Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 20:14, шпаргалка

Краткое описание

1/Понятие мировоззрения, его структура и основные функции. Исторические типы мировоззрения.
2/Исторические типы мировоззрения:
3/Специфика философского знания. Сравнительный анализ философии, мифологии, религии, искусства и науки.
4.Структура философии (традиционная сегодня):
...
45.Философия и прогностика. Модели будущего в современной футурологии.

Вложенные файлы: 1 файл

2.doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

Общечеловеческие методы познания, присущие и науке, – это  анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и обобщение, аналогия, моделирование.

Основные методы (формы) специфически научного познания:

- эмпирический: постижение  внешних (эмпирических) фактов и  зависимостей через наблюдение (прямое  и косвенное), сравнение (непосредственное  и опосредованное), измерение (прямое и косвенное), эксперимент (натуральный, модельный, поисковый, проверочный), описание;

- теоретический: выявление  внутренних и существенных связей (законов) и проблем, создание  гипотез и теорий посредством  мысленного эксперимента, идеализации,  формализации (формул, графиков, абстрактно-символических моделей и т.п.), восхождения от абстрактного к конкретному (то есть сборка абстрактно-исчерпывающего образа всего и вся из его же абстрактных черт), аксиоматики (постулаты, аксиомы), гипотетико-дедукции (проверки дедуктивных выводов), историко-логических исследований (логика процесса, эволюции);

- метатеоретический:  установление общих характеристик  объектов (предметный аспект) и способов  их познания (рефлексивный аспект), то есть создаются картины  мира, идеалы и нормы науки, философские основания науки – все это через отраслевую и философскую рефлексию.

Здесь же уместно говорить о:

- формальной и математической  логике как методах науки;

- всей гносеологии  как основе научного познания, как идеальном плане человеческой практически-преобразующей деятельности;

- о методах обоснования  (прямых и косвенных доказательствах,  подтверждениях, критике, объяснении) и методах открытия (исследования, догадки и их экспериментальные  проверки).

 

 

 

 

 

 

 

 

39. Общество как объект философского анализа. Основные исследовательские программы.

Социальная философия  изучает общество как целостную  систему, выявляя его сущность, качественное своеобразие, цели, идеалы, механизмы  социогенеза, динамику и смысл истории.

Комплекс определений общества:

1) выделенная из природы  и взаимодействующая с ней  реальность;

2) система человеческой  деятельности;

3) система взаимодействия  между людьми;

4) система социальных  коммуникаций;

5) определенный этап  истории.

Структурные элементы общества: индивиды, группы, общности, институты. Это сложное взаимодействие объективных и субъективных факторов.

Фундаментальная социально-философская  проблема: найти основу общественного согласия.

Основные исследовательские (научные) программы (различаются прежде всего методологией):

- натуралистическая программа: эталон – естествознание, общество рассматривается по аналогии с природой, уподобляется чему-то механическому, химическому или биологическому. Здесь общество формируют географические, природно-национальные, природно-космические и биологические факторы;

- социологическая программа: подчеркивает качественную специфику общества как надындивидуальной реальности. Здесь доминируют экономика, обмен-взаимодействие, социальные связи и коммуникации;

- культурно-историческая программа: основана на принципиальном различии наук о природе и наук о духе (в том числе социальной философии) – дескать, социальное уникально и индивидуально всегда, а природное – имеет общие законы;

- психологическая и социопсихологическая программа: приоритет психологическим факторам (индивидуальной и групповой психике).

 

40. Социальная структура общества и ее основные типы.

Комплекс определений социальной структуры:

1) совокупность относительно  устойчивых общностей людей;

2) формы организации  совместной деятельности;

3) система связей и  взаимодействий.

В широком смысле - это система основных социальных сфер вообще(экономической, политической, духовной и т.д.), в узком – структура некоего конкретного общества, то есть конкретные социальные группы и их взаимоотношения.

Основные компоненты социальной структуры: индивид, общность(группа, класс, страта и т.п. с общими признаками - пол, возврат, собственность, образование, профессия и др.), социальный институт (система органов, механизмов и норм, регулирующих общественные отношения).

Традиционные типы социальных структур (различаются компонентным составом):

- этническая (род, племя, народность и нация): по мере развития обществ кровнородственное единство сменяется социально-территориальным, поддерживаемым общностью территории, экономической жизни, культуры, психологического склада, языка, национального самосознания;

- демографическая (народонаселение области, страны, региона, континента, планеты): важнейшие демографические показатели – численность, плотность, темпы роста, половозрастная структура, миграционная мобильность населения;

- поселенческая (типы поселений: сельские и городские): различаются эти типы образом жизни, условиями быта, характером труда, досугом, возможностями удовлетворения духовных потребностей. Ныне городская часть растет за счет сельской;

- социально-классовая (классы отличаются МОРСом: местом в системе производства, отношением к средствам производства, ролью в организации труда,способом и размером получения доходов);

- стратификационная (многомерная система дифференциации населения по классам слоям и группам): здесь два типа мобильности: горизонтальная (в пределах той же страты) и вертикальная (с изменением страты, статуса);

- профессионально-образовательная: группы делятся по уровню образования и профессиям.

 

41.Направленность исторического процесса. Линейные и нелинейные интерпретации социальной истории.

Одна из важнейших  проблем философии истории - направленность и периодизация исторического процесса. Есть два типа интерпретации направлений развития истории: линейные и не линейные (циклические).

Нелинейные интерпретации появились раньше как мифологическое «колесо истории», повторение космических циклов. Первым научным приверженцем этой интерпретации авторы называют Вико (XVIII в.), выделявшего 3 цикла истории: божественная стадия (власть жрецов без государства), героическая стадия (аристократическое государство) и человеческая стадия (демократия), вырождающаяся в первобытное состояние, где все сначала.

В неклассической философии  возобладали цивилизационно-циклические модели: например, культурно-исторических типов Данилевского, морфологии культуры Шпенглера и локальных цивилизаций Тойнби. Общее в этих моделях: отказ от единообразного развития, приоритет духовно-мировоззренческих факторов, жизненные циклы.

Линейные интерпретации исторического процесса восходят к христианству: «стрела времени» и единство судеб человечества. Два основных вида: прогрессизм (просвещение, немецкая классика) и регрессизм.

Для неклассического  прогрессизма характерно: придание большого значения материально-производственным факторам, гарантиям прогресса (прогресс абсолютизируется) и универсальности социальных законов.

В зависимости от единицы периодизации выделяют:

- формационный подход (марксизм, где формации классово-экономического характера и сменяют друг друга так: первобытно-общинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический строй);

- цивилизационно-стадийный  подход (постиндустриальный и информационный), где признаки цивилизации – города, государство и письменность; выделяется доцивилизация и три типа цивилизаций (доиндустриальная, индустриальная и постиндустриальная (информационное общество).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 42.Техники как объект социально-философского исследования.

Первые рассуждения  о технике еще в античности. Техника там – рукотворная  реальность. В новое время осознали специфичность техники, как новой  природы, мастерской – на фоне старой природы – кладовой.

Философия техники сложилась  во второй половине XIX в., потому что  множились технические науки, и  бурно шел научно технический  прогресс.

С 1960 годов техника  – объект системного философского исследования (в связи с научно-технической  революцией).

Проблемное поле: в чем сущность техники, каков ее статус в человеческой деятельности и культуре, что такое технический прогресс, в чем технические угрозы природе, как управляется техническое развитие, какова специфика технических наук и их логики.

Техника – исторически развившаяся совокупность искусственных средств (орудий, устройств, навыков) для преобразования природы с целью удовлетворения человеческих потребностей. Базовые характеристики: искусственность и инструментальность.

Техника занимает промежуточное положение между человеком и природой: поэтому ее объясняют либо как развитие природных форм, либо как развитие человеческих органов.

В технике выделяют объективное (орудия, машины, системы, коммуникации) и субъективное (знания, навыки, технологии). Технику в целом делят на производственную, военную, транспорт и связь, научную, образовательную, медицинскую, культурно-бытовую, управленческую.

Технический прогресс таков: ручные орудия – машины – автоматы. И таков: неолитическая революция  – промышленная революция (XVIII в.) – научно-техническая революция (с середины XX в.). Причем понятие «технический прогресс» более емкое, чем «научно-технический прогресс», и охватывает чуть ли не всю историю человечества.

В современной философии 2 концепции: техницизм или технократизм (где наука и техника - двигатели социального прогресса, способные решить все проблемы) и антитехницизм (где техника - угроза социальному и культурному прогрессу, превращающая человека в безмозглый винтик Мегамашины).

 

44. Кризис техногенной цивилизации и глобальные проблемы современности.

С XVI-XVII века начало техногенной (западной) цивилизации. Ее существенные признаки:

- приоритет развитию  науки, техники и технологий;

- ориентация на инновации;

- идеал человек-преобразователь;

- подчинение природы человеку;

- прогрессизм;

- увеличение темпов  социальных изменений.

Но в XX веке стало очевидно, что кроме позитива (повышение  производительности труда, уровня жизни  и образования) техногенная цивилизация  несет негатив (экологический, антропологический  и культурный кризисы, средства массового уничтожения, подавление биосферы техносферой).

Техногенная культура отчуждает  человека от природы, людей друг от друга, и всех нас от культуры. Поэтому  надо сменять техногенные приоритеты.

Глобальные проблемы современности затрагивают все человечество, то есть планетарны, грозят человечеству деградацией и гибелью, требуют солидарности всех людей, а также быстрого и эффективного реагирования. Такие проблемы есть:

- во взаимодействии  общества и природы (экология);

- внутри общества (социально-политические – война-мир и социально-экономические - нищета);

- между человеком и  обществом (демографические, медицинские,  сохранения культурной и национальной  самобытности).

Для исследования этих проблем  в 60 годы XX в. стали появляться международные, государственные и неправительственные организации, особо Римский клуб (1968 г.) с его манифестом коллективной глобальной ответственности, где истинные пределы роста определяются в первую очередь экологическими, биологическими и культурными критериями. Ласло сформулировал концепцию глобальной солидарности.

По отношению к глобальным проблемам различаются позиции  технократизма (приоритет научно-техническому прогрессу) и технопессимизма (зеленые, антиглобалисты и т.п. обвиняют прогресс в главных бедах современного человечества).

 

45.Философия и прогностика. Модели будущего в современной футурологии.

Прогностика - теория и практика прогнозирования, а в узком смысле наука о законах и способах разработки прогнозов. Ее теоретическое ядро – философия.

Здесь выявляются зерна  и предпосылки (потенциалы) будущего, содержащиеся в настоящем. Для этого  делается оценка имеющегося, выявляются тенденций и строятся модели развития.

Футурология (от латинского futurum — будущее и греческого логос  — слово, учение) - область научных знаний, охватывающая перспективы природных и социальных процессов, предсказывающая будущее Земли и человечества.

Методы прогнозирования:

- экспертная оценка;

- экстраполирование (распространение  тенденций прошлого-настоящего на  будущий период) и интерполирование (отыскание промежуточного состояния по известным начальному и конечному положению);

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"