Шпаргалка по "История философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 12:01, шпаргалка

Краткое описание

3. Экономическая сфера - базовая, определяющая в жизни общества. Она включает в себя:

• производство;
• распределение;
• обмен;
• потребление материальных благ (содержание экономической сферы).

Вложенные файлы: 1 файл

ФФВ.Заоч.1-я ч.Ист. ф.doc

— 393.00 Кб (Скачать файл)

«ангельская красота православия как бы выше разума, евангельская мощь протестантизма (веры) глубже. Но это не значит, что другой опыт невозможен. Следует соединить красоту, душевность, с мощью веры и разумностью, которая представлена в католицизме». Такое вот, примерно, рассуждение…

Внутри неотомизма существовали и существуют разные течения. В целом же построения католических философов сопряжены с программой евангелизации современного мира. Через это католическая церковь стремится упрочить собственное положение, делая ставку на экуменичесое сближение с другими христианскими церквями.

Неопротестантизм.

Карл Барт (1886—1968) —представитель диалектической теологии,  швейцарский кальвинистский теолог. Одно время проповедовал в Женеве в той же церкви, где 350 лет назад проповедовал Кальвин. В молодости Барт участвовал в движении христианского социализма, а в 1933 г. выступил как вдохновитель христианского сопротивления гитлеровскому, одобрял вооружённую борьбу с фашизмом как священную. После Второй мировой войны резко критиковал политику холодной войны с утопической позицией «третьего пути», демонстративно поддерживая отношения с теологическими кругами как ФРГ, так и ГДР.

Он энергично требует от церкви социальной ответственности, усматривая в этом критерий для различения «истинной» и «ложной» церкви.

Система Барта своим центром имеет учение о Боге, Который абсолютно непознаваем. Его невозможно понять ни через природу, ни через культуру, ни через историю. Он всегда открывает Себя Сам, а не вследствие наших поисков, наших чувств и мыслей.

Тиллих Пауль (1886—1965) немецко-американский протестантский теолог и философ-экзистенциалист, представитель диалектической теологии. Требовал возвращения к первоначальным идеям Реформации. В 20-х гг. лидер религиозно-социалистического движения в Германии (разновидность христианского социализма). В 1929—33 профессор философии во Франкфуртском университете, после 1933 в антифашистской эмиграции в США; профессор в Гарварде (1955—62) и Чикаго (с 1962).

В самой известной своей работе "Мужество быть" Тиллих обращается к теме тревоги. Он выделяет три формы тревоги: тревога судьбы и смерти, тревога пустоты и утраты смысла, тревога вины и осуждения. Человеческая экзистенция (существование) характеризуется одиночеством, тревогой и т.п. Но человек может жить «вопреки» - вопреки страху смерти, тревоге и т.д. У человека есть «мужество быть» - это подлинно человеческое существование. Вера помогает человеку в этом.

Бультман, Рудольф Карл (1884-1976) лютеранский теолог, один из основоположников диалектической теологии.

Наиболее влиятельный исследователь Нового Завета в 20 в. Очищая новозаветные тексты от последующих наслоений, связанных с редакторской и теологической обработкой в ходе составления евангелий.

19.   Социокультурная ситуация современности и ее репрезентация в философии. Постмодернизм.

Историю человечества можно классифицировать по-разному (например, на общественно-экономические формации). Сегодня популярно деление истории на три больших периода:

1. традиционализм, для него характерно сельское хозяйство; его еще называют премодерн; это период до 17 века;

2. модерн, для него характерно развитие промышленности; это эпоха капитализма, Новое время и до 20 века (время с 17 по 20 век);

3. постмодерн, для него характерны информационные технологии; это конец 20 и начало 21 века. Ведущим становится сектор услуг.

В культуре модерна, особенно в 17-18 веках, главными ценностями были разум, наука, идеал всесторонне развитого человека, вера в гуманизм и прогресс общества. Но уже с конца 18 века заметным становится агностицизм, в 19 веке - иррационализм, представления о бессмысленности жизни - в 20 веке. Однако они не доминировали в культуре.

20 век с его войнами, оружием массового поражения, терроризмом, манипуляцией массовым  сознанием с использованием СМИ, породил представление об абсурдности бытия, о неискоренимой иррациональности человека, об относительности всего и вся, отказ от поисков истины, представление об обществе риска.

Термин  «Модерн» включает и другой смысл. Под модерном понимается также стиль в искусстве Европы и Америки конца 19-нач.20 вв. Он возник как неороманитческий протест против антиэстетизма буржуазного образа жизни, как реакция на позитивизм и прагматизм.

Модернизм развивал идеи символизма и эстетизма. Они хотели создать вокруг человека эстетически насыщенную среду, использовать синтез искусств, новые материалы и приемы. Архитекторы строили богатые индивидуальные жилища и деловые, торговые строения. Старались уподоблять строения и оформление интерьеров природным явлениям. С одной стороны в живописи возник импрессионизм (преддверием которого стали Шопенгауэр, Кьеркегор и Ницше), стремившийся выражать настроение, мимолетность и т.п., с другой – кубизм, фовизм («дикий»), «черный квадрат» Малевича. То же и в музыке, литературе…(Х.Л.Борхес, У.Эко, А.Шнитке и др.).

Это негативные последствия, в общем-то, положительной тенденции выравнивания прав и материального благосостояния различных социальных слоев, возрастных групп и полов. Вообще каждое новое достижение порождает новые проблемы. Прежние ценности и нормы устарели и плохо работают, новые еще не определились, да и многими новое не принимается. Мы находимся в переходном периоде к новой цивилизации.

Эта социокультурная ситуация нашла свое отражение в философии постмодерна.

Некоторые основные понятия:

деконструкция, нарратив (рассказ), метанарративы («большие рассказы, т.е. идеологии, научные теории), симулякр, текст и гепертекст и др.

 

Постмодернисты, например французский философ Ж.Деррида (1930-2004), видят смысл сознания не в поиске глубинного, связующего всё смыслового единства, а в деконструкции всякого смысла вообще.

Деконструкция - это особая форма мышления, одна из форм анализа. Считает, что нет ничего элементарного, все разложимо, значит, нет начала. Нет опоры. Всё относительно!

Отсюда следует, что мы, например, не правы, когда говорим «у нас есть корни», например, в национальности. Ведь вопрос идентичности сложен и бесконечен (кто в наше время «чистый» белорус или англичанин?). Просто люди в своей слабости пытаются найти опору («корни») в чем-то – в национальности, например. Вообще то, что воспринимаем как данность, как определенность, опору, например, мужчины и женщины, таковыми не являются (смена пола, например)!

 

Естественно, что в культуре возникают и противоположные тенденции. Поэтому «оживились» национализм (этноцентризм, который противостоит глобализации как унификации по американскому образцу), религиозный фундаментализм, возник  также  экологизм и др. явления. Это те, кто ищет все же некие базовые ценности, на которые можно было бы опереться.

Далее, уже в 20 веке возникло представление, что, то, что мы знаем, мы закрепили в языке. Что не закрепили в языке, для нас как бы не существует (например, М.Хайдеггер (нем.), говорил, что «язык – это дом бытия», Л.Витгенштейн (австр.) – что «границы моего мира определяются  границами моего языка» и т.д.). Языку, его особой роли в культуре, уделяли внимание неопозитивисты, экзистенциалисты, представители герменевтики и т.д. А постмодернисты вообще считают, что именно язык творит действительность (ведь кто знает, какая она на самом деле?).

У постмодернистов есть понятие нарратив. Нарратив – это рассказ. Как они используют это понятие?  По формулировке Фредерика Джеймисона (род.1934 г.) (амер.), нарративная процедура фактически «творит» реальность и отказывается от какой бы то ни было претензии на адекватность вненаррративной  (т.е. объективной) реальности.

(Сегодня, наряду с другими течениями в психологии, развивается и, так называемая, нарративная психология: мы с детства получаем сведения о мире в форме нарративов. …человек не существует вне повествования…но нет единственно верного описания человеческой жизни… мы сами можем переписать историю своей жизни (поменять «-» на «+»),  не меняя фактов можем дать им иную интерпретацию, которая нас устраивает и успокаивает…).

 

Жан Франсуа Лиотар (1924-1998) (франц.) и др. выражают  недоверие метанарративам, т.е. «большим рассказам»; имеются в виду разные идеологии, теории, которые пытаются дать нам обобщающий рассказ о, якобы, «истинном», правильном устройстве мира, общества. (Но разве мир познаваем? - говорят они).

В общем, какое-то отчаяние по поводу возможности познать реальность, овладеть ею.

 

Отсюда, Жан Бодрийяр (1929-2007) (франц.)  говорит, что история - это то, что мы о ней думаем. История – это симулякр. (Симулякр – это образ, не имеющий прообраза, он нас ни к чему не отсылает. Попросту говоря, симулякр – это некая выдумка, то, чего нет).

 

С языком связано и понятие «текст». Это не только текст в прямом его значении, но текстом может быть все – социальная, природная реальность (иначе говоря, все может быть рассмотрено как система знаков, т.е. язык). Текст надо уметь читать, понимать и интерпретировать. Все требует интерпретации. У каждого своя интерпретация. Могут быть конфликты интерпретаций. (А истина недостижима. У каждого свое мнение). Гипертекст – это вся культура, понимаемая как единая система, состоящая из текстов. Гипертекстом является и Интернет.

Итак, жизнь теряет глубину, становится бессмысленной (ведь сущность непостижима, так и не надо в нее углубляться! Наша участь – суета сует). У них есть даже такое выражение: «жить надо на поверхности». Дело в недоверии к нравственным, духовным, общечеловеческим, так называемым «высшим» ценностям.

Основной источник, питающий дискурс (рассуждения) постмодерна – состояние предельной человеческой отчужденности. Одиночество, затерянность в Сети, грезящая культура (романы-фэнтази, да и все романы и сериалы – это «жвачка для глаз», симулякры; но психологически компенсаторную роль они выполняют: я отождествляю себя с героем – его тоже обижают, а он всех победит и удивит! А в жизни все слишком сложно).

 

Постмодернизм отражает современное состояние человечества как нахождение в точке бифуркации, перехода (синергетика), перехода к новому состоянию цивилизации, который иногда называют постзападным, имея в виду, что идет миграция рабочей силы, смешиваются культуры, и в западную культуру интегрируются, условно говоря, восточные ценности. Новая культура – общечеловеческая – должна интегрировать и Запад, и Восток, но сохраняя национальные особенности. Настоящее единство создается через уникальность каждого, а не через однообразие всех. Человеческая уникальность – это потерянное в нашем мире вертикальное измерение личности. (Через какие конфликты лежит к этому путь?..).

 

В целом же можно говорить о доминировании субъективно-идеалистических, иррационалистических и агностических тенденций в философии и культуре 21 века.

Постмодернизм – совокупность релятивистских (от слова «релятивный», относительный) методологических подходов, сформированных в к.20-н.21 вв. Главная познавательная установка постмодернизма - подчеркивание роли единичного, уникального в изучении общества. Отрицается всеобщая взаимосвязь процессов истории, наличие в ней закономерностей. Предвидение, прогноз невозможны. Общество – это принципиально общество риска. Всё позволено, ничто не гарантировано...

Дополнения

Сначала постмодернизм возник как литературно-эстетическое направление в 1960-е гг. Ранее наука играла доминирующую роль в культуре. Теперь возникает определенное недоверие к науке (радиация, экологический кризис, биологическое, химическое оружие, трансгенные мутанты и т.п.). Но ведь именно наука, по крайней мере, стремилась дать объективную картину реальности! Без науки мы не мыслим свою жизнь… и боимся последствий ее применения.

В 20 веке идет  нарастание искусственности в ущерб естественности (пластические операции, смена пола... Все конструируется. Ну и природа, конечно, тоже). Модернизм сравнивают с паранойей (от греч.- безумие). Он характеризуется навязчивыми, бредовыми, но систематизированными идеями (нарративами). Постмодернизм сравнивают с шизофренией (от греч. раскалываю рассудок). Здесь помешательство не имеет системного характера, картина мира предстает разорванной, фрагментарной.

Ж.Ф.Лиотар (1924-1998)(франц.) в книге «Состояние постмодерна», 1979 г., пишет, что «Единственная реальность – реальность денег. Все становится товаром. Не признается возможность рационального познания, отрицается существование изначального смысла бытия, критикуются традиционные ценности. Всё – игра, поэтому смешиваются реальность и иллюзии. Радикальный плюрализм. Свобода интерпретации. Любые трактовки мира и человека – это лишь конструкты языка. Все это сеет смятение и беспорядок».

Понятия классической эстетики: прекрасное, возвышенное, трагическое, образ, символ.  (А.С.Пушкин: «И чувства добрые я лирой пробуждал…»).

Постмодернисты считают, что выше перечисленные понятия, якобы не коррелируют с современным состоянием человеческого существования.

Понятия постмодернистской эстетики: лабиринт, абсурд, жестокость, повседневность, телесность, вещь, симулякр, эклектика, гипертекст, деконструкция и др.

Интересно, что теперь говорят не «произведение искусства» или «творение», а «арт-производство». Арт-объект – объект положенный в арт-пространство (например, унитаз в художественной галерее – уже произведение искусства, смотрите и интерпретируйте, что это может значить? Может автор намекал о смысле жизни?).

Информация о работе Шпаргалка по "История философии"