Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 13:11, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Философии".
А «создание истинного человека»,
в свою очередь, есть не что иное,
как восстановления в человеке и
человечестве образа Божия; тема любви
между мужчиной и женщиной оказывается
наполненной религиозным
В поле должно совершиться изменение
направления творческой энергии. Пол
рождающий преобразится в пол
творящий. Наступление творческой мировой
эпохи знаменует собой
Высший, мистический смысл любви не в поклонении и боготворении женщины как красоты, вне лежащей, а в приобщении к женственности, в слиянии мужской и женской природы в образе и подобии Божьем, в андрогине...
Но священная, мистическая идея андрогинизма имеет свое опасное, карикатурное подобие в гермафродитизме. Вывороченный наизнанку андрогинизм в "мире сем" принимает форму гермафродитизма.
49.
Экзистенциали́зм (фр. existentialisme от лат.
existentia — существование), также философия
существования — особое направление
в философии XX века, акцентирующее
своё внимание на уникальности бытия
человека, провозглашающее его
В чистом виде экзистенциализм как философское
направление никогда не существовал. Противоречивость
этого термина исходит из самого содержания
«экзистенции», так как она по определению
индивидуальна и неповторима, означает
переживания отдельно взятого индивида,
не похожего ни на кого.
Эта противоречивость является причиной
того, что практически никто из
мыслителей, причисляемых к экзистенциализму,
не был в действительности философом-экзистенциалистом.
Единственным, кто чётко выражал
свою принадлежность к этому направлению,
был Жан-Поль Сартр. Его позиция
была обозначена в докладе «Экзистенциализм
— это гуманизм», где он и предпринял
попытку обобщить экзистенциалистские
устремления отдельных
В философии существования нашёл отражение
кризис оптимистического либерализма,
опирающегося на технический прогресс,
но бессильный объяснить неустойчивость,
неустроенность человеческой жизни, присущие
человеку чувство страха, отчаяния, безысходности.
Философия экзистенциализма — иррациональная
реакция на рационализм Просвещения
и немецкой классической философии.
По утверждениям философов-экзистенциалистов,
основной порок рационального мышления
состоит в том, что оно исходит
из принципа противоположности субъекта
и объекта, то есть разделяет мир
на две сферы — объективную
и субъективную. Всю действительность,
в том числе и человека, рациональное
мышление рассматривает только как
предмет, «сущность», познанием которой
можно манипулировать в терминах
субъекта-объекта. Подлинная философия,
с точки зрения экзистенциализма,
должна исходить из единства объекта
и субъекта. Это единство воплощено
в «экзистенции», то есть некой иррациональной
реальности.
Согласно философии экзистенциализма,
чтобы осознать себя как «экзистенцию»,
человек должен оказаться в «пограничной
ситуации» — например, перед лицом смерти.
В результате мир становится для человека
«интимно близким». Истинным способом
познания, способом проникновения в мир
«экзистенции» объявляется интуиция(«экзистенциальный
опыт» у Марселя, «понимание» у Хайдеггера,
«экзистенциальное озарение» у Ясперса),
которая являет собой иррационалистически
истолкованный феноменологический метод
Гуссерля.
Значительное место в философии экзистенциализма
занимает постановка и решение проблемы
свободы, которая определяется как «выбор»
личностью одной из бесчисленных возможностей.
Предметы и животные не обладают свободой,
поскольку сразу обладают сущностью, эссенцией.
Человек же постигает свою сущность в
течение всей жизни и несёт ответственность
за каждое совершённое им действие, не
может объяснять свои ошибки «обстоятельствами».
Таким образом, человек мыслится экзистенциалистами
как строящий себя «проект». В конечном
счёте, идеальная свобода человека — это
свобода личности от общества.
50.
XX веке в связи с драматическими
событиями русской истории
Бердяев называет основной противоположностью,
которая должна развиваться в мировоззрении
философа, противоположность между духом
и природой. Дух есть субъект, жизнь, творчество
и свобода, природа — объект, вещь, необходимость
и неподвижность. Познание духа достигается
посредством опыта. Бог есть дух. Те из
людей, кто имел духовный опыт и опыт творчества,
не нуждаются в рациональном доказательстве
существования Бога. По своей сути божество
иррационально и сверхрационально.
Развивая в своем учении тему творчества
и духовности, Бердяев уделяет огромное
внимание идее свободы, в которой раскрывается
связь между Богом, Вселенной и человеком.
Он различает три вида свободы: первичную
иррациональную свободу, то есть произвольность;
рациональную свободу, то есть исполнение
морального долга; и, наконец, свободу,
проникнутую любовью Бога. Он утверждает,
что свобода не создается Богом, и поэтому
Бог не может быть ответственным за свободу,
которая породила зло. Первичная свобода
обуславливает возможность как добра,
так и зла. Таким образом, действия человека,
обладающего свободной волей, не может
предвидеть даже Бог, он выступает помощником,
чтобы воля человека становилась добром.
Экзистенциальные воззрения в творчестве Бердяева проявляются в его мыслях о проблеме личности. По Бердяеву, личность — не часть космоса, напротив, космос — часть человеческой личности. Личность — не субстанция, она — творческий акт, она неизменна в процессе изменения. Личность, проявляющая творческую деятельность, тем самым находит в себе божество.
Бердяев пытается сформулировать так называемую «русскую идею», в которой выражается характер и призвание русского народа. "Русский народ есть в высшей степени поляризованный народ, он есть совмещение противоположностей, " — считает мыслитель. В русском народе сочетаются жестокость и человечность, индивидуализм и безликий коллективизм, искание Бога и воинственное безбожие, смирение и наглость, рабство и бунт. В истории проявились такие черты национального характера, как покорность власти, мученичество, жертвенность и склонность к разгулу и анархии. Говоря о событиях 1917 года, Бердяев подчеркивает, что либерально-буржуазная революция в России была утопией. Революция в России могла быть только социалистической. По мнению философа, русская идея коренится в идее братства людей и народов, ибо русский народ по своей душевной структуре религиозен, открыт и коммунитарен. Тем не менее, напоминает Бердяев, не стоит забывать о поляризованности природы русского человека, способного к состраданию и возможности к ожесточению, стремящего к свободе, но порой склонному к рабству. В числе главных трудов Бердяева «Философия свободы» (1911), «Смысл творчества. Опыт оправдания человека» (1916), «Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии» (1923), «Истоки и смысл русского коммунизма» (1937), «Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX—XX века» (1946). Еще до начала Октябрьской революции в России получила развитие философия марксизма (Георгий Плеханов). Основным в ней считался вопрос о соотношении материи и сознания, а основным методом — диалектика, в которой выделялось три закона. Структурно философия делилась на диалектический и исторический материализм, то есть философию природы и философию истории. Природа, трактуемая как материя и объективная реальность, считалась вечной и бесконечной в пространстве и времени. Сознание интерпретировалось как «свойство высокоорганизованной материи». В рамках ленинградской онтологической школы предпринимались попытки разработки содержания понятия материи. В теории познания господствовала ленинская теория отражения. Исторический процесс воспринимался через призму соподчиненного отношения базиса (экономика) инадстройки (культура), который проходил через последовательно сменяющие друг друга формации: первобытнообщинный строй, рабовладельческий строй, феодализм,капитализм и социализм (как первой стадии коммунизма). Допускалась возможность «социализма в одной отдельно взятой стране» и «развитого социализма».
В советские годы приобрели популярность
дискуссии о природе идеального
(только «в голове» или нет? Давид
Дубровский — Эвальд Ильенков), а
также споры о природе