Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 16:12, шпаргалка
1. Мировоззрение, его структура и исторические типы. Специфика философского мировоззрения.
2. Предмет философии, ее основные геосоциокультурные типы.
3. Основные разделы философии и их проблематика. Философский идеализм и материализм.
4. Социокультурный статус и функции философии, ее соотношение с наукой, идеологией, искусством, религией.
5. Социокультурная специфика Древнего Востока. Религиозно-мифологический характер древнеиндийской философии.
6. Рационально-практическая и этико-административная направленность философии Древнего Китая, ее основные школы.
7. Натурфилософские школы ранней греческой философии.
8. Философский метод и этический рационализм Сократа. Философские учения Платона и Аристотеля.
9. Основные принципы философского мировоззрения Средневековья. Философская проблематика периодов патристики и схоластики.
Философ был сторонником этического рационализма, согласно которому:
• любое знание есть добро;
• любое зло, порок совершается от незнания.
Поэтому философия становится средством формирования добродетели.
Историческое значение деятельности Сократа в том, что он:
• способствовал распространению знаний, просвещению граждан;
• искал ответы на извечные проблемы человечества — добра и зла, любви, чести и т. д.;
• открыл метод майевтики, широко применяемый в современном образовании;
• ввел диалогический метод нахождения истины — путем ее доказательства в свободном споре, а не декларирования, как это делал ряд прежних философов;
• воспитал много учеников, продолжателей своего дела (например, Платона), стоял у истоков целого ряда так называемых «сократических школ».
Платон (427 г. до н.э. - 347 г. до н.э.) был самым известным учеником Сократа. Историческое значение философии Платона в том, что:
• впервые философом оставлено целое собрание фундаментальных произведений;
• положено начало идеализму как крупному философскому направлению (так называемая «линия Платона» — противоположность материалистической «линии Демокрита»);
• впервые глубоко исследованы проблемы не только природы, но и общества — государство, законы и т. д.;
• были заложены основы понятийного мышления, произведена попытка выделить философские категории (бытие — становление, вечное — временное, покоящееся — движущееся, неделимое — делимое и др.);
• была создана философская школа (Академия), просуществовавшая более 900 лет, где выросли многие видные последователи Платона.
Последним великим философом Эллады, деятельность которого завершает по-настоящему творческий период ее истории, был Аристотель (384 г. до н.э. - 322 г. до н.э.) - ученик Платона, отошедший от многих фундаментальных положений платонизма и создавший собственную философскую школу Ликей. Творчество Аристотеля поражает своей энциклопедической разносторонностью. Он занимался естественными науками и поэтикой, проблемами государственного устройства; был создателем логики и психологии. Учение Аристотеля оказало огромное воздействие на последующий ход развития европейской философии.
Историческое значение
• внес существенные коррективы в ряд положений философии Платона, критикуя учение о «чистых идеях»;
• дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека;
• выделил 10 философских категорий;
• определил сущность материи;
• выделил шесть типов государства и дал понятие идеального типа - политии;
• внес существенный вклад в развитие логики (дал понятие дедуктивного метода — от частного к общему, обосновал систему силлогизмов — вывода из двух и более посылок заключения).
Творчество Платона и Аристотеля послужило основой для развития философской, эстетической, этической и социально-политической мысли стран Запада, формирования европейской науки и культуры в целом. Таким образом, в рамках античной философии сложились важнейшие проблемные поля философии как таковой и обозначились стратегии их дальнейшей динамики, были заложены основы онтологии и метафизики, гносеологии и логики, антропологии и психологии, философии истории и эстетики, моральной и политической философии. Развитие античной философии положило начало формированию категориального аппарата философии, определило жанры философствования и варианты функционирования философии в культуре. Философия Древней Греции не только задала основные стратегии мирообъяснения, но и сформировала духовные ценности западной культуры в целом. Эти ценности в эпоху Нового времени легли в мировоззренческий фундамент техногенной цивилизации, активно-преобразующее отношение к социально-природному миру.
1. Основные принципы
философского мировоззрения
Средневековье — период европейской истории, занимающий отрезок времени с V по XV в. Основаниями средневековой философии были принципы теоцентризма, креационизма, откровения, провиденциализма, традиционализма.
Теоцентризм ставит в центр философствования Бога. Подлинным бытием обладает только Бог, ему приписываются те атрибуты, которыми античные философы наделяли бытие. Он вечен, неизменен, самотождественен (всегда равен самому себе), ни от чего не зависит и является источником всего сущего. Сотворенный мир не обладает такой самостоятельностью, ибо существует не благодаря себе, а Богу-творцу; отсюда происходят непостоянство, изменчивость, преходящий характер всего, что мы встречаем в мире.
Согласно христианскому догмату, Бог сотворил мир из ничего, сотворил актом своей воли, благодаря своему всемогуществу. Божественное всемогущество продолжает каждый миг сохранять, поддерживать бытие мира. Такое мировоззрение носит название креационизм - от латинского слова «creatio», что значит «творение», «созидание».
Идея божественного откровения составляла фундамент учения о познании. Христианский Бог, сам по себе не доступный для познания, тем не менее открывает себя человеку, и его откровение дано в священных текстах Библии, толкование которых и есть основной путь познания. Таким образом, знание о несотворенном божественном бытии можно получить только сверхъестественным путем, и ключом к такому познанию является вера. Что же касается сотворенного мира, то он - хотя и не до конца - постижим с помощью разума.
Провиденциализм – божественное предопределение всего хода истории в направлении человеческого спасения. В период раннего средневековья можно заметить острый интерес к проблеме истории, нехарактерный в такой мере для античного сознания. Ожидание Страшного суда, то есть эсхатологическая установка средневекового мышления (эсхатология, от греч. eschatos - последний, конечный) приковывала внимание философов к постижению смысла истории.
Традиционализм. В отличие от античности, где истиной надо было овладевать, мучаясь сомнениями, средневековье пребывало в уверенности о высшем характере и единственности истины Священного Писания (Библии). Ее можно было лишь комментировать, не выходя за границы религиозных догматов. Авторитетными источниками считались также труды отцов церкви. Опора на авторитеты и верность одной духовной традиции объясняют крайнюю нетерпимость к ересям, любому свободомыслию.
Основными этапами развития средневековой философии являются патристика и схоластика. Патристика (от лат. patres — отцы) — этап в истории философии, охватывающий период со II по VIII в. Этот термин обозначает совокупность теологических и философских доктрин первых христианских мыслителей, так называемых «отцов церкви» — Августина Блаженного, Василия Великого, Григория Нисского, Оригена и др. Для патристики характерно интеллектуальное оформление и разработка христианской догматики и философии, развивавшейся под влиянием идей Платона. Главные проблемы патристики: сущность Бога, отношение веры и разума, души и тела, свободы человека, происхождение добра и зла и др. Первый выдающийся ум патристики – Августин Аврелий, прозванный Блаженным (354-430). Главное его сочинение — «О граде Божием». В этом сочинении он обосновал идею церкви как вселенской организации. Католическая церковь была создана в соответствии с его идеями. Августин интересен тем, что, во-первых, он хотел объединить все народы не в государственном смысле (это было невозможно), а в духовном, во-вторых, он резко противопоставлял духовное бытие человека физическому, разделив мирскую и церковную жизнь, всячески принизив и даже опорочив первую и возвысив вторую. Августин явился родоначальником платонизма в христианской философии. Христианский платонизм господствовал в Европе вплоть до 13 века, когда был заменен христианским аристотелизмом Фомы Аквинского.
Эпоха схоластики (от греч. schola — ученая беседа, школа) продолжалась с VIII по XV века. Цель схоластической философии заключалась в оправдании веры посредством разума, то есть в рациональном обосновании веры в Бога и христианского вероучения. Представителями средневековой схоластики являлись И. Росцелин, П. Абеляр, У. Оккам, И. Дунс Скот и Фома Аквинский. Главная отличительная особенность схоластики состоит в том, что она сознательно рассматривает философию как «служанку теологии». Философствование идет в форме комментирования Библии, текстов отцов церкви и христианской обработки сочинений античности. Схоластики абсолютизировали книжное знание. Их споры часто были оторваны от реальных проблем жизни. Поэтому в последующем схоластику большей частью воспринимали отрицательно. Тем не менее в ее недрах высвечивалось много важных проблем. Так, схоласты дали своей дискуссией о природе общих понятий (универсалий) хороший материал последующим поколениям философов и ученых для анализа проблем языка и мышления. Участников дискуссии называли реалистами и номиналистами. Реализм и номинализм – средневековые формы идеализма и материализма. Крупнейший философ периода схоластики – Фома Аквинский (1225 - 1274). Основные произведения: «Сумма теологии», «Сумма философии». Ф. Аквинский преодолел крайности номинализма и реализма и, опираясь на учение Аристотеля, обосновал основные принципы христианской теологии. Выдвинутый им принцип гармонии веры и разума утверждал необходимость использования философии для более доступного изложения и обоснования истин религии. Наука дает знания, полезные в земной жизни, но истина Божья – это «знание выше мудрости». Фома Аквинский считал недостаточным онтологическое доказательство существования Бога (то есть «очевидное» доказательство существование Бога, выводимое из существования его творения — окружающего мира, как считал Августин Блаженный). Фома выдвинул пять собственных доказательств существования Бога.
Философская мысль в средние века развивалась не только в Западной Европе, но и на Востоке, в Византии. В отличие от Западной Европы, в Византии никогда не прерывалась античная философская традиция; самым развитым и влиятельным философским направлением поздней античности был неоплатонизм, систематизировавший учение Платона об идеях как единственно подлинном бытии с помощью методов аристотелевской логики. Из традиционных философских тем первенствовала моральная проблематика.
Значение средневековой философии в том, что она:
• стала связующим звеном между античной философией и философией Возрождения и Нового времени;
• способствовала расчленению философии на новые сферы (помимо онтологии — учения о бытии, полностью сливавшегося с античной философией, выделилась гносеология —учение о познании);
• способствовала разделению идеализма на объективный и субъективный;
• положила начало появлению в будущем эмпирического и рационалистического направлений;
• пробудила интерес к осмыслению исторического процесса;
• выдвинула идею оптимизма, выразившегося в вере в победу добра над злом и в воскрешение.
2. Формирование новых принципов культуры и гуманистической традиции в философии Возрождения. Пантеизм и натурфилософия Возрождения. Становление новой картины мира.
Переходная эпоха между средневековьем и Новым временем (XIV—нач.XVII вв.) носит название Возрождения (или Ренессанса). Характерная особенность, по которой эта эпоха получила свое название, - возрождение античной культуры, в ней видели образец для человеческой деятельности. Экономической предпосылкой Возрождения был переход от натурального хозяйства к товарно-денежным отношениям. Развивались торговля и ремесла, появились книгопечатание и первые мануфактуры. Важной духовной предпосылкой стал непосредственный контакт со всем богатством древнегреческой мудрости через византийскую философию, множество представителей которой, вместе с библиотеками рукописей, приехало в Италию после захвата турками Константинополя в 1453 г.
Под влиянием социально-экономического прогресса шло формирование новых принципов культуры:
• антропоцентризм - особое внимание к человеку, воспевание его силы, величия, возможностей;
• гуманистическая направленность на изучение человека и стремление доказать его самоценность;
• антиклерикализм (критика недостатков церкви);
• секуляризация культуры и общкства (их постепенное отделение от церкви);
• антисхоластическая направленность;
• индивидуализм, признание права самому выбирать жизненый путь;
• активизм, признание ценности любого полезного труда;
• эстетизм – особо сильное выражение философско-гуманистических идей в искусстве Возрождения.
К числу отличительных особенностей философии Возрождения относятся антропоцентризм, гуманизм, антисхоластическая направленность, пантеизм. В центре внимания в эпоху Возрождения оказался человек. Для философов он являлся прежде всего творцом, созидающим новый мир, созидающим красоту, наконец - самого себя. Гуманизм этой исторической эпохи (признание человека личностью, утверждение его права на творчество, свободу и счастье) впервые предстал в качестве целостной системы взглядов. Он открыл целую эпоху напряженной борьбы философии со схоластикой за новый стиль философствования, возрождающий свободный диалог, спор в движении к истине. В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы. Основой ее понимания являлся пантеизм, отождествлявший Бога и природу.