Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 09:43, шпаргалка
1. Место и роль философии в культуре
2. Предмет философии. Структура философского знания: онтология, гносеология, логика и другие отрасли, их осн. предметы и задачи.
3. Философия Древней Индии и Древнего Китая.
...
40. Многополярный мир и толерантность. Глобальные перемены, проблемы и перспективы человечества. Научная футурология: методологический анализ ее возможностей.
Бог — единое, сверхмировое, сверхразумное, непознаваемое, неизреченное начало. Но, будучи непознаваем, Бог сам может открыться человеку в мистическом откровении. В состоянии такого экстаза душа непосредственно созерцает абсолютное и сливается с ним в одно целое. Средством к достижению такого экстаза является теургия (воссоединение с Божественным, медитации) и аскетизм (самоограничением, прежде всего на удовольствия и роскошь).
9. Проблемы и принципы средневековой христианской и арабо-мусульманской философии (Августин, Фома Аквинский, ибн Рушд/Аверроэс).
Наиболее емко философско-антропологические
взгляды Средневековья
Общие понятия арабо-мусульманской философии. Особым феноменом философской мысли на Востоке стала средневековая «арабо-мусульманская» философия. Арабо-мусульманская философия развивалась в контексте культуры, где доминировал ислам. Принцип единобожия (таухид), идея единства бытия и единственности мироздания стала центральной темой мусульманской теологии и философии. Религиозно-философская мысль в культуре ислама была представлена тремя основными направлениями: каламом -- схоластической теологией ислама; суфизмом -- религиозно-мистическим и пантеистическим течением мысли; фалсафой -- философией, испытавшей влияние идей античных мыслителей.
Ибн-Рушд (1126-1198) подвел итог всей предшествующей арабской философии и оказал сильное влияние на христианскую схоластику. Ибн-Рушд жил в Андалузии и Марокко, занимал должности судьи и придворного врача. Незадолго до смерти подвергся гонениям как еретик. Ибн-Рушд написал много произведений, из которых наиболее известное - "Опровержение опровержения", в к-ом он показывает, что философия и религия очень сходны в направленности своих обсуждений. И философия, и религия имеют предметом своих изысканий Бога, но рассуждают о нем совершенно различными методами. Если религия рассуждает о Боге риторически, используя образность, которая проявляется в Коране, то философия пользуется доказательным способом, т.е. наиболее адекватным.
В то же время Ибн-Рушд не выступает против самой религии. Он говорит, что вера в Бога лежит в основе нравственности, поэтому народ должен оставаться религиозным. Отнять у него религиозные убеждения значило бы оставить общество без регулирующих человеческую жизнь нравственных принципов. Народу философия не нужна. Философ должен держать свою точку зрения при себе. В области практических проблем, проблем морали и права философ должен следовать предписаниям религии, даже если он внутренне осуждает некоторые из них. Внешне же он никак не должен проявлять своего недовольства.
Ибн-Рушд убежден в объективности причинных связей; он говорит о мире как едином, целостном". Ибн-Рушд выступает против тезиса богословов о том, что каждое явление своим существованием обязано исключительно творческой деятельности Бога. Ибн-Рушд отвергает возможность непосредственного общения с Богом, отвергает мистический путь познания. Только научное познание ведет к цели. Ибн-Рушд рассматривает проблему свободы воли. Мусульманские теологи предлагали в этой связи две доктрины. Одна утверждала абсолютную несвободу человеческой воли в силу абсолютного характера божественного предопределения. Ибн-Рушд выступал против ашаритского учения о фатальной предопределенности поступков каждого человека. Вслед за Платоном Ибн-Рушд считает, что в идеальном государстве существуют три сословия: производители материальных благ, защитники от врагов и мудрецы, устанавливающие законы, управляющие государством, осуществляющие обучение и воспитание граждан.
10. Философия и наука
эпохи Возрождения: Николай
Николай Кузанский, Марсилио Фичино, Джованни Пико делла Мирандолла, Джордано Бруно
Эпоха Возрождения (ренессанс) – период XIV – XVI вв в Западной Европе. Термин Возрождение означал стремление ведущих деятелей культуры того времени возродить духовные традиции Античного мира. Но, термин Возрождение нужно понимать условно, т к в истории не возможно вернуться в прошлые эпохи. Возрождение – это поиск новых духовных ценностей, новой цивилизации и культуры на основе ценностей Античного мира. В эту эпоху изменилась вся система мировоззрения. Если в эпоху античного мира основным типом мировоззрения был космоцентризм (окружающий мир в центре познания), в эпоху Средних веков основой был теоцентризм, а в эпоху Возрождения – антропоцентризм (человек в центре познания). В эпоху Возрождения было другое понимание человека – утверждались его достоинства и свобода творчества. Представители: Леонардо Давинчи, Микеланджело, и др.
Мировоззрение
эпохи Возрождения имеет
В эпоху античного мира физический труд человека не ценился, так как он был уделом рабов и низших сословий. В эпоху Возрождения ценился любой труд человека, если он носил творческий характер.
Эпоха Возрождения была этикой нарождавшейся активной молодой буржуазии в первую очередь. Вопрос стоит о благородстве человека, которое заключается не в чужой славе, даже если этой славой является слава Бога, не в величии рода и не в скоплении богатства, а в доблести духа. Все люди равно получают от природы, каждый не меньше, чем сыновья царей и императоров, дело же состоит лишь в том, чтобы довести свою доблесть и благородство до совершенства, будь то в науке, искусстве или производственной деятельности.
Многие гуманисты отстаивают идеалы умеренного утилитаризма. Под утилитаризмом - отождествляются с пользой. Они ищут пути согласования личного интереса с интересами других. Люди должны, считают гуманисты, быть друг для друга источником радости, а это невозможно без того, чтобы основу человеческих отношений составляли любовь и дружба.
Философия эпохи Возрождения опиралась на три Великих научных открытиях того времени: 1)Гелиоцентрическая (от гелио - солнце) солнечная система. Открыл Николай Коперник. Его система противоречила учению церкви о том, что Земля является центром Вселенной. 2)Законы движения материальных тел, открытые итальянским физиком Галилео Галилеем. Он дополнил систему Коперника тем, что Земля вращается не только вокруг Солнца (смена времён года), но и вокруг своей оси (смена дня и ночи). 3)Великие географические открытия, которые подтвердили что Земля шарообразная.
В эпоху Возрождения получила дальнейшее развитие философская теория Пантеизма (IV в до н. э. Ксенофан) согласно его теории Бог является не в потустороннем мире, а в самой природе. Пантеисты не верят в личностного, антропоморфного бога или бога-творца. В пантеизме находит выражение концепция, что «Бог» лучше всего понимается в сближении с Вселенной. Одним из первых пантеистов этой эпохи был Николай Кузанский. Основными понятиями его были – единая (отдельные материальные предметы) и бесконечная (весь окружающий нас мир). Они взаимосвязаны и не существуют друг без друга. По его мнению бесконечное – это есть Бог, которое включает в себя всё, что есть в мире. Но, так как Единое и Бесконечное взаимосвязаны – Бог не является творцом мира. Следовательно, в своей философии он устранял сотворение мира Богом.
Рождение современного естествознания. Уже положения Кузанского противоречили принципам аристотелевской физики, основанной на различении высшего – надлунного и низшего – подлунного миров. Кузанский разрушает конечный космос античной и средневековой науки, в центре которого находится неподвижная Земля. Тем самым он подготовляет коперниканскую революцию в астрономии, устранившую геоцентризм аристотелевско-птолемеевской картины мира. Вслед за Николаем Кузанским Коперник пользуется принципом относительности и на нем основывает новую астрономическую систему. Согласно учению Коперника, Земля, во-первых, вращается вокруг своей оси, чем объясняется смена дня и ночи, а также движение звездного неба. Во-вторых, Земля вращается вокруг Солнца, находящегося в центр мира. Таким образом, Коперник разрушает важнейший принцип аристотелевской физики и космологии, отвергая вместе с ним и представление о конечности космоса. Вслед за Кузанским Коперник считает, что Вселенная неизмерима и безгранична; он называет ее «подобной бесконечности», одновременно показывая, что размеры Земли по сравнению с размерами Вселенной исчезающе малы.
Итальянский философ Джордано Бруно развивал дальше учения Николая Кузанского, и опирался на систему Коперника. Согласно его теории Земля – это лишь одна из планет в бесконечном космосе. Наша Солнечная система – это лишь одна из бесчисленного множества систем. Разумная жизнь возможна и в других системах. Поскольку Джордано Бруно открыто высказывал свои взгляды он был осуждён церковным судом и был сожжён на костре.
11. Философия Нового времени. Проблема метода: эмпиризм (Ф.Бэкон) и рационализм (Р.Декарт). +скептицизм (Юм)
Основные черты науки Нового времени (Идеи универсального метода научного познания): 1)наука Нового времени основана на опыте и эксперименте; 2) она неотделима от математики, поскольку выражает закономерные связи в природе с помощью чисел. 3) наука сориентирована на практическую пользу. Именно в Новое время наука становится производительной силой общества, поскольку посредством инженерной деятельности ее открытия целенаправленно внедряются в производство. А со временем она становится движущей силой обновления военной техники. Эмпиризм (от греч. — опыт) - направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему. Для эмпиризма характерна абсолютизация опыта, чувствительного познания, принижение роли рационального познания (понятий, теорий). Френсис Бэкон(1561-1626гг.) уделял очень большое внимание критике схоластики. Основная задача науки, в представление Бэкона - это познание природы. Большое место занимает проблема соотношения свободы и необходимости. “Человек становится свободным, познавая необходимость”. Бэкон выступает страстным пропагандистом науки. Цель науки - изобретение и открытие. “Знание - это сила”. Схоластика становится предметом критики, и Бэкон решает эту задачу с помощью выявления идолов - своеобразные камни преткновения, присущие схоластическому мышлению. Он выделяет четыре вида идолов, препятствующих процессу познания: 1)Идолы рода (обусловлены природой человека). 2)Идолы пещеры (заблуждения отдельного человека). 3)Идолы площади (ложные представления людей, связанные с неправильным применением слов. Люди часто вкладывают в одни и те же слова различный смысл). 4)Идолы театра (идолы авторитета- оказывает воздействие непосредственно, поэтому “каждая философская система есть сыгранная комедия”.).Первые два вида - это врожденные. Вторые два - приобретенные. Например, идолы рода. Для развития науки необходим метод. Заслуга Бэкона в том, что он предлагает новый метод. Для того, чтобы избежать ошибок, представленных в чувственном познании необходимо учитывать, что существует два рода опыта: 1)Плодоносный (тот, который дает непосредственный результат). 2)Светоносный (это ничто иное как метод, он не дает результат, но важнее первого).