе
чрезвычайно разнообразных
Слово
“философия” – греческого происхождения
и буквально означает “любовь
к мудрости”. Философия представляет
собой систему взглядов на окружающую
нас действительность, систему наиболее
общих понятий о мире и месте
в нем человека. С момента своего
возникновения она стремилась выяснить,
что представляет собой мир как
единое целое, понять природу самого
человека, определить, какое место
занимает он в обществе, может ли
его разум проникнуть в тайны
мироздания, познать и обратить на
благо людей могущественные силы
природы. Философия таким образом,
ставит самые общие и вместе с
тем очень важные, коренные вопросы,
определяющие подход человека к самым
разнообразным областям жизни и
знания. На все эти вопросы философы
давали самые различные, и даже взаимоисключающие
ответы. Философия существует около
трех тысячелетий, и все это время
в ней идет борьба противоположных
взглядов, которая не прекращается
и сейчас.
Философия как особый вид духовной деятельности и система знаний связана с общественно-исторической практикой людей, будучи ориентированной на решение определенных социальных задач, стремится дать целостное представление о мире, о материальных и идеальных процессах, об их взаимодействии, о познании и преобразовании действительности в ходе практической деятельности.
Выполнение философией своего назначения предполагает реализацию ею целого ряда взаимосвязанных функций, через которые реализуется ее назначение.
Наиболее существенными из них выступают:
1. Мировоззренческая функция
Мировоззренческая функция философии считается одной из важнейших. В ней проявляется способность философии выступать основой мировоззрения, которое представляет собой целостную устойчивую систему взглядов о мире и закономерностях его существования, о явлениях и процессах природы и общества, имеющих значение для поддержания жизни общества и человека. Мировоззрение личности выступает в виде совокупности чувств, знаний и убеждений. Особую роль в мировоззрении человека играют представления о принципах, которые определяют его отношения к миру, обществу и самому себе.
Мировоззрение по своей форме может быть:
Это зависит от того, на каком основании оно базируется — на мифологических, религиозных или философских представлениях. Основу мифологического мировоззрения составляют мифы, т. е. фантастические повествования о мироустройстве и о месте человека в системе мироздания. Такое мировоззрение исходит из художественно-эмоционального переживания мира или из общественных иллюзий. Религиозное мировоззрение является следующим этапом развития взглядов людей на мир, в отличие от мифа, религия не смешивает земное и сакральное. Обладатели такого мировоззрения полагают, что творческая всемогущая сила — Бог находится над природой и вне природы. В центре любого религиозного мировоззрения находятся представления о высших ценностях и путях их обретения. Оно базируется на не терпящей сомнения вере и ставит воззрения человека в зависимость от религиозных догматов. В отличие от него, философское мировоззрение в состоянии основываться на результатах познавательной и практической деятельности людей. Важную роль в системе современного философского мировоззрения играют данные науки, синтезируемые в представлениях о научной картине мира.
Нередко
в современных условиях в мировоззрении
отдельных людей одновременно сочетаются
мифологические, религиозные и научные
представления. Эти представления
придают мировоззрениям конкретных
людей специфику.
Мироощущение мировосприятие и миропонимание
В
различающихся по форме и по характеру
мировоззрениях интеллектуальный и
эмоционально-психологический
Мироощущение составляет эмоционально-психологическую сторону мировоззрения. В нем находят выражение ощущения, восприятия, переживания людей.
В мировосприятии, основывающемся на наглядных представлениях, мир предстает в его реальности, образы которой опосредованы сочетанием эмоционально-психологического и познавательного опыта людей.
Миропонимание складывается на основе мироощущения и мировосприятия. На характер миропонимания по мере развития науки все большее влияние оказывают добытые ею знания. Значение миропонимания заключается в том, что оно является основой формирования потребностей и интересов человека, его представлений о нормах и ценностях, а значит и мотивов деятельности. Развитие и совершенствование мироощущения, мировосприятия и миропонимания приводит к повышению качества содержания мировоззрения и росту силы воздействия его на живую жизнь.
Как система взглядов мировоззрение людей формируется на основе самых разных знаний, но завершающий вид ему придает философия, которая, как отмечалось ранее, обобщает содержащиеся в нем установки и вырабатывает предельно общие принципы как познания, понимания, так и преобразования мира. В качестве фундамента мировоззрения выступают сведения о нормативных образованиях, опосредующих его направленность и придающих ему действенность. Философия является средством формирования и обоснования содержания наиболее общих, основополагающих и потому существенных нормативных образований мировоззрения, опосредующих всю систему жизнеобеспечения людей. В этом смысле ее оправданно рассматривать как основу мировоззрения, которую использует человек в своих взаимодействиях с миром и наделять ее мировоззренческой функцией.
С названной функцией связана гносеологическая или теоретико-познавательная. Сущность этой функции заключается в способности философии осуществлять теоретическое исследование познавательной деятельности человека с целью выявления механизмов, приемов и методов познания. Иными словами, теория познания, вырабатывая принципы и нормы познания, снабжает человека средствами, с помощью которых люди получают возможность постигать мир, т. е. получать о нем истинные знания и тем самым иметь правильное, отвечающее требованиям современности мировоззрение, на базе которого возможна эффективная практика.
Философия, будучи средством выработки принципов человеческого отношения к миру и хранителем знаний об этих принципах, в состоянии выступать в качестве методологии, т. е. в роли учения о методах познания и преобразования действительности. Это означает, что философия обладает методологической функцией. Термин “методология” используется в научной литературе в двух смыслах: во-первых, словом “методология” обозначается учение о нормах, правилах человеческой деятельности; во-вторых, под методологией понимается совокупность определенных норм, опосредующих познавательные и практические действия с целью их оптимизации. Можно утверждать, что методология как совокупность принципов и норм деятельности выступает как проявление мировоззрения в действии. Выполнение философией методологической функции зависит от качества выработанных в ее рамках общих принципов познавательной и практической деятельности людей, а также от глубины усвоения знаний этих принципов применяющими их людьми.
Характер
усвоения философских знаний зависит
от способности философии как
системы знаний передаваться от одних
людей к другим и информировать
последних о ее содержании. В этом
проявляется информационно-
Философия
как совокупность знаний о наиболее
общих принципах отношения
С таким направлением реализации одного из назначений философии связано проявление другого ее назначения, выражающегося в выполнении критической функции. В рамках философии осуществляется оценка происходящего в мире на основе содержащихся в философии общих представлений о норме и патологии явлений и процессов действительности, окружающей человека. Критическое отношение философии к негативно оцениваемому в духовной и материальной жизни содействует выработке мер, направленных на преодоление того, что не устраивает человека, представляется ему патологическим и потому достойным преобразования. Критическая функция философии может проявляться не только в отношениях людей к миру, но и реализовываться в ходе самооценки специалистами ее собственного содержания. Таким образом, критическая функция философии в состоянии реализоваться как в плане стимуляции развития знаний о мире и обновления мира в целом, так и в плане совершенствования содержания самой философии.