Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 11:38, шпаргалка
Предмет философии науки. Концептуальная модель философии науки
Наука в культуре современной цивилизации
Границы науки. Наука и философия. Наука и религия. Наука и искусство
Наука и вненаучные формы познания. Наука и антинаука, лженаука, псевдонаука
«Человек — мера всех вещей» - Протагор.
Хайдеггер: «Эпоха становится новой, а время называется новым временем, когда человек сам для себя и от себя задает меру сущему».
Вещь лишается не только смысла, но и качеств: запаха, цвета. «Материя стала унылой штукой».
Природа понимается как однородное, изотропное бесконечное пространство. Материя ≡вещество.. Сформировалась новая картина мира. Человек выброшен из природы. «Распад космоса» - вот в чем состоял революционный переворот, который изменил человеческий разум после изобретения космоса греками.
Декарт «Мир»: что начинает представлять собой мир? Его размышления опираются на Коперниканские , Галлилеевские. Декарт: «Мыслю значит существую». Дуалистическая картина мира (декартовский каркас). Мир: (1) противоположность – пространство заполненное веществом – изучает наука); (2) мышление (когета) – человек обладает мышлением.
Теория познания (гносеология) и теоретическая наука познания (эпистемология) являются не самодостаточными, они базируются на некоторых онтологиях (определенных представлениях о мире) => природа подобна механизму.
Познать – знать как измерить. Образы природы динамичны и историчны по эпохам. Познавательная нотка обусловлена конкретными онтологиями. Первая наука – механика, основные черты обусловлены представлением об объекте научного познания (природы).
Человек подчиняется следованию авторитетам, а новое время для человека характерно рефлексивное мышление (метод о методе).
1.Человек называется «self-
2. Доверие через себя к вере => и доверие к познанию. Сосредоточенность на внутреннем опыте являлось психологической практикой, способствующей формированию естествознания. Каждый учился контролировать своё бытие.
Когда атомизм бытия был
Экспериментальный метод (рациональность нового типа, понимаемая как измерение). Творцами научного метода были Коперник, Галилей, Беккон, Декарт, Кеплер Ньютон. Следовательно естествознание зарождалось как практика, радикально реформирующая рациональные знания, разум.
Коперник: гелиоцентризм – начало нового мировоззрения, в котором человек смотрит «с позиции Господа Бога». Такая позиция достигалась двумя требованиями:
Унифицированное объяснение, на основе единого принципа (для объяснения движения небесных тел один единый принцип);
Объединение земного и небесного (принцип Коперника, лежащий в основании науки, согласно которому не существует привилегированных мест в пространстве. Этот принцип дает возможность сформировать мир и описать мир с нечьей точки зрения).
Антропоцентризм – не совместим с научным мировоззрением.
«Коперник открыл не только новую вселенную, он открыл новую позицию ума, таящую в себе новые понятия порядка, мира знания» -Ахутин.
Галилей «учил воображать невообразимое». Этот опыт основан на теоретических предпосылках, а его опыт является математика (движение подчиняется числовому закону).
Самое лучшее из всех доказательств есть опыт, если он коренится в доказательстве.
6. Типы научного знания (физический, биологический, математический, гуманитарный)
Математический стандарт научности: Выдвигаются на первый план:1. Логическая ясность; 2. Дедуктивный характер построения данных (получение результатов из логически построенных предпосылок); 3. Непротиворечивость (обобщение).
Представление о научности, как ясным и точным, дается математическим построением, т.к. добиваемся четкости и однозначности за счет абстрагирования от неважных вещей.
Математический тип научности характеризует не только математические знания, он распространен почти везде. Однако не все требования выполнимы в случае физического знания. Если теория и опыт противоречат друг другу, то физик не спешит отказываться от теоритических знаний в отличии от математика.
Физический тип научности: Исторически формирование начато Ф. Беконом, основоположником индуктивного метода (от частного к общему). Самое лучшее из всех доказательств есть опыт, если он коренится в доказательстве. Изначально представлена механика, а потом уже другие дисциплины.
Критерии научности:
1. Объективность. 2. Основные методы получения и подтверждения знаний: наблюдаемый эксперимент и т.д. 3. Воспроизводимость опыта. 4. Критерий интерсубъективности. Результат будет тем достовернее, чем меньше содержит субъективных привнесений. 5. Научное знание нацелено на поиск истины. Нацеленность на поиск истины – это проверка научного знания. 6. Универсализм научной теории, научного знания связан с тем, что научные законы применимы к любым объектам (они универсальны).
Эти критерии были сформулированы позитивистами на основе физического типа научности. Критерии рассматривались как основные, это выразилось в доктрине физиколизма и редукционизма. Редукционизм – методически исследованная стратегия по обеспечению зарождения науки
Биологический тип научности
Объект биологии не только специфичен к живому, он еще и целесообразен. Функция объекта биологии отличается от функции физических систем своей целеустремленностью. Для описания живого организма не достаточно дать каузальное объяснение.
Специфика биологического познания по сравнению с физической проявляется не только в разных взглядах на объект, но и на теорию. Так Майр отмечает, что теория может предсказывать в той же мере, как описывать и объяснять, идет от физики. А в биологии дело обстоит иначе: теория естественного отбора позволяет описывать, но не дает возможности делать предсказания.
Гуманитарный стандарт научности
М. Фуко – 19 в. формирование гуманитарной науки.
Метод гуманитарных наук – герменевтика
(от ГЕРМЕСа) – это наука о понимании
или специфический метод
Гуманитарные науки обозначили перестройку эпистемы, поворот вектора мышления от представления к анализу смысла и значения, от предметности к вопрошанию. Гуманитарные науки проясняют как человек может быть связан с вещами.
Реальность данная нам как принадлежность
к языку.Язык понят как образ
мира, способ мироистолкования, предпосланный
любому акту рефлексии. Это привело
мышление на новый уровень –
7. Эмпиризм и рационализм об источниках знания
В новом времени, начиная с XVI в. вся философская проблематика делает акцент на гносеологию — учение о познании.
Главная задача философии того времени обоснование бытия Бога. Основной вопрос — борьба материализма и индивидуализма. А в новое время: эмпиризма и рационализма в вопросах что есть источник знания, а что есть познание.
Эмпиризм предполагал, что источником знания является опыт. Сторонники эмпиризма считали чувств познание главным и даже единственным источником знаний (Бэкон, Беркли, Локк, Юм).
Бэкон различает 2 вида опытов: 1. “плодоносные” - цель - принесение непосредственно пользы человеку, 2. “светоносные” - цель не непосредственно польза, а познание законов и свойств вещей. Бэкон. различает 4 вида таких заблуждений. или идолов - рода, пещеры, рынка , театра.
Локк: с самого начала мы имеем на одной стороне вещи, а на др - человека, совершенно лишенного знания. Вещи природы воздействуют на его органы чувств и вызывают в организме ответную реакцию - сначала в виде самостоятельно сущ ощущений.
Юм отличает восприятия органов чувств от восприятия мозга. Опыт относится к отношению восприятия в нашем сознании. Выделяет следующие отношения:
Рационализм (от лат. ratio - разум) - философское воззрение, признающее разум (мышление) источником познания и критерием его истинности. Рационалисты рассматривали источник познания как мышление само по себе. Рационалисты (Декарт, Спиноза, Лейбниц, Кант, Гегель) приписывали решающее значение рациональному познанию, не отрицая и значения чувств познания в кач механизма связи разума с внешним миром.
Декарт (дуалист) - математик, физик. Понимание человека - бездушный телесный механизм и мыслящая душа + воля. В теории познания Декарта. объявляет самой достоверной истиной истину о существовании сознания, мышления: “Я мыслю следовательно Я существую”. В учении о бытии он не только признает сущ духовной субстанции, но и утверждает, что над ними обеими в качестве высшей субстанции пребывает бог. В познании главную роль играет разум — рационализм.
Спиноза учил, что сущ лишь одна субстанция - природа, кот является причиной самой себя. Природа является с одной стороны природой творящей, а с др. - природой сотворенной. Как природа творящая она есть субстанция, или, что тоже самое - бог. Отождествляя природы и бога, Спиноза отрицает сущ. сверхприродного существа, растворяет бога в природе и тем самым обосновывает материалист. понимание природы.
Природная сущность сама по себе, независимо от ума и вне ума. Бесконечный ум мог бы постигать бесконечность субстанции во всех ее видах и аспектах. Но наш ум не бесконечен. Поэтому он постигает существование субстанции как бесконечную лишь в 2 аспектах: как протяжение и как мышление (атрибуты субстанции).
Человек как предмет познания, не составляет никакого исключения. Человек есть существо, в котором модус протяжения - тело, соответствует модус мышления - душа. В любом случае человек - часть природы.
Лейбниц считал что каждая субстанция или сила есть единица бытия или монада. Монада - духовная единица бытия, духовный атом. Число является внешним выражением духовной сущности монады, выражается в ее пассивности, ограниченности.
Центральное понятие теории Лейбница - понятие о “малых перцепциях”, т. е о бесконечно малых разностях между ступенями развивающегося сознания=>монады всегда: 1. чревато будущим и 2. обременено всем ее прошлым.
8. Позитивизм как теория познания: этапы развития позитивизма
Понятие “позитивизм” обозначает призыв к философам отказаться от метафизических абстракций и обратиться к исследованию позитивного знания.
Позитивизм возникает в 30-40-х годах 19 в. во Франции. Родоначальником этого течения является О. Конт. Он сформулировал закон о трех последовательных стадиях интеллектуальной эволюции человека: теологической, метафизической и позитивной.
Позитивизм исходит из резкого противопоставления эмпирического и теоретического уровней познания, их роли по отношению к проблеме реальности.
Позитивисты ставят проблему демократизации — отделения решения задач от философской спекуляции.
Выделяют 3 волны позитивизма:
Критерии научности:1. Объективность,
2. Универсализм, 3. Интерсубъективность
(в научных высказываниях
9. Трансцендентализм и феноменология (И. Кант, Э. Гуссерль)
Трансцендентализм
Трансцендентальный (по Канту(1724-1804)) – относящийся к априорным условиям познания. То, что является всеобщим, предшествует опыту и предназначено для того, чтобы сделать возможным опытное познание.
Трансцендентальное противоположно эмпиризму. Трансцендентное – Иманентному.