Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 22:02, шпаргалка

Краткое описание

1. Предмет, структура и функции философии. Ее роль в современном мире.
2. Взаимосвязь философии, естествознания и технических наук. Роль философии в формировании инженерной культуры.
3. Бытие и ее атрибуты. Бытие и небытие.
...
20. Главные философские направления XX века (неопозитивизм, экзистенциализм, неотомизм).

Вложенные файлы: 1 файл

answers_for_philosophy.doc

— 640.50 Кб (Скачать файл)

Социальный вопрос. Социализм и  коммунизм. Марксизм.

Национализм. Национал-социализм. Фашизм.

Империализм и колониализм. Вовлечение отсталых и колониальных народов в круговорот мировой истории.

Русская революция 1917 года и ее последствия. Третий Рим и Третий Интернационал.

Россия и Америка, СССР и США. Россия и Европа. Россия и Азия.

Мир и война - холодная и огневая. Сосуществование. Коммунистический и капиталистический блоки и проблема единого мира.

Достаточно сравнить этот (конечно, неполный) список тем и проблем  современности с перечнем основных проблем русской религиозной  философии, приведенным прежде, чтобы  убедиться в том, что эти два списка во многом совпадают: проблемы современности почти без остатка оказываются частью крута проблем, которые занимали и продолжают занимать русскую религиозно-философскую мысль. Это значит, что именно в русской религиозной философии мы можем найти ответы на очень многие из тех вопросов, - или, во всяком случае, постановку этих вопросов, - которые мучат сознание современных людей.

На самый вопрос о том, у кого конкретно следует искать решений  современных проблем, можно, понятно, получить различные ответы, в зависимости от индивидуальных взглядов тех, кто отвечает на этот вопрос. Но несомненно, что, за единичными исключениями, к нам и к нашим проблемам большее отношение могут иметь не славянофилы - основоположники русской религиозной философии, жившие и мыслившие более ста лет тому назад, и даже не Вл. Соловьев, принадлежавший последней четверти прошлого века, а деятели русского религиозно-философского ренессанса начала нашего века. Но и среди них наибольшее значение будут иметь не те, кто вырос в XIX веке и идейно продолжал этот век лишь до русской революции 1917 года, - их опыт еще не так сильно отличается от опыта Вл. Соловьева и даже славянофилов. Наибольшее значение для нас будут иметь те, кто, вобрав в себя все положительные результаты работы русской мысли XIX столетия и развития их в начале XX, пережил потом русскую революцию 1917 года и большевизм и, обогащенный этим исключительным по своему значению духовным, социальным и политическим опытом, продолжал свое идейное творчество до самой второй мировой войны и даже после нее. Таковы Н. А. Бердяев и о. С. Булгаков, С. Л. Франк и Н. О. Лосский, П. Б. Струве и И. А. Ильин, а также некоторые другие русские религиозные мыслители. Они - наши современники. У них-то и естественнее всего искать ответы на вопросы современности. Следует, конечно, говорить не только о том, чтобы усвоить себе идейное богатство русской религиозной философии, но и о т чтобы, в меру отпущенных каждому сил и способностей, умножить это богатство применительно к новым условиям, к новой дополнительной проблематике, выдвинутой в самое последнее время. Об о. Сергии Булгакове, одном из главных деятелей русского религиозного философского возрождения начала века, было сказано, что он "ищет пути через современность к Православию". Перед тем, кто уже пребывает в православии, открывается путь не только от современной к новейшей русской религиозной философии, но и от вечного православия и новейшей русской религиозной философии - к современности.

***

Итоги

Итак, за последние сто - сто пятьдесят лет русской мыслью было создано исключительно богатое и новое по замыслу и духовной смелости идейное течение - русская религиозная философия. Огромное - не только национальное, а и вселенское - значение этой философии состоит в том, что "в ней мысль христианского Востока дает свой ответ на мысль христианского Запада".

Тематика и проблематика русской религиозной философии поражает своей всеохватностью, и она очень близка к тематике и проблематике нашей современности, а во многом и совпадает с нею. Произошло это благодаря тому, что в русской религиозной философии была сделана попытка христианского подхода к процессам новой и новейшей истории и культуры, в частности к процессам русской истории с ее теперешним этапом - революцией 1917 года, в которой восторжествовал марксистский большевизм.

Русская религиозная философия далеко не однородна. В ней существует несколько течений, то переплетающихся между собой, то вступающих в открытый конфликт. И в этой философии не все всегда равноценно: наряду с большими достижениями мысли, в ней немало и духовного соблазна. Несмотря на это - в силу создавшегося положения и объективно - на русской почве только русская религиозная философия и может противостоять безбожной философии диалектического и исторического материализма. Другого идейного арсенала и идейного оружия такой силы не существует.

В силу всего этого, помня о достижениях  русских религиозных мыслителей и твердо веря в творческие запросы свободного человеческого духа, мы можем смело утверждать, что хотя теперь в России безраздельно царят диамат и истмат, а русская религиозная философия вынуждена ютиться в эмиграции, будущего у советской философии нет. У нее есть только полицейское настоящее. Будущее - как и прошлое - принадлежит русской религиозной философии.

 

20. Главные философские направления XX века (неопозитивизм, экзистенциализм, неотомизм).

 

ПОЗИТИВИЗМ И ЕГО  ЭВОЛЮЦИЯ.

Во второй пол 19в позитивизм становится наиболее влиятельным течением зап  фил. П. объявил единственным источником истинного знания конкретные, частные науки и выступил против ф. как метафизики, но за ф. как особую науку. Под метаф. они понимали умозрительную ф. бытия (онтологию, гносеологию)

П - фил позитивного знания, отвергающая  теорет спекуляции и умозрения как  средства полученного знания.

 Они говорили, что только  совокупность наук дает право  говорить о мире в целом.  Т.о. если ф. научна то она  должна распрощаться с попыткой  судить о мире в целом.

3 этапа в эволюции позитивизма:

1. Собственно позитивизм (30-70гг 19в) - Огюст Конт, Дж.Ст.Миль, Спенсер

2. Эмпириокритицизм (конец 19в) - Мах,  Авенариус.

3. Неопозитивизм (с сер 20х  гг20) - Шлик, Карнап ,Нейроз , Витгенштейн, Б.Рассел.

Основатель поз О.Конт (1798-1857). его  работа: “Курс позитивной философии” Основные идеи этой работы:

1. Попытка классиф наук. Иеархия наук должна быть выстроена от простого к сложному, при кот логическое производит историческое. Низшая ступень - наука наиболее абстрактная и обладающая наибольшей всеобщностью (математика, далее: астрономия, механика, физика, химия, физиология, социальная физика - социология)

2. Пытался определить науку по  ее предмету. Однако он исходил  при этом из кантовского идеализма,  предполагая, что науки имеют  дело с метафизика с вещью.  Так как вещи нельзя познать,  то метаф должна быть отвергнута.

3. Пытается выявить закон 3 стадий  развития познания и соответств. типы мировоззрения. а) Телеологическая  когда поведение чел определяется  буйством фантазии, верой в богов... б) Метафизическая - бог становится  субстанцией... в) Позитивная стадия - это стадия становления научного взгляд на вещи. Начинается с соединения опыта с абстрактным мышлением.

4. Позитивные науки - попытка  создания научной религии. Высшее  понятие этой рел - человечество  как целое. Прошлое, настоящее  и будущее человечества объединены мистической связью. По существу единое чел-во результат, но не предпосылка исторического процесса.

Джон Стюарт Милль (1806-1883) Основатель позитивной логики и методологии науки. Работа: “Система логики силлогистической и индуктивной”. Идеи Милля имеют социальную устремленность. Он пытается разработать такую теор знания, чтобы знания были бы научными (как в естественных науках). Существует контраст между состоянием естествозн и обществознания. Первое в цветущем состоянии, во втором - топтание на месте, одни сист сменяются др. Поэтому необходимо организовать помощь социологии со стороны естествознания. Надо методы естеств применить в социологии. Какие же это методы? Основной метод - физика. Физ. - это теоретическое знание, кот позволяет контролировать процессы, Особенность физ. - соединение опыта и теории, индукции и дедукции. Развитая физ. предполагает 2 уровня знания: 1. Эмпирические обобщения 2. Объясняющая теория. Между этими уровнями сущ. строгая лог связь – Эмпир. обобщение есть лог вывод из объяснений теории. Необходимо их взаимоподкрепление.

Метод соц. науки должен стать точной копией методов физ.

Герберт Спенсер (1820-1903) Он подобно Конту поставил зад создать синтетическую фил без самой фил. По Сп. это вся фил, но без метафизики. (т.к. метаф. - это попытка судить о мире вещей, кот непознаваемы). Стержнем единства знаний людей явл идея эволюции. Процесс эволюции означает возрастание определенности вида. Сп. выводил эволюцию из закона сохранения и превращения энергии, а последний из закономерностей сознания. т.е. псих привычки человека.

Чел имеет дело со сплошным потоком  впечатлений - этот поток - основа закона сохранения.

Он пытается применить идею эволюции при рассмотреть теорию познания: Он полагает, что наша иллюзия врожденных идей есть р-т накопленной наследственности. То, что для вида апостериорно для индивида априорно. Т.е в историческом развитии опыт приводит к возникновению нов зн., а затем это новое усиливается и передается как априорное.

Эмпириокритицизм - теория критики опыта. Главное назначение этой критики - выяснение существа дел. ЕЕ цель - очистить опыт от метафизики. Основатели Авенариус и Мах считали осн. законом познания - экономию мышления.

Пытались очистить понимание опыта  от таких понятий как материя, субстанция, необходимость причинность и др рассудочных понятий. В итоге эмпирии окр. выдвигает представление о мире как сов-ти нейтральных эл-тов и ничьих ощущений. Мир - это опыт, а структуру опыта составляющего ощущения.

Сами по себе эл-ты мира нейтральны (к материи сознанию), различие их функционально: одни и те же эл-ты мира составляет физ реальность, и в этом случае они связаны цепью физ причинности. Психолог эл-ты связаны цепью мнемонической причинности и проявляются в том, что мы называем памятью.

Т.о. Э. исходит из феноменологического понимания психического и физического понимания того, что непосредственно дано нашему сознанию, но не учитывает генезис самого сознания.

- субъективный идеализм.

Неопозитивизм или логический эмпиризм - Рассел, Витгенштейн, Шлик, Карнап, Франк, Нейрат. Главным идейным источником нп. был махизм. Но если махисты отстаивали “биолого-экономическую” теорию познания и видели в науке метод упорядочивания ощущений(элементов), то нп. выдвинули новое понимание научного познания, как лог конструкции на основе чувственных содержаний.(чувств данных). Изгоняли из ф. метафизику. Фил имеет право на существование не как мышление о мире, а как “логический анализ языка.”

Позитивисты считали основной вопрос фил а также др. коренные вопросы фил неразрешимыми из-за слабости чел разума, махисты - что осн вопрос ф. снимается и разрешается учением о нейтральных элементах, нп.- заявляют, что и осн. вопрос ф. и вообще пробл, считавшиеся ранее фил, - это мнимые проблемы, кот нужно отбросить как лишенные научного смысла.

Все наше знание о мире дают только конкретные науки. Фил не может высказать о мире ни одного нов положения, не мож создать никакой картины мира. Ее задача - лог анализ и прояснение положительной науки, в кот выражаются знания о мире.

Сведению фил к лог анализу нп. обязан Б Расселу, кот воспользовался при этом достижением матем логики. Попытавшись дать строгие определ математических понятий он пришел к выводу , что вся матем м.б сведена к логике. Далее Р придал более широкое значение методу лог анализа и объявил, что “логика - это сущность фил”. Витгенштейн развил эту идею, указав, что фил состоит в лог анализе языка.

Отождествляя всю фил с лог  анализом яз, нп. исключают из сферы фил почти вся ф. проблематику и тем самым практ. ликвидируют фил.

Одной из важн. задач явл. отделение предлож. которые имеют смысл, от тех кот лишены его с научной точки зр, и т.о очистить науку от бессмысл предложений. Нп. различают 3 типа осмысл предложений 1.высказывания об эмпир фактах (если говорят о фактах и ни о чем более) 2. предлож, содержащие лог следствия этих высказываний и построенные в соотв с лог правилами (могут быть сведены к выск о эмпир фактах) 3. предложения логики и матем ( не содержат выск о фактах, не дают нового знания о мире, неободимы для формального преобраз уже имеющегося знания)

Чтобы выяснить имеет ли предл смысл  необходим спец метод - верификация Суть в сравнении предлож с действительностью, указании конкретн условий, при кот оно истинно или ложно. Метод проверки еще и устанавливает смысл предложения “значение предложения закл в методе его проверки” Фактическая истина состоит в соотв высказывания факту. Предложения же типа “душа чел бесссмертна” бессмысленны т.к. не могут быть проверены.

Под фактами нп понимают ощущения, переживания, словом сост сознания. Утверждение о том, что роза, аромат кот я вдыхаю, материальна, равно как утверждение, что она лишь плод моего воображения - одинаково лишены смысла. Буду ли я считать ее мат или идеальной это не повлияет на факт , что я чувствую ее аромат и она не станет от этого пахнуть лучше или хуже”. Значит в проц верификации можно сравнить предложение только с чувственными содержаниями и данными ощущений или переживаний. Оказалось ,что ни один научный закон, ни одно общее утверждение типа “все люди смертны” не м.б. верифицированы, так как вер всегда относится к конкр. эмпир факту. В силу субъективизма вериф истины полож науки оказались в зависимости от оценки каждого субъекта, производ вериф. Поэтому было предложено считать предлож верифицированным, если несколько авторитетных исследов согласны считать его таковым. Т.е критерий истины - согласие исследователей.

Затем было предложено для выясн  истинности предл. сравнивать его с  друг предложениям. Понимание истины как соотв фактам начало уступать место взгляду на истину как на согласованность предложения с системой др предложений., что не мб основой знания

 

ФИЛОСОФИЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИСТОВ. (Камю. “Миф и Сизифе. Эссе об абсурде”, Сартр. “Экзистенциализм - это гуманизм”).

Экзистенциализм - Философия существования. Иррационалистическая фил. Наиболее крупные представители: М. Хейдеггер, К Ясперс, Г.Марсель, Ж.П.Сартр, А.Камю, Н.Аббаньяно.

В Герм э. стал складываться после 1 мир  войны (обстановка озлобления и уныния) Нов волна - Франция времен оккупации и после 2 мир войны.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"