Шпаргалка по "История философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 12:01, шпаргалка

Краткое описание

3. Экономическая сфера - базовая, определяющая в жизни общества. Она включает в себя:

• производство;
• распределение;
• обмен;
• потребление материальных благ (содержание экономической сферы).

Вложенные файлы: 1 файл

ФФВ.Заоч.1-я ч.Ист. ф.doc

— 393.00 Кб (Скачать файл)

3.     Новое время, капитализм (17-н.19 вв.): философия не нужна, «наука сама себе философия» (О.Конт). Но физики ничего не говорят о живом, а историки о химии… Как связать знания в целостную картину?

4.     Марксизм: философия – это учение о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления. Т.е. философия говорит обо всем, но не все, а выявляет в научных знаниях общее, что связывает их воедино.

Сегодня: есть разные направления, но представление о том, что философия – это предельно обобщенный взгляд на мир, поиск предельных причин бытия сохраняется. Подчеркивается мировоззренческая функция философии, ее ориентация на поиск места человека в изменяющемся мире, природе, космосе, истории, обоснование поведения человека в мире.    

 

Что есть у человека, что позволяет ему противопоставить себя миру? – это сознание.

Все философские рассуждения о мире, оценки явлений идут через сопоставление таких характеристик, как материальность и идеальность (идеальностью характеризуется сознание, т.к. в отличие от материальных явлений, оно не дано нам в ощущения, т.е. его нельзя потрогать, понюхать и т.д.), т.к. материальность и идеальность являются самыми общими и предельными характеристиками бытия.  Все, что существует, можно отнести или к материальным или к идеальным (нематериальным) явлениям, третьего ничего просто нет!

Отсюда, основной вопрос философии – это вопрос об отношении материального и идеального (сознания), а другими словами - мышления и бытия, или духа и природы. Отсюда есть два основных типа философского мировоззрения – материализм и идеализм (есть еще своего рода «промежуточный» тип – дуализм, но его роль невелика).

========================================================

4.       Типы философского мировоззрения.

Типы философского мировоззрения раскроем через основной вопрос философии: вопрос об отношении материального и идеального (сознания). Он имеет две стороны: 1. Отвечает на вопрос «Что первично, т.е существует вечно, - материя или сознание (как идеальное)? И 2. Отвечает на вопрос «Познаваем ли мир, т.е. как относится наше сознание к миру, способно ли оно давать нам правильные, верные знания о мире?»

I. Первая (онтологическая) сторона основного вопроса философии отвечает на вопрос «Что первично, вечно существует – материя или сознание?»

По ответу на этот вопрос все философы разделились на – материалистов и идеалистов и дуалистов.

1). Материалисты: считают, что первично, вечно существует природа, материальный мир, т.е. материя первична. Сознание – это свойство высокоорганизованной материи (человека, как социального существа, наделенного мозгом) отражать мир. Будучи отражением мира сознание вторично, т.е. зависит от материального мира.

Исторические формы материализма

А) наивный, стихийный материализм древней Греции. Фалес, Гераклит, Демокрит и др.

Рассматривали мир как космос (природа в широком смысле слова), но без деталей.

Б) метафизический, механистический материализм 17- н.19 вв. Развивается капитализм, производство и наука, прежде всего, механика. Считалось, что все подчиняется законам механики (природа, живая и неживая, общество, мышление). Это механистический подход. Далее, сам материальный мир не развивается, Бог привносит в него движение и то оно только внешнее, а в своей сущности мир неизменен (это нашло свое отражение в таких пословицах как: «ничто не ново под луной», «горбатого могила исправит» и т.п. «мудрость»). Это называется метафизическим подходом (отрицание развития и связей между предметами). Бэкон, Гоббс, Локк, Дидро, Гольбах, Фейербах и др.

Итак, во взглядах на природу, они метафизические, механистические материалисты, но во взглядах на общество оставались идеалистами, т.к. считали, что жизнь общество определяется сознанием выдающихся исторических личностей, т.е. в обществе первично сознание.

В) диалектический материализм (или марксизм). Диалектический подход, в отличие от метафизического, утверждает, что все развивается и развитие не привнесено из вне, а мир саморазвивается, и все в мире прямо или косвенно взаимосвязано. Марксисты считали, что развивается и природа, и общество, и мышление. Общество, как и природа, - материальная система. Развитие общества зависит не от сознания, а от материального производства, развития орудий труда, от форм собственности (поэтому отличаются: первобытный строй,  рабовладельческий, феодальный, капиталистический и, возможно, коммунистический). Наше сознание отражает объективную социальную реальность, осознает, пытается ее изменить, смотрит, что получилось и пытается изменить общество и природу дальше. Т.е. сознание вторично, хотя и активно. Учение об обществе называется исторический материализм.

2). Идеалисты: считают, что первично, вечно существует сознание, а материя вторична, т.к. сознание творит материальный мир.

Формы идеализма

А) объективный идеализм: первично сверхъестественное сознание (Дух, Разум,Идея, Бог). Оно творит мир.  Платон (Др.Греция): считал, что первичен потусторонний мир идей. Сначала были идеи человека, дома и т.п., а потом материальные человек, дом и т.п. как воплощение идей. Гегель (нем.филос. 19 в.): первична единая Абсолютная Идея, она диалектически развивается и творит природу и общество. Природа не развивается.

Б) субъективный идеализм: первично сознание субъекта (человека), точнее его ощущения. Ощущения даны нам от рождения, откуда они приходят, мы не знаем. Все, что мы знаем – нащи ощущения. Беркли (англ. 18 в.): «Мир – это комплекс моих ощущений». Д.Юм (англ.18 в.): я знаю свои ощущения, а есть ли что-либо за ними, я не знаю.

3).  Дуалисты: первичны и сознание и материя и они не зависят друг от друга, не связаны…

 

II. Вторая (гносеологическая) сторона основного вопроса философии отвечает на вопрос: «Познаваем ли мир? Способно ли наше сознание, мышление дать нам правильныезнания о мире?»

По ответу на этот вопрос все философы разделились на тех, кто признает познаваемость мира, - это гносеологические оптимисты («гносис» - познание) и тех, кто отрицает возможность познания мира, - это агностики («а»- не, «гносис» - познание).

1). Гносеологический оптимизм. Познаваемость мира признавали

А). Материалисты. Они считают, что сознание – это свойство материи отражать мир. Т.е. сознание и материя связаны, а потому познание возможно.

Б). Объективные идеалисты. Считают, что сознание (Идея, Дух, Бог и т.п.) творит материальный ми и сознание человека и связывает их, т.к. Дух присутствует и в природе, и в сознании. Значит, познание возможно.

  Познание – это всегда взаимодействие субъекта (чел., наделенный сознанием) и объекта (то, что вне субъекта): Субъект              Объект.

2). Агностицизм. Отрицают познаваемость мира.  Выделяют две линии агностицизма:

А). Линия Д.Юма: я знаю свои ощущения, есть ли что-либо за ними, я не знаю.  Т.е. сомневается в том, что есть объекты вне нашего сознания, поэтому и познавать нечего!

Б). Линия И.Канта (нем.18 в.): Мир существует и мы можем знать его внешние проявления, но внутренние, глубинные их свойства, т.е. сущность вещей остается для нас непознаваемой. Сущность предметов, вещей Кант называет «вещью-в-себе». С его точки зрения, сущность никогда не будет нами познана, не станет «вещью для нас».

Агностики не видят связи субъекта и объекта:        Субъект      Объект 

 

Материалисты считают, что агностицизм опровергается практикой. Практика – это источник наших знаний, практика – это цель нашего познания и практика – это критерий (проверка) истинности наших знаний. В своем познании мы идет от неполных и неточных знаний ко все более полным и более точным. Наше познание включает и момент абсолютности, правильности знаний, их соответствия объективным чертам предметов, явлений, и момент относительности знаний, их неполноты, момент незнания каких-то черт предметов и явлений. Т.е. наше знание диалектически противоречиво, является единством абсолютного и относительного, знание развивается.

 

==================================================================

 

5.    Философия Древнего Востока (Индия и Китай).

Древневосточным цивилизациям характерны такие черты как ТРАДИЦИОНАЛИЗМ (жизнь определялась традициями), ДЕСПОТИЗМ (абсолютизация государственной власти), большая роль РЕЛИГИИ в жизни общества, а в духовном освоении мира – роль наставника – ГУРУ.

«Восток» - это культура, в которой слова «совершенномудрого учителя» - истина для ученика. «Запад» - это культура, в которой слова «совершенномудрого» учителя ученик ставит под сомнение…

Древнеиндийскому обществу была характерна кастовая система организации общества, власть раджей, аристократии и родовой жреческой знати – брахманов.

Касты – замкнутые религиозные или сословные группы. К ХХ в. В Индии было примерно 3,5 тыс. каст. Религия индуизма регламентировала их отношения.

Культуре и философии древней Индии был присущ мистико-религиозный характер.

Древнейшим памятником культуры Индии являются ВЕДЫ. Это древние тексты.  В их образном языке выражено древнее религиозное мировоззрение. Веды датируются примерно 1000 годом до н.э.

 

С точки зрения Вед, в основе мира лежит некий мировой дух БРАХМАН. Мир возникает из Брахмана. Душа человека – АТМАН – бессмертна как воплощение Брахмана. После смерти происходит ее переселение из тела в тело. Цепь перерождений называется САНСАРА. Очередное переселение определяется предыдущей жизнью, т.е. КАРМОЙ. Карма – это закон воздаяния или закон причинности. Но даже если мы родимся в высшей касте, будем богаты и здоровы, то все равно нас ждут страдания! Т.к. имея тело, мы будем иметь желания. А желания – это всегда страдания. Конечно, в основе представлений о неизбежности страдания лежали социальные условия – деспотический режим, кастовая система и т.д. Человек не мог изменить свое социальное положение. Отсюда, активность человека должна быть направлена не во вне, не на преобразование природы и общества (как было на Западе), а вовнутрь, т.к. через самораскрытие  наступает просветление и слияние с высшим духовным Абсолютом (Брахманом). Так происходит уход от земной жизни, прерываются карма и сансара, происходит спасение от страданий. Атман – это чистое сознание, углубляясь в себя, мы ищем Атман, а это значит, что мы достигаем и Брахмана.

Важно осознанно принять пассивность в земной жизни, вести аскетический образ жизни, отказаться от желаний, чувств, иначе – жизнь невыносима, т.е нужен аскетизм – это подавление чувственных желаний, добровольное перенесение боли, одиночества и т.д.

…есть в культуре и др. мотив – стремление к наслаждению, но это низшая цель. Важно подавить эротику…

Школы древнеиндийской философии делятся на 2 группы:

1.       ОРТОДОКСАЛЬНЫЕ (это те, которые признают авторитет Вед, Брахмана и т.д.):Веданта, йога, санкхья и др. На их основе сформировался индуизм (одна из мировых религий).

              САНКХЬЯ (7 в. До н.э.): характерна дуалистическая концепция мира. Есть дух (Пуруша) и материальное начало (пракрити). Мир формируется, когда Дух пронизывает материю. Истинное освобождение достигается со смертью, когда связь между ними распадается.

ЙОГА («сосредоточение»):

двигителем Вселенной является (Брахман). Поиск истинного «Я» (Атман) является одновременно и умственным и физическим. Психические силы часто встречают препятствия в поисках Атмана, а физическая практика облегчает этот путь. Человек пытается достичь «незапятнанного» знания (Просветления), разрывая связи разума и тела. Для этого йогой разработана система медитации. Существует 8 ступеней, ведущих к высшему состоянию Самадхи:

1.                Самодисциплина;

2.                Достойное поведение;

3.                Правильная поза;

4.                Правильное дыхание;

5.                Подавление ощущений;

6.                Самоконцентрация;

7.                Медитация;

8.                Самадхи.      

Медита́ция (от лат. meditatio — размышление, обдумывание) — один из приёмов духовной практики.

ВЕДАНТА (окончание Вед): объективный идеализм. Первичен Брахман и т.д. Важно следовать учению Вед. Освобождение достигается созерцательностью, отказом от борьбы, верой в то, что изложено в Ведах.

2.       НЕОРТОДОКСАЛЬНЫЕ (не признают авторитет Вед):

Джайнизм, буддизм, чарваки (локаяты).

ДЖАЙНИЗМ:  в основе джайнизма лежит идея ненасилия,  уважения к жизни (ахинса). Эта точка зрения основана на той идее, что все души равны и, следовательно, должны быть в равной мере защищены. Правила жизни имеют целью освободиться от колеса перерождений (сансара) и включают «3 алмаза»:  1. правильная вера; 2. Правильное знание; 3. Правильное поведение.

5 заповедей:  1) не убивать; 2) не лгать; 3) не воровать;    4) воздержание; 5) отрицание любых наслаждений и вещей.

В итоге мы попадаем в нирвану. Нирвана у них – это не небытие, а блаженство, переживание целостности бытия.     

БУДДИЗМ:  Все люди равны независимо от касты и имеют равную возможность достичь нирваны («угашение»), т.е. прервать карму и сансару и тем самым, избавиться от страданий.

4 истины буддизма:

1.         Есть страдание;

2.         Причина страданий – желания;

3.         Можно избавиться от страданий, избавившись от желаний;

4.         8-ричный путь:    - правильное видение;

   - правильная мысль;

   - правильная речь;

   - правильное действие;

   - правильный образ жизни;

   - правильное усилие;

   - правильное внимание;

   - правильное сосредоточение.    

Информация о работе Шпаргалка по "История философии"