Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 14:08, контрольная работа
Проблемы человека и личности занимают в системе современного научного знания одно из центральных мест. Разумеется, ни у одной из наук нет монополии на изучение и интерпретацию данных проблем. В то же время к изучению человека обращаются не только наука, но и философия, искусство, религия, литература.
Человекознание представляет собой наиболее широкую на сегодняшний день систему знания, объединяющую представителей самых разных идейных и научных ориентаций на основе изучения человека как целостного существа. В него входят такие области знания, как философия или “метафизика”, гуманитарное знание и комплекс научных дисциплин, включающий биологию и социологию. Философия рассматривает бытие человека и общества в более широком плане, давая ответы на так называемые “вечные” вопросы. Она исследует сущность человека и смысл его жизни, выявляя общие закономерности его биологического и социального развития и намечая его идеалы, ценности и цели.
А что же касается личности, то философская энциклопедия определяет ее так: человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности. Другое значение – устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества. Природа человека наложила отпечаток на понятия, которые позволяют ориентируясь на его основные характеристики, понять человеческую сущность. Именно поэтому мы говорим о члене человеческого общества с разных точек зрения, причем используем при этом различные понятия – а следовательно понятия индивида, индивидуальности и личности.
В структуре природы человека можно обнаружить три составляющие её части: Природа биологическая, Природа социальная и Природа духовная.
Биологическая природа - это та единственная реальная основа, на которой рождается и существует человек. Каждый отдельный индивид, каждый человек существует с того времени и до тех пор, пока существует и живёт его биологическая природа. Но со всей своей биологической природой человек принадлежит животному миру. И рождается человек только как животный вид Homo Sapiens; рождается не человеком, а только кандидатом на человека. Новорождённому биологическому существу Homo Sapiens ещё только предстоит стать человеком в полном смысле этого слова. Становление человека происходит путём социализации новорождённого, то есть, если оперировать изложенными нами выше категориями, на основе биологической природы приобретать природу социальную.
Описание социальной природы человека начнём с определения общества. Общество - это объединение людей для совместного производства, распределения и потребления материальных и духовных благ; для воспроизводства рода своего и своего образа жизни. Такое объединение осуществляется, как и в животном мире, для поддержания (в интересах) индивидуального существования особи и для воспроизводства Homo Sapiens как биологического вида. Но в отличие от животных поведение человека - как существа, которому присуще сознание и способность к труду - в коллективе себе подобных управляется не инстинктами, а общественным мнением. В процессе усвоения элементов общественной жизни кандидат на человека превращается в настоящего человека. Процесс приобретения новорожденным элементов общественной жизни называется социализацией человека. Только в обществе и от общества человек приобретает свою общественную природу. В обществе человек усваивает человеческое поведение, руководствуясь при этом не инстинктами, а общественным мнением; в обществе обуздываются зоологические инстинкты; в обществе человек усваивает выработанный в данном обществе язык, обычаи и традиции; здесь же человек воспринимает накопленный обществом опыт производства и производственных отношений...
Духовная (нравственно-духовная) природа человека. Биологическая природа человека в условиях социальной жизни способствуют превращению его в человека, биологического индивида - в личность. Существует множество определений личности, выделения её признаков и характеристик. Личность - это совокупность духовного мира человека в неразрывной связи с его биологической природой в процессе общественной жизнедеятельности. Личность - это существо, которое сознательно принимает решения и несёт ответственность за свои поступки и поведение. Содержанием личности человека является его духовный мир, центральное место в котором занимает мировоззрение.
Соотношение
Разума, Чувства и Воли того или
иного человека при тех или
иных условиях неоднозначно. Указанные
три элемента психики находятся
между собой в диалектической
связи. При полном совпадении разума,
чувств и воли наступает коллапс:
у человека нет внутренних духовных
противоречий. Он что думает, то и
чувствует, так и действует - полная
внутренняя гармония... идиота. У нормального
человека между разумом чувствами
и волей постоянно существует
некоторая несогласованность. И
пока мы "балансируем" между этим
составными психики, до тех пор мы
и живём духовно.
Часть вторая. Структура и закономерности формирования личности.
Реализация
смысла жизни человека предопределяется
и зависит от трех составных: биологических
предпосылок, общества, в котором
протекает жизнедеятельность
3.Личностного.
Начнём с рассмотрения влияния на формирование личности , прежде всего, фактора социального.
Новорождённый
"кандидат на человека" становится
человеком, прежде всего, путём усвоения
разных элементов общественной жизни.
Вместе с элементами общественной жизни
"кандидат на человека" усваивает
наличные в обществе те или иные
типы мировоззрения. Подчеркнём, что
именно общество во всем его многообразии
является главным фактором формирования
и типа личности. Возьмём, к примеру,
людей с религиозным
На новорождённого общество действует не непосредственно, а через его семью, ближайшее окружение, или, как говорят социологи, через микросреду, которое для новорождённого является всем обществом, всем "общественным бытием", которое всегда определяет общественное сознание. Если семья или микросреда, в которую попал новорождённый, имеет какие-то специфические мировоззренческие отличия, то они, как правило, стают мировоззренческими отличиями и "кандидата на человека". В этом плане общество и микросреда действуют на формирование личности почти что с силой естественного закона.
Наряду
с семьей и микросредой огромное
влияние на формирование личности оказывает
воспитание ребёнка, подростка, юноши.
Оно осуществляется системой семейного,
общественного и
Ещё большее влияние на формирование личности оказывает социальное положение человека. Социальное положение рабочего, бизнесмена, служащего, крестьянина; а также более узко - инженера, военного, санитара, курьера, менеджера, студента, железнодорожника, агронома, учителя, шахтёра и так далее диктует каждому свои социальные интересы, которые вытекают из их социального положения и места в обществе. На эти социальные интересы, как бы на стержень, нанизываются все личностные вкусы, привычки, стремления и действия. Всё, что защищает, выражает социальные интересы нанизывается на этот стержень и удерживается на нём. На стержень социальных интересов и для выражения их нанизываются также разные элементы мировоззрения. Таким образом, мировоззрение, не зависимо от его истинности или ошибочности, всегда у личности имеет резко выраженный социальный характер. Исходя из своего социального положения человек, всегда принимает одни элементы мировоззрения и отбрасывает другие; к одним положениям мировоззрения чувствует симпатии, а к другим - отвращение. Изменение социального положения сплошь и рядом ведёт к изменению мировоззренческих ориентиров человека. При чём, это касается не только перехода из одного классового положения - рабочего, работодателя, крестьянина, служащего, - но и изменения всякого конкретного социального положения человека.
Важным социальным фактором формирования личности является время и национальные особенности общества, к которому принадлежит человек. У людей 21 столетия мировоззрение не то, каким оно было у людей периода средневековья; у нас не то, которое имеют современные африканский племена тутси и хутто, или у жителей американского штата Аризона. Национальные черты личности, не зависимо от национального осознания, формируются ещё в период детства. В национальных особенностях личности воплощается определенное понимание иерархии ценностей, особенности истолкования и оценки большинства смысложизненных идеалов. Это проявляется, прежде всего, в формировании бытового поведения и вкусов, фиксируется в колорите языка. Усваивая язык, ребёнок вместе с ней усваивает всю целостную культуру своего народа. Не случайно говорится: "Сколько ты знаешь языков, столько раз ты человек", В языке, в речи наиболее полно воплощается вся духовная жизнь нации, народа.
Как видим, в обществе существует несколько важных факторов, влияющих на формирование личности. Что же касается факторов, так сказать, индивидуального плана, то их тоже несколько. Это обусловлено как природой, так и социальной многоплановостью самой личности человека. Обратимся сначала к данным самой природе психологических составных личности человека.
Благодаря
полученным от природы особенностям
своей психики человек в
Часть третья. Дуальность свободы и ответственности личности.
Существует
ли абсолютная свобода? Как культура
связана общественной жизнью человека?
На эти и другие вопросы я попытаюсь
ответить. Проблема свободы и культуры
в жизни человека и общества довольно
актуальна в последнее время в связи с
процессом «переоценки ценностей», задачей
которого является создание целостной
концепции человека, наполненной конкретным
содержанием, отражающей реальную предметно-практическую
сущность и деятельность человека и как
личности, и как члена общества, концепции,
соответствующей современному пониманию
сущности человека и содержащей общечеловеческие
ценности. Вероятно, что в ходе исследования
вряд ли удастся однозначно правильно
ответить на имеющиеся вопросы – для этого
нужны годы и опыт, не только знания. И
тем не менее эта попытка будет сделана,
поскольку только через первоначальное
познание себя можно познать мир. Человек
и общество находятся в диалектических
взаимоотношениях, их нельзя противопоставлять,
ибо человек есть общественное существо
и всякое проявление его жизни, даже если
оно и не выступает в непосредственной
форме коллективного ее проявления, обладая
общеродовыми признаками, может выступать
и как самобытная индивидуальность.
В современных условиях ускоренного развития цивилизации роль человека в обществе становится все значительнее, в связи с этим все чаще возникает проблема свободы и ответственности личности перед обществом.
Первая попытка обоснования точки зрения взаимосвязи свободы и необходимости ее признания, их органической взаимосвязи принадлежит Спинозе, который определил свободу как познанную необходимость. Спиноза отрицает «свободу воли». Весь конечный порядок причинно обусловлен и предрасположен быть таким, каков он есть. Тем не менее Спиноза признает, что мы обладаем опытом свободы, особенно в виде свободы от внешнего принуждения. Он говорит также о свободе духа и о подчинении эмоций разуму – о свободе, отвечающей различению между рациональным познанием мирового порядка и «воображением», непосредственно возникающим из ощущений. Понимание и разум выступают в роли естественного средства раскрыть перед личностью более высокие возможности, имманентные природе как целому и – в некотором смысле – ею обусловленные. Жизнь в «повиновении разуму» приводит к согласию между всеми человеческими индивидуумами.
Свобода
принадлежит не к области волевого
или нравственного
возможны ли такое совершенствование и приносимая им свобода для всех человеческих существ?
Развернутая
концепция диалектического
материалистическое решение проблемы свободы и необходимости исходит
из признания объективной необходимости как первичного, а воли и сознания
человека - как вторичного производного. В обществе свобода личности
ограничивается интересами общества. Каждый человек - индивид, его
желания и интересы не всегда совпадают с интересами общества. В этом
случае личность под воздействием общественных законов должна поступать
в отдельных случаях так, чтобы не нарушать интересов общества, в
противном случае ему грозит наказание от имени общества. В своё время
Екатерина Великая говорила: «Свобода—это когда никто меня не может
заставить делать то, чего я не хочу». В действительности свобода личности
есть
понятие многоплановое, многогранное.
В современных условиях, в эпоху развития демократии проблема свободы личности становится все глобальнее. Она решается на уровне международных организаций в виде законодательных актов о правах и свободах личности, которые в настоящее время становятся в основу любой политики и тщательно охраняются.