Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 19:03, шпаргалка
1. Философия и мировоззрение.
2. Проблема происхождения философии.
3. Материализм и идеализм как философские направления.
4. Диалектика и антидиалектика.
5. Роль философии в жизни общества.
6. Философия и наука. Философия как наука и искусство.
51. Сущность и явление. Форма и содержание. Структура и элемент. Понятие сущности близко, но не тождественно понятиям общего, целого, содержания, внутреннего. Сущность - это главное, основное, определяющее в предмете, это существенные свойства, связи, противоречия и тенденции развития объекта. Она не есть нечто неуловимое, самостоятельное, "сидящее" в вещах. Язык образовал ее из сущего, а ее реальный смысл проще выражается понятием "существенное", что значит важное, главное, определяющее, необходимое, закономерное. Явление - это внешнее обнаружение сущности, форма ее проявления. В отличие от сущности, которая скрыта от взора человека, явление лежит на поверхности вещей. Но явление не может существовать без того, что в нем является, т.е. сущности. Сущность как-то проявляется. В сущности, нет ничего, что не проявлялось бы. Но явление богаче, красочнее сущности хотя бы потому, что оно индивидуализировано и происходит в неповторимой совокупности внешних условий. Содержанием называется вся совокупность сторон, свойств, признаков, связей предмета, явления или процесса. Содержание не существует без формы, а форма существует лишь как форма данного содержания. Форма бывает как внутренней, так и внешней. Внутренняя форма есть способ существования и выражения содержания. Внутренней формой, например, художественного произведения выступают стиль, композиция, речь, ритм. Внешняя форма указывает на различие данного содержания от всего иного. Единство содержания и формы предполагает тем не менее их относительную самостоятельность, которая проявляется в том, что одно и то же содержание способно облекаться в различные формы. Единство содержания и формы обозначается категорией «структура». Элемент - неразложимый далее компонент сложных предметов, явлений, процессов. Элемент понятие относительное. В любом элементе можно найти следующую систему, но мы ограничиваемся только относительно данной системы. Структура — относительно устойчивый способ-закон связи элементов того или иного сложного целого.
52. Необходимость и случайность, возможность и действительность, их взаимосвязи. Действительность - творческий итог действия всех реальных сил мира: это единство сущности и явления, необходимого и случайного, причины и следствия, это окружающий нас мир. Понятие действительности употребляется и в смысле лишь наличного бытия: действительность противопоставляется с возможностью. Всякое изменение объекта есть переход от возможности к действительности. Возможность – это будущее в настоящем, это то, чего не существует в данной качественной определенности, но что может возникнуть и существовать, стать действительностью. Возможность возникает в данной действительности и реализуется в новой действительности. Чтобы возможность перешла в действительность, необходимы два фактора: действие определенного закона и наличие соответствующих условий. Будущее не предопределено однозначно тем, что есть в настоящем. То или иное событие выступает как случайное, если его исход не может быть предсказан точно, а лишь вероятностно. Вероятность - это мера возможности. Вероятность – это свойство множества событий. 100% вероятность или необходимость – это полная достоверность события. Отсутствие всякой вероятности – это полная недостоверность, или невозможность события. В мире абсолютно все свершается с необходимостью: все, что мы наблюдаем, не может быть иначе, чем оно есть. Случайные явления причинно обусловлены, но все равно не становятся необходимыми. Случайность – это то, что в данных условиях может быть, но может и не быть. Необходимость – это такое развитие явления, которое с неизбежностью вытекает из внутренних, существующих свойств. Необходимость бывает внутренней и внешней, т.е. порожденной собственной природой объекта или стечением внешних обстоятельств. Диалектика необходимости и случайности заключается в том, что случайность выступает как форма проявления необходимости и как ее дополнение. Случайности оказывают влияние на ход развития процесса, и сами превращаются в необходимость.
53.Анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, историч и логич. Познание осуществляется именно этими методами. Познание - получение знаний. Анализ и синтез - более общие методы. Анализ означает разделение на части. Можно это деление осуществить физически и мысленно. Значит сущ физический и мысленный анализ. Физически – нужно тратить энергию, при этом можно заново не собрать. Мысленно можно делать что угодно. Мысленный анализ менее вредоносен, чем физический. Декарт разрабатывал общий метод познания. Он говорил, что если задача сложная, нужно разбить ее на простые задачи, а затем решать. Синтез – воссоединение частей, т е противоположность анализу. Соединяет части, разделенные анализом. Получ части можно соединить, но не обязательно в той же последовательности, в какой они были.отсюда принцип синтеза- соединение деталей. Синтез – самый главный метод получения нового результата. Синтезируют то, что анализируется. Дедукция и индукция – взаимнообратные операции. Дедукция – метод мысленного перехода от общего к частному. Индукция – переход от знания частного к более общему. Аналогия – некоторые умозаключения. Сравниваем элементы, на основе сравнения делаем выводы. Логика – есть история, очищенная от всяких завихрений, поворотов и т д. Логика – движение в определенную сторону. Логическое имеет вид необходимости. Абстрактным называется не весь объект в его целостности, а какая либо его сторона, аспект целого. Конкретное – целостность, результат синтеза односторонних абстракций.
54. Понятие науки. Наука как система знаний, особая деятельность. НАУКА - особая, профессионально-организованная познавательная деятельность, направленная на получение нового знания. Свойства: объектная предметность, общезначимость, обоснованность, определенность, точность, проверяемость, воспроизводимость предмета знания, объективная истинность, полезность. Наука представляет собой очень сложный и во многих отношениях противоречивый в своем эмпирическом бытии объект. Наука как специфический тип знания - исследуют логика и методология науки. Главная проблема - выявление и экспликация тех признаков, которые являются необходимыми и достаточными для отличия научного знания от результатов других видов познания. Признаки научного знания: предметность, однозначность, определенность, точность, системность, логическая доказательность, проверяемость, обоснованность, полезность. Наука как познавательная деятельность. Наука это когнитивная познавательная деятельность. Структура любой деятельности состоит из трех основных элементов: цель, предмет, средства. 3 основные модели изображения процесса научного познания: Эмпиризм - научное познание начинается с фиксации эмпирических данных о предмете научного исследования, выдвижение на их основе гипотез. Теоретизм исходный пункт научной деятельности – некая общая идея, рожденная в научном мышлении. Проблематизм исходный пункт - научная проблема, которая представляет собой существенный эмпирический или теоретический вопрос. Циклическая схема научной деятельности Поппера. Наука как социальный институт. Функционирование научного общества осуществляется с помощью специфической системы внутренних ценностей, имеющих статус моральных норм – научного этоса. Мертоном считал, что наука как особая социальная структура опирается в своем функционировании на четыре ценностных императива: Универсализм, Коллективизм. Бескорыстность. Организованный скептицизм. Позднее Барбер добавил еще 2: Рационализм. Эмоциональная нейтральность.
55. Чувственное познание и его формы: восприятие, ощущение, представление. Познание – обусловленный законами общественного развития и непосредственно связанный с практикой процесс отражения и воспроизведения в человеческом мышлении действительности. Познание окружающего мира осуществляется посредством органов чувств. На них воздействуют предметы и явления, вызывая ощущения, которые воспринимаются мозгом. Ощущение – это отражение в сознании человека отдельных свойств предметов или явлений материального мира. Например, круглый (зрение), горячий (кожа), соленый (вкус), гремящий (слух), ароматный (обоняние). Ощущения составляют источник, начало всего нашего знания. В данном случае показателен такой факт: глаз обычного человека в состоянии различить три оттенка черного цвета, взгляд же профессионала способен выделить порядка 30 оттенков. На базе ощущений формируются более сложные чувственные образы предметов – восприятия. Восприятие – это отражение некоторого предмета материального мира во всей его целостности. Восприятие во многом зависит от прошлого опыта. На основе восприятии возникают представления. Представление – это воспроизведенный в памяти человека образ материального предмета, не воспринимаемого в данный момент времени, но воспринятого ранее в той или иной форме. Представление может быть как воспроизводящим (свой дом, своих родителей), так и творческим (образ литературного героя, образ инопланетянина). Творческие представления формируются на основе прочитанного или услышанного.
56. Моделирование, формализация, аксиоматизация, символизация. Научное познание: эмпирический и теоретический уровни. Моделирование- процесс исследования объектов на их модели для определения или уточнения их характеристики. Классы моделей: а) от способа воспроизводства: действующие (материальные) и воображаемые (идеальные). Модели строятся из металла. С помощью этих моделей можно изучать объект, т к они похожи. Изучают структуру, характер объекта, моделируются функции объекта. Виды идеальных моделей: наглядно образные(модель атома), знаковые(матем, хим формулы). Процесс моделирования: 1)построение,2) экспериментальные исследования модели, изменение условий,3) перенесение данных, получение на модели, на объект. Модель- связующее звено между реальным миром и теоретическим знанием. Теории при построении модели: теории подобия(используется, когда модель и объект принадлежат к одной форме движения материи), Теория изоморфизма( по структурным признакам: матем моделирование). Роль модели: 1) модели дают воспроизведение в чувственной форме невоспринимаемые объекты, процессы.2)модели помогают открывать новые теории, исследовать старые.3) служат для объяснения объектов. Модель - упрощение реального объекта, воспроизводит одну или несколько сторон объекта. Формализация- метод изучения какой либо предметной области посредством отображения, содержания в знак.форме на основе исскуственных языков. Отвлечение от содержания – процесс формализации. Формализация используется в науках, где есть научный метод познания. Аксиоматизация- способ построения теории, при котором некоторые истинные утверждения избираются в количестве исход полод, из которого путем логических доказательств выводятся остальные логич значения и теоремы. 3 периода развития аксиом: -начала Евклида, -не Евклид геометрия, -современный период. Символизация- перевод в знаковую систему изображений. Абстрагирование – отвлечение( выделение наиб значения, общих свойств для решения задачи). Абстракция- конечный результат абстрагирования.
57. Рациональное познание. Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Законы мира, сущность предметов и явлений мы узнаем посредством абстрактного мышления. Это вторая ступень процесса познания. Абстрактное мышление – это процесс рационального отражения материального мира в понятиях, суждениях и умозаключениях, позволяющих проникнуть в сущность и закономерные связи предметов и явлений, преобразовывать их в теории, а затем применять на практике. Прежде чем рассматривать такие термины, как понятие, суждение и умозаключения, необходимо выяснить, что означает термин «форма мышления».Форма мышления – способ связи элементов мысли, ее строение, благодаря чему содержание существует и отражает действительность. Понятие – это форма мышления, в которой отражаются существенные признаки одноэлементного класса однородных предметов. Однородными предметами называются те, которые входят в один класс по фиксированному классо—образующему признаку. Суждение – это форма мышления, в которой что—либо утверждается или отрицается о предметах, их свойствах или отношениях. Обычно суждения выражаются в форме повествовательных предложений. Они могут быть простыми (грачи прилетели) или сложными, которые состоят из нескольких простых (наступила зима, выпал снег). Умозаключение – это форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, мы по определенным правилам получаем заключение. Все деревья – растения. Береза – дерево. Береза – растение.
58. Методы эмпирического познания: наблюдение, эксперимент, измерение. Наблюдение - это преднамеренное и целенаправленное восприятие явлений и процессов без прямого вмешательства в их течение, подчиненное задачам научного исследования. Основные требования к научному наблюдению следующие: 1) однозначность цели, замысла; 2) системность в методах наблюдения; 3) объективность; 4) возможность контроля либо путем повторного наблюдения, либо с помощью эксперимента..Наблюдение используется, как правило, там, где вмешательство в исследуемый процесс нежелательно либо невозможно. Важное место в процессе наблюдения (как и эксперимента) занимает операция измерения. Измерение - есть определение отношения одной (измеряемой) величины к другой, принятой за эталон. Поскольку результаты наблюдения, как правило, приобретают вид различных знаков, графиков, кривых на осциллографе, кардиограмм и т.д., постольку важной составляющей исследования является интерпретация полученных данных. Эксперимент в отличие от наблюдения - это метод познания, при котором явления изучаются в контролируемых и управляемых условиях. Эксперимент, как правило, осуществляется на основе теории или гипотезы, определяющих постановку задачи и интерпретацию результатов.
59. Проблема истины в философии и науке. Абсолютная и относительная истины. Истина - это цель, к которой устремлено познание, это содержание наших знаний, соответствующих действительности. Существует ряд форм истины: обыденная или житейская, научная истина, художественная истина и истина нравственная. В целом же форм истины почти столько, сколько видов занятий. Особое место среди них занимает научная истина, характеризующаяся рядом специфических признаков. Можно сказать, что относительная истина - это ступень на пути к истине абсолютной. Относительная истина содержит в себе зерна истины абсолютной, и каждый шаг познания вперед добавляет в знание об объекте новые зерна истины абсолютной, приближая к полному овладению ею. Итак, истина одна - она объективна, поскольку содержит знание, не зависящее ни от человека, ни от человечества, но она в то же время и относительна, т.к. не дает исчерпывающего знания об объекте. Больше того, будучи истиной объективной, она содержит в себе и частицы, зерна истины абсолютной, является ступенью на пути к ней. Ложь - намеренное искажение действительного положения дел с целью обмануть кого-либо. Что является критерием истины? Поиск такого надежного критерия идет в философии издавна. Рационалисты Декарт и Спиноза считали таким критерием ясность. Вообще говоря, ясность годится как критерий истины в простых случаях, но критерий этот субъективен, а потому и ненадежен: ясным может представляться и заблуждение, особенно потому, что это мое заблуждение. Другой критерий: истинно то, что признается таковым большинством. Этот подход кажется привлекательным. Разве не пытаемся мы решать многие вопросы по большинству голосов, прибегая к голосованию? Тем не менее и этот критерий абсолютно ненадежен, ибо исходный пункт, а в данном случае - субъект. В науке вообще проблемы истины не могут решаться большинством голосов. Наконец, прагматический подход. Истинно то, что полезно. В принципе истина всегда полезна, даже тогда, когда она неприятна. Но обратное заключение: полезное всегда есть истина - несостоятельно. При подобном подходе любая ложь, если она полезна субъекту, так сказать, во спасение ему, может считаться истиной. Практика как критерий истины и абсолютна и относительна. Абсолютна, так как иного критерия в нашем распоряжении нет. Но этот критерий и относителен в силу ограниченности практики в каждый исторический период. Так, практика на протяжении столетий не могла опровергнуть тезис о неделимости атома. Но с развитием практики и познания этот тезис был опровергнут.
60. Специфика общества как объекта познания. Общество как рефлексивная система. Общность определяется как форма совместного бытия пли взаимодействия людей, связанных общим происхождением, языком, судьбой и взглядом. Таковы семья и народ. Общество понимается как продукт целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших групп людей, объединенных не на основе общности, а совместных интересов н договоре. Понятие “обществом -следует отличать от понятия “народ”, “нация” и “государство”. Современная философия рассматривает человеческое общество как совокупность множества различных частей и элементов. Они не изолированы, а тесно связаны, постоянно взаимодействуют и общество существует как единый целостный организм, единая система. Элемент, часть–мельчайшая частица системы или их совокупность (социальные объекты, отношения, институты). Отношения–связь, зависимость между субъектами общества. Структура- форма устойчивых связей, отношений. Субъект–носитель активности, направленной на другое явление. Объект–явление, на которое направлена активность. «Социальная система»-совокупность социальных объектов и субъектов, их свойств и отношений, образующих целостный социальный организм. Ее признаки: -множественность (элементов, подсистем, функций) -разнокачественность (социальных элементов) -уникальность основного элемента–человека. Выделяют 4 типа общественной деятельности: -материальная–создание определенных вещей для удовлетворения потребностей людей -духовная–создание идей, образов, научных и художественных ценностей -регулятивная (управленческая)–поддержание связей между людьми, регулирование их деятельности -гуманитарная (социальная)–деятельность по обслуживанию людей (единство и взаимосвязь).