Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 11:40, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия"

Вложенные файлы: 1 файл

1._Мировоззрение_и_его_исторические_типы.doc

— 405.50 Кб (Скачать файл)

Если неудовлетворенность, лишение  неустранимы, то страдание усугубляется. А если они преодолены, то воля неизбежно  порождает все новые и новые  желания, а тем самым новые  лишения и нескончаемую неудовлетворенность. Хотеть и стремиться составляют само существо воли, в силу чего вся жизнь человека становится "несносным бременем". Таким образом, хотение, желание наслаждений жизни, владеющее человеком, становится источником его страданий. Чем сильнее воля, тем сильнее страдание. Именно потому, что наша жизнь насыщена волей к жизни, она полна страданий, она есть страдание. Мир – юдоль скорби и страдания – таков лейтмотив всей философии Шопенгауэра.

Путем резигнации человек, по мнению Шопенгауэра, достигает истинного спокойствия и полного безжелания. Любой мотив теперь сменяется квиетивом, отрешением от всякого желания. А это дается нелегко, путем неустанной борьбы с вожделениями. Кроме того, если эгоизм и добродетель никогда не подадут друг другу руки, то квиетив, раскрепощая нас, освобождая от эгоизма, выступает родным братом добродетели. И, по сути, здесь у Шопенгауэра осуществляется переход от жизнеутверждения к жизнеотрицанию. Подавляя волю к жизни, этика Шопенгауэра утверждает аскетизм и самоотречение.

 

 

 

 
12. Основные  положения экзистенциалистской  концепции бытия

В философии  экзистенциализма яркое выражение  находят антисциентистские (противонаучные) тенденции. Экзистенциализм стремится  выделить внутреннее состояние человеческого  существования, которое не дается измеряющей и вычисляющей науке. Подчеркивая целостность и уникальность внутреннего мира человека, экзистенциализм протестует против его порабощения силами общественного развития, когда всякая индивидуальность нивелируется, человек становится вещью среди других вещей, элементом, средством, фактором общественного развития или научного прогресса, он все более превращается в функцию, в придаток машины и утрачивает свою индивидуальность.

Единственно адекватное и самое глубокое знание человека – осознание своей смертности и несовершенства, причем таким знанием обладает каждый, даже самый непросвещенный человек. Большинство представителей экзистенциализма не предлагают человеку никакой потусторонней перспективы и полагают, что человек не должен убегать от осознания своей смертности. Ведь лишь в одном никто не может заменить другого – в смерти. Смерть – это единственный индивидуальный поступок.

Хайдеггер. Экзистировать значит выходить за пределы своего упорядоченного сознания, эмпирического повседневного кругозора. Если человеку удается ощутить то единое, что проявляется в его потоке настроений и переживаний, то он придет к осознанию своей фундаментальной настроенности. Это и есть человек как он есть, а не то, что он думает о себе или думают о нем другие. Экзистенция – это судьба-призвание, которой человек должен следовать.  Человек отличается от всех видов сущего и от животного в частности. Животное всегда есть то, что оно есть. А человеку доступна экзистенция, он есть всегда нечто большее, чем он есть в данный момент, его бытие проектирует само себя. Если человеку не открывается его экзистенция, он  начинает усиленные поиски и часто находит опору в стандартном анонимном конформном безличном общественном сознании, которое Хайдеггер обозначает словом “Ман”. Человек как «Дазайн» (вот бытие или здесь бытие) всегда находит и осознает себя в мире. Если в большинстве повседневных взаимосвязей с другими человек может быть легко заменен любым другим Дазайн, то подлинным в таком бытии  оказывается «Любой». Любой является общей основой для всех Дазайн, общим единым Некто. В существовании Дазайн на уровне Любого выделяются три черты: изолированность, усредненность и одинаковость. В мире с Любым Дазайн не может прийти к самому себе. Такое существование Хайдеггер считает неаутентичным, т.е. неподлинным. Подлинным бытием является лишь индивидуальное бытие Дазайн. Чтобы его обрести, прийти к самому себе, надо затратить немалые усилия.

Ясперс. Экзистенция не может быть познана и определена, но лишь выявлена в ходе экзистенциального “прояснения”. Экзистенция – это свобода. А свобода и все, что с ней связано – всегда  нечто непознаваемое, непредметное и ускользающее от всякой исследовательской деятельности. Человеку, желающему утвердиться в своей судьбе, не утратить себя, своих сил явно недостаточно, поэтому ему необходима поддержка Бога или трансценденции. Экзистенция просто выводит нас к трансценденции и здесь не может быть никаких научных доказательств или опровержений, ибо “доказанный Бог уже не Бог”. Наше бытие во времени есть не что иное, как встреча экзистенции и трансценденции. Свобода – это дар из трансценденции или из Бога. Хайдеггер и Ясперс подчеркивают, что человек всегда и непременно включен в мировую историю. Он заброшен в ситуацию, не будучи в состоянии вырваться из своей современности. Человек заброшен в историю, но не определяется историческими обстоятельствами, хотя и зависит от них.

 Сартр и Камю. Человек творит себя сам, а не является познающим субъектом или акт мышления. Существование, а не мышление, есть то основное, что определяет человека. Единственно подлинной реальностью является переживаемая реальность, а не познаваемая. Человек не может выйти за пределы  человеческой субъективности. Достоверно лишь то, что переживает отдельный индивид. Бытие человека постоянно ускользает от него, ибо человек – всегда проект самого себя, это существо, проецирующее себя в будущее. Более того, само “я” оказывается для человека неуловимым. Существование – это переход от возможности к действительности, т.е. становление. Существование предшествует сущности и, значит, сущность подчинена существованию. Это означает, что человек не детерминирован своей сущностью, ибо она лишь возможность, становящаяся действительностью в процессе существования. И т.к. человек проявляет себя лишь после того, как начинает существовать, то он есть лишь то, что сам из себя делает.

Сартр утверждает два начала: “бытия-в-себе” и  “бытия-для-себя”. “Бытие-в-себе”  – это независимый от человеческой реальности мир, он непроницаем для  самого себя и идентичен самому себе, т.е. он есть то, что он есть и не может  быть ничем иным. “Бытие-для-себя” является творческим, активным, образующим началом (сознанием). Сущность “бытия-для-себя” заключается в том, что оно постоянно само себя создает, непрерывно себя утверждая и отрицая. Противостояние “бытия-в-себе” и “бытия-для-себя” порождает столкновение сознания с миром и порождает отчуждение. Мир – это нечто чуждое и враждебное, в этом мире человек совершенно одинок, он заброшен в этот мир и заброшен в этом мире. Абсурдно все, ибо единственное, что можно сказать о мире – это то, что он неразумен. Отчуждение непреодолимо, абсурд несокрушим. Каков же выход? Бунт, заявляет Камю, но бунт метафизический. “Метафизический бунт – это восстание человека против своего удела и против всего мироздания. Но в этом бунте нет никакой позитивной программы и никакого намека на возможность изменить что-либо. Возможен и другой выход из абсурда – это самоубийство, но Камю отвергает его. Самоубийство лишено смысла, ибо оно не в силах преодолеть абсурд, а жизнь все же стоит того, чтобы быть прожитой, заявляет Камю.

 

13. Материя как объективная реальность. Основные фил. и естественно-научные  представления о материи.

 

Роль материи: материалистическая линия познания, идеалистическая линия.

 

Идеалистическая линия

Платон. М. – неподлинное бытие, из которого мир идей создает чувственно воспринимаемый мир.

Аристотель. М. – пассивное, инертное начало сущего (потенциальное бытие), которое может актуализироваться благодаря форме (нечто нематериальное, духовное)

Плотин. Неоплатонизм. М. – олицетворение мрака и хаоса, оживляемое благодаря божественному началу.

Лейбниц. М. – сложная субстанция, состоящая из монад, т.е. материя вторична и производна от духовных первоэлементов монад.

Беркли. М. превращается в чистую фикцию, иллюзию. Отрицание м. опрокидывает весь материализм и атеизм.

Физический идеализм (конец 19в, начало 20). Т.к. в конце 19 века «неделимый» атом распался, некоторые философы решили «половить рыбу в этой мутной воде». Начали говорить об исчезновении материи. «Материя исчезла, остались одни уравнения». Эрнест Мах (учитель Эйнштейна) отказывался признавать существование атомов.

 

Материалистическая линия

Материя – первичная реальность и принцип сущего. Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Демокрит, Лефкипп. М. – дискретная субстанция. Все явления – поток неделимых корпускул, которые находятся в механическом движении (ньютоновском). Редукционизм – механистическая концепция – высшее сводится к низшему, сложное – к простому. Этот принцип оставался незыблемым до конца 19 века, несмотря на разработку волновой теории Фарадея и Максвелла: м. – нечто континуальное, непрерывное, это сплошная волна. Когда открыли радиоактивность, открыли электрон, выяснили его массу, когда атом стали «расщеплять», т.е. стали делить неделимое, начался кризис в физике, который сменил научную парадигму. Макс Планк в 1900 году представляет свою квантовую теорию, Де Бройль и Шредингер – волновую механику, Эйзенберг – соотношение неопределенностей. Обосновывается корпускулярно-волновой дуализм.

Распад  атома доказывает несостоятельность механики, что повело за собой различные спекуляции, например, физический идеализм: «материя исчезла, остались одни уравнения». Материализм канул в небытие. Еще Беркли в 17 веке: материя – фикция. Ленин обосновал материализм так: распад атома не означает исчезновение материи, т.к. составные части атома тоже материальны. Т.е. атом не исчезает, а исчезает предел наших знаний о структуре материи, атом переходит на другой уровень, электрон неисчерпаем, как и атом, т.е. тоже является пределом. По Ленину материя – философская категория для обозначения объективной реальности, данная человеку в его ощущениях, которая копируется, отображается этими его ощущениями, существуя независимо от них. То же было у Гольбаха. М. – все, что существует независимо от нас и дано нам через ощущение. Эта позиция нового идеалистического материализма.

Материя находится в постоянном непрерывном  развитии. Выделяются два подхода  в понимании развития: метафизический и диалектический.

 

Метафизический подход

Движение – одностороннее, абстрактное правило. Метафизики отвергают противоречие, значит, они утверждают тождество. С этих позиций движение – голое механическое передвижение. Эволюция -  плоский эволюционизм, т.е. существует только количественное изменение, а качественное отрицается (скачок в развитии). Противоположность плоскому эволюционизму – существование качественного изменения. Так возникает катастрофизм (Кювье): развитие вообще осуществляется в форме отделенных между собой не связанных катастроф, т.е. отдельных глобальных качественных изменений (мутаций).

 

Диалектически подход

Основывается на предположении  о противоречивости природе всех процессов. Движение как все вокруг внутренне противоречиво, развитие – единство полярных противоположностей, продукт диалектического взаимодействия, где диалектические противоположности изменяются (качество-количество, действие-причина, случайность-необходимость), взаимопереходят друг в друга. Борьба противоположностей – истинный источник, движущая сила любого развития. Материя не может существовать иначе, чем как саморазвиваться реальностью. Движение не может существовать отдельно от материи, оно нуждается в носителе, сущность которого они будут выражать. Материя движется в пространстве. Основные формы движения материи по Энгельсу: механическое, физическое, химическое, биологическое, социальное. Они связаны генетически и диалектически. Они расположены от простой к сложной. Каждая форма, кроме крайних, это одновременно и предпосылка для следующей формы и результат развития предыдущей формы. Потом была добавлена еще форма - движение элементарных частиц (в микромире), которое более простое, чем движение материи.

 

14. Пространство и время как  философские категории

 

  1. объективистская концепция 
  2. субъективистская

 

  1. субстанциональная концепция
  2. реляционная концепция

 

Аристотель: пространство и время  с одной стороны это объект, но с другой стороны время –  это число движений. Т.е. время  без движения не существует и наоборот. Число не может существовать без  считающего, т.е. время независимо от души не может существовать

 

Объективистская концепция. Получает развитие в философии  нового времени. Ньютон: пространство и время – это характеристики самих вещей.

Субъективистская  концепция. Не согласен Беркли, Кант, которые  предлагали, что пространство и время  – это не свойство самих вещей, не их объективная характеристика, а сугубо личные наши представления об окружающем нас мире. Мы с помощью пространства и времени и казуальности сами упорядочиваем свои переживания, ощущения.

Субстанциональная концепция. Пространство и время отделяются от вещей реального мира и превращаются в отдельные независимые друг от друга и независимые от материи субстанции. Пустота получает статус существования наряду с атомами. Ньютон в натурфилософии: пространство и время превращаются в абсолютные параметры существования мира. Пространство – бесконечный сундук, который отличается от обычного тем, что не имеет стенок, но похож тем, что если из него все убрать, он сам не исчезнет. Пространство обладает самостоятельным существованием по отношению к отдельным вещам. Если все вещи убрать, оно сохранит свою субстанциональность, оно одинаково везде и всюду.

Реляционная концепция. Пространство и время  – формы существования самих  вещей, это порядок существования  всех вещей. Аристотель. Философия нового времени. Декарт отрицал существование пустоты, пространство везде заполнено. Пространство – протяженность, это атрибут протяженной материи. Лейбниц: пространство и время – суть формы существования вещей, пространство выражает порядок одновременного сосуществования вещей друг с другом. Время – порядок последовательного существования вещей друг с другом или одной вещи. Пространство и время – атрибутивные характеристики мира, всех вещей. Пространство и время выражают отношение существования между вещами, которое невозможно без своего носителя (они связаны: «реляцио» - связь).

Теория  относительности доказала единство материи, пространства и времени. Абсолютен  пространственно-временной континуум  по частной теории относительности. Общая теория относительности доказала и его относительность, т.е. пространство и время не самостоятельные субстанции.

 

 

15. Понятие психики её структура  в учении Зигмунда Фрейда.

 

Метод психоанализа Фрейда предполагает скрупулёзный и  внимательный анализ снов, описок, оговорок.использовался в лечении психических расстройств, неврозов. Фрейд делил психику на элементы: сознательное, предсознательное, бессознательное. Нельзя попасть из сознательного бессознательное минуя «предбанник», «буферную зону» в виде предсознательного. Предсознательное связывает бессознательное со словом. Бессознательное Фрейд сравнивает с лошадью, а сознание со всадником. Запретные влечения и страхи вытеснены в бессознательное и стремятся вырваться наружу, проявляясь в 1) невротических симптомах, 2) символах, 3) оговорках и описках.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"