Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 13:11, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Философии".
В это же время подспудное становление философии культуры происходит в других течениях европейской интеллектуальной жизни (в историософии позднего нем. Просвещения (И.Г. Гаман, И.В. Гёте, Ф. Шиллер), в панэстетизме нем. романтизма (Новалис, Ф. Шлегель, А. Мюллер), во фр. политической мысли).
Следующий шаг делает гуманитарная мысль втор, пол. IXX в. Позитивизм и философия жизни создают предпосылки новой философии культуры. Их усилиями «культура» была осмыслена как возможный предмет теоретического исследования.
Появление в 1918 «Заката Европы» О. Шпенглера с его «морфологией» уникальных культур-организмов можно рассматривать как завершение этого процесса и окончательное рождение философии культуры в качестве самостоятельной дисциплины.
XX в. дает большой спектр вариантов философии культуры. В значительной мере тон философии культуры XX в. задают концепции В. Дильтея, А. Бергсона, Г. Зиммеля и баденского неокантианства (В. Виндельбанд, Г. Риккерт).
Начиная с сер. 20-х гг. оформляются
основные современные версии философии
культуры: «философия символических
форм», «рациовитализм», экзистенциальную
и религиозная философия
Острая заинтересованность проблемами философии культуры характерна для русской философии IXX-XX вв. (К.Н. Леонтьев, Н.Я. Данилевский и B.C. Соловьев. П.А. Флоренский, Андрей Белый, В.В. Иванов, П.А. Сорокин, Е. Спекторский, Г.Г. Шпет)
Свою версию философии культуры имеют такие авторитетные направления мысли, как феноменология, психоанализ, герменевтика, структурализм и др.
Определение «Культуры» неоднозначно - (от лат. cultura, от глагола colo, colere - возделывание, позднее - воспитание, образование, развитие, почитание). Культура состоит из следующих компонентов: образование, наука, литература, искусство, нравственность, право, религия, мифология, политика. Эти составляющие существуют одновременно и представляют собой единое целое.
Культура - это неотъемлемая часть человеческой жизни, это связующее звено между обществом и природой. Культура - человеческая деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура предстает также проявлением человеческой субъективности и объективности. слово cultura впервые встречается в трактате Марка Порция Катона Старшего о земледелии De Agri Cultura. А в смысле – применительно к воздействию на человеческий ум это слово встречается в работе «Тускуланские диспуты» римского оратора и философа Марка Туллия Цицерона
Культура - это весьма сложная, многоуровневая система. Считается, что структура культуры является одной из сложнейших в мире. Но, несмотря на сложности, структурирование культуры возможно.
Есть ряд видов культуры, которые нельзя отнести только к материальной или к духовной культуре. Они представляют собой "вертикальное" сечение культуры, "пронизывая" всю ее систему. Это экономическая, политическая, экологическая, эстетическая культура.
Культура выступает средством аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта. Эта роль культуры реализуется через ряд функций:
Культура |
Антикультура |
совокупность культов (фундаментальных, основополагающих ценностей), позволяющих человеческой популяции отличаться от любой звериной. |
являет собой полною противоположность собственно культуре, опираясь на прямо противоположные культы насилия, похоти и т.д. |
Веками и даже тысячелетиями культура и антикультура существовали независимо друг от друга, каждая в своей культурной нише. С одной стороны, литургия, театр, «высокое искусство» и фольклор. С другой стороны, вакханалия, гладиаторский цирк, коррида, петушиные и собачьи бои, турниры и кулачные бои, сквернословие, порнография и т. д. Проявление антикультуры можно увидеть у поэта Шарля Бодлера с его сборником стихов «Цветы Зла» (1857 г.). По нынешним меркам, в сравнении с последними «достижениями» антикультуры, в них трудно найти что-либо порочное. Тем не менее, в литературоведении автор удостоился вердиктов: эстетизация пороков, заигрывание со злом и т. п. У автора нашлись многочисленные последователи, результатом чего был Декаданс, упадок искусства, и мы не должны забывать, что возвышенно-романтическое словосочетание Серебряный Век, которым мы сегодня по праву гордимся, в глазах современников, согласно античной традиции, был всего лишь ступенью ниже Золотого века западной культуры. Тем не менее, никогда культура и антикультура не могут существовать отдельно, поскольку питаются друг другом.
Контркультура |
специфический вид субкультуры (часть культуры общества, отличающейся своим поведением от преобладающего большинства) С точки зрения культурологии, контркультура - это течение, которое отрицает ценности доминирующей культуры. |
№22. Проблема Запад-Восток. Славянский мир.
С тех пор, как было осознано принципиальное различие западных и восточных культур, наука не перестает решать проблемы взаимодействия тех и других. Весь комплекс этих проблем был обобщен и получил название проблемы «Запад-Восток». Исследования проблемы Запад-Восток имеет общефилософское обоснование. При этом все частные проблемы стали аспектами этой единой проблемы.
Когда мы задумываемся над глубинным смыслом слов «Восток» и «Запад», то перед нами, как правило, возникают эстетически отличные между собой явления; ментальные различия – различия в морали и в глубинной мотивации поступков. Различия западного и восточного бытия есть различием ментальностей.
М. Вебер составил примеры глубокой
дифференциации систем ценностей (смысловые
антиномии культур) Запада и Востока:
демократия (свобода, равенство) - деспотизм,
аскеза - мистика, научное знание/рациональность
- интуиция/вживание в мир, динамизм/развитие
- неподвижность/стабильность, модернизация/инновативность
- традиционность/ритуал, логос - дао, индивидуализм/личность
- коллективизм/государство, активное
технико-технологическое
Но проблематизация стереотипа Запад-Восток не сводится к простому противопоставлению, она не существует без взаимодействия или взаимоотношений, без так называемого диалога. Взаимопроникновение Запада и Востока - один из важнейших динамических элементов их культуры и философии. Владимир Соловьёв писал: «через всю жизнь человечества проходит большая дискуссия Запада и Востока». Но тем не менее сам диалог 3апад-Восток обычно сводится к простейшим формам компромисса между культурными системами.
Понятие метакультура - это бытие, выходящее за пределы одной культуры и объединяющее несколько культур. Так Запад - это метакультура, сформированная на основе национальных мифологий под влиянием античных и христианских ценностей. А Восток – это метакультура объединяющая культуры Индии и Китая, а также культуры, которые исторически связанны с ними и несут на себе черты их ментальности - японская, тибетская, индокитайская и др. Для восточного способа бытия определяющими являются буддийская культура в ее взаимодействии с конфуцианством и даосизмом (Китай), разнообразными течениями индуизма (Индия), а также с различными национальными мифологиями.
Метакультура запада: социально активна, динамична, склона к инновациям, формирует духовно зрелую ответственную личность и озабочена нравственной стороной религиозной жизни, ее влиянием на различные сферы жизни человека, общества. Запад пошел по пути индивидуализма, законности и правопорядка.
Метакультура востока: созерцательна, аскетична, озабоченна больше чистотой вероучения, чем осуществлением нравственной правды, социально пассивна, и т.д. Восток сохранил общинность и чувство соборности.
Сложность заключается в преодоления
стереотипа в трактовке взаимосвязи
Запада и Востока, в самом поиске
компромисса. Проблема Запад-Восток гораздо
шире традиционной взаимосвязи-противопоставления
Запад-Восток. В балладе Р. Киплинга
сказано: нет Востока, и Запада нет,
нет границ у племен земли, когда
сильный и сильный лицом к
лицу стоят, хоть откуда пришли. Проблема
может быть понята так: если взаимодействие
сил неизбежно, то переход от конфликта
к мирному событию возможен только
через взаимопризнание
Несмотря на все различия, возникает взаимопроникновение Запада и Востока, но в их культурном развитии есть определенный параллелизм. Восток символизирует начало, весну, возрождение и обновление, воскресение, спасение, наступление грядущего. Запад ассоциировался с концом, осенью, зрелостью и завершенностью достижений любого рода, подведением итогов.
В наши дни противоречивость ценностей Запада и Востока обостряется в связи с масштабностью и глубиной сегодняшней постановки вопроса о судьбах человеческой цивилизации в целом. Но не смотря на это на основе диалога всех культур народов Земли постепенно развивается единая мировая культура, усиливается единство и братство народов, формируется, выражаясь в терминах русской философии, всечеловечество.
Что касается славянского мира, то его, рассуждая о Западе и Востоке, нельзя обойти. Этот мир очень непростой. Он занимает промежуточное положение между Западом и Востоком. Но в той мере, в которой славянство является христианским регионом, оно принадлежит Западу.
№23. Восточный путь. Буддистское мировосприятие. Идея страдания и кармы.
*Восточный путь человеческого бытия, основан на диалоге буддийского мировосприятия с индуизмом, а также даосизмом и конфуцианством.
Главным тезисом буддийского