Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 12:18, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Философии»
М. Хайдеггер решает проблему человеческого существования иначе. Для него главная задача на пути разрешения вопросов человеческого существования в мире — закладка фундамента под понимание мира. В этом качестве выступает онтология, базирующаяся на прислушивании к бытию и на выработке отношения к нему в соответствии с теми сигналами, которые подает оно нам при нашем стремлении комфортабельно устроиться в мире. Мыслитель стремится найти консенсус между миром и человеком на основе человеческого разума, обогащенного знаниями о гармонии мира.
Для К. Ясперса решение проблем человеческого существования в мире возможно на основе приспособления к миру. Он стремится внушить читателю своих произведений бережное и ответственное отношение к найденным европейской цивилизацией ценностям. Мыслитель предостерегает против бездумного расшатывания устоев западного общества и желает направить усилия людей на ответственное созидание мирового сообщества, в котором народы сольются в единую семью.
Ж.-П. Сартр и А. Камю, высвечивая неблагополучие мира и показывая его абсурдность, предлагают не падать духом, а мужественно выполнять свой человеческий долг, не страшась утрат, не склоняясь под ударами судьбы, спокойно делать свое будничное дело, когда же гнет действительности становится нестерпимым, отваживаться на бунт, устраняющий и ослабляющий этот гнет.
26. Психоанализ как философское направление.
Основателем психоанализа
является австрийский ученый — психиатр Зигмунд
Фрейд (1856-1939). Опираясь на свой опыт лечения
и диагностики людской психики, он разработал
концепцию бессознательных психических
процессов и метизаций, перенеся их на
социальные явления.
Фрейд представляет психику человека
состоящей из противостоящих друг другу
сфер — сознательного и бессознательного,
которые разделены особой психической
инстанцией — предсознательным. Согласно
Фрейду, все душевные процессы бессознательны.
Бессознательное — особая психологическая
реальность, которая присуща каждому человеку,
существует наряду с сознанием и в значительной
степени контролирует его.
Фрейд создал модель личности, которая соотносилась с соответствующими системами психики, топографической и динамической. При динамической схеме психика представляется как совокупность трех слоев: «Оно» (бессознательное), «Я» (сознание человека), «Сверх-Я» (влияющая на личность внешняя реальность). После сформирования «Сверх-Я» в результате интерпретации социальных норм, запретов и поощрений весь психический аппарат начинает действовать как целое.
Согласно Фрейду, главными
факторами, которые руководят психикой
человека, являются удовольствия и
вытеснения, когда психика отторгает
неприемлемое.
Фрейд старается выяснить происхождение
онергии бессознательного. Отвечая на
этот вопрос, он в 1920 г. выдвигает первую
психоаналитическую систему, согласно
которой в основе бессознательного лежит
сексуальный инстинкт — «либидо». Эта
теория была подвергнута критике, после
чего Фрейд разработал вторую психологическую
схему, в которой энергией бессознательного
управляют «Эрос» — инстинкт жизни, и
«Тиатос» — инстинкт смерти.
Поведение человека определяется инстинктом
родового самосохранения. Все остальные
стремления — следствия неудовлетворенности
и переключения сексуальной энергии на
другие области. Фрейд, следуя традициям
социологии и антропологии, осуществил
биологизацию человека, сведя социальные
и психические явления к элементарным
физиологическим и биологическим процессам.
Одна из важнейших проблем
психоанализа — «эдипов комплекс»,
бессознательное влечение к родителю.
Переживание этого комплекса определяет
направление формирования личности человека
и его поведение в дальнейшей жизни.
Расширяя сферу использования психоанализа, Фрейд применил
его к проблемам межличностных отношений,
к психологии масс, к инстинктам культуры,
которые интерпретировал в духе психологизма.
Главная проблема, которую пытался решить Фрейд —
проблема конфликта человека и общества.
По Фрейду, каждый человек
стремится к удовлетворению своих
инстинктов и влечений, а общество подавляет
эти устремления, что вызывает враждебное
отношение человека к культуре общества.
Принципы и методы психоанализа Фрейд
использует для анализа религии и религиозности.
Он обращает внимание на такие функции
религии, как иллюзорная защита человека
от проявлений природы и защита от несправедливостей
культуры. Фрейд отрицая ценность религии
предложил переход от религиозной веры
к атеизму.
На основе учения Фрейда возникло философское
течение неофрейдизма, которое разработали
его продолжатели А.Адлер, В.Рэйх, Г.Юнг,
Э.Фромм.
Э.Фромм подверг критике ортодоксальный фрейдизм и построил свое учение на понятиях социального характера, в котором выражается совокупность фундаментальных потребностей человека; потребности, схожие с потребностями животных, и потребности человека. Он поставил проблему человеческого существования и выявил основные его противоречия: патриархат и матриархат, власть и подчинение, личное и историческое бытие и т.д. Цель его философии — помочь человеку решить эти проблемы, а главный способ решения — культивирование всеобщей любви. Смысл жизни Фромм видел в активном проявлении личсти во всех сферах жизни. Основным мотивом поведения человека, по его мнению, являются страсти.
27. Постмодернизм как тип философствования.
Модернизм (фр. moderne – новейший, современный) как феномен имел в истории культуры разные объяснения: как новое в искусстве и литературе (кубизм, дадаизм, сюрреализм, футуризм, экспрессионизм, абстрактное искусство и т. п.); как направление в католицизме, которое стремится к обновлению вероучения на основе науки и философии; как осмысление качественно новых феноменов или качественно новой интерпретации уже известного в философии.
Так, к модернизму в свое время относили:
– позитивизм;
– марксизм;
– Просвещение.
Философский постмодерн – специфика философской мысли, которая представлена следующими именами:
– Жак Лакан;
– Жак Деррида;
– Жорж Батай;
– Жиль Делез;
– Жан Франсуа Лиотар;
– Жан Бордрийяр;
– Ричард Рорти и др.
Главная задача постмодернистов – сломить многовековой диктат законодательного разума, показать, что его претензии на познание истины являются гордыней и ложью, использованными разумом для оправдания своих тоталитарных притязаний.
Основные принципы постмодерна:
– объективная сущность – иллюзия;
– истина неоднозначна, множественна;
– обретение знания – это бесконечный процесс пересмотра словаря;
– действительность формируется под воздействием человеческих желаний и поступков;
– человеческое познание не отражает мир, а интерпретирует его, и ни одна интерпретация не имеет преимуществ перед другой и т. п.
Одним из первых мыслителей философии постмодерна является француз Жан Франсуа Лиотар.
В своей книге «Состояние
постмодерна» (1979) он разъясняет феномен
постмодерна как
Лиотар считает, что отличие постмодернистской философии от марксистской – в утверждении идеи выбора из нескольких альтернатив, которые представляются не столько в познанном, сколько в исторической конфигурации жизненных практик, в социальной сфере.
Постмодернизм представлен современными:
– постструктурализмом (Ж. Деррида, Ж. Бордрийяр);
– прагматизмом (Р. Рорти).
Американский философ Ричард Рорти выдвинул мнение, что вся до сих пор существовавшая философия искажала личностное бытие человека, ибо лишала его творчества.
В своем учении Рорти совмещает прагматизм с аналитической философией, утверждая, что предметом философского анализа должны быть социум и формы человеческого опыта. Для него социум – общение людей, а главное в нем – интересы личности, «собеседника».
Постмодернист, французский философ Жак Деррида – один из ярчайших представителей современного постструктурализма.
Деррида критикует понимание бытия как присутствия. Он считает, что живого настоящего как такового не существует: оно распадается на прошлое и будущее.
Многие постмодернисты предлагают новый тип философствования – философствование без субъекта.
Постмодернизм – это реакция на изменение места культуры в обществе: на сдвиги, происходящие в искусстве, религии, морали в связи с новейшей техникой постиндустриального общества.
Постмодернизм предлагает перейти на гуманитаризацию, антропологизацию философского знания.
28. Бытие как философская проблема.
В философии категория бытия занимает центральное место. Она организует философскую проблематику, формирует тот способ мышления, который традиционно называется «философствование».
Категория бытия появляется на раннем этапе формирования философии. Она образует смысловой стержень, вокруг которого идет формирование самой философской мысли.
Впервые категорию «бытие» ввели древнегреческие философы Парменид, Демокрит, Платон и Аристотель, которые понимали ограниченность утверждений о существовании мира «здесь» и «теперь» и стремились понять его как единство конечного и бесконечного, постоянного и меняющегося. Так, Парменид рассматривал бытие как неизменное, единое и неподвижное. Гераклит видел в нем мир, который развивается. Именно через эту категорию они определяли отношение человека к окружающему миру, но сам мир видели по разному.
Если Парменид и Гераклит понимали под бытием весь мир, то Демокрит отождествлял бытие с простыми, неделимыми частицами - атомами. Для него бытие - это основа мира, а не весь мир. Множество, богатство мира Демокрит объяснял существование бесконечного множества атомов.
Платон под бытием понимал нечто вечное и неизменное, что может быть понято только разумом, а в результате свел бытие к бестелесному сознанию - идее. Платон противопоставил чувственное бытие (мир реальных вещей) чистым идеям - бытию идей.
Аристотель преодолел платоновское противопоставление чувственного бытия и действительного бытия (бытия идей). Он отверг учение об идеях как сверхъестественных и самостоятельных сущностях, которые не связаны с бытием отдельных вещей (чувственное бытие), и предложил различать разные уровни бытия (от чувственно- конкретного до всеобщего).
Взгляды древнегреческих философов на проблемы бытия выявили два разных подхода: в первом случае проблема бытия ограничивалась самой природой (земной мир и космос), в другом подходе в определении содержания и сущности бытия выявилась абсолютизация знаний об объективно-чувственном мире - вечных, бестелесных идеях. Но было общее во взглядах - это разграничение бытия и небытия.
Развитие научных знаний, расширение и обогащение духовного мира человека выявили ограниченность физикалистского представления о бытие. Особенно полное развитие этот новый подход к пониманию бытия получил в немецкой классической философии (Кант, Гегель, Фихте, Шеллинг). Так, для Канта бытие - это не способность вещей, а способ связи человеческих понятий и суждений. У Гегеля оно совпадало с начальным этапом развития идеального (развитие абсолютной идеи). У Фихте - создавалось деятельностью человека. Шеллинг видел бытие в свободной духовной деятельности человека.
Разными видами форм реальности выступают материальное бытие,
идеальное бытие, бытие человека и социальное
бытие. Материальное
бытие - это бытие природы, ее состояний,
явлений и процессов; это мир вещей, созданных
человеком. Идеальное
бытие порождено интеллектуальной
деятельностью человека. Это мир человеческих
мыслей и идей, это феномены личного и
общественного сознания. Бытие
человека представляет собой субъективную
реальность - тот внутренний мир, который
он сам создает, - а также все то, с чем он
взаимодействует: природные и социальные
условия его жизни, отношения с другими
людьми, те идеи, которые "витают в воздухе". Социальное
бытие включает в себя как индивидуальное
бытие человека в обществе и историческом
процессе, так и общественное бытие.
Каждая из основных форм бытия в человеческом
опыте предстает в виде конкретных типов
бытия: механического, физического, химического,
биологического, социального. Основание и внутреннее
содержание этих типов составляют простейшие
формы бытия, т.е. формы бытия отдельных
предметов, явлений, процессов, состояний.
Бытие характеризуется как бесконечным многообразием вещей, их свойств и отношений, так и их общностью. Такое представление о мире получило выражение в категориях "единичное" и "общее". Единичное - это предмет или явление в совокупности его неповторимых сторон, свойств, признаков, составляющих индивидуальную определенность предмета, которая отличает его от всех других предметов и явлений. Общее - это сходные, повторяющиеся стороны, свойства и признаки предметов и явлений.
29. Материя как предмет философствования.
Материя — философская
категория для обозначения
Материя является обобщением понятия материального и идеального, в силу их относительности. Тогда как термин «реальность» носит гносеологический оттенок, термин «материя» носит онтологический оттенок. Понятие материи является одним из фундаментальных понятий материализма и в частности такого направления в философии, как диалектический материализм.
Атрибуты и свойства материи
Атрибутами материи, всеобщими формами её бытия являются движение, пространство и время, которые не существуют вне материи. Точно так же не может быть и материальных объектов, которые не обладали бы пространственно-временными свойствами.
Фридрих Энгельс
выделил пять форм движения материи:
§ физическая;
§ химическая;
§ биологическая;
§ социальная;
§ механическая.
Универсальными
свойствами материи являются:
§ несотворимость и неуничтожимость
§ вечность существования во
времени и бесконечность в пространстве
§ материи всегда присущи движение
и изменение, саморазвитие, превращение
одних состояний в другие
§ детерминированность всех явлений
§ причинность — зависимость
явлений и предметов от структурных связей
в материальных системах и внешних воздействий,
от порождающих их причин и условий
§ отражение — проявляется во
всех процессах, но зависит от структуры
взаимодействующих систем и характера
внешних воздействий.
Историческое развитие свойства отражения приводит к появлению высшей его формы — абстрактного мышления
Универсальные
законы существования и развития
материи:
§ Закон единства и борьбы противоположностей
§ Закон перехода количественных
изменений в качественные
§ Закон отрицания отрицания
Формы движения материи
— основные типы движения и взаимодействия материальных объектов, выражающие их целостные изменения. Каждому телу присуще не одна, а ряд форм материального движения. В современной науке выделяются три основные группы, которые в свою очередь имеют множество своих специфических форм движения: