Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 11:09, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия"
Сознание не только отражает действительность, но позволяет высказать определенное к ней отношение. Это его свойство дает возможность человеку занять ту или иную позицию в отношении объектов неживой и живой природы, в конкретных жизненных условиях и обстоятельствах. То есть речь идет о том, что наличие сознания придает человеческому поведению ценностный и личностный аспект.
Самосознание — сознание субъектом самого себя в отличие от иного — других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий.
Самосознание одновременно понимается и как акт (деятельность) рефлексии сознанием себя и как результат этой рефлексии — знание себя. Самосознание является условием того, что сознание сохраняет себя во времени — удерживает себя как одно и то же сознание. При этом говорят о единстве самосознания. В свою очередь единство самосознания является условием всякого единства в мире (см. Кант). В строго философском смысле сознание есть всегда — оно не может ни начаться, ни прекратиться, поскольку в строго философском смысле оно понимается как само условие конституирования мира, как сам способ бытия и данности мира. Соответственно этому самосознание понимается как лежащее в основании всякого сознания единство субъекта.
Познание в целом — творческая деятельность человека, направленная на получение достоверных знании о мире.
Познание — это процесс получения человеком нового знания, открытие неизвестного ранее.
Философские проблемы познания составляют предмет теории познания, или гносеологии. “Гносеология” — слово греческого происхождения (гнозис — знание и логос — слово, учение). Теория познания отвечает на вопросы, что такое познание, каковы его основные формы, каковы закономерности перехода от незнания к знанию, что такое субъект и объект познания, какова структура познавательного процесса, что такое истина и каков ее критерий, а также на многие другие. В философию термин “теория познания” ввел шотландский философ Дж. Феррьер в 1854 г
Объект познания - это то, что противостоит субъекту, на что направлена его практическая и познавательная деятельность.
Главная цель познания — достижение научной истины.
Платон считал, что “тот, кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит истину, тот же, кто говорит о них иначе, — лжет”. истину можно определить как адекватное отражение объективной реальности познающим субъектом, в ходе которого познаваемый предмет воспроизводится так, как он существует вне и независимо от сознания. Следовательно, истина входит в объективное содержание человеческого знания.
Относительная истина — это знание, воспроизводящее объективный мир приближенно, неполно. Поэтому признаками или чертами относительной истины выступают приближенность и неполнота, которые связаны между собой.
Понятие абсолютной истины употребляется для характеристики того или иного специфического аспекта всякого истинного знания и в этом смысле оно аналогично понятиям “объективная истина” и “относительная истина”. Понятие “абсолютной истины” следует рассматривать в неразрывной связи с самим процессом познания. Этот же процесс представляет собой как бы движение по ступеням, означающим переход от менее совершенных научных представлений к более совершенным, однако при этом старое знание не отбрасывается, а хотя бы частично включается в систему нового знания.
Существует ряд форм истины: обыденная
или житейская, научная истина, художественная
истина и истина нравственная. В
целом же форм истины почти столько,
сколько видов занятий. Особое место
среди них занимает научная истина,
характеризующаяся рядом
Сознание — это высшая,
свойственная только человеку и связанная
с речью функция мозга, заключающаяся
в обобщенном и целенаправленном отражении
действительности.
Функции сознания — это такие его свойства,
которые делают сознание орудием, инструментом
познания, общения, практического действия.
Орудие есть средство для действия.
аучное познание — это процесс получения объективного, истинного знания. Научное познание имеет троякую задачу, связанную с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности. Научные знания характеризуются объективностью, универсальностью, претендует на общезначимость.
Когда разграничивают научное, основанное на рациональности, и вненаучное знание, то важно понять, что вненаучное знание производится в определенных интеллектуальных сообществах, в соответствии с другими (отличными от рационалистических) нормами, эталонами, имеет собственные источники и средства познания. Очевидно, что многие формы вненаучного знания старше знания, признаваемого в качестве научного, например, астрология старше астрономии, алхимия старше химии. В истории культуры многообразные формы знания, отличающиеся от классического научного образца и стандарта и отнесенные к ведомству вненаучного знания, объединяются общим понятием — эзотеризм.
Выделяют следующие формы вненаучного знания:
― ненаучное, понимаемое как разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами, находится в противоречии с существующей научной картиной мира;
― донаучное, выступающее прототипом, предпосылочной базой научного;
― паранаучное — как несовместимое с имеющимся гносеологическим стандартом. Широкий класс паранаучного (пара ― от греч. — около, при) знания включает в себя учения или размышления о феноменах, объяснение которых не является убедительным с точки зрения критериев научности;
― антинаучное — как утопичное и сознательно искажающее представления о действительности. Особый интерес и тяга к антинауке возникает в периоды нестабильности. Но хотя данный феномен достаточно опас
1 Так, водород горит, кислород поддерживает горение, а молекулы воды в своей совокупности гасят огонь (пример взят из книги П.В.Копнина ‘Диалектика как логика и теория познания’.