Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 20:26, курсовая работа
Цель работы: выяснить, какие стереотипы имеет массовый человек в работах Х. Ортега-и-Гассета и что представляет собой элита и масса в современном мире.
Степень изученности проблемы. Теоретическое осмысление феномена «масса» началось еще в античности (Платон, Гераклит). При этом до середины XIX века практически все работы имели оценочно- описательный, поверхностный характер. Масса воспринималась в упрощенном смысле, как большинство населения (количественное проявление). Лишь когда в XIX веке массовые явления и процессы возросли, исследователи начали более подробно рассматривать не только эти процессы, но и обратили внимание на их факторы и источники (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин).
Введение
Глава 1. Массовый человек в работах Х. Ортега- и- Гассета.
Социально- психологический портрет.
1.2 Культурные стереотипы массового человека.
Глава 2. Элита и масса в современном мире.
2.1 Функции и особенности современной элиты.
2.2 Специфические особенности современного массового человека.
Заключение
Список литературы
Глава 2. Элита и масса в современном Мире.
2.1 Функции и особенности современной элиты.
Элита в тексте Ортега-и-Гассета
рассматривается как
Раскрывая свое понимание элиты, автор говорит об элите как об «избранном меньшинстве», высшем классе. Меньшинство он при этом понимает как совокупность лиц, выделенных особыми качествами, массу — как не выделенных ничем («средний человек», человек в той мере, в какой он не отличается от остальных и повторяет общий тип).
Ортега-и-Гассет упоминает черты, отличающие «избранных» от массы:
Косвенно Ортега-и-Гассет отвечает на вопрос, какова роль элиты в обществе. Он утверждает, что элиты владеют общественными идеями и культурой. Они рефлектируют и удерживают основы, на которых держится цивилизованный мир, а для массового человека этих основ попросту не существует. Элиты созидают, а массы не могут созидать (как раз в силу того, что они плывут по течению). К элите принадлежат люди, которые ищут и находят «высшее начало». Тех, кто это делает сам, Ортега-и-Гассет причисляет к элите, тех, кто получает из чужих рук — к массе.
Из-за неспособности массы удерживать общую ситуацию, культурные основы общества и возникает ее неспособность осуществлять власть. Поэтому Ортега-и-Гассет говорит, что власть должна оставаться в руках элиты — «в руках людей, мыслящих «на высоте своего времени», людей, которые слышат подземный гул истории, видят реальную жизнь в ее полный рост и отвергают саму возможность архаизма и одичания».
Поэтому в хорошо организованном обществе масса не действует сама по себе: «Она существует для того, чтобы ее вели, наставляли и представительствовали за нее, пока она не перестанет быть массой или, по крайней мере, не начнет к этому стремиться. Но сама по себе она осуществлять это не способна. Ей необходимо следовать чему-то высшему, исходящему от избранных меньшинств. Можно сколько угодно спорить, кем должны быть эти избранные, но то, что без них, кем бы они ни были, человечество утратит основу своего существования, сомнению не подлежит»12.
Таким образом, в понимании Хосе Ортега-и-Гассета элита не является правящим меньшинством или аристократией крови, это аристократия духа, ее представителей можно найти в любом социальном слое общества. Элита - это наиболее одаренная в эстетическом и этическом смыслах часть общества, способная к руководству этим обществом.
Отличительным признаком
современной элиты является чрезвычайно
высокая подвижность в
Одновременно с этим
именно элита генерирует новые
идеи и решения, создает новые
рынки. Именно элита меняет
облик мира, тогда как массы
лишь принимают или не
Любопытно, что разделение
социума на элиту и массы
происходит как в рамках одной
страны, так и в рамках всей
мировой экономики. Если на
уровне страны можно наблюдать
два сильно различающихся
Опираясь на представление
о том, что более высокая скорость
порождает более широкие
Человеком элиты можно назвать того, кто обладает определенной индивидуальностью, яркостью, неординарностью в какой-либо области. Человек элиты, т.е. человек выдающийся, всегда чувствует внутреннюю потребность обращаться вверх, к авторитету или принципу, которому он свободно и добровольно служит.
В сообществах, чуждых массовости, совместная цель, идея или идеал служат единственной связью, что само по себе исключает многочисленность. Для создания меньшинства, – какого угодно – сначала надо, чтобы каждый по причинам особым, более или менее личным, отпал от толпы. Его совпадение с теми, кто образует меньшинство, - это позднейший, вторичный результат особости каждого, и, таким образом, это во многом совпадение несовпадений. Сама установка – объединение как можно меньшего числа для отъединения от как можно большего – входит составной частью в структуру каждого меньшинства.
Во всех сферах общественной жизни есть обязанности и занятия особого рода, и способностей они требуют тоже особых. Это касается и зрелищных или увеселительных, программ, и программ политических и правительственных. Подобными делами всегда занималось опытное, искусное или хотя бы претендующее на искусность меньшинство. Масса ни на что не претендовало, прекрасно сознавая, что если она хочет участвовать, то должна обрести необходимое умение и перестать быть массой.
Однако плебейство и гнёт массы даже в кругах традиционно элитарных – характерный признак нашего времени. И, напротив, в рабочей среде, которая прежде считалась эталоном массы, не редкость сегодня встретить души высочайшего закала.
Таким образом, вопреки обычному мнению, именно человек элиты, а вовсе не человек массы, проводит жизнь в служении. Жизнь не имеет для него интереса, если он не может посвятить ее чему-то высшему. Его служение - не внешнее принуждение, не гнет, а внутренняя потребность. Когда возможность служения исчезает, он ощущает беспокойство, ищет нового задания, более трудного, более сурового и ответственного. Это жизнь, подчиненная самодисциплине - достойная, благородная жизнь. Отличительная черта благородства - не права, не привилегии, а обязанности, требования к самому себе.
2.2 Специфические особенности
современного массового
Человек массы никогда прежде не составлял по своей численности такой большой группы, которая реально была бы способна оказывать заметное влияние на социальные процессы; никогда прежде подобные группы не были столь характерно объединены; никогда прежде их объединение не формировалось сознательно и не поддерживалось затем специальными средствами.
В информационном обществе процессы
омассовления становятся частью социальной
стратегии, подчиненной целям управления
обществом. Проясним смысловые особенности
терминов «омассовление» и «массофикация».
Омассовлением можно назвать
всякий процесс становления массы
как процесс количественный, означающий
увеличение численности тех, кто
образует более или менее однородную
социальную массу, а также процесс
становления массового
Таким образом, если омассовление указывает
на процесс количественно - онтологического
образования массы, то массофикация
есть процесс перестройки сознания,
типа мышления, стереотипов поведения
человека. Это процесс качественной
трансформации всех основных параметров,
определяющих личность; именно тогда
человек приобретает
Образование и развитие крупного производства потребовало объединения людей в массовые производственные коллективы и их компактного проживания на ограниченных территориях. В результате интенсифицировались процессы урбанизации и, как следствие, происходило омассовление форм жизни и поведения людей.
Массовая урбанизация помещает
человека в совершенно специфические
условия, обезличивая его, делая
анонимным; масса деформирует личность,
постепенно стирает этнокультурное
своеобразие индивида, трансформирует
все социальные проявления. По словам
немецкого философа-
Особый способ группирования людей
в больших городах и
Таким образом, усреднение условий
труда и образа жизни, восприятия
и потребностей, возможностей и перспектив
превращает участников производства в
достаточно однородную массу. Феномен
массовизации всех сфер общественной
жизни захватывает сферу
Сознание массового человека насквозь структурировано немногими, настойчиво внедряемыми в него утверждениями, которые, бесконечно транслируясь средствами информации, образуют некий невидимый каркас из управляющих мнений, установлений, ограничений, определяющий и регламентирующий реакции, оценки, поведение публики. Как замечает английский социолог М. Арчер, «информационный человек» (так вполне можно назвать массового человека информационного общества) - это всего лишь гуманоид, информатизация же - всего лишь соответствующий современной фазе развития вариант позитивизма.
Массовый человек, появившийся
как продукт информационного
общества, в результате модификации
его сознания становится условием сохранения
и воспроизведения этого
Информация о работе Х.Ортега-и-Гассет о проблемах массовости в культуре