Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 20:14, шпаргалка
1/Понятие мировоззрения, его структура и основные функции. Исторические типы мировоззрения.
2/Исторические типы мировоззрения:
3/Специфика философского знания. Сравнительный анализ философии, мифологии, религии, искусства и науки.
4.Структура философии (традиционная сегодня):
...
45.Философия и прогностика. Модели будущего в современной футурологии.
Как бы кстати упоминается, что согласно синергетике в основе развития не борьба, а сотрудничество.
Исторические формы диалектики:
- искусство беседы (Сократ);
- метод правильного мышления и словопрения (эллинизм);
- метод обоснований и ведения богословских диспутов (средневековье);
- универсальный метод развития
и познания бытия (якобы
- учение о развитии материи и познания (марксизм);
- учение о противоречиях
между всеобщим и единичным,
неподлинным и подлинным
- метод разрешения
противоречий между объектом
и субъектом (критическая
- признание неразрешимости жизненных противоречий (трагическая диалектика);
- идеология неприятия существующей реальности, тотальный нигилизм (негативная диалектика).
29.30.Понятие природы в философии и науке.
Природа – это якобы «весь мир в целом, все сущее». Она же (по содержанию) - синоним научным и философским категориям «бытие», «Универсум», «реальность», «Вселенная», «космос». Кроме того, в современной культуре в ходу понятия «образ природы» и «картина природы», обозначающие систему представлений о природе. (Еще бы, в современной «философии» реальность растворяется в образах, исчезает под их сумбурным нагромождением).
Философия природы разрабатывает
синтетическую концепцию
- все формы жизни должны существовать, их ценность не зависит от пользы человеку;
- люди не вправе
снижать природное
- человеческое вмешательство вредоносно;
- бережное отношение к природе - залог совместной эволюции человека и природы.
Основные модели взаимоотношения человека и природы: мифологическая (природа одухотворена и она всегда главнее людей), научно-технологическая (человек владыка природы), диалогическая (природа и человек должны взаимодействовать как партнеры ради совместного развития – коэволюции).
Люди не могут полностью контролировать природу, поэтому якобы должны отказаться от иллюзии всезнания и всемерно воздерживаться от силового воздействия на природу. Это, мол, еще в концепции Вернадского о ноосфере (сфере разума) замечено.
31. Проблема сознания и основные подходы к ее философскому анализу.
Сознание – сущностная характеристика человека (то, что делает его человеком) = способность к осмыслению (постижению, переживанию, проектированию) внешней действительности и своего внутреннего опыта.
Сознание неуловимо для внешнего наблюдения. При объективировании в языке, поведении-деятельности, мозге - нивелируется уникально-личностное. Авторы же считают, что философская реконструкция должна отражать все философские аспекты.
Видимо, поэтому авторы уверены, что философия сознания повторяетподходы к философскому анализу сознания, применявшиеся в истории европейской метафизики:
- субстанциональная концепция
- функциональная модель (
- экзистенциально-
- социокультурная парадигма (
32. Проблема генезиса сознания.
Сознание многоуровневая система из природного, личностного и социокультурного, поэтому его генезис = природная эволюция + становление культуры и общества + индивидуальное развитие.
Природное основание сознания – свойство отражения, в живой природе развивающееся так: раздражимость (недифференцированная реакция) – чувствительность (дифференцированная реакция) – психика (комплексная реакция и гибкое приспособление).
Отличие человеческого сознания от психики животных: абстрактно-логическое мышление, целеполагание, самосознание, язык. Эти отличия продукт социо- и культурогенеза.
Первичный акт сознания как человеческого мышления – оперирование идеальными проекциями объектов. Стадии развития мышления: наглядно-действенное – образно-символическое – логико-понятийное.
Онтогенез (личное развитие) сознания - повторение филогенеза (истории развития рода). Его стадии: сенсомоторная (непосредственная реакция) – дооперационная (предварительное продумывание слов-символов) – операционная (практическая реализация: реальное комбинирование).
33.Человек как предмет философского анализа.
Человек – наиболее уникальное и универсальное существо («в известном смысле он все»). Понятие «человек» трудно определить. Здесь всегда самопознание.
Человек точка пересечения самых различных проекций
бытия, в широком смысле он - единство
микрокосма (проявление основных законов природы),микротеоса (
Наиболее классической
считается триадичная модель че
Важные категории: индивид
(отдельно взятый человек), индивидуальность
(совокупность уникальных свойств), личность
(единство социально-значимых и индивидуально-
Философские стратегии интерпретации человека:
- натурализаторская (человек – неразрывная часть природы, либо ее венец, либо несостоявшееся животное);
- экзистенциально-
- рационалистическая (человек - носитель разума, тождественного разумности Мироздания или Всевышнему Разуму);
- социологизаторская (человек - не столько природный, сколько социальный продукт).
35.Познание как деятельность. Диалектика субъекта и объекта познания.
Познание – творческая деятельность человека и человечества, направленная на получение достоверных знаний о действительности. Оно же в целом - активное взаимодействие субъекта и объекта.
Субъект здесь – человек, а объект – фрагмент реальности. Предмет познания более узок, чем объект, поскольку предмет - только «конкретная проблема».Диалектика субъекта и объекта: взаимопереходы объект-субъект, влияние друг на друга.
Проблема: как ограниченный человек может претендовать на объективность и всеобщность своих познаний.
2 классических подхода к решению:
- объективно-натуралистический
(Бекон, Локк, Дидро) – познание
зеркальное отражение
- субъективно-рефлексивный
(Декарт, Спиноза, Кант, Гегель) –
познание неотъемлемая часть
и упрощенная копия
3 неклассических решения (во всех подобных решениях объект зависим от субъекта, а субъект не беспристрастен, склонен к творчеству и практической эффективности):
- социально-практическая модель (марксизм): общественно-историческая практика определяет содержание познания и изменяет его;
- лингвосемантическая
стратегия (аналитическая
- гуманитарно-диалогическая стратегия (феноменология, герменевтика): неустанное согласование внутреннего опыта - вот подлинная цель человека, а не объективность и всеобщность познания.
Постнеклассическая философия отстаивает множественность возможных интерпретаций опыта – чем их больше, тем лучше, тем конкретнее субъект подлаживается к объекту, удерживаясь от чрезмерной и пагубной агрессии в отношении природы. Кроме того, «субъект умер» - так как объелся этой многовариантной каши, а объект, слишком игнорируемый неклассиками, начал «мстить» и теперь его приходится принимать в расчет. Вот такая тяжелая жизнь у современного (постнеклассического) философа.
36.Проблема истины в познании. Классическая концепция истины и ее альтернативы.
Истина – цель познавательной деятельности. Но как определить достоверность знаний? На этот вопрос в разных концепциях разные ответы.
Классическая (
Начиная с Канта, все чаще истину описывают не столько как объективное, сколько как субъективное состояние. Этому сильно способствовал кризис в физике XIX-XX вв., разрушивший веру в нейтральный статус реальности «теорией относительности» и «квантовой механикой».
Концепции неклассической философии (все они релятивны и вероятностны, ставят истину в зависимость от субъекта):
- марксизм: истина относительна (с элементами абсолютного), субъективна по форме и исторически конкретна, критерий истинности – практика;
- семантическое определение истины (Тарский): истинно высказывание, адекватное своему предмету и непротиворечащее другим высказываниям, истинность всего проверяют путем создание абсолютно непротиворечивого метаязыка;
- когерентная концепция (Нейрат, Карнап): знания должны быть взаимосогласованы без логических противоречий;
- конвенционалистская концепция (Пуанкаре, Кун): истина – то, что признано (согласовано) научными авторитетами (критерии, которыми руководствуются авторитеты, авторы не сообщают);
- прагматическая концепция (Пирс, Дьюи): истинно все, дающее уверенность и приносящее успех;
- феноменологическая концепция (Гуссерль, Хайдеггер, Сартр): истина - согласованность внутреннего опыта.
Постнеклассические философии проблему истины переносят из гносеологии в социально-политический дискурс: истина - часть идеологии, и к любым претензиям на абсолютность надо относиться иронично, предпочитая то, что сглаживает социальное напряжение.
Авторы призывают применять все концепции, учитывая сложность мира и то, что неклассическая философия якобы преодолела оппозицию «истина-заблуждение»!
37.. Научное познание и его специфические признаки.
Специфика научного познания постигается при сравнении с повседневным (обыденным) познанием. По субъекту: в повседневности кто угодно познает – в науке профессионал. По объекту: там обыденное знание приобретается – здесь законы действительности и даже прозревание будущего. По способу: в быту познают ненарочно – в науке целенаправленно, экспериментируя, осмысливая с помощью спецязыка. По результату: вне науки банальности – а в ней якобы всегда нечто новое.
. Структура научного знания.
Уровни структуры научного знания отличаются спецификой методов, методологией. Метод – совокупность правил, приемов и способов познания и преобразования действительности. Методология науки – система всех методов.
Основные уровни структуры научного знания:
- эмпирический: постижение внешних (эмпирических) фактов
и зависимостей через наблюдение (прямое и косвенное), сравнение (
- теоретический: выявление внутренних и существенных
связей (законов) и проблем, создание гипотез
и теорий посредством мысленного
эксперимента,идеализации, форм
- метатеоретический: установление общих характеристик объектов (предметный аспект) и способов их познания (рефлексивный аспект), то есть создаются картины мира, идеалы и нормы науки, философские основания науки – все это через отраслевую и философскую рефлексию.
38.Понятие метода и методологии. Основные методы и формы научного познания.
Метод – совокупность правил, приемов и способов познания и преобразования действительности. Методология науки – система всех методов, а также учение о методах.