Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 12:18, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Философии»
Второй силой, не менее преобразующей человека и способной поднять его до мира богов, является Любовь. Вообще, сам философ напоминает Эрота: от также стремится достичь блага, он и не мудр и не невежественен, но является посредником между одним и другим, он не обладает красотой и благом и именно поэтому стремится к ним. И философия, и любовь дают возможность рождения чего-то прекрасного: от создания прекрасных вещей до прекрасных законов и справедливых идей.
Платон учит, что все мы можем выйти из «пещеры» к свету идей, поскольку способность видеть свет духовного Солнца (то есть созерцать истину и мыслить) есть в каждом, но, к сожалению, мы смотрим не в том направлении.
В «Государстве» Платон также дает нам учение об основных частях человеческой души, каждая из которых имеет свои добродетели: разумная часть души имеет в качестве добродетели мудрость, вожделеющее начало (страстное начало души) — умеренность и воздержанность, а яростный дух (который может быть союзником как первого, так и второго) — мужество и способность подчиняться разуму. Все вместе эти добродетели составляют справедливость.
Особое место в «Государстве» Платон уделяет стражам (воинам) и их воспитанию, которое должно сочетать в себе две части: мусическую и гимнастическую. Гимнастическое воспитание позволяет подчинить страсти разумному началу и развить в себе качество воли. А мусическое — позволяет смягчить яростный дух и подчинить его законам ритма и гармонии.
10.Философия Аристотеля, его вклад в развитие различных наук.
«Первая философия» Аристотеля (позднее названа метафизикой) содержит учение о 4 основных принципах бытия.
Бытие — живая субстанция, характеризующаяся специальными принципами или четырьмя началами (условиями) бытия.
Материя — «то, из чего». Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна.
Форма — «то,
что». Сущность, стимул, цель, а также
причина становления
Действующая причина (начало) — «то, откуда». Началом всех начал является Бог. Существует причинная зависимость явления сущего: есть действующая причина — это энергийная сила, порождающая нечто в покое универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл, то есть
Цель — «то, ради чего». Высшей целью является Благо.
Аристотель (384-322г.г.) – величайший философ Др Греции. Аристотель обобщил все достижения предшествующие его философские мысли и культуры в целом. Он был универсальным философом. Писал работы на самые разнообразные темы и его идеи почти 2000 лет определяли развитие физики и логики, психологии и этики самый великий философ древней Греции. Он обобщил достижения предшественников и сам привнёс много нового в философию и в различные науки.
Аристотель выступил с критикой учения Платона о вечных и неизменных идеях. Он утверждал, что идеальное не может быть причиной материального.
Но Аристотель считал, что существует духовная первопричина мира. Здесь он переходит на позиции идеализма. Идеалистическим является также его учение о форме. Реальные вещи являются единством материи и формы.
От философии Аристотеля идут две линии: 1) рационалистическая – линия науки, направленная на познания природы и общества, 2) религиозная линия – ею воспользовалась католическая церковь.
Философию
Аристотель разделил на три вида:
теоретическую, изучающую
проблемы бытия, различных сфер бытия,
происхождения всего сущего, причины различных
явлений (получила название «первичная
философия»);
практическую – о
деятельности человека, устройстве государства;
поэтическую.
Считается, что фактически Аристотелем
как четвертая часть философии была выделена логика.
Категории Аристотеля как способ объяснения сути бытия.
Поскольку бытие не есть «чистые идеи» («эйдосы») и их материальное отражение («вещи»), возникает вопрос: что такое бытие? Дать ответ на этот вопрос (что такое бытие) Аристотель пытается через высказывания о бытие, то есть через категории (в переводе с древнегреческого – высказывания).
Аристотель выделяет 10 категорий, которые
отвечают на поставленный вопрос (о
бытии), причем одна из категорий говорит о том, что такое
бытие, а 9 остальных дают его характеристики.
Данными категориями являются: сущность
(субстанция);количество, качество, отношение,
место, время, положение, состояние, действие.
Проблема
души и человека в философии Аристотеля.
Носителем сознания, по Аристотелю, является
душа. Философ выделяет три уровня души:
растительная душа; животная душа, разумная
душа. Являясь носителем сознания, душа
также ведает функциями организма.
Растительная душа отвечает за функции
питания, роста и размножения. Этими же
функциями (питание, рост, размножение)
ведает и животная душа, однако благодаря
ей организм дополняется функциями ощущения
и желания. И только разумная (человеческая)
душа, охватывая все вышеперечисленные
функции, ведает еще и функциями рассуждения
и мышления. Именно это выделяет человека
из всего окружающего мира.
Проблема
души и человека в философии Аристотеля.
Носителем сознания, по Аристотелю, является
душа. Философ выделяет три уровня души:
растительная душа; животная душа, разумная
душа. Являясь носителем сознания, душа
также ведает функциями организма.
Растительная душа отвечает за функции
питания, роста и размножения. Этими же
функциями (питание, рост, размножение)
ведает и животная душа, однако благодаря
ей организм дополняется функциями ощущения
и желания. И только разумная (человеческая)
душа, охватывая все вышеперечисленные
функции, ведает еще и функциями рассуждения
и мышления. Именно это выделяет человека
из всего окружающего мира.
Классификация
Аристотеля форм государства. Аристотель выделяет шесть
типов государства:
монархия; тирания, аристократия, крайняя
олигархия, охлократия(власть толпы, крайняя
демократия);полития(смесь умеренной олигархии
и умеренной демократии).
Историческое
значение философии Аристотеля в том, что он:
внес существенные коррективы в ряд положений
философии Платона, критикуя учение о
«чистых идеях»;дал материалистическую
трактовку происхождения мира и человека;выделил
10 философских категорий;дал определение
бытия через категории;определил сущность
материи;выделил шесть типов государства
и дал понятие идеального типа – политии;внес
существенный вклад в развитие логики
(дал понятие дедуктивного метода – от
частного к общему, обосновал систему
силлогизмов – вывода из двух и более
посылок заключения).
11.Особенности и основные этапы развития философии средних веков.
Средневековье охватывает
историю Европы от распада Римской
империи в 5в. до эпохи Возрождения
(14-15 вв.). Возникновение средневековой
философии очень часто
Для средневековой философии характерен
«теоцентризм» (греч theos-Бог) - признание Бога в качестве источника и причины всего сущего. Бог одновременно и центр мироздания, и активное, творящее его начало. Весь окружающий мир представляет собой его творение, создание свободного акта Божественной воли. Согласно христианской догматике, Бог сотворил мир из ничего воздействием своей воли благодаря своему всемогуществу.
«провиденциализм» - история рассматривается как проявление божественной воли, осуществление заранее продуманного божественного смысла. Цель последнего - спасение человека.
В средневековой философии выделяют два основных этапа становления и развития: патристику и схоластику.
Патристика
Включает в себя теолого-философские взгляды отцов церкви, обосновывавших христианство, опираясь на античную философию, прежде всего на идеи Платона. (идеализм, окружающий мир изменчив, реально существуют лишь идеи бестелесные (эйдосы) и прочее)
Этапы патристики:
Смысл апологетики: Христианство не имеет аналогов. С точки зрения античности - недопустимо любить врагов. Христианство- религия любви. Важна вера, но, не имея любви, мы становимся ничем. Но есть параллели античного и христианского: происхождение всего из чего-то одного. Моральный аскетизм. Из этого рождается две мысли. Были апологетики, которые признавали сходство двух традиций. Радикальные апологетики говорили, что истина только у христианства.
Схоластика – это качественно иной тип философствования :средствами человеческого разума пытаются обосновать принятые на веру идеи и формулы. Отличительные черты: оторванность от реальной действительности, замкнутость, консерватизм, крайний догматизм, полное и беспрекословное подчинение религиозным идеям.
«Схоле»- школа.
Северин Боэций - отец схоластики. Проблема существования Бога, соединения свободы воли и Божьего провидения, соотношения сущностей и существования (универсалий и их воплощений в бытии)
В 9 в. Иоанн Скотт Эриуген (крайний реализм) (не относился к церкви, начало схоластики) трактует творение мира богом:
4 божественные природы:
1.Несотворенная и творящая (Бог)
2.Сотворенная и творящая (о сыне Бога)
3.Сотворенная и не творящая (мир конечных вещей)
4.Несотворенная и не творящая ( Бог как результат творения)
Это тринитарная проблема. На второй стадии был создан и человек, но после грехопадения он сошел в мир вещей. Позже человек должен вернуться к богу и даже обожествиться. Бог рассматривается в динамике.
Схоласты подразделяли знание на два вида :
Сверхъестественное, даваемое в откровении (то что имел в виду Бог в библии)
Естественное, разыскиваемое человеческим разумом. (как человек понял и расшифровал идеи бога)
В схоластике выделяются
два противоположных
Реализм- подлинно существуют на сами вещи, а их понятие- универсалии (ансельм кентерберийский)
Номинализм- реально существуют лишь сами конкретные вещи, универсалии-имена вещей. (пьер абеляр)
Реализм (от ср. - век. лат. realis - вещественный, действительный), в философии - направление, признающее лежащую вне сознания реальность, которая истолковывается либо как бытие идеальных объектов (Платон, средневековая схоластика), либо как объект познания, независимый от субъекта, познавательного процесса и опыта (философия реализма XX в.). Средневековый реализм утверждал, что универсалии (общие понятия) существуют реально и независимо от сознания.
Номинализм - направление средневековой схоластической философии, которое, в противоположность реализму, отрицало реальное существование общих понятий (универсалий), считая их лишь именами (лат. nomen - имя, nominalis - именной, отсюда название). Т.е. номиналисты считали, что общее существует лишь после вещей. Возник в XI-XII вв., получил особое развитие в XIV-XV вв.
Реалисты говорили о реальном существовании общих понятий — «универсалий»: «человеке вообще», «дома вообще» и т.п., как о неких духовных сущностях или прообразах единичных вещей. Универсалии, утверждали они, реально существуют до вещей и порождают вещи. Этот крайний реализм своим источником имел учение Платона о «мире идей» и «мире вещей».
Номиналисты утверждали, что «универсалии суть имена после вещей». Реальны лишь единичные вещи, например, люди, дома, а вот «человек вообще» или «дом вообще» — это лишь слова или названия, с помощью которых люди обобщают в род единичные предметы. Умеренные номиналисты допускали существование общего в человеческих понятиях как отражение сходных черт в единичных вещах.
Если реализм рассматривал общее как нечто идеальное и предшествующее вещи, т.е. фактически разрабатывал идеалистическую концепцию связи общего и единичного, то номинализм был своеобразным выражением материалистического решения этой проблемы.
Таким образом, спор реалистов и номиналистов явился философским, так как в нем фактически обсуждались проблемы природы единичного и общего, их диалектика.