Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 13:11, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Философии".

Вложенные файлы: 1 файл

filosofia_1.docx

— 211.32 Кб (Скачать файл)

Индийская философия:

«Веды» - древнеиндийские письменные памятники культуры (буквально - "знание") содержащие религиозно-идеалистические положения, в которых силы природы воспринимаются как божества, и в которых развивается учение о слабости человека перед этими силами. В комментариях к ним - "Упанишадах" (буквально - "тайное учение") - намечается материалистическое толкование окружающей действительности, чувствуется поиск, стремление к открытию истины в вещах.

В 8-7 в. до н.э в Индии значительное распространение получил материалистическое направление локаята (от "лока" - этот мир). Сторонники этого направления отрицали потусторонний мир и считали своей задачей изучение земного, реально существующего мира, что окружает человека. Локаятиков критиковали религиозные положения "Вед", стремились доказать отсутствие божественного мира, отрицали существование и ада, и рая, утверждали, что душа человека существует вместе с телом и умирает со смертью человека.

Разновидностью философии локаята  было достаточно распространенное направление чарвака ("чар" - четыре, "вак" - слово). Его сторонники выступали против идеализма и религии в разные периоды истории Индии. Чарваки считали, что все в мире состоит из четырех элементов - огня, воздуха, воды и земли. Из таких материальных частиц состоят и живые существа, в том числе и человек.

В 6-5 в. до н.э распространяется учение вайшешика (от "вишеша" - особенность).  Вайшешики, известны прежде всего как просветители, считали, что причиной страданий людей является незнание ими сущности окружающего бытия. Поэтому целью своей философии они считали избавления людей от страданий из-за распространения истинных знаний о мире.

На этот период (6-6 в. до н.э) приходится возникновения религиозно-философского учения буддизма. На ранней стадии своего развития буддизм рассматривает весь мир как единый поток, состоящий из отдельных элементов - физических и психических дхарм, находящихся в постоянном процессе изменений. Так в природе происходят бесконечные перемены, вечное возникновение и уничтожение. Бытие - это непрерывное становление.

Позже буддизм абсолютизирует идею отречения от жизни, самоуглубления в свой внутренний мир. Согласно буддизма, путем самосозерцания и самоуглубления можно выйти из беспокойного, волнующего океана в бытие и достичь вечного  блаженства – нирваны. Эта сторона  буддизма была чрезвычайно удобным  средством покорения масс со стороны  господствующей верхушки ведь, изображая  жизнь непрерывным потоком страданий, буддизм призвал не к облегчению реальных страданий, а к уничтожению  их только в мыслях.

Индуизм - одна из индийских религий. Индуизм - это третья по числу последователей религия в мире после христианства и ислама. Большинство индуистов признают божественную реальность, которая творит, поддерживает и разрушает вселенную, но некоторые индуистские течения отвергают эту идею. Индусы всегда относились к своим философам с почтением (одним из первых президентов независимой Индии стал философ С. Радхакришнан).

Веданта - философская основа индуизма, влиятельная система древнеиндийской  философии. 

 

Главная целью индийской  философии - достижение вечного блаженства как до, так и после смерти. Это означает полное и вечное освобождение от всякого зла. Методом достижения этой цели выступает уход в себя, самоуглубление. Сосредоточившись в себе, человек постигает единое, нечувственное высшее существо. Эта мысль проходит через джайнизм и буддизм.

В индийской жизни доминирует духовный мотив. Индийская философия интересуется жизнью людей, а не заоблачными сферами. Религия в Индии не отличается догматизмом. Она является рациональным синтезом, который по мере развития философии продолжает вбирать в  себя новые представления.

 

Китайская философия:

Мыслители Древнего Китая сделали  значительный вклад в развитие философской  мысли. Древние памятники китайской  культуры "Книга перемен", "Книга о гармонии тьмы" и др. (9-7 в. до н.э) свидетельствуют, что в этот период происходила борьба между наивно-материалистическим, идеалистическим и мистическим соображениями природы. В этих книгах высказывались мнения о том, что мир предметов есть не что иное, как разнообразия нитей сообщения пяти первоэлементов мира: железа, дерева, огня, воды и земли. Но эти мысли были непоследовательными, противоречивыми, что нашло свое отражение в развитии таких течений, как конфуцианство, даосизм, моцзя.

Основателем конфуцианства был выдающийся мыслитель Древнего Китая Конфуций (551-479 pp до н.э) Конфуцианская философия имеет четко выраженный этико-гуманистический характер. Основным понятием этого учения является "жень" (буквально гуманность). Это моральный принцип, определяющий отношения между людьми в обществе и в семье. Он пропагандирует уважение и любовь к старшим по возрасту и по социальному состоянию. Каждый человек должен действовать в соответствии с тем положением, которое она занимает в обществе. Люди, считал Конфуций, должны быть взаимно великодушными, а также свято соблюдать культы предков. Основные вопросы, решаемые конфуцианством: Как необходимо управлять людьми? Как вести себя в обществе?

В 6-3 в. до н.э значительного распространение  получило наивно-материалистическое и  стихийнодиалектическое учение даосизма (от "дао" - путь, закон). Даосисты критиковали религиозные взгляды, в частности утверждение о сотворении мира богом. Основная идея даосизма сводится к тому, что жизнь природы и людей подчиняется не воле неба, богам, а закона "Дао". "Дао" - это закон самих вещей и явлений. Он, как всеобщий закон, привносит порядок в хаос вещей. "Дао" существует независимо от сознания и воли человека. Сторонники даосизма распространяли свое учение о «дао» и на сферу общественных явлений.  Все несчастья в жизни народа причиной тем, что правители нарушают естественный закон "дао".

Моцзя - философское направление и организация последователей МоДи, существовавшая в Китае в 5-3 вв. до н. э. Членам организации предписывался аскетический образ жизни, дабы они могли служить примером в осуществлении моистских принципов: “всеобщей любви и взаимной выгоды”, “экономии в расходах” и т. п.

Моисты настаивали на едином критерии нравственности: именно с целью установления “единого критерия добра и зла” в древности были избраны Сын  Неба и его помощники. Источник нравственных норм - древние “совершенномудрые” правители, следовавшие принципу “всеобщей  любви и взаимной выгоды”.  Основные взгляды ранних моистов изложены самим MoДи

Для китайского видения мира и окружающей действительности (что нашло отражение в китайской философии) характерно: 
• восприятие своей страны - Китая - как центра существующего мира;

• понимание отдельных событий, истории в целом как циклического процесса;

• осознание своей ответственности  перед Небом и Землей за правильное воплощение на Земле космических  циклов;

• восприятие человека, природы и  космоса как единого целого;

• консерватизм сознания, обращенность в прошлое, боязнь перемен;

• не выделение отдельной человеческой личности из коллектива;

• осознание беспомощности отдельного человека в борьбе против природной стихии (разливов рек, ураганов и др.); приоритет, отдаваемый коллективным (массовым) формам труда (строительство Великой Китайской стены, строительство плотин, рытье каналов, борьба с наводнениями, ирригационное земледелие и др.); отсюда - уважение и трепет перед организующей силой - государством;

• восприятие человеческой личности, коллектива, общества и государства  как единого целого; распространение  в обществе вертикальных связей (власти и подчинения), субординации, послушание начальству, восприятие главы государства (императора) высшей объединяющей силой государства, а государства - объединяющей силой общества, обожествление должности и личности императора, его власти;

• конформизм во взаимоотношениях, предпочтение покою и не деянию;

Отличительной особенностью китайской философии является абсолютное преобладание в ней практической философии, в особенности этики и политической философии. Китайские философы в первую очередь задавались вопросами, каким должен быть идеальный гражданин и идеальный правитель, что требуется для поддержания гармонии и порядка в государстве и обществе, а полемика между различными школами вращалась вокруг истинного источника гармонии в мире и обществе.

 

 

 

 

№27. Давнегреческая философия. Ранняя классика. Милетская школа (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр). Гераклит. Пифагорский  союз (Пифагор). Елейская школа (Парменид, Зенон Елейский). Атомизм Демокрита.

Древнегреческая философия - философия, одна из двух крупнейших ветвей античной философии, возникшая в Древней Греции в VI веке до н. э. и существовавшая до самого конца античности. Древнегреческая (античная) философия в своем развитии прошла четыре основных этапа:

- демократический - 7-5 вв. до н. э.;

- классический (сократический) - середина 5 - конец 4 вв. до н. э.;

- эллинистический - конец 4-2 вв. до н. э.;

- римский - 1 в. до н. э. - 5 в. н. э.

Древнегреческая философия оказала  определяющее влияние на всю историю  западной и отчасти даже мировой  философии вплоть до сегодняшнего дня. Самим термином «философия» мы обязаны  именно античности. Расцвет древнегреческой  философии приходится на 5-4 вв. до н. э.

 

Классический  период - время расцвета древнегреческой философии (совпавшее с расцветом древнегреческого полиса). Период большого синтеза. Создание первых философских систем. Ранняя классика (Архаика) или греческая натурфилософия 7-5 вв. до н. э. Первые греческие натурфилософы не касались или почти не касались вопросов этики и эстетики, уделяя внимание в первую очередь космогонии и космологии и заложив основу для последующего развития точных наук. Представители:   Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), Пифагорейцы, Элеаты (Парменид, Зенон Елейский), Атомисты и др.

Милетская школа - философская школа, основанная Фалесом в Милете, греческой колонии в Малой Азии (1-я пол. 6 в. до н. э.). Иногда милетскую школу включают в состав "ионийской философии. Исходя из принципа сохранения: «из ничего не возникает нечто», милетцы полагали единое вечное, бесконечное, «божественное» первоначало видимого многообразия вещей, источник жизни и существования космоса.

Милетская школа рассматривала  мир как живое целое; не делала принципиального различия между  живым и мёртвым, психическим  и физическим. Сама одушевлённость («душа») рассматривалась как «тонкий» и подвижный вид первовещества. Считается, что милетские философы не были материалистами в современном смысле слова. «Различие между материей и духом в те времена ещё не было установлено, а до тех пор, пока это не сделано, нельзя говорить о материалистах в том же смысле, в каком мы говорим о них сейчас».

С утратой Милетом (начало 5 в. до н. э.) политической самостоятельности, прекращается цветущий период жизни Милета и замирает развитие здесь философии. Однако в других городах Греции учения милетцев не только продолжали оказывать действие, но нашли последователей. Милетская школа оказала большое влияние на развитие материалистической мысли Древней Греции.

Фалес (7-6 вв. до н.э.) будучи купцом, использовал торговые поездки в целях расширения научных сведений. Как учёный, широко прославился в Греции, сделав удачное предсказание солнечного затмения 585 до н. э.. Фалес полагал, что всё существующее возникло из воды. Вода - первоначало для Фалеса. Из этого единого источника всё рождается постоянно. По представлению Фалеса, Земля держится на воде и окружена со всех сторон океаном; она пребывает на воде, как диск или доска, плавающая на поверхности водоёма. В то же время вещественное первоначало «воды» и вся происшедшая из него природа не мертвы, не лишены одушевлённости. Во Вселенной всё полно богов, всё одушевлено, всё имеет душу. Пример и доказательство всеобщей одушевлённости Фалес видел в свойствах магнита и янтаря; так как магнит и янтарь способны приводить тела в движение, то, следовательно, имеют душу. Фалесу принадлежит попытка разобраться в строении окружающей Землю Вселенной, определить, в каком порядке расположены по отношению к Земле небесные светила. Однако он представлял порядок светил обратным тому, который существует в действительности; Фалес полагал, что ближе всего к Земле находится т. н. «небо неподвижных звёзд», а дальше всего - Солнце.

Анаксимен (2-я пол. 6 в. до н. э.). Развил новые представления о мире. Приняв в качестве первовещества «воздух», Анаксимен ввёл новую и важную идею о процессе разрежения и сгущения, посредством которого из воздуха образуются все вещества: вода, земля, камни, огонь. «Воздух» для Анаксимена - дыхание, обнимающее весь мир, подобно тому как наша душа, будучи дыханием, держит нас. Земля -плоский диск, поддерживаемый воздухом, так же как парящие в нём плоские, состоящие из огня, диски светил. Анаксимен исправил учение Фалеса и Анаксимандра о порядке расположения в мировом пространстве Луны, Солнца и звезд. Современники и последующие греческие философы придавали Анаксимену значение большее, чем другим философам милетской школы. Пифагорейцы усвоили его учение о том, что мир вдыхает в себя воздух (или пустоту), а также элементы его учения о небесных светилах.

Анаксимандр (ок. 610-547 до н. э.).  Признал единым и постоянным источником рождения всех вещей апейрон (неопределённое и беспредельное первовещество). Он считал, что из апейрона обособляются противоположности тёплого и холодного, дающие начало всем веществам. Из тёплого и холодного возникает огненная оболочка, облекающая воздух над землёй. Притекающий воздух прорывает огненную оболочку и образует три кольца, внутри которых заключается не которое количество прорвавшегося наружу огня. Так происходят три круга: круг звезд, Солнца и Луны.

 

Гераклит Эфесский (544-483 гг. до н. э) - древнегреческий философ-досократик. Единственное его сочинение, от которого сохранилось только несколько десятков фрагментов-цитат, - книга «О природе», состоявшая из трех частей («О природе», «О государстве», «О боге»). Основатель первой исторической или первоначальной формы диалектики. Гераклит был известен как Мрачный или Тёмный, и его философская система контрастировала с идеями Демокрита, на что обратили внимание последующие поколения. Ему приписывается авторство известной фразы «Всё течёт, всё меняется» Однако точный перевод с греческого означает: «Все течет и движется, и ничего не пребывает». Согласно Гераклита, «космос» (первое употребление слова в философском контексте как синоним термина «мир») не создан никем из богов и никем из людей , а всегда был , есть и будет вечно живым огнем,  мерами воспламеняющимся и мерами угасающим. Первоначало для Гераклита - огонь. Божественный первоогонь - чистый разум. С огнем Гераклит во многих отношениях, вероятно, соотносил Логос.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"