Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 19:03, шпаргалка

Краткое описание

1. Философия и мировоззрение.
2. Проблема происхождения философии.
3. Материализм и идеализм как философские направления.
4. Диалектика и антидиалектика.
5. Роль философии в жизни общества.
6. Философия и наука. Философия как наука и искусство.

Вложенные файлы: 1 файл

2. Проблема происхождения философии. Мифогенная, гносеогенная, м.doc

— 331.50 Кб (Скачать файл)

 

 

11. Философские учения Древнего Китая. По мнению древнекитайских философов - мир возник из хаоса. Утверждалось, что два духа: инь (женское начало) и янь (мужское начало) упорядочили бесформенный хаос, породив при этом мир. Предполагается существование некоего эфира, состоящего из материальных частиц ци. В результате воздействия на этот эфир духов инь и янь, получаются тяжёлые, женские частицы – инь-ци и мужские, лёгкие частицы – янь-ци. Эти частицы порождают пять первоначал, из которых формируется всё существующее. Это следующие первоначала: Вода, Огонь, Дерево, Металл, Земля. В философских взглядах древнего Китая складывается представление о Дао. Дао – это безличная мировая закономерность, которой подчиняются и природа и люди. В VI-III-ем веках до нашей эры в жизни Китая происходят значительные изменения. Древнейший Китай включал в себя 24 княжества, но уже к I-ому тысячелетию до нашей эры в Китае насчитывалось 156 княжеств. Все эти причины повлияли на древнекитайскую культуру и философию, обусловив борьбу различных философско-политических школ. Китайские философы в основном занимались проблемой достижения порядка в обществе. Наиболее влиятельными философско-политическими школами были последователи следующих учений: Даосизм, Конфуцианство, Моизм, Мин-цзя, Фа-цзя. Основателем конфуцианства является Кун-Цзы. Кун-Цзы основал идею «исправления имён». Это идея состояла в том, чтобы попытаться привести явления к их былым значениям. При всех отклонениях от нормы, считал Конфуций, следует обязательно к ней вернуться. Кун-Цзы стремится к устранению следующих четырёх зол: Жестокости, Грубости, Разбоя, Жадности. В конфуцианской философии подчёркивается идея чжун («преданность») – идея покорности. Также подчеркивалась необходимость почитать правителя, родителей и старших братьев младшими. Основателем даосизма является Лао-Цзы (в переводе с китайского языка означает «старый учитель» или «седой ребёнок»), родившийся в 604-ом году до нашей эры. Центральное понятие учения даосизма – Дао – всеобщая закономерность мира, первооснова и завершение всего существующего. Учение даосизма склоняется к фаталистической точке зрения: люди не должны противодействовать действию Дао, так как их усилия могут привести к обратным, нежелательным результатам. Разумное поведение, согласно даосизму, это стремление к спокойствию, к умеренности. В основу концепции управления даосизм полагает концепцию недеяния. Познание для последователей учения Дао не имеет значения, так как они считают, что чем больше человек знает, тем дальше он уходит от истинного Дао.

 

12.Философские школы Древней Индии. Согласно  традиционным принципам классификации, принятым большинством ортодоксальных индийских мыслителей, школы и системы индийской философии разделяются на два обширных лагеря — ортодоксальные {астика} и неортодоксальные {настика}. В современных индийских языках слова «астика» («astika») и «настика» («nastika») обозначают соответственно «теист» и «атеист». Однако в философской литературе, написанной на санскрите, словом «астика» обозначали тех, «кто верит в авторитет вед», или тех, «кто верит в жизнь после смерти». Эти слова употребляются здесь в первом смысле. К первой группе принадлежат шесть  главных философских систем: миманса, веданта, санкхья, йога, ньяя и вайшешика. Они считаются ортодоксальными  не потому, что допускают наличие  бога, а потому, что признают авторитет  вед. Так, например, хотя школы мимансы и санкхьи отрицают существование бога как творца мира, они все же считаются ортодоксальными, так как признают авторитет вед. Перечисленные выше шесть систем относятся к главным ортодоксальным системам. К числу неортодоксальных систем относятся  главным образом три основные школы — материалистическая (типа чарвака), буддийская и джайнская. Их называют неортодоксальными потому, что они не признают авторитета вед. Веды представляют собой самые ранние произведения индийской литературы, и на всем последующем развитии индийской мысли, положительно или отрицательно сказалось их влияние. Одни философские системы признавали авторитет вед, тогда как другие отрицали его. Хотя  школы санкхьи, йоги, ньяйи и вайшешики  строили свои теории на основе обычного человеческого опыта и размышления, они в то же время не оспаривали авторитета вед и стремились показать, что текст вед находится в полном соответствии с их собственными, основывающимися на разуме теориями. Школы чарвака, буддийская и джайнская, возникшие главным образом в противовес учению вед, естественно, отвергали их.

 

13. Мифологическая картина мира у древних греков.Сущность греческой мифологии становится понятной только при учете особенностей первобытнообщинного строя греков, воспринимавших мир как жизнь одной огромной родовой общины и в мифе обобщавших все многообразие человеческих отношений и природных явлений. Греческую мифологию следует рассматривать не как привычную и неподвижную картину, но в постоянно изменяющемся в социальном и историческом контексте античного мира. Образы Аполлона, красивого юноши с лирой в руках, Афродиты, исполненной женственности и привлекательности, Афины Паллады, покровительницы справедливых войн, относятся к определенному периоду развития греческой мифологии. Такими периодами являются: хтонический, или доолимпийский, дофессальский; фессальский, олимпийский, классический или героический. В героический период происходит централизация мифологических образов вокруг мифологии, связанной с горой Олимп, и начинается переход к художественно развитому и строгому героизму. В дальнейшем наивная мифология – своего рода единственная форма первобытного мышления – гибнет как самостоятельное творчество и приобретает служебный характер, став одной из форм художественного выражения разного рода религиозных, моральных и философских идей рабовладельческой полисной идеологии. Процесс жизни воспринимается первобытным созданием в беспорядочно нагроможденном виде, окружающее материализуется, одушевляется и населяется какими-то непонятными слепыми силами. Поэтому древнейшую мифологию можно назвать хтонической. Сам человек мыслился вполне фетишистски; его духовная жизнь целиком отождествлялась либо с его функциями, либо со всем человеческим организмом. По мере развития человек начинает интересоваться вопросами производства вещей, их составом, их смыслом и принципами их строения. На этом заканчивается доолимпийский период мифологии. Вслед за ним идет олимпийский период, или классика. Завораживающий мир расцвета богов и героев. Поздний героизм: греческая мифология пришла к самоотрицанию. Человек стал увереннее чувствовать себя в окружающем мире, и мифы стали терять свою «достоверность», превращаясь в сказки, поэмы, песни и театральные постановки.

14.Милетская школа древнегреческой философии: Фалес, Анаксимен, Анаксимандр. Милетская школа – 1ая греческая философская  школа, основанная Фалесом в Милете (в Ионии, в Малой Азии). Фалес: первоначалом считал воду, все из воды. Все рождается из влажного семени. Все что вокруг – не мертво, а полно одушевления, везде – «Боги», все имеет душу. Душа материальна. Является источником движения вещей. Приводил как примеры магнит и янтарь, которые способны двигать предметы. Анаксимандр: Первоначало – единая, первичная, вневременная субстанция АПЕЙРОН – вещественное начало, лишенное границ. Apeiron с греч – «неопределенное». Апейрон превращ в различ земные стихии, они переходят друг в друга. Все события происходят в процессе борьбы тепла и холода. Живые существ возникают в процессе выпаривания солнцем влаги (из морского ила под воздействием солнечного света). Человек произошел от рыб! Анаксимен: начало всего – воздух. Разряженный воздух – это огонь, сгущенный – воды, земля, камень. Душа тоже из воздуха. Воздух бесконечен. Итог о милетской школе:она являлась рационализацией мифа, характеризовалась пантеизмом (Бог = природа),человек рассматривался скорее как имеющий скорее физич, а не биологич природу (так как произошел из воды и т д),хар-зя также гилозоизмом – любое материал тело обладает душой, философы пытались дать целостную картину мира, когда частности и детали были неизвестны, все они были монистами, то есть принимали за первоначало одно явление.

15. Элейская школа древнегреческой философии: Парменид, Зенон. Апории Зенона. Элейская школа получила свое название по греческому городу Элее на юге Италии. Ксенофан, Параменид, Зенон– представители элейской школы. Главная мысль – отрицание чувственного познания.Ксенофан:первовещество – земля.-Бог – абсолютный, вечный, бесконечный Космос, сливающийся с природой,следовательно Бог непохож на человека. Бог – не чувственный образ, а понятийная конструкция. Мир является воплощением свойств Бога.-Отрицал чувственное познание. Ч. п.  – видимость, а познать сущность мира можно только мыслью. Параменид:- Ничто не меняется! Бытие не возникло и никогда не погибнет. Бытие не имеет частей. Бытие совершенно и неподвижно.- Думать = быть. Бытие – то о чем можно думать и говорить. О небытие нельзя ни думать ни говорить, след-но оно не существует вообще. Чувственное восприятие рождает мнение, мышление рождает истину.- Мир: 2 первоматерии – светлый и деятельный огонь и темная пассивная масса.Зенон:- диалектика.- 40 апорий (парадоксов, затруднений). Например, одно зерно звука не издает, а мешок зерен – издает.- чувств восприятие ведет к противоречивости. По логике вещей одно зерно должно издавать звук во столько раз меньший, во сколько оно, зерно, меньше мешка зерен. Но мы ведь не слышим – значит чувств восприятие нас обманывает!- Разум – оружие достижения истины. Из четырех десятков апорий наиболее известны апории о движении: «Дихотомия», «Ахилл и черепаха», «Стрела и Стадий» (Движущиеся тела). Все эти апории представляют собой доказательства от противного. Вместе с вариантом их решения изложены у Аристотеля. В «Дихотомия» и «Ахилл и черепаха» предполагается бесконечная делимость пространства. Так, как бы быстро ни бежал Ахилл, он никогда не догонит медленную черепаху, потому что за то время, которое ему потребуется для того, чтобы пробежать половину намеченного пути, черепаха, двигаясь без остановки, всегда будет отползать еще немного, и этот процесс не имеет завершения, ибо пространство делимо до бесконечности. В двух других апориях рассматривается несводимость непрерывности пространства и времени к неделимым «местам» и «моментам». Летящая стрела во всякий фиксируемый момент времени занимает определенное место, равное своей величине – получается, что в рамках самого неделимого момента она «покоится», и тогда получается, что движение стрелы состоит из суммы состояний покоя, что абсурдно.

 

16. Античная диалектика. Майевтический метод Сократа. Гераклит. Философия зародилась в странах Древнего Востока: Индии и Китае в I веке д.н.э. Европейская философия возникла в Древней Греции в V веке. Она развивалась в тесной связи с конкретными знаниями о природе. Специфика др.греч. философии: стремление понять сущность природы, мира в целом. Главный вопрос о первоначале мира: из чего все произошло. Фалес считал, что все вещи рождаются из воды, а разрушаясь, опять превращаются в воду, испарения воды питают Солнце, звезды… По Гераклиту огонь выступает в качестве начала Вселенной, он бытия, т.к. пребывает всегда равным самому себе, неизменным во всех превращениях  и как первоначально, конкретная стихия. Мир – упорядоченный Космос, он вечен и бесконечен. Он ни кем не был создан, он просто был, есть и будет есть вечно живим огнем. На основе превращений огня и строится космология Гераклита. Предметы и явления природы рождаются из Огня и, исчезая, вновь обращаются в огонь. Все изменения мироздания происходят подчиняясь необходимости. Необходимость – это всеобщий закон – ЛОГОС. Логос Гераклита есть выражение логической структуры Космоса, образа мира. Вся природа, не останавливаясь, изменяет своё состояние, вся жизнь - это Движение. Сократ (469 — 399 г. до н. э) открыл ту объективную меру, которой классическая европейская философия на протяжении веков будет мерить человека, определяя его низость и, наоборот, его величие. По убеждению Сократа, справедливо не то, что делает и решает «большинство», а то, что соответствует сути общественной добродетели. Сократ выражал суть своих взглядов на человека и добродетель. Вопрос о сути человеческой жизни становится главным в учении Сократа. Сократ предлагает осваивать добродетель, не подражая внешнему, а разбираясь во внутреннем, в своей душе. Наиболее мудр тот, кто понимает: «Я знаю, что я ничего не знаю» - сомнение в своих знаниях. Иногда при анализе метода Сократа выделяют опровержение — прием, которым пользуется Сократ, демонстрируя собеседнику противоречивость его собственных тезисов. Метод Сократа — это майевтический диалог. Главный смысл его действий — помочь собеседнику в осознании сути добродетели. Зная суть Добра и Зла, человек, согласно Сократу, станет проявлять добродетель во всех возможных формах. Знание добродетели у Сократа совпадает с самой добродетелью, т. е. нравственным поведением человека. Если у человека есть душа, считает Сократ, то он должен в своем выборе руководствоваться добродетелями. И они так же вечны, как и сама душа, в бессмертии которой уверен Сократ. Противопоставив душу человека его телу как общее частному, Сократ тем самым впервые превратил их взаимоотношения в проблему. Гераклит:- развитие материализма и диалектики. «Все течет, все изменяется»- написал труд «О природе».- Первоначало – огонь. Космос един, все сущее никем не сотворено и является огнем, загорающимся и потухающим. Огонь переходит в воду, вода в землю, земля в воздух , воздух в огонь и все опять с начала. Душа – огненное дыхание.- Основоположник гносеологии - учения о познании. Первым различал чувственное и рациональное познания. Истина постигается умом, но не чувствами! Познание начин с чувственного, но чувства должны быть обработаны разумом. - Сочетание противоположностей: добро есть зло, зло есть добро. Бог – лето и зима, война и мир. В объединении этих противоположностей сущ гармония. Борьба противоположностей – источник создания мира.

 

 

17. Древнегреческие атомисты Демокрит и Эпикур, их учения. «О природе вещей Лукреция». Демокрит утверждал: «Атомы настолько малы, что их невозможно ни потрогать, ни взвесить». Ссылаясь на своего учителя Левкиппа, он рассуждал так: «Почему должны существовать атомы? Всякую вещь можно разделить на части, а всякую часть – на еще более мелкие части и так далее. Если процесс деления не ограничен, тогда любой кусочек тела (вещества) должен состоять из бесконечного числа частей. Но тогда никакой кусочек вещества не смог бы образоваться, потому что для соединения бесконечного множества частиц необходимо бесконечно много времени, т.е. вечность, а значит, это невозможно никогда».  Таким образом, тела состоят все-таки из конечного числа частиц, и значит, есть мельчайшая неделимая частица, являющаяся основой всех вещей. Демокрит назвал эту частица атомом.  Если же макротело есть результат суммирования огромного, но конечного числа элементов (атомов), то свойства тела должны быть присущи и каждому элементу тела, а эти свойства, в свою очередь, определяются: весом, размером, формой (фигурой, внешним видом). Действительно, атом обладает всеми этими свойствами: 1) имеет  атомный вес; 2) имеет размер (радиус внешней орбиты электронов); 3) атомы выглядят очень по-разному, особенно при взаимодействии с другими веществами, т.е. в соединениях. По мысли Демокрита, атомы движутся в пространстве беспорядочно (хаотично). Эпикур же приписал движению атомов еще одно свойство – спонтанность. Оно означает, что атомы не просто движутся беспорядочно, но совершают самопроизвольные отклонения от прямолинейного движения, и если бы атомы не отклонялись, то все в природе «разлеглось бы слоями» и движение прекратилось бы. А мы видим обратное. Атом может двигаться самопроизвольно, может совершать скачки, а не двигаться прямолинейно. Эпикур обосновал свободу воли человека (если у атомов есть скачки то, что говорить о человеке, который состоит из огромного числа атомов). Человек - хозяин своей судьбы. Демокрит утверждал, нет ничего случайного; все закономерно, поскольку это следствие. Случайностью мы называем то, что не можем объяснить. Эпикур говорит, что здесь не согласен с Демокритом. Любое событие это лишь следствие, следовательно, от нас ничего не зависит, а человек обладает свободой воли. Эпикур: ничего не должно быть через меру. Удовольствие может приносить беду (пища, вино слишком - это плохо). Болезнь - беда  избегает излишеств и недостатков. «Не делай добра и зла, не стремись к богатству - избегай бедности». Современная физика ушла далеко вперед. В концепции современного естествознания атом рассматривается как электромагнитная система, состоящая из квантов!

Поэма из 6-ти книг «О природе вещей» формально представляет стихотворное изложение философии  Эпикура. Поэт дает резкую критику религии, учит о первичных субстанциях сущего, об атомах и пустоте. Говорит, что материя беспредельна, ничто не появляется из ничего, и просто так не исчезает. Лукреций изображает культ Великой Матери, как символ живой природы. Он пишет о мудрости и спокойствии человека, но что движение в мире постепенно замедляется и наступает вечная смерть мира. Лукреций излагает доказательство материальности духа и призывает сохранять полное спокойствие духа и отгонять от себя всякие страхи. Мир для Лукреция является объективным бытием, он управляется своими собственными законами. Тела состоят из атомов, кот. неразрушимы. Объяснение мира научно. У Эпикура наука допускается только в целях освобождения человека от мнимых страхов и ужасов, а у Лукреция самостоятельно. И у Лукреция нет полного атеизма, боги существуют, состоят из соответствующих атомов. Он даже считает что Эпикур стал в реальном смысле богом. Когда Лукреций говорит о развитии человеческого общества с первобытных времен до своей современности, он говорит о прогрессе культуры и цивилизации и учением активной об активной борьбе человека за свое лучшее будущее. Очевидна настроенность против всякого насилия. Но теоретически проповедуя прогресс он часто предается пессимизму, в его эпикурействе много уныния.

 

18.Платон. Основные идеи его учения. Самыми важными проблемами в философии Платона являются: его "утопия" - взгляды на устройство государства;"теория идей" - первая попытка взяться за проблему универсалий; его аргументы в пользу бессмертия;"космогония" - мир, как часть космоса; "концепция познания" - познание мира, как больше как воспоминание, а не восприятие. Родился в 428-427 году до н.э. Был  богатым аристократом, учеником Сократа.  Основная часть философии Платона, давшая название целому направлению философии — это учение об идеях (эйдосах), о существовании двух миров: мира идей (эйдосов) и мира вещей, или форм. Идеи — источник всего, сама же материя ничего не может породить. Мир идей (эйдосов) существует вне времени и пространства. У человека роль идеи выполняет его бессмертная душа. Идеи (эйдосы) обладают качествами постоянства, единства и чистоты, а вещи — изменчивости, множественности и искаженности. Согласно философии Платона, единственный для человека способ знать — это припоминать, находить в вещах чувственного мира «отблески» идей. Когда же человеку удается увидеть следы идей — через красоту, любовь или справедливые дела — то, по словам Платона, крылья души, когда-то утерянные ею, вновь начинают расти. Отсюда — важность учения Платона о Красоте, о необходимости искать ее в природе, людях, искусстве или прекрасно устроенных законах. Второй силой, не менее преобразующей человека, является Любовь. И философия, и любовь дают возможность рождения чего-то прекрасного: от создания прекрасных вещей до прекрасных законов и справедливых идей. В «Государстве» Платон также дает нам учение об основных частях человеческой души, каждая из которых имеет свои добродетели: разумная часть души имеет в качестве добродетели мудрость, вожделеющее начало— умеренность и воздержанность, а яростный дух — мужество и способность подчиняться разуму. Все вместе эти добродетели составляют справедливость. Платон проводит параллели между частями души и типами людей в государстве и называет справедливостью в государстве, когда каждый человек находится на своем месте и делает то, к чему более всего способен. 

 

19. Философия Аристотеля. Аристотель (384-322 до н.э.). А. выявляет типы бытия в соответствии с типами суждений:"оно есть". Но бытие им понимается как всеобщий предикат, котрый относится ко всем категориям, но не является родовым понятием. Опираясь на проводимый им принцип взаимосвязи формы и материи, а. преодолевает присущее прежней философии противопоставление сфер бытия, поскольку форма для него есть неотъемлемая хар-ка бытия. Он признает также нематериальную форму всех форм т.е. бога. Для объяснения того, что существует, А. принимал 4 причины: 
-сущность и суть бытия, в силу которой всякая вещь такова, какова она есть(формальная причина) 
-материя и подлежащее (субстрат)- то, из чего что-либо возникает (материальная причина) 
-движущая причина, начало движения; 
-целевая причина-то, ради чего что-либо осуществляется 
Хотя А. признавал материю одной из первых причин и считал ее некоторой сущностью, он видел в ней только пассивное начало (возможность стать чем-либо), всю же активность приписывал остальным трем причинам, причем сути бытия-форме-приписал вечность и неизменность, а источником всякого движения считал неподвижное, но движущее начало-бога. Бог Аристотеля-"перводвигатель" мира, высшая цель всех развивающихся по собственным законам форм и образований.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"