Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 13:11, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Философии".

Вложенные файлы: 1 файл

filosofia_1.docx

— 211.32 Кб (Скачать файл)

 

Пифагор Самосский (570-490 гг. до н. э.) - древнегреческий философ, математик и мистик, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев. Историю жизни Пифагора трудно отделить от легенд, представляющих его в качестве совершенного мудреца и великого посвящённого во все таинства греков и варваров. Ещё Геродот называл его «величайшим эллинским мудрецом». Пифагор не оставил сочинений, и все сведения о нём и его учении основываются на трудах его последователей, не всегда беспристрастных. Учение Пифагора следует разбить на две составляющие части: научный подход к познанию мира и религиозно-мистический образ жизни, проповедуемый Пифагором. Деятельность Пифагора как религиозного новатора 6 в. до н. э. заключалась в создании тайного общества, которое не только ставило перед собой политические цели (из-за чего пифагорейцев разгромили в Кротоне), но, главным образом, освобождение души путём нравственного и физического очищения с помощью тайного учения (мистическое учение о круговороте переселений души). По Пифагору, вечная душа переселяется с небес в бренное тело человека или животного и претерпевает ряд переселений, пока не заслужит права вернуться обратно на небеса. В акусматах (изречениях) Пифагора содержатся обрядовые наставления: о круговороте человеческих жизней, поведении, жертвоприношениях, погребениях, питании. Акусматы сформулированы лаконично и доступно для понимания любого человека, в них содержатся также постулаты общечеловеческой морали. Более сложная философия, в рамках которой развивалась математика и другие науки, предназначалась для «посвящённых», то есть избранных людей, достойных владеть тайным знанием.

Пифагорский союз был основал Пифагором, сыном Мнесарха, уроженцем Самоса. Его расцвет приходится на время правления тирана Поликрата (ок. 530 г. до н. э.). Пифагор основал сообщество в италийском городе Кротоне. Недовольство большинства населения, не разделяющего идеалов философа, вылилось в кровавые мятежи в Кротоне и Таренте. Умер он в Метапонте, куда и переселился вследствие враждебного отношения кротонцев к его союзу. После смерти Пифагора вражда против пифагорейского союза усиливалась во всех демократиях Великой Греции и в середине 5 в. до н. э. разразилась катастрофой: в Кротоне многие пифагорейцы были убиты и сожжены в доме, где они собрались; разгром повторился и в других местах. Уцелевшие были вынуждены бежать, разнося с собой учение и мистерии своего союза. Эти мистерии дали союзу возможность существовать и тогда, когда он утратил своё прежнее политическое и философское значение. К концу 5 в. до н. э. политическое влияние пифагорейцев в Великой Греции возродилось, но с 4 в. до н. э. пифагорейство пришло в упадок, а его учение было поглощено платонизмом. Сам Пифагор, по преданию, не оставил письменного изложения своего учения, его ученик Филолай считается первым писателем, давшим изложение пифагорейской доктрины.

Заслугой  пифагорейцев было выдвижение мысли  о количественных закономерностях  развития мира, что содействовало  развитию математических, физических, астрономических и географических знаний. В основе вещей лежит число, учил Пифагор, познать мир - значит познать управляющие им числа. Считается, что учение о числах в философии пифагорейцев положило начало науке и философии. Число полагалось не только началом всех вещей, оно было основанием упорядоченности и познаваемости мира. Число понималось как мистическая реальность, более реальная, чем сами вещи, так как вещи показывают себя поверхностно, а число содержит явленное и неявленное знание о том, что оно обозначает. Теория числа имела существенное значение для последующего развития интеллектуальной мысли, так как в ней заложено понимание структурированности бытия, и потому что в ней отмечена взаимосвязь законов математики и физики. Не случайно к теории числа Пифагора обращались и обращаются мыслители последующего времени.

 

Елейская школа - древнегреческая школа философов-досократиков раннего периода, существовавшая в конце 5 - первой половине 6 вв. до н.э., в городе Элее, в Великой Греции. В отличие от большинства досократиков, элейцы не занимались вопросами естествознания, но разрабатывали теоретическое учение о бытии (предложив впервые сам этот термин), заложив фундамент классической греческой онтологии. Для Элейской школы был характерен строгий монизм в учении о бытии и рационализм в учении о познании.

Парменид из Элеи (ок. 540 до н. э. или 520 до н. э. - ок. 450 до н. э.) - древнегреческий философ и политический деятель. Свои взгляды выразил в поэме "О природе" в ней он впервые сделал понятие «бытия» предметом анализа. Занимался вопросами бытия и познания. Разделил истину и субъективное мнение. Доказывал, что существует только вечное и неизменное Бытие, тождественное мысли. Основные его тезисы таковы: "Помимо Бытия нет ничего. Также и мышление, и мыслимое есть Бытие, ибо нельзя мыслить ни о чём", "Бытие никем и ничем не порождено, иначе пришлось бы признать, что оно произошло из Небытия, но Небытия нет", "Бытие не подвержено порче и гибели, иначе оно превратилось бы в Небытие, но Небытия не существует", "У Бытия нет ни прошлого, ни будущего. Бытие есть чистое настоящее. Оно неподвижно, однородно, совершенно и ограниченно, имеет форму шар".

Зенон Елейский (ок. 490 до н. э. - ок. 430 до н. э.), древнегреческий философ, ученик Парменида. Он был известным оратором, воспевал умственные наслаждения; вел борьбу за истину и справедливость, разрабатывал логику и диалектику, развивал идеи своего учителя. Создатель диалектического учения которое строилось на поиске  доказательства противоречивости видимого и абсолютного миров. Знаменит своими апориями, которыми он пытался доказать невозможность движения, пространства и множества. Научные дискуссии, вызванные этими парадоксальными рассуждениями, существенно углубили понимание таких фундаментальных понятий, как роль дискретного и непрерывного в природе, адекватность физического движения и его математической модели и др. Эти дискуссии продолжаются и в настоящее время. Современники упоминали 40 апорий Зенона, до нас дошли 9, обсуждаемые у Аристотеля и его комментаторов. Наиболее известны апории о движении: «Ахиллес и черепаха», «Дихотомия», «Стрела», «Стадион».

 

Атомизм - натурфилософская и физическая теория, согласно которой чувственно воспринимаемые (материальные) вещи состоят из химически неделимых частиц - атомов. Возникла в древнегреческой философии. Дальнейшее развитие получила в философии и науке Средних веков и Нового времени. Термин атомизм употребляется в двух смыслах. В широком смысле атомизмом называется любое учение об атомах, в узком — древнегреческая философская школа V-IV веков до н. э., учение которой является самой ранней исторической формой атомизма.

Демокрит Абдерский (ок. 460 до н. э., Абдеры - ок. 370 до н. э.) - великий древнегреческий философ, предположительно ученик Левкиппа, один из основателей атомистики и материалистической философии. Атомистическая концепция Демокрита заключалась в том, что есть атомы и пустота; атомы движутся в разных направлениях, безостановочно, их сочетания образуют миры. Качества вещей зависят от «характера сплетения» атомов. Человек – состоит из тонких, движущихся атомов; душа, огонь, мышление, ощущения – всё атомы. Скорость атомов одинаковая; случайностей нет, есть только необходимость. Судьба – полет частиц бытия всѐ тех же атомов. Мир понимался Демокритом как громадный механизм, главный закон которого – механистическая

причинность, как целостность; идеальное  и материальное - как единая субстанция; Бог - состоит из атомов (он есть разум, и управляет миром). Демокрит учил, что Вселенная неоднородна и  её нельзя свести к одной форме  бытия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

№28. Древнегреческая философия. Зрелая классика. Протагор. Сократ.

Древнегреческая философия - выработанная греческими философами, проживавшими на территории современной Греции, а также в греческих полисах Малой Азии, Средиземноморья, Причерноморья и Крыма, в эллинистических государствах Азии и Африки, в Римской империи.

Философия зрелой классики занимает 4-ый век до н.э. и соответствует  зрелости рабовладельческого общества. Возникновению и развитию философии  зрелой классики способствовали благоприятные  социально-экономические и политические условия, сложившиеся в древней  Греции в тот период. Философия  этого периода достигает максимального  развития во всей античности. Именно в  этот период создаются обобщающие философские  концепции высокого уровня теоретизации. Философы этого времени разрабатывают  вопросы диалектики, теории познания, эстетики, педагогики, изучаются и  углубляются вопросы теории искусства, этики, экономики, психологии. Философия  зрелой классики охватывает более широкий  круг проблем, чем ранняя классика - это не только природа, космос, человек, но и общество и общественные организации, государство и формы правления.

 

Видным представителем старших софистов являлся Протагор (ок. 490 до н. э. - ок. 420 до н. э.). Свое философское кредо Протагор выразил в высказывании: "Человек есть мера всех вещей, что они существуют, и не существующих, что они не существуют" (другими словами: есть только то, что человек воспринимает своими органами чувств, и нет того, чего человек не воспринимает чувствами.), «Как мы чувствуем, так оно и есть на самом деле», «Все есть таким, каким оно кажется нам».

Он приобрел известность благодаря  преподавательской деятельности в  ходе своих многолетних странствий. Протагор - основоположник софистического образа жизни (путешествия с лекциями, преподавание за высокие гонорары, пребывание в домах богатых людей, интересующихся культурой). По преданию, воспитанник персидских магов. Софист Протагор был последовательным сенсуалистом и считал, что мир таков, каким он представлен в чувствах человека. Невозможно установить число работ Протагора, поскольку древние цитировали отдельные положения, не отмечая, были ли они включены в более крупное произведение.

Софисты считали, что «вне человеческого  сознания ничего не существует», «нет ничего раз и навсегда данного», « что хорошо для человека сегодня, то и есть хорошее в действительности», «если завтра то, что хорошо сегодня, станет плохим, то, значит, оно является вредным и плохим в действительности», «вся окружающая действительность зависит  от чувственного восприятия человека»  или "То, что здоровому человеку покажется сладким, больному покажется  горьким", «окружающий мир относителен», «объективное (истинное) познание недостижимо», « существует только мир мнения». Оригинально и революционно для  того времени и отношение Протагора  к богам: "О богах я не могу знать, есть ли они, нет ли их, потому что слишком многое препятствует такому знанию - и вопрос темен, и  людская жизнь коротка". 

Классическая греческая философия  традиционно начинается с имени Сократа, который первым обратился от натурфилософских вопросов к проблемам добра и зла, этики поведения человека.

Сократ (469 - 399 гг. до н. э.) - древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии - от рассмотрения только лишь неодушевлённой природы и мира к рассмотрению природы в целом, в том числе, природы человека, и Человека, включая его Личность. Его деятельность - поворотный момент античной философии. Он направил внимание философов на важное значение человеческой личности. Сократа называют первым философом в собственном смысле этого слова. В лице Сократа философствующее мышление впервые обращается к себе самому, исследуя собственные принципы и приёмы. Представители греческой ветви патристики проводили прямые аналогии между Сократом и Христом. Сократ был сыном каменотёса (скульптора) Софрониска и повитухи Фенареты, у него был брат по матери Патрокл. Был женат на женщине по имени Ксантиппа. Сократ считал, что благородные люди смогут управлять государством без участия философов, но, защищая истину, часто вынужден был принимать активное участие в общественной жизни Афин. Сократ излагал свои мысли в устной форме, в разговорах с разными лицами; до нас дошли сведения о содержании этих разговоров в сочинениях его учеников. Используя метод диалектических споров, Сократ пытался восстановить через свою философию авторитет знания, поколебленный софистами. Софисты пренебрегали истиной, а Сократ сделал её своей возлюбленной. В вопросах этики Сократ развивал принципы рационализма, утверждая, что добродетель проистекает из знания, и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно. Ведь добро есть тоже знание, поэтому культура интеллекта может сделать людей добрыми. Многие высказывания, традиционно относимые к историческому Сократу, характеризуются как «парадоксальные», потому что они, с логической точки зрения, вроде бы противоречат здравому смыслу.

«Сократовыми парадоксами» также  могут называться самоссылающиеся  парадоксы, образцом которых является фраза в отношении знания, также  приписываемая Сократу: «Я знаю только то, что ничего не знаю, но другие не знают и этого». Перед смертью Сократ попросил принести в жертву Асклепию петуха (обычно данный обряд совершался как благодарность за выздоровление), символизируя этим свою смерть как выздоровление, освобождение от земных оков. По мнению Сократа, этому освобождению душа философа не противится, поэтому тот спокоен пред ликом смерти.

 

29. Давнегреческая философия. Зрелая классика. Платон. Аристотель.

Древнегреческая философия - философия, одна из двух крупнейших ветвей античной философии, возникшая в Древней Греции в VI веке до н. э. и существовавшая до самого конца античности. К древнегреческой философии по идеям, методам и терминологии относится философия греческой (эллинизированной) части Римской империи, и вообще большая часть философских текстов, созданных в этот период на древнегреческом языке.

Периодизация. В соответствии с принятой периодизацией историю античной философии разделяют на три периода:

Ранняя греческая философия (до V в. до н. э.)

Классическая античная философия (V—IV вв. до н. э.)

Философия эллинизма:

Ранний эллинистический период (кон. IV—I вв. до н. э.)

Поздний эллинистический период (кон. I в. до н. э.-VI в.)

 

В эллинистический и римский  периоды получили развитие многие школы  философии. На античную философию этого  времени имели влияние также  элементы индийской философии. Самые  известные школы эллинистической  философии: эпикуреизм; скептицизм; стоицизм; неоплатонизм.

 

Платон – основоположник идеалистического направления философии. Платон является основателем идеализма. Главными положениями его идеалистического учения являются следующие:

-   материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование;

- окружающий мир («мир вещей» также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция;

-  реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы);

-  чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны;

- любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (например, кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна и т.д.);

- весь мир является отображением чистых идей (эйдосов).

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"